Главная > Выпуск №33 > Учительница первая моя

Учительница первая моя

П. И. Шамов

Уржумский уезд Вятской губернии был одним из самых значительных по площади — 10 тыс. квадратных километров и по количеству населения — 342 тыс. жителей. Особое место в уезде занимала Сердежская волость, в которой к середине XIX века насчитывалось 45 поселений.

Очень хочется рассказать ещё раз о тех местах, где родилась и провела свои сознательные и молодые годы Мария Марковна Пальчикова, первая учительница музыки Петра Ильича Чайковского. Места сей волости весьма примечательны по природе своей, населению, его интересам и деятельности.

Деревня, где родилась Мария, называлась Вотская, насчитывала четыре десятка домов. Располагалась на возвышенных местах, так называемых увалах, в трёх верстах от волостного правления Большого Сержа, где было крестьянского населения значительно больше. В деревне наряду с русскими жили и вотяки, на что указывает название деревни.

Вотскую деревню пересекала речка, примерно на средине течения бил ключ, куда стремились все жители за водой. Ключ впадал в небольшую речку Чешму, протекающую по деревне с востока на запад, а потом, резко повернув на север, речка, обогнув возвышенность (так называемую Шиходар), соединялась с рекой Байса, которая протекает с запада на восток 69 километров.

На своём пути Байса имела более десятка мельниц. Несмотря на возвышенные места, ветряков для работы с жерновами не ставили, муку получали, сделав запруду, и использовали силу воды. Вотская мельница находилась под горой, и до реки Байсы от деревни было расстояние около одной версты.

Мельница была одной из самых мощных на Байсе, так как через несколько вёрст Байса впадала в Вятку в районе деревни Мысы. Население деревни Вотской, как и всей округи, было крестьянским; сеяли рожь, пшеницу, ячмень, горох, чечевицу. Себя кормили и часть продавали. Земли были достаточно плодородные, урожайность зерновых была сам-6, что означало: посеял 100 кг, собрал 600 кг. Тяжёлый крестьянский труд: от зари до зари, особенно весной, летом, осенью.

Особенностью этого округа было то, что на 1830 год в нём не было церквей, а которые были, то на весьма отдалённом расстоянии: Рождество-Богородицкая церковь (1720) в селе Рождественское и Петропавловская в селе Петровское. Не скажешь, что были далеки от Бога, но на праздники народ мог позволить себе сходить помолиться. Сход решал все вопросы, всё было по-новгородски.

Встал вопрос в волостном поселении, где состояло почти сто хозяйств, о постройке церкви. Сход решил построить церковь в 8-ми верстах от Сердежа, на берегу Вятки в местечке Мелянда. А всё почему?

Не оттого, что верой слабы, а потому, что населения было много, не случайно Вятская губерния была на первом месте в России по рождаемости. А ведь под церковь нужно было отвести достаточно земли, в том числе служителям. Как сказали на сходе: «Помолиться и до Мелянды сходим».

В Сердежской волости проживало к 1830 году 7 063 человека в 46 поселениях. Из них мужчин — 3 420, женщин — 4 043. Работали дружно, летом выходные дни — только в ненастье. Одной из любимых песен края была — «Во субботу день ненастный»:

Во субботу день ненастный
Нельзя в поле работать.
Нельзя в поле работать,
Ни боронить, эх,
Ни боронить, ни пахать.

Пели, отдыхали, радовались той жизни, что окружала. Сейчас, правда, стало петь некому, а ещё лет тридцать назад приезд самодеятельных певцов из Сердежа и Вотского в Лебяжье (районный центр) был всегда праздником. Умели трудиться, умели и отдыхать выходцы из Новгорода Великого, пришедшие в эти места, где жили черемисы и вотяки (по современному названию марийцы и удмурты). Жили дружно и как-то свободно, хотя здесь были помещики, их называли барин, барыня. Приезжали наездами в Сердежскую волость. Стояло несколько барских домов в радиусе трёх вёрст: в деревне Паутово, Сердеже — дом с прудом и в деревне Вотской — родовое, недвижимое имение барыни. Дом ещё сохранился до нашего времени.

Именно из окон этого дома в 30-е годы XIX века девочка Маша услышала игру барыни на фортепиано... Самое удивительное было то, что после уже барыня услышала звуки фортепиано, хотя в доме кроме неё никого не было. Когда она заглянула в открытую дверь, то увидела, что у фортепиано стоит крестьянская девочка, босая, в льняном платье и подбирает правой рукой мелодию, которую часто играла она сама.

Удивлённая барыня стояла у косяка открытой двери и слушала, остерегаясь спугнуть девочку, и когда девочка попыталась выйти, она остановила её и очень нежно, чтобы не напугать девочку, спросила: «А что ты ещё можешь поиграть?» Маша вернулась к инструменту и очень тихо, и осторожно, как бы боясь повредить неизвестный ей инструмент, проиграла ещё услышанные мелодии.

С этого дня восхищённая талантом десятилетней Марии барыня стала давать ей уроки. Так продолжалось несколько лет подряд, когда барыня приезжала на лето в свою вотчину. Зимой Маша занималась самостоятельно, так как её матушка была оформлена служанкой в барском доме, следила за чистотой, а в зимний период топила печи. Маша помогала матушке и успевала занимать­ся на инструменте. Окружающий её крестьянский люд к этому относился нейтрально, если не сказать более, — равнодушно. Но сама Маша, слушая народные песни крестьян в сенокосную пору и в зимние долгие вечера, многое умела услышать и понять. Находила гармонию в услышанных песнях, вела голоса логично и красиво.

Маша стала большим мастером игры по слуху, что отмечала позднее мать П. И. Чайковского. Удивительно было и то, что один из предков барыни, помещик Кирилл, велел отрубить пальцы прадедушке Маши за его провинность перед помещиком. Пальцев у прадеда на одной руке не было, и он носил кличку — Беспальчиков, а со временем кличка стала звучать как Пальчиков и стала фамилией. Именно эту фамилию носила правнучка крепостного крестьянина. Потомственную барыню всевышний привлёк к воспитанию родственницы обиженного вотского крестьянина. Неисповедимы пути господни. В 30-е годы XIX столетия барыня научила нотной грамоте талантливую от природы девочку. Всё произошло по праведному. Когда в 1845 году представители Вот­кинского завода остановились «по делам» у барыни в Вотском, был организован вечерний концерт для гостей. Маша Пальчикова, девица 22 лет, играла Моцарта, Россини, народные песни. На просьбу гостей отпустить девушку для домашнего музицирования и обучения детей Ильи Петровича Чайковского музыке, барыня не возражала.

Сборы были недолги и по дороге гужевой прямым ходом за 200 километров в Камско-Вотский округ, на завод Воткинска, где Илья Петрович был начальником завода, приехала крестьянская девица для обучения дворянского отрока Петра Чайковского. У Марии всё получилось! Внимание к ученику, звуку, природные качества: работоспособность, терпение, последовательность сделали своё дело. Обучение мальчика шло с радостью и вниманием. Играли Моцарта более всего, и позднее П. И. Чайковский писал: «Тем, что я посвятил жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку!» К этому приложила свой талант Мария Марковна.

Часто Мария Марковна, вспоминая песни родного края, учила Петеньку подбирать мелодии на слух. Одной из первых песен была «Во поле берёза стояла», которую пели в Вотском в Троицкие дни. Очень понравилась Пете и весёлая песня «Во кузнице». С удовольствием пели вместе «Во лузях»:

Во лузях, во лузях
Во лузях, лузях зелёных, во лузях.
Выросла, выросла
Вырастала трава шелкова,

Расцвели, расцвели,
Расцвели цветы лазоревые,

Пронесли, пронесли,
Пронесли духи малиновые.

Красоту народных мелодий и слов Пётр Ильич впитывал с детства. Матушка Александра Андреевна с большим вниманием относилась к учителю, который обучал так необычно. В доме Чайковских музыка стала культом и поклонением окружающих — репетиции, концерты, домашнее музицирование. Эта атмосфера определила его будущую судьбу композитора мирового уровня. В доме было много музыкальной литературы, из представителей семейства создан музыкальный ансамбль. Отец — отменный организатор, слушатель и исполнитель. Матушка, Александра Андреевна, пела, ей помогал лекарь Тучемский. Илья Петрович играл на флейте, Василий — на гитаре, Модест — на виолончели. На скрипке играл Священник Блинов, а за роялем — Мария Марковна. Играли Моцарта, Беллини, Россини, Доницетти, Гайдна, Глинку.

Именно здесь Мария Марковна нашла своё семейное счастье. Она вышла замуж за священника Дмитрия Логинова. Счастливая, беззаботная пора закончилась в 1848 году, когда семья Чайковских переехала в Москву, а Мария Марковна вместе со своим мужем уехала в город Слободской Вятской губернии. Там он служил в храме, а Мария давала частные уроки музыки. После того, как Мария Марковна овдовела, она решила уехать в родные уржумские места, где и скончалась 2 декабря 1888 года в возрасте 65 лет. Мария Марковна Пальчикова-Логинова похоронена на городском кладбище города Уржума.

За два года до смерти Мария Марковна, скромная от природы, обратится к всемирно известному музыканту П. И. Чайковскому с вопросительным письмом: «Не тот ли Вы, Петенька, который у меня учился музыке», на что Пётр Ильич ответит восторженным письмом и поможет бедствующей женщине денежным переводом. А ведь ему было лет 5–7, мог бы и не вспомнить, но благородство его прослушивается не только в сочинённой музыке, но и в отношениях с теми людьми, с которыми он встречался.

Музыкальные же вечера в Воткинске П. И. Чайковский помнил всю жизнь. Очень дорог для всех вятских жителей фотопортрет П. И. Чайковского с дарственной надписью: Марии Марковне Логиновой от старого ученика её. П. И. Чайковский, 23 февраля 1886 г.».

При написании статьи были использованы материалы краеведческого отдела
Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена.