Преосвященный Никодим (Казанцев),
епископ Чебоксарский,
временно управлявший Вятской епархией

Епископ Леонид (Толмачев)

Среди иерархов Русской православной Церкви XIX века достаточно незаурядных личностей, оставивших в церковной истории память о себе как о талантливых администраторах и проповедниках, и просто как о замечательных людях. Жизненный путь многих архиереев дореволюционного времени можно проследить не только по послужным спискам и кратким биографиям, но и по обширной переписке, которая велась ими со многими известными людьми. Ещё одним из источников сведений о жизни иерархов были их дневники и воспоминания, а также мемуары лиц, сталкивающихся с ними в различных обстоятельствах.

Ведение дневниковых записок было ежедневной потребностью и преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского. Уникальный и особенный случай, когда архиерей более сорока лет своей жизни вёл дневник. В своих дневниковых записях владыка описывал, как промысел Божий вёл его по жизни, знакомил порой самым удивительным образом с интересными людьми, проводил через горнило испытаний, укрепляя на спасительном пути и взращивая для жизни будущей. Записки епископа Никодима представляют интерес не только для церковных учёных, изучающих историю Русской Церкви и её иерархии дореволюционного времени, но и приносят существенную пользу для читающих их простых людей.

Никита Иванович Казанцев (так звали епископа Никодима в миру) родился 5 сентября 1803 года в селе Комлеве Знаменском Рузского уезда Московской губернии в семье дьячка. Семи лет он поступил в Звенигородское духовное училище, а из него в 1818 году перешёл в Вифанскую духовную семинарию. Затем в 1826 году Никита поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1830 году. На последнем курсе академии Никита принял монашество с именем Никодим в честь праведного Никодима, тайного ученика Христова, и был посвящён в иеромонаха.


Преосвященный Никодим (Казанцев)

С 1830 года для него началось служение на духовно-учебном поприще. 23 года продлилась его педагогическая деятельность. Иеромонах, а впоследствии архимандрит Никодим занимал должности инспектора и ректора многих духовных семинарий. 11 февраля 1835 года он стал ректором Вятской духовной семинарии. Архимандрит Никодим в должности ректора состоял до 1841 года, но в реальности уехал в Санкт-Петербург ещё в 1838 году, когда был вызван обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. Протасовым для помощи в преобразовании духовно-учебных заведений. Однако он не оправдал надежды графа, а потому в 1841 году вновь занял должность ректора одной из семинарий. Такая долгая задержка в должности ректоров некоторых семинарий была в том, что настроения графа, желавшего преобразовать духовные школы, не были поддержаны архимандритом Никодимом.

Архимандрит Никодим оставался ректором до 1853 года, в конце которого был снова вызван в Санкт-Петербург, и уже 14 февраля 1854 года был рукоположен в епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Лишь только спустя 7 лет он занял самостоятельную кафедру, получив в управление новооткрытую Енисейскую епархию. С 1862 по 1870 год епископ Никодим был епархиальным архиереем в городе Красноярске, где и пребывал до самого ухода на покой в подмосковный Николо-Перервинский монастырь. Скончался он 11 июня 1874 года, переехав из монастыря в город Дмитров к своей родной сестре. Погребение его состоялось в Успенском соборе города1.

Несмотря на такую, казалось бы, неблестящую карьеру, епископ Никодим резко выделяется из ряда современных ему иерархов. Он всю свою жизнь вёл напряжённую внутреннюю работу над собой: «ни один шаг его жизни, ни одна мысль не осталась неосмысленной, необдуманной с разных сторон, неоцененной по достоинству, искренне»2. Именно для того, чтобы постоянно наблюдать за собой, владыка вёл дневник. С 1829 года он делал ежедневные записи, и на протяжении всей своей жизни вёл научные занятия, которые не прекращались даже после ухода на покой. Его письменное наследие включало в себя около 70-ти рукописных книг, содержанием которых, кроме дневниковых записей, были труды богословского характера, различные переводы и статьи на церковно-общественные темы.

Благодаря тому, что епископ завещал свою библиотеку и письменное наследие Красноярскому кафедральному собору, эти рукописи сохранились до нашего времени. Правда, во времена послереволюционного лихолетья некоторые рукописи всё же были утрачены, но большая их часть сохранилась и составляет 229 единиц хранения фонда епископа Никодима, находящегося в Государственном архиве Красноярского края (ГАКК. Ф. 561).

Надо сказать, что издание его письменного наследия началось почти сразу после кончины, но было прервано революционными событиями XX века. Значительная часть записок епископа Никодима была опубликована в различных духовных и светских журналах, епархиальных ведомостях дореволюционного времени. Перечень и классификация этих публикаций уже были сделаны в некоторых исследованиях3. Наряду с этим были описаны и материалы, сохранившиеся в фонде епископа, показана их ценность как источников не только по истории Русской Церкви, но и по истории Сибири4. Кроме того, появились новые переиздания дневниковых записок владыки, ранее публиковавшихся на страницах Енисейских епархиальных ведомостей5.

Были опубликованы воспоми­нания и о вятском периоде его педагогической деятельности, в которых описывается в мельчайших подробностях его жизнь в стенах Вятского Трифонова монастыря, архимандритом которого являлся ректор семинарии6.

Однако, кроме ректорства в Вятской духовной семинарии, преосвященный Никодим ещё и управлял Вятской епархией, о чём пока не имеется исследований, но есть только упоминание в некоторых его кратких биографиях7. Владыка Никодим очень сожалел, что ему не удалось стать Вятским епископом, хотя он на это и надеялся. Он управлял Вятской епархией с 18 мая 1859 по 25 марта 1860 года, когда епископ Вятский Елпидифор (Бенедиктов) был вызван на заседания Святейшего Синода8.

В фонде епископа Никодима сохранилось совсем немного документов о вятском периоде его служения. Это прежде всего письма епископа Вятского Елпидифора к епископу Никодиму, написанные ему из Санкт-Петербурга и заключающие в себе ответы на вопросы по управлению епархией9. Воп­росы со­стояли в назначении различных лиц на священнические, дьяконские и причетнические места, посещении городов епархии (Слободского и Глазова), и, конечно же, владыке Никодиму сообщалось о петербургских новостях и о перемещении архиереев. Сохранились и некоторые проповеди за 1859 год, произнесённые епископом Никодимом в храмах городов Вятки, Слободского и Глазова10. Имеется журнал его архиерейских служений в Вятской епархии11 и описание его возвращения из Вятки в Казань12.

После возвращения в Казань к своему викарному служению епископ Никодим не забывал Вятской епархии. Сохранились дневники за 1860–1861 годы, в которых с подробностями расписаны все дни жизни владыки. Имеются в них сведения и о Вятской епархии. Он пишет небольшие воспоминания о своём служении в Вятке. Иногда эти воспоминания происходили в период его одиночества13, а иногда возникали в связи с посещением различных лиц из Вятской губернии14 как духовных, так и светских. Когда же епископ Никодим в конце 1861 года был назначен в новооткрытую Енисейскую епархию и поехал в Красноярск, то в его дневнике и в описании путешествия появились записи о проезде 8 декабря через г. Малмыж Вятской губернии15.

Из всех перечисленных материалов о вятском периоде епископа Никодима больший интерес представляют журнал его служений в Вятской епархии и его путешествие из Вятки в Казань.

Записи архиерейских служений начинаются с 31 мая 1859 года и заканчиваются 20 марта 1860 года. Это своеобразный дневник его богослужений в епархии, на основе которых можно проследить, где и когда служил владыка в этот период. В нём указывается число, память святого и праздник, место службы, её название и кто был за неё рукоположен в священный сан или посвящен в стихарь. Становятся известными имена и фамилии лиц, рукоположенных к храмам в разных местностях Вятской епархии.

Описание путешествия из Вятки в Казань начинается объяснением, как владыка Никодим был назначен временно управляющим Вятской епархией, а затем описывается его путешествие по селениям Вятской епархии, которые сейчас территориально входят в состав Вятской, Уржумской и Казанской епархий.

Епископ Никодим размышляет, почему ему не благословили дальнейшее управление епархией, описывает ожидания новоназначенного епископа в Вятку преосвященного Агафангела. Довольно интересно он описывает само путешествие, которое пришлось в самую весеннюю распутицу. У читающего строки путешествия перед глазами встаёт прекрасная весенняя природа и окружающая местность по дороге. Описывая встречи с духовенством и светскими властями, владыка даёт краткие характеристики людей, не скупясь и на резкие слова. В его воспоминаниях о путешествии встречаются описания храмов, домов священнослужителей и господских, в которых он останавливался на ночлег или гостеприимно был приглашаем для угощений.

В публикации журнала архиерейских служений и в описании путешествия сохранён стиль письма епископа Никодима.

Примечания

1 Леонид (Толмачев), архим. Епископ Никодим (Казанцев) на покое в Николо-Перервинском монастыре (1870–1874 гг.) // Платоновские чтения : сб. материалов чтений, 1 дек. 2014 г. / Перервин. духов. семинария. М., 2015. С. 74–88.
2 [Александров М.]. Преосвященный Никодим, первый епископ Енисейский и Красноярский // Енисейские епархиальные ведомости (ЕЕВ). 1888. № 20 (Отд. неофиц.). С. 296.
3 Матханова Н. П. Записки Никодима (Казанцева), епископа Енисейского и Красноярского // Традиция и современность. 2007. № 7. С. 84–96; Малашин Г. В. Учреждение Енисейской епархии и ее первый архипастырь // Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ, 1861–2011 гг. Красноярск, 2011. С. 75–101.
4 Антипов М. А. Новые источники по истории российской иерархии XIX в. : (по материалам архивов) // Вторые Димитриевские чтения : материалы науч. конф., 9–10 нояб. 1996 г. СПб., 1997. С. 93–105; Записки первого Енисейского епископа Никодима (Казанцева) как новые источники по истории российской иерархии XIX века // Возрожденная епархия : ист.-публ. и лит.-худож. альм. Красноярск, 2005. Вып. 1. С. 28–31.
5 Аржаных О. П. Преосвященный Никодим, епископ Енисейский и Красноярский : дневники, 1861 г. Красноярск, 1997; Дневник епископа Никоди­ма / публ. О. П. Аржаных // Сибирские владыки. Красноярск, 2005. Кн. 1 : Начало. С. 89–139.
6 Из записок преосвященного Никодима (Казанцева), епископа Красноярского // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1905. Вып. 3, 8; 1913. Вып. 1/3.
7 Записки преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского / сообщ. и предисл. А. Титова // Душеполезное чтение. 1911. Ч. 2. С. 342.
8 7 января 1859 года епископ Елпидифор (Бенедиктов) был вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде, а 7 января 1860 года он был назначен в Таврическую епархию с возведением в сан архиепископа, но вследствие болезни поехать в епархию не смог. 25 мая 1860 года он был уволен на покой по прошению. Скончался 31 мая 1860 года. Погребён в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви у правого клироса (Елпидифор (Бенедиктов) // Древо. URL: http://drevo-info.ru/articles/13538.html – дата обращения 04.10.2017).
9 Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 561. Оп. 1. Д. 10. Л. 107–139, 247–248 об.
10 Там же. Д. 91. Л. 1–3 об., 9–24 об., 32–37, 45–46 об.
11 Там же. Д. 36. Л. 41 об. – 44 об.; Д. 46. Л. 1–6.
12 Там же. Д. 152. Л. 1–15 об.
13 Там же. Д. 151. Л. 11 об. – 12, 32, 101 об.; Д. 153. Л. 83.
14 Там же. Л. 19 об., 20, 61, 110, 120 об., 122 об. – 123; Д. 153. Л. 4 об., 6 об., 12–12 об., 50, 54, 89, 94 об.
15 Там же. Д. 153. Л. 107 об.; Д. 152. Л. 24 об. – 25.