Ещё один святой на Вятской земле.
Увицкие и Васнецовы

Т. В. Малышева

В небольшом приморском городке Хосте под Сочи живут Валентина Викторовна Увицкая и её племянница Наталья Владимировна. Увицкие – старинный дворянский род, известный ещё с ХIV века. Основатели рода жили в Казани, а потомки – в Поволжье, на Урале и в Вятском крае. Разговорившись на экскурсии с нашим земляком, народным мастером России Геннадием Яковлевичем Лопатиным, Наталья Владимировна собрала фотографии предков и передала для вятских краеведов. Хостинцы больше хотели узнать о Никаноре Сергеевиче Увицком – дедушке Валентины и прадедушке Натальи. И ещё – как Увицкие связаны с Васнецовыми.

По перечню вятских родов Василия Старостина в Вятской губернии проживало несколько семейств Увицких в городах Вятка, Орлов, Нолинск, Уржум, Малмыж, Сарапул…

О семье Увицких нашлись очень ценные сведения в Государственном архиве Кировской области за 1890 г. Краеведом Натальей Андреевной Баженовой установлено, что семья уже немолодого священника села Лопьял Уржумского уезда состояла из главы Сергея Фёдоровича Увицкого 73 лет и его жены Евдокии Ивановны 67 лет. Их четыре сына и три дочери несли службу или жили своими семьями.

На групповых фотографиях, сделанных в г. Уржуме, но присланных из г. Хосты, мы видим скромного учителя греческого языка и церковного пения в Нолинском духовном училище (1880-е гг.). На фотографии выпускников училища он в парадном мундире с наградами. Это Василий Сергеевич Увицкий, родившийся в 1846 г. Его младшая сестра Любовь (р. 1860) вышла замуж за преподавателя Нолинского училища Николая Кошурникова. Василий Сергеевич, вероятно, и стал тем инспектором учебных заведений, который своей солидностью и важностью наводил страх на подчинённых, но не имел семьи, будучи состоятельным, помогал родственникам в г. Вятке.

Больше сведений сохранилось об их отце Сергее Фёдоровиче Увицком, который начинал своё священническое служение и проходил должность наставника сельского училища с 1845 по 1855 г. в с. Турек Уржумского уезда. Хорошо овладев марийским языком, он стал миссионером по Уржумскому уезду для утверждения в православной вере новокрещенных из черемисов. Им было окрещено 85 язычников. Сергей Фёдорович награждался за выполнение миссионерских обязанностей набедренником, бронзовым крестом на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 годов, за ревностное служение пожалован фиолетовой скуфьёю, наперсным крестом и в 1876 г. орденом Св. Анны 3-й степени. В 1895 г. его вдова Евдокия Ивановна осталась в Лопьяле не одинокой, сюда попросил назначение их сын Никанор.

Брат Василия, Любови и Никанора Николай Сергеевич сделал военную карьеру. Он получил воинские награды: Георгиевский крест 4-й степени и медаль участника русско-турецкой войны 1877–1878 гг., в 1890 г. в возрасте 36 лет был становым приставом в Воткинском заводе. В 1898 г. он, уже в чине коллежского асессора, служил в полицейском управлении г. Малмыжа. Его племянник Виктор, сын брата Никанора, учился в г. Сарапуле, поблизости от г. Воткинска и г. Малмыжа. Николай, по сведениям хостинцев, не был женат и помогал воспитывать детей брата Никанора, а также младшей многодетной сестры Марии Сергеевны, рано оставшейся без мужа.

О сестре Марии Сергеевне Увицкой следует сказать особо. Её мужем стал дальний родственник братьев Васнецовых, их шестиюродный племянник Владимир Фёдорович Васнецов из знаменитого священнического рода.

В 1840-е годы в с. Лопьяле проживала семья Михаила Васильевича Васнецова, здесь родились его сыновья Николай и Виктор (ставший знаменитым русским художником). Несмотря на то, что семья Васнецовых в 1850 г. оставила уржумские места, Николай вернулся после окончания Вятской духовной семинарии на родину, но не священником, а учителем земского начального училища (1868–1872). После отъезда из Вятки Виктора и Аполлинария братья Николай, Аркадий, Александр десятилетия жили и учительствовали в Уржумском уезде, постепенно перебираясь в губернский центр. Последним покинул этот край в 1901 г. Александр.

Если вновь обратиться к семье Увицких, то, кроме уже названных, в 1890 г. сын Александр Сергеевич (р. 1856) служил дьяконом в Воскресенской церкви в г. Уржуме, а сын Никанор Сергеевич (р. 1847) – дьяконом в церкви большого села Хлебниково, расположенного в Уржумском уезде южнее Лопьяла и Турека. В село Турек за священников вышли замуж две сестры Увицкие – Анна Сергеевна (р. 1844) и Мария Сергеевна (р. 1864). На семейной фотографии 1905 г. (из архива потомков Увицких в г. Хосте), скорее всего, изображены семьи Александра, Марии и Никанора. Никанор здесь самый старший, ему положила руку на плечо девушка, похожая на мать, хрупкую, интеллигентного вида Марию Исидоровну. Брату Александру на снимке ещё нет 50 лет, его дети все разъехались, жена Ольга Ивановна, возможно, умерла, Мария Сергеевна тоже осталась вдовой. Брат и сестра сидят рядом несколько отстранённо друг от друга. Очевидно, фотография сделана в селе Лопьял, а значит, здесь семья Никанора, но присутствуют дочери Марии и сыновья Александра.


Семейная фотография 1905 г. (из архива потомков Увицких в Хосте)

К началу ХХ века лопьяльский священник Никанор Сергеевич Увицкий имел свидетельство Казанского дворянского собрания от 29 декабря 1899 г. № 1082, где Правительствующим Синодом он был утверждён в дворянстве и внесён в 3-ю часть Казанской дворянской родословной книги вслед за младшим братом Александром (27 декабря 1899 г. № 1083). Родившись 24 июня 1847 г., окончив курс в среднем отделении Вятской духовной семинарии в 1868 г., Никанор Увицкий служил в гражданском ведомстве и дослужился до чина коллежского секретаря. Вероятно, в этот период в его жизнь вошла Машенька – дочь чертёжника Ижевского оружейного завода. Никанор сначала служил в храме в качестве псаломщика, потом дьякона в Спасо-Хлыновской церкви в г. Вятке, в Спасской церкви в с. Сернуре, с. Хлебникове (1887), в Воскресенской церкви г. Уржума (1893), в Троицкой церкви в Лопьяле (1895). У о. Никанора немалый послужной список, последнее место службы в 1912 г. – с. Ашлань Уржумского уезда. В это время уже его сын Николай (р. 1884) после учёбы в Уржумском городском училище служил псаломщиком в с. Пижанка Яранского уезда. Дочь Серафима (р. 1880) вышла замуж за священника. Дочери Вера (р. 1879), Валентина (р. 1887) и Мария (р. 1889) учительствовали после окончания Вятского епархиального училища. Младшенький Виктор (р. 1891) тоже начинал учиться в Вятской духовной семинарии, но этому поколению священнических детей уже грозила другая судьба.

Александр Сергеевич родился в с. Туреке, был моложе Никанора на шесть лет, но верно следовал отцу и брату. Он был сверстником художника Аполлинария Васнецова, после окончания Вятского духовного училища уехавшего с братом в Петербург, но пытавшегося в 1876–1877 годах учительствовать в с. Быстрица. Александр, уволившись из первого класса Вятской духовной семинарии в 1873 г., перешёл в «учительскую семинарию», то есть в Вятское земское училище по распространению сельскохозяйственных и технических знаний и подготовке учителей. В 1877 г. Александр сдал экзамены в Вятской гимназии и был удостоен звания учителя народного училища. Его первая учительская должность – в с. Хлебниково Уржумского уезда, здесь же в 1886 г. был рукоположен в сан дьякона.

В селе Хлебниково Уржумского уезда появится на свет ещё один святой нового времени, на этот раз священник Сергий (Увицкий), как и священник Михаил (Тихоницкий), тоже имеющий отношение к династии Васнецовых.

До рукоположения Александра, как и брата Никанора, можно было назвать «земцем». Поскольку 1870-е годы это период создания и активизации земских учреждений, в частности школ и библиотек, то земскими были все, кто привлекался к обучению, просвещению народа. «Земцами» называли и Васнецовых, и Увицких, учившихся в семинарии, перешедших позднее из школ во священство, как, например, Владимир Фёдорович Васнецов и Александр Сергеевич Увицкий.

Очевидно, Увицкие и Васнецовы имели потомственное почётное гражданство, как лица, принадлежавшие духовному сословию, веками просвещавшему и крестившему языческое население края. Но Александр и Никанор одновременно ещё и причислялись к дворянскому сословию, оставаясь при этом обременёнными большими семьями с малым доходом. Местом проживания семей значатся сёла Хлебниково и Лопьял. У Александра Сергеевича супруга Ольга Ивановна происходила из крестьян. К 1886 г. в семье родились дети: Александр (р. 1880), Сергей (р. 1881), Вера (р. 1882), Лидия (р. 1885), Екатерина (р. 1886). Позднее ещё родились Надежда и Агния.

В роду Увицких и конкретно в этой семье есть святой – новомученик иерей Сергий (Увицкий), канонизированный в 2006 году. Сергей Александрович, по мнению краеведа В. А. Любимова (Старая Вятка. Имена, даты, судьбы... Киров, 2017. С. 297), родился в 1881 г. в с. Хлебниково Уржумского уезда у священнического сына и матушки – уржумской крестьянки. После учёбы в Казанской духовной академии отец Сергий преподавал в Могилёвской духовной семинарии, в Екатеринбургском женском епархиальном училище, Камышловском и Иркутском духовных училищах, служил настоятелем в Камышловском, Екатеринбургском и Нижнетагильском храмах. После ареста 1920 года вернулся к службе и в 1930-м вновь был арестован. Приговорён к пяти годам исправительных работ на Беломорканале, погиб 12 марта 1932 г. В этот день о. Сергий и поминается православной церковью как новомученик, испивший до дна не минувшую его чашу скорбей.

А отец его Александр с 1887 г. служил в Воскресенской церкви г. Уржума и был настоятелем храма. Старшие дочери вышли замуж за священников: Вера за Николая Александровича Стрельникова в Яранск; Лидия за Николая Игумнова в с. Гальян Сарапульского уезда. Сын Александр Александрович получил специальность гидротехника в г. Оренбурге, в Казанской губернии служил в Министерстве путей сообщения. Екатерина вышла замуж за врача и уехала в Санкт-Петербург, Надежда (р. 1888) – за студента Казанского ветеринарного института Николая Капустина, младшая Агния (р. 1889) отправилась вслед за нею и училась в Казанской женской гимназии.

Отец Александр в 1902 г. перешёл на службу в церковь с. Шоры Уржумского уезда, где учительствовали в Ульяновской школе его зять и дочь Стрельниковы. Матушки Ольги не стало и к 1905 г., поскольку все дети устроились, в основном в Казани, на семейной фотографии он выглядит независимым и одиноким, хотя ему нет и 50 лет. Рядом с важной попадьёй Марией Сергеевной Васнецовой, чуть поодаль, стоит подросток, по мнению Валентины Викторовны Увицкой из Хосты, это её отец. О нём хостинцы рассказали те факты, которых нет в вятских архивах.

Виктор Никанорович Увицкий (р. 1891), будучи семинаристом, принял участие в маёвке, за что его исключили из семинарии. Дядюшка Василий Сергеевич помогать отказался в восстановлении на учёбу, далее Виктор перебрался в Сарапул под крыло дяди Николая Сергеевича, в гражданскую воевал на стороне Колчака. В советское время вдали от родины Виктор работал электриком, преподавал математику. В Вятку, названную в честь одного из вождей революции, приехал к родным уже после смерти Сталина в 1958 г. Виктор Никанорович повстречался с двоюродными сёстрами Васнецовыми, жившими в Кирове и вопреки времени сохранявшими священническую фамилию.

В музейном архиве (Музей-усадьба художника Н. Н. Хохрякова) нашлось письмо времён Великой Отечественной войны, написанное Верой, одной из дочерей Никанора Сергеевича, в молодости преподававшей в Турекском двуклассном училище. К этому времени Вера жила в с. Сезенево Молотовского (ныне Зуевского) района, недалеко от Рязанцевской фабрики в Косино, и писала письма в Киров на улицу Коммуны. Она очень нежно обращается к Марии Владимировне и Нине Владимировне Васнецовым, рассказывая о своей жизни на пенсии и воспитании внучки Леночки. К тому же Вера приняла на жительство своих осиротевших племянников Ирину и Владимира, радуется их успехам в чтении и счёте, сама занимается вязанием кружев, читает книги. Может быть, кто-то ещё жив из потомков Увицких в Зуевском районе, но носит другие фамилии.

В Вятке в начале ХХ века на улице Бутырской (ныне Маклина) напротив Ботанического сада жила некая Екатерина Николаевна Увицкая, очевидно, вдова судебного следователя Аркадия Васильевича. Может быть, и сейчас в нашем городе кто-то имеет эту редкую фамилию. Тогда в Вятской губернии было много семей священников Васнецовых. Но революция и безбожное время разорило семьи, разбросало, истребило. Наследники разъехались, спасаясь от нахлынувших бедствий. В Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых под одну крышу к искусству собирались отпрыски, уже не носившие фамилию Васнецовых.

В 1992 г. пришла в Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых бывшая учительница Татьяна Николаевна Сунцова (р. 1919), принесла несколько фотографий и начерченную ею родословную. Татьяна Николаевна рассказала, что в её ветви васнецовского рода уже нет семей Васнецовых, но её бабушка Евгения Фёдоровна Модестова, жена священника, была родной сестрой Владимира Фёдоровича Васнецова. В этой семье Васнецовых родилось семеро детей, из них шесть дочерей. Она выразила надежду, что память о её собственной семье в вятской истории сохранится благодаря сыновьям, известным фотографам Владимиру Шиоевичу Арбузову (1940–2015) и Сергею Васильевичу Дубровину (1951–2002). О семье Владимира Фёдоровича Васнецова могут напомнить, как она считала, только те раритеты, которые сохранились у неё, и потому принесла их в музей.

Есть в сунцовском конвертике фотография молодого Владимира Фёдоровича с пышными бакенбардами, в кургузом пиджачке, но в тройке с бабочкой по моде семинаристов тех лет. Владимир – младший сын Фёдора Васнецова, родившийся в 1854 г. в с. Кстинино. Восприемниками мальчика при рождении были представители знаменитых фамилий вятского священства: Неволины, Васнецовы, Селивановские. Сразу после семинарии Владимир Фёдорович заведовал школой грамоты, проходил должность учителя в земских школах Глазовского уезда, так как он относился к поколению борцов за просвещение народа. Спустя шесть лет Васнецов получил назначение на священническое место, рукоположен в сан к Казанско-Богородицкой церкви в с. Турек Черемисский Уржумского уезда.


Семинарист В. Ф. Васнецов

Именно в Туреке сложилась семья тридцатилетнего земского учителя. Здесь имела свой дом старшая сестра Владимира – Александра, служившая просфорницей при храме. Владимир Фёдорович женился в 1884 г. на молоденькой священнической дочке Марии Увицкой. Мария Сергеевна родила семерых детей: Николай (1885–1922), Ольга (р. 1886), Мария (р. 1888), Екатерина (р. 1889), Нина (р. 1891), Елена (р. 1894), Серафима (р. 1896).

На овальной семейной фотографии, сделанной в конце ХIХ века чета супругов Васнецовых окружена детьми разных возрастов. Сын, любимец, точная копия отца, сидит у его ног на приставном стульчике. Порывы юности главы семейства естественно погашены заботами о семье, о храме, но на груди висит медаль за труды на служебном поприще. В Туреке Черемисском в течение 17 лет проходило его служение, только в 1901 г. он был перемещён к Воскресенской церкви с. Пижемского Яранского уезда, будучи уже больным, и скончался от паралича, нарушения мозгового кровообращения.

Тяга к просвещению особенно проявилась ещё у его отца, Фёдора Алексеевича Васнецова, который был даже корреспондентом и сотрудником Русского географического общества. Фёдор родился в 1820 г. в с. Кстинино, а после окончания курса наук в Вятской духовной семинарии служил в Яранском, Вятском, Слободском уездах. Отец Фёдор состоял депутатом по земской части, по выбору духовенства и членом комиссии по расписанию церквей и управлению приходов. В 1866 г. церковнослужитель сам пожелал поехать в с. Холунополомское Слободского уезда, где доживал последние годы его крёстный отец Иван Игнатьевич Лопатин, известный просветительскими идеями.

В Кстинино вернулся священником его внук Николай Владимирович Васнецов после обучения в Нолинском духовном училище. Это произошло в 1916 г., на переломе эпох. Очевидно, у молодого человека наблюдались признаки наследственной болезни, а исторические события ускорили его кончину в 1922 г. Дочерям Владимир Фёдорович и Мария Сергеевна Васнецовы стремились дать образование. Ольга и Серафима учились в гимназиях Яранска, в 1912 г., по архивным сведениям, Ольга, Мария и Нина уже учительствовали в школах Яранского и Уржумского уездов.

Во время посещения музея Татьяна Николаевна коротенько рассказала о двоюродных тётушках Васнецовых, живших в Вятке-Кирове после революции. Два фотопортрета Ольги Владимировны, принесённые племянницей Сунцовой, говорят о том, что молодая женщина походила на мать Марию Сергеевну. Ольга Владимировна выглядит необыкновенной красавицей с курчавыми густыми длинными волосами. Её муж, Сергей Николаевич Снегирёв, взял даже фамилию жены, наряжал её, как куколку, но детей у них не было.


Ольга Владимировна Васнецова

Дочь Мария, которая больше всех напоминала Васнецовых уже тем, что хорошо рисовала, чуткая и нежная, умерла рано. Нина Владимировна, уродившаяся в отца, изображена на одной из фотографий в группе работниц (1920-е годы). Нина тоже не меняла девичью фамилию и оставила её дочери Галине, хотя та вышла замуж за Бориса Тимина и имела детей, дочь Светлану и сына Александра.

Галина Васнецова родила ещё дочь Елену. Еленой звали дочку Марии Сергеевны и Владимира Фёдоровича Васнецовых. Девочка умерла от скарлатины, когда училась во втором классе епархиального училища в г. Вятке в 1907 г., а её сверстницы-подруги окончили училище через два года. Фотографию выпуска епархиального училища 1909 г. берегли в семье, как память о Елене, и потом передали Сунцовой, а она принесла её в музей. Епархиалочек с фамилией «Васнецовы» на ней уже не найти. Вятское епархиальное училище в советское время стало педагогическим институтом им. В. И. Ленина.

Самой успешной по советским временам оказалась младшая дочь Серафима (р. 1896). После войны она вышла замуж за Бориса Фёдоровича Брюхова, прибывшего с фронта белоруса, ставшего заместителем председателя Кировского облисполкома. Печатались его труды по экономике края. У супругов родились три дочери: Татьяна, Лия, Елена. У них были дети, а потом появились внуки, которые живут сейчас в Кирове.

В начале 1970-х годов мне довелось учиться у доцента пединститута имени В. И. Ленина Татьяны Борисовны Храбриковой, урождённой Брюховой. Она преподавала историю педагогики, была выдержанной, деликатной, с благородной осанкой, помню её в скромных нарядах тех времён. В родословной, составленной Сунцовой, названы сыновья Татьяны Борисовны Виктор и Алексей, внуки Наталья и Николай. У сестры Лии – дети Борис и Андрей, у Елены – Людмила и Владимир, у Людмилы – дочь Екатерина…

После Васнецовских чтений Татьяна Николаевна Сунцова вторично пришла в музей счастливая: она съездила в с. Рябово на родину предков, побывала, по её словам, как причастилась. В 1993 г. в короткой, но выразительной заметке под названием «Был оптимистом» она рассказала на страницах «Вятского епархиального вестника» о своём дедушке о. Иоанне (Сунцове).

Отец Иоанн родился в семье дьякона села Низево Вятской губернии в 1860 г. По окончании духовного училища и семинарии был назначен на вакантное место в Спасо-Хлыновскую церковь, где и прослужил верой и правдой 40 лет. Матушка Серафима родила ему трёх сыновей: Анатолия, Николая и Михаила. Михаил хотел стать художником, дружил с Алексеем Деньшиным, но в 1916 г. он утонул, так и не осуществив мечту. Николай женился на Катюше, воспитаннице Сунцовых. У них родилась дочка Татьяна. Всё происходило в доме деда на Хлыновке. Около него был разбит сад, и росло много цветов. В небольшом Хлыновском храме было чисто и уютно. Особенно впечатляли иконостас и образ Георгия Победоносца на коне, написанный в иконе, висевшей в простенке и видный в окно с улицы. Зимними вечерами дедушка любил рассказывать внукам о жизни Иисуса Христа и его учеников. Он имел всё, что нужно в пастырском служении: дар организатора, любовь к людям, хороший голос. Батюшка часто читал проповеди перед страждущими, вёл службу с хором, устраивал крестные ходы. За своё усердие о. Иоанн удостоился двух медалей и двух наперсных крестов. Уже после закрытия церкви в безбожные времена прихожане подарили ему облачение, в котором в 1936 г. протоиерей Сунцов был похоронен в г. Нижние Серги Свердловской области. Умер, по всей вероятности, в изгнании.


Владимир Шиоевич и Татьяна Николаевна Арбузовы

Внуки церковнослужителей, как и дети, становились обычно учителями, невзирая на общественный строй. Грамотный человек всегда найдёт свою стезю. Татьяна Николаевна Сунцова встретила судьбу – внука священника Шио Павловича Арбузова в Порошинской школе в пригороде Кирова. Татьяна преподавала биологию и химию, Шио – физику. Доцент кафедры русского языка и литературы Павел Михайлович Арбузов любил грузинскую поэзию и дал сыну такое имя. В семейном архиве нашлась фотография священнической четы супругов, воспитавших чудесную дочку, жену и бабушку Софью Александровну, в замужестве Арбузову. Учителя, учёные, фотографы-художники, поэты – люди одухотворённые на генетическом уровне. Война нарушила семейную идиллию молодых, только годик порадовавшихся сыночку. Шио Павлович был призван в погранвойска и погиб под Белостоком. Полвека без любимого прожила Татьяна Николаевна, а в 1994 г. не стало её самой, а потом и сыновей. Знаю, что здравствует правнучка Екатерина Павловна в Иркутске, внуки Иван и Матвей в Петербурге, в Кирове есть внук и правнучка. Галина Иосифовна, невестка Татьяны Николаевны, вдова Владимира Шиоевича передаёт сейчас материалы семьи в Государственный архив Кировской области.

Эта статья написана в память о Т. Н. Сунцовой, хранительнице скромных раритетов, за которые в прежние годы можно было и пострадать. Достоин благодарности и Алексей Николаевич Храбриков, врач областной больницы, поделившийся сведениями областного архива о своей васнецовской веточке, связанной происхождением и служением с селом Кстинино Вятского уезда. Интересно, что о прабабушке Марии Сергеевне Васнецовой, в девичестве Увицкой, Алексей Николаевич Храбриков услышал впервые.