Главная > Выпуск №32 > От берега Вятки к берегу мечты

От берега Вятки к берегу мечты

(О новой повести В. Пономарёва)

С. В. Багина

Пономарёв, В. Ф. Саша Гриневс­кий : [повесть для детей школьного возраста]. – Киров, 2017. – 175 с.

Алые паруса… Какая девочка не мечтала о своём отважном Грэе? Какой мальчишка не видел себя стоящим на капитанском мостике боевого корабля?! Прошёл целый век, а мы, сегодняшние, не устаём восхищаться образом, созданным «последним русским романтиком», нашим земляком Александром Грином. Более того, образ этот обрастает новыми метафорами и аллегориями, манит в новые дали: «алый парус Надежды», «алый парус Вдохновения», «алый парус Мечты», а ещё вспоминаются и «Бегущая по волнам», и «Дорога никуда» и «Золотая цепь»…

Но с портретов в любимых книгах смотрит на нас хмурый, болезненного вида человек с тяжёлым взглядом, и не верится, что из-под его пера вышли такие светлые герои, такие запоминающиеся характеры! И мы совсем ничего не знаем об этом писателе, не читаем его стихов (да-да, Грин писал и замечательные стихи!), разве что со школы отрывочно вспоминаем нечто невнятное. Его книги живут как бы сами по себе, отдельно от автора, чьё творчество стало отправной точкой для новых песен, стихов, рассказов уже совсем других людей.

Так кто же он – замечательный автор Александр Грин? Откуда этот колкий взгляд и запавшие щёки? Как начинался его жизненный путь? Такими вопросами задался наш современник, член Союза писателей России, краевед Валерий Пономарёв.

Тему эту писатель вынашивал не одно десятилетие. В начале своей профессиональной деятельности Валерий Фёдорович работал главным хранителем фондов областного краеведческого музея, стоял у истоков создания музея Александра Грина; следовательно, имел доступ к материалам, касающимся жизни и творчества Гриневского. А позже штудировал многие сопутствующие документы: автобиографическую повесть самого Гриневского, письма его сестёр, воспоминания друзей, родных, знакомых... Так постепенно отвлечённый писатель Грин становился реальным мальчиком Сашей Гриневским, выросшим в большой любящей, но небогатой семье. Тем подростком, кто рано пережил смерть матери, историю отчуждения старшей сестры, нередкие выпивки и новую женитьбу отца.

С детских лет неуживчивый, конфликтный и одновременно романтичный, живущий в мире прочитанных приключений, Саша Гриневский мечтал о море. Некрепкий здоровьем паренёк, возможно, никогда бы не реализовал эту мечту, если б не череда кажущихся на первый взгляд случайными обстоятельств. Валерий Пономарёв исследует некоторые из них, продолжая характерную для него романтическую традицию в реалистическом повествовании.

Пусть придирчивый критик не ищет мелких несоответствий в тексте: «Саша Гриневский» – это художественное, а не документальное произведение, хоть и построенное на фактическом материале. Автор Пономарёв знакомит нас со своим героем Сашей в момент перехода его в другую школу – городское училище – один из переломных моментов в судьбе реального Александра.

Впрочем, вся повесть построена на таких сюжетных интригах. Неожиданным оказывается поворот в судьбе старшей сестры Саши – Натальи. Выясняется, что она неродная сестра остальным детям.
Ну, а какая повесть о подростке без романтической истории первой любви?! В этой книге таких линий даже две: любовь-мечта и любовь-дружба.

Ах, первые подростковые грёзы! Воздушное неземное видение – гимназистка, даже имени которой юный воздыхатель не знает! В повествование вплетается почти детективная линия, когда Саша выслеживает свою темноглазую Вишенку. Интрига, которую В. Пономарёв умело держит до самого конца, разрешается лишь в финале. Но, увы, Вишенка надолго и далеко уезжает из Вятки.

Вторая история более земная: это увлечение – антитеза мечтаниям о безымянной незнакомке. Бойкая Ядзя – полная противоположность скромной Вишенке. Она просто должна быть рядом с героем книги и помогать ему войти в новую для него актёрскую среду. А Саша, конечно же, обязан Ядзю спасти от… ну, хотя бы от пьяных матросов. А он не спасает, он… пасует… На выручку приходит совсем другой подросток. Вот вам и ещё одна коллизия: кого из приятелей выберет хохотушка Ядзя, и не разрушит ли её выбор давнюю дружбу?!

Но Саша сам обрывает многообещающее знакомство: он должен уехать. Куда? – ну, конечно же, к морю, поступать в мореходные классы. А для этого сначала он должен хоть чуть-чуть возмужать. А как? Научиться самостоятельно зарабатывать – и не только. И как же он доедет до Одессы с двадцатью пятью рублями в кармане?! А что же дальше? Возьмут ли слабого паренька хотя бы в юнги?

Вопросы множатся и множатся, как снежный ком, Валерий Пономарёв держит читателя в напряжении до последней строчки. Пока что непосредственный подросток, прошедший от первой до финальной страницы немалый отрезок своего жизненного пути, не кажется нам ни хулиганом, ни тем более эсэрствующим революционером, которому суждено будет отсидеть в тюрьме, дважды побывать в ссылках, тяжело заболеть, познакомиться с А. М. Горьким…

Пока что он просто пописывает детские стишки на забаву одноклассникам, гадает по руке, катается на лодке, веселится на ярмарке… Простые, незамысловатые подростковые радости, вроде той, чтобы залезть в потайной самодельный шалаш с любимым романом в руке. Кто из нас не зачитывался в детстве К. Дойлом, Ж. Верном, М. Ридом, В. Скоттом, Ф. Купером и другими великими романтиками? Но не каждый из нас пронёс их идеи через всю жизнь, не каждый стал писателем – продолжателем романтической традиции.

А он стал. Он, Саша Гриневский, будущий Александр Грин, оживает для нас под пером вятского писателя-современника. И писатель этот, В. Пономарёв, подобно перечисленным выше авторам, в других произведениях многих своих героев – личностей исключительных – помещает в исключительные обстоятельства.

Но не Сашу Гриневского. Обычный задиристый мальчик живёт в совершенно реальном мире: учится, помогает по дому, празднует новый год (вот где появляется шхуна из солёного теста с алыми парусами из старых лоскутков!), катается с горки, клеит фонарики, переписывает роли для артистов, стреляет из ружья… Да-да, из подаренной отцом старенькой шомполки!

Вот только ружьё в его руках почему-то взрывается, под горкой ждут «на разборки» хулиганы, в училище он получает двойки и «часы без обеда», доводит до срыва нелюбимого учителя, напивается на первую зарплату… То есть на положительного героя как-то не очень похож.

Или похож всё-таки? Как мы переживаем за него и сочувствуем этому пареньку и спешим открыть следующую страницу с его новыми приключениями! Не прилизанный персонаж из нравоучений для школьников, а реальный мальчишка с типичными для его возраста слабостями и недостатками. Вот потому он нам так и интересен! И автор повести выступает здесь тонким психологом, сумевшим бережно воссоздать в произведении эту подростковую непосредственность.

Несомненна и краеведческая значимость повести. Узнаваемы и набережная, и дом со львами на воротах, и склон известного оврага, и аллеи Александровского парка с белой воздушной ротондой, и крутой берег поилицы Вятки, и здание бывшей кондитерской Якубовского… Обратите внимание на язык произведений Пономарёва. Как всегда яркий и сочный, как всегда с характерными вятскими особинками, стилизованный соответственно веку и персонифицированный индивидуально под каждого героя.

Да, и краевед, и историк, и психолог, и языковед-стилист, и просто хороший писатель – это всё он, Валерий Пономарёв. Повесть «Саша Гриневский» – это замечательный подарок педагогам для уроков внеклассного чтения и всем неравнодушным к творчеству «последнего русского романтика» Александра Грина.

И пусть ещё долго реет алый парус творчества вдумчивого писателя Валерия Пономарёва!