Главная > Выпуск №33 > В Москву на фестиваль

В Москву на фестиваль

Г. Ф. Шарапова (Пономарёва)

Осенью 2017 года в Сочи проходил международный фестиваль молодёжи и студентов. Увидела по телевизору поющих и танцующих парней и девушек разного цвета кожи, и нахлынули воспоминания…

Далёкий 1957 год. Я, молодая работница машстройзавода имени 1 Мая, в составе заводского танцевального коллектива еду на фестиваль в Москву! Тогда, в пятидесятые годы, художественная самодеятельность была очень развита, телевизоров не было, после работы все шли в клуб – в кино, на танцы, в разные кружки. Мы жили в посёлке машстройзавода, заводской клуб находился рядом – длинное деревянное здание, как говорили, до войны в нём располагалась конюшня. В единственном большом зале пол был сделан с наклоном, чтобы удобней было смотреть фильмы. После киносеанса стулья убирали и так на этом наклонном полу и танцевали. Директором клуба работал Михаил Матвеевич Хайкин. Как он болел за своё дело! Всех певцов, танцоров, музыкантов знал в лицо и по имени.

Я с детства любила петь, Хайкин меня в хор зазывал, но я всё-таки танцы выбрала – в школе занималась художественной гимнастикой, гибкая была, подвижная, вот и пригодилось.

Не помню, как звали нашу руководительницу – энергичная такая женщина невысокого роста. Здорово нас гоняла, каждый элемент помногу раз отрабатывали. Интересно было, рядом подруги Валя Плюснина, Вера Шатова, Тамара Домрачева, Люда Васильева – тоже заводские девчонки. Где они сейчас, живы ли? Ведь столько лет прошло, больше шестидесяти!

Готовили танцевальную сюиту «Дымковская игрушка». О фестивале поначалу ничего не слышали. Однажды съездили в Свердловск на смотр, хорошо выступили, диплом получили. Оказалось, смотр был отборочным на Московский фестиваль, и мы туда попали, радости было! Никто из нас в Москве ещё не бывал.

Коллектив был большой, кроме танцоров ещё хор поехал. Прибыли в Москву до начала фестиваля, дали несколько концертов для железнодорожников. Тогда МСЗ имени 1 Мая относился к Министерству путей сообщения, мы железнодорожниками считались. И жили вначале в вагонах, а к началу фестиваля перебрались в гостиницу.

Всем выдали костюмы, помню, коричневого цвета кофта-безрукавка «фигаро», плиссированная юбка. Долго потом ещё наряд этот фестивальный носила. Выдали книжечки с талонами на питание и даже на бесплатный ремонт обуви! В столовой – каждый раз икра чёрная, красная… Так я этой икры наелась, стала партнёру Диме отдавать.

Открытие состоялось на центральном стадионе «Лужники». Огромная чаша, все трибуны заполнены, никогда столько народу не видела. Стали проходить колонны участников из разных стран. В национальных костюмах. Шли не как у нас на демонстрациях – свободно, люди пританцовывали, напевали, флажками размахивали, выкрикивали приветствия, можно было понять: «Мир! Дружба!» С приветственной речью выступил К. Е. Ворошилов.

Выступали мы в нескольких местах, особенно запомнился университет на Ленинских горах – огромное высотное здание и зал большой. Волновались, конечно, Сюита начиналась так: пропел петух, поднялся занавес, на сцене фигуры в дымковских нарядах: барыни, водоноски, кавалеры… Потом музыка и по­плыл хоровод. В ходе выступления танцы менялись – плавные лирические, задорные подвижные. Надо было быстро переодеваться. Около часа длилось наше выступление. Из-за того, что оно такое продолжительное, нас не включили на заключительный концерт в Большом театре.

В перерывах общались с иностранными артистами, в основном, жестами, конечно, ну а «Мир. Дружба» все по-русски говорили. Я раньше ни одного иностранца не видела, только в кино, а тут негры из Африки, индусы, китайцы… С одной китаянкой даже познакомилась – худенькая такая, всё улыбалась. До сих пор имя помню – Ян Шу цинь. Открытку мне подарила – цветок, рисунок известного китайского художника Ци Бай ши. А я ей дымковскую игрушку, нам по нескольку штук выдали. Вечерами гуляли по праздничной столице, на улицах полно нарядных людей, песни, танцы, общее ликование…

Закончился фестиваль, вернулись домой, долго ещё рассказывали о поездке, делились впечатлениями. К сожалению, вскоре наш коллектив как-то распался, выступлений больше не было. Но в памяти навсегда осталась та атмосфера всеобщей радости, восторга. И сейчас, когда слышу «Подмосковные вечера», смотрю фильмы «Матрос с ‘‘Кометы’’», «Девушка с гитарой» вспоминаю те летние дни 1957 года и наш танцевальный ансамбль.

Храню две фотографии. На одной мы на сцене в дымковских нарядах, я крайняя слева, лица не видно, определила по костюму. На второй – весь наш коллектив, я в верхнем ряду четвёртая слева, а крайний справа наш баянист Василий Трещалов.