Письма Никиты Сергеевича Несмелова

Т. К. Николаева


1  2

14.
9 января 1998 г.
Дорогая Тамара!

Спасибо за новогоднее поздравление. Примите, пожалуйста, запоздалое соболезнование и сочувствие в связи с кончиной Вашей мамы. Узнал об этом только сейчас.

Свете Ведерниковой ваш привет передал. Она по-прежнему вся в заботах о дочках, много работает, активна и неизменно приветлива. В ней есть подкупающая «живинка», а это, особенно сейчас, важно и просто необходимо.

Тамара, не ленитесь! С годами время летит быстрее, значит, нам нужно успевать делать больше. Мы уже созрели в понимании необходимости делать, теперь осталось «немногое» – само дело. Не ленитесь, Тамара! Ваш Чехов – подтверждение Ваших возможностей. Я его перечитал «от корки до корки» и не один раз. Обращал внимание не только на содержание, но и на то, «как это сделано». Вы, безусловно, умеете делать – убедительно, корректно, доказательно. Нужно продолжение.

Чехова, извините за грубое слово, изъездили вдоль и поперёк, но и здесь вы нашли «своё». А Матюшин – это целина. Целина – благодатная, почти нетронутая. Бросай семена – урожай будет богатым. Благодаря Алле Васильевне Повелихиной он идёт к нам с Запада, там его потихоньку начинают узнавать, и, надеюсь, понимать. Но нужна наша, российская «подпитка». Без неё западное дерево засохнет. У Аллы Васильевны – философия матюшинских идей, научное искусствоведение, место Матюшина среди других течений в искусстве. За нами – задачи более, если хотите, «приземлённые» – сам Матюхин и его ученики, друзья, знакомые, их отношения, мысли, дружба, противоречия… И всё это в теснейшей увязке со временем.
Пишу Вам об этом, Тамара, в надежде подтолкнуть Вас к началу целенаправленной работы над темой. Это не только призыв, но и предложение сотрудничества. Быть может, я смогу Вам помочь.

Много лет тому назад, когда я ещё не думал ни о выставках, публикациях, докладах, фильмах, имел неосторожность дать выписки из маминых писем одному писателю, члену Союза писателей, увлекавшемуся искусством русского авангарда и писавшему на эти темы. Недавно в Петербургском литературном журнале появился его очерк. Слов нет, сам по себе факт, заслуживающий внимания и одобрения, но знали бы вы, как небрежно всё написано! Нет ссылок на источники (а там были, в том числе, материалы из Пушкинского дома), искажены фамилии, не перепроверены факты и дано поверхностное их толкование, а отношение к цитатам – самое что ни на есть вольное – заменены слова (с искажением смысла), либо просто выброшены без указания на изъятие многоточием и т. д. Самое грустное заключается в том, что неискушённый читатель обо всём этом не подозревает, а не очень щепетильный исследователь может материал использовать. Чувствую себя виноватым – поддался завораживающему влиянию слова «писатель». Теперь уже ничего не поделаешь: за любой опыт надо платить!

Недавно в Петербурге проходила вторая международная конференция «Истоки и корни – пути русского авангарда XX века». Конференция была посвящена «…проблемам эволюции художественного видения и трансформации стилей искусства русского авангарда XX века». Проводило её общество «Аполлон». Выступил с докладом о школе Матюшина. Основное внимание уделил Делакроа и Хмелевской. На выставке, приуроченной к конференции, показал их работы, а также Магарил1 и Вальтер. Их работы, как мне кажется, подтвердили «многоликость» авангарда. Авангард не только беспредметен (весьма распространённое заблуждение), но вполне может быть фигуративным, предметным. Все остальные работы на выставке были абстрактными. Сейчас пишу статью для сборника.

В декабре выступал в Русском музее перед представителями художественных музеев России. Популяризовал матюшинцев; показали фильм о выставке в Вятке. Немного трусил – как ни как Русский музей, но всё сошло. Слушали с интересом.

Тружусь ещё над несколькими (как сейчас модно говорить) проектами, но о них после…
Тамара, год назад на выставке Вы сказали: «Вятка впереди России всей!» Фраза ко многому обязывает. Она забудется, если её вновь и вновь не наполнять новым содержанием. Вы согласны? Тогда за дело! Времени у нас осталось совсем немного. Очерк о маме тоже мог бы стать камушком в фундаменте нашего сооружения. Но главное – «Матюшин в Вятке» или что-то подобное.

Желаю успехов!

Ваш Несмелов
Петербург. 7 января 1998 года!

1 Евгения Марковна Магарил (1902–1987) – советская художница, живописец и график, представительница русского авангарда, ученица К. С. Малевича и М. В. Матюшина.

15.
22 июня 2000 г.
Дорогая Тамара Константиновна!

Надеюсь на Ваше великодушие. Я столько времени молчал, что у Вас были все основания думать о том, что я вообще забыл Ваш адрес. Однако это не так.

Благодарю Вас и за подробное письмо, и за «Вятскую речь». Правда, из письма я не понял, дошёл ли до Вас каталог маминой выставки в музее А. Ахматовой? Я его посылал Вам с Р. Я. Лаптевой1.

Сдвинулось, наконец, с точки замерзания восстановление «Домика на Песочной». Заканчивают наружную отделку и, видимо, примутся за внутреннюю. В связи с этим появится возможность концентрации матюшинских документов. И тут, быть может, будут полезны письма и фотографии, находящиеся в Вятке (или у Вас?). Не могли бы Вы снять ксерокопии писем, опубликованных в «Вятской речи», и если есть ещё что-то, не поместившееся в газете, то и это. Думаю также, что были бы интересны матюшинские фотографии вятского периода. Быть может, Вам удастся сделать приличные по качеству копии? Собранные вместе, они, безусловно, добавят новые штрихи к портрету этого удивительного человека.
Не сомневаюсь, что Вы по-прежнему в гуще событий, что дел у Вас «выше головы», и проблема лишь в том, откуда взять силы и время, чтобы осуществить задуманное. Я не ошибся? Если здоровье не подводит – значит это так.

У меня всё примерно в таком же состоянии. Довольно напряжённая работа в институте. Дом, дача, сад-огород. Искусство, выставки, статьи, архивы… Сейчас входит в рабочую стадию подготовка к выставке «Художницы русского авангарда» (рабочая версия названия), которая состоится осенью 2001 г. в Риме. Там будут работы из всех ведущих музеев страны. Матюшинцев возьмут у меня. Быть может, покажут её и в США. Предполагается ещё несколько выставок в разных местах, но это пока лишь отдалённые проекты. Поживём – увидим.

Весной следующего года – 100-летие со дня рождения Н. И. Кострова. Из-за отсутствия денег музей хочет сделать небольшую выставку только из своих фондов. Не сомневаюсь, что она будет сделана с любовью и интересна. Жаль, что мы далеко, я предложил бы свои материалы.

Что нового у Вас, чем дышите Вы и Вятка?

Не обессудьте за долгое молчание и напишите.

Ваш Н. Несмелов.
СПб. 21.06.2000

1 Римма Яковлевна Лаптева – тележурналист, член Союза журналистов РФ, заслуженный работник культуры РФ.

16.
28 декабря 2000 г.
Дорогая Тамара!

Поздравляю Вас с Новым годом и от души желаю здоровья, счастья и благополучия!

Также поздравляю с появлением Ванечки, «Марсианской любви», с удавшимся юбилеем библиотеки, грамотами и благодарностями. Рад, что хоть вас лето порадовало хорошей погодой (мы захлёбывались водой и лишь осень была сухая). Рад удачной грибной охоте.

Надеюсь, что Вам удалось взнуздать потенциальных меценатов и их «вятский характер» проявится в обозримом будущем, а не в туманной перспективе.

С пониманием отношусь к сложностям с матюшинскими документами. Нужда в них не отпала, и рано или поздно они должны найти своё место и стать доступными исследователям.

По-прежнему много времени и сил отдаю популяризации творчества матюшинцев. Недавно в Москве одна выставка уже прошла с участием работ мамы, в феврале-марте намечена другая. Попутно принимал участие в организации выставки В. Ф. Матюх1, старейшего ленинградского графика (ей 90 лет). Она – из окружения Костровых, и мы знакомы много-много лет. Выставка получилась красивой.

Всего Вам самого доброго! Оставайтесь по-прежнему неутомимой и деятельной.

Искренне Ваш Н. Несмелов
СПб. Дек. 2000 г.

1 Вера Фёдоровна Матюх (1910–2003) – советский художник-график.

17.
8 января 2002 г.
Дорогая Тамара!

Спасибо за добрые слова к Новому году! В свою очередь желаю и Вам здоровья, счастья и благополучия! Желаю успешно эвакуировать Большой драматический театр и ещё что-нибудь к нему в придачу. Хорошо понимаю, раз Вы за это взялись, значит это нужно городу, хотя, должен признаться, связи между Вами и эвакуацией не уловил. Желаю также ничего не ломать и впредь быть более осмотрительной.

Из моих более или менее заметных новостей является превращение из доцента в студента-доцента. Учусь в Академии художеств на факультете теории и истории искусств. Это второе высшее образование, трёхгодичное. Сдаю экзамены, зачёты, пишу контрольные и курсовые работы, рефераты, отзывы, рецензии. Работаю в архивах, библиотеках… Делаю всё это с интересом и удовольствием, но времени… Сами понимаете.

Недавно прочёл лекцию студентам и преподавателям АХ о Матюшине, его Мастерской пространственного реализма. В Академии, увы, этого ничего не знают. Галина Стефановна смеётся: «Ты хочешь обратить в свою веру всю Академию» – оплот «академизма» или «консерватизма» (почти синонимы). Студенты живописного факультета и мозаичисты просят прочесть ещё одну лекцию, но с упором на цветоведение. Готовлюсь.

Возможно, этим летом удастся организовать выставку художников школы Матюшина в Финляндии. Скоро год, как идёт подготовка, но договор пока не заключён. Если бы знал, сколько времени и сил занимает выставка в другой стране, не ввязывался, но финны прельстили меня хорошим каталогом.

В ЛИИЖТе работаю по-прежнему. Ещё раз поздравляю Вас с Новым годом!

Ваш Н. С.
СПб. 4.01.02.

18.
6 января 2004 г.
Дорогая Тамара!

Получил Ваше подробное письмо-отчёт о прошедшем годе. Думаю, оно будет интересно всем Вашим адресатам.

Я тоже поздравляю Вас и Вашу семью с Новым годом. Пусть он будет для Вас таким же насыщенным, только без членовредительства. Поездки, встречи, интересные люди и впечатления – всё это замечательно! Вам можно позавидовать. К сожалению, весь год я провёл в СПб., если не считать летних месяцев на даче с жарой и холодом, сушью и дождями. И у нас природа отдыхала. Первый раз за все годы на деревьях и кустах ничего не было. Только чуть-чуть смородины, но нам хватает и прежних запасов.
Зато в городе событий много. Главное – стал дипломированным искусствоведом. В мае защитил работу о творчестве мамы. Работа признана удачной и рекомендована к изданию. На её основе буду писать монографию. Голова пухнет от вопросов – как создать цельный образ мамы – художника, научного работника, радиста, моряка, преподавателя. Рабочее название книги «Михаил Матюшин и Валида Делакроа». Три года учёбы в Академии художеств дали много. Не только знания, но и обширные связи с академическими преподавателями, возможность консультироваться и работать с ними.

На пути к книге стоит учебник по основаниям и фундаментам. Пишет вся кафедра, а мне досталась самая большая глава. Никуда не денешься. Я продолжаю преподавать в ЛИИЖТе, и дело здесь не только в скромном заработке, сколько в возможности работать с молодёжью, не только учить студентов, но и впитывать от них дух молодости, не обращать внимания на свои года. Стою сейчас на двух ногах – технике и искусстве. Дискомфорта не чувствую, а о двух стульях не думаю, хотя иногда мне о них напоминают.

Планов, разной степени реальности и удалённости, – громадьё. Сейчас помогаю Андрею Павловичу Петрову1 делать выставку работ его мамы Ольги Ваулиной. Она тоже ученица Матюшина, и до войны мы жили в одном доме на Васильевском острове. С А. П. приятно иметь дело. Нет ни грана «звёздности», упоения популярностью.

Начинает «раскручиваться» проект выставки в музее Академии художеств. «Гоп» не говорю – традиционализм и консерватизм там ещё сильны, но не так, как ранее.

Видимо в следующем году начну снова готовить выставку в музее изобразительных искусств в Петрозаводске, но не о школе М. В., а одного из её художников.

Буду принимать участие в некоторых выставках и изданиях в СПб. Но главным всё же остаётся монография о маме.

Одним словом, скучать некогда. Но как на всё выкроить время? Надо успеть, надо, надо…

Ваш Н. Несмелов
3.01.04. СПб.
P. S. Книга о музее где-нибудь продаётся?

1 Андрей Павлович Петров (1930–2006) – советский и российский композитор, народный артист СССР (1980). Сын художницы Ольги Петровны Ваулиной (1902–1996).

19.
13 января 2005 г.

Дорогая Тамара!

Спасибо за поздравления. Я тоже желаю Вам в новом году всего самого доброго. Надеюсь, что в новом году огонек творческой активности не только не угаснет, но и разгорится с новой силой. Вокруг нас столько интересного и не рассказанного, что об угасании даже думать нельзя – ни в коем случае – хотя смотреть на время нужно трезво.

Я по-прежнему преподаю в ЛИИЖТе, работаю с третьекурсниками и дипломниками, читаю лекции в институте повышения квалифи­кации для инженеров, много консультирую проектные и строительные организации, пишу учебник по фундаментам. На очереди осваивание компьютера и т. д.
Голова забита проектами по искусству. В апреле этого года мы сделали выставку работ О. П. Ваулиной. Выставка получилась скорее осьмёркинского, а не матюшинского направления. О. П. после Матюшина снова училась у Осьмёркина, и его влияние на выставке преобладало. Посылаю Вам буклет выставки. Быть может, он окажется для Вас интересным, т.к. в нём идёт речь об одной из вятских ветвей и её побегах.

Разумеется, мне интересно всё, что посвящено «вятским связям Матюшина», в том числе и воспоминания Тамары Георгиевны. Буду рад, если пришлёте альманах.

Потихоньку движется дело с открытием музея Матюшина в «домике на Песочной». Дом в первом приближении отреставрирован, идёт разработка концепции экспозиции. Уже дважды приходили сотрудники музея смотреть работы учениц второго поколения. Уходя, говорили: «После увиденного хочется ещё скорее браться за работу».

Вынашиваю концепцию двух выставок. Одна из них намечена в музее Академии художеств в 2006 году. Она будет посвящена учебной работе Матюшина и его учеников в 1922–26 годах. Для организации выставки необходимы десятки тысяч долларов. Найду – выставке быть, несмотря на большие концептуальные трудности.

Переписываюсь с Риммой Яковлевной, надеюсь на продолжение совместной работы. Наслышан о творческой активности Татьяны Васильевны. Кланяйтесь им, пожалуйста.

Ваш Никита Сергеевич.
СПб. 6.01.05.

20.
27 декабря 2005 г.
Дорогая Тамара!

Рад поздравить Вас с Новым 2006 годом! Искренне желаю здоровья, счастья и благополучия. Надеюсь, что и в Новом году Вы останетесь такой же неугомонной, увлечённой, полной планов и надежд, которые, осуществляясь, принесут и Вам, и людям чувство удовлетворения и радости.

Не удивляйтесь, пожалуйста, компьютерному набору. Давно убедился в его необходимости для повседневных целей, однако от желания до осуществления прошло много лет, прежде чем смог обзавестись этой техникой. Сейчас осваиваю. Письма и деловые бумаги пишу только на компьютере. Поставил перед собой вполне конкретные и необходимые цели, в частности освоить FotoShop, однако дело идёт не так быстро, как хотелось бы.

По-прежнему работаю в ЛИИЖТе, работаю с удовольствием. Получаю от общения со студентами больше положительных эмоций, чем негативных. Особенно приятно видеть в своих бывших студентах крупных специалистов, хороших работников, вне зависимости от того, какой пост они занимают. Многие их них прекрасно работают в проектных, строительных организациях. В СПб. идёт интенсивное транспортное строительство, и наши выпускники задают тон. А сейчас, в конце семестра, сидишь, мучаешься с каким-нибудь оболтусом, и думаешь, ну за что мне такое наказание!

Много времени трачу на подготовку большой выставки в музее Академии художеств. Хочу студентам рассказать, как учил Матюшин и что из этого получилось. Идею выставки поддержали правительст­во СПб., Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Церетели. Но все только – морально, а на мою долю приходится доставать очень большие деньги. Тем сейчас и занимаюсь. Куда с большим удовольствием я работал бы над каталожными статьями, отбором работ из Русского музея, музея истории СПб. и другими интересными делами. Но без денег выставки не сделаешь. Грустно, но факт. Иногда даже закрадывается сомнение, а осилю ли такую выставку в стенах по-прежнему консервативной Академии художеств? Они «за», но полагаться я должен только на себя.

В голове роятся и другие идеи, связанные с искусством, но на всё просто нет времени. Иногда возникает желание уйти из института и полностью посвятить себя искусствоведческим делам, но разве проживешь на нашу нищенскую пенсию? Неволя экономическая сродни рабству: «страна рабов, страна господ...». Всё вернулось на круги своя.

В июле сделал выставку работ Веры Матюх в музее Анны Ахматовой. Веру Фёдоровну Матюх я хорошо знал, много лет помогал ей, она завещала мне часть своих работ, и эта выставка была для меня долгом памяти. Среди ленинградских графиков второй половины ушедшего века она по праву занимала ведущее место. Выставка удалась, были хорошие отзывы и пресса. Идея выставки – тема Ленинграда в творчестве Ахматовой и Матюх, хотя, конечно, прямой связи тут нет.

Лето, как обычно, пронеслось быстро. Потихоньку сокращаем посадки, оставляем то, что менее трудоёмко. Тем не менее, до сих пор лакомимся своими овощами и яблоками, вернее не яблоками, а соком из них, т. к. преемник МПС отобрал у нас проездной билет до дачи, а оплачивать поездку за яблоками из своего тощего «пенсионного кармана» нам не по карману. Вот и пришлось яблоки превратить в сок.
Примите, дорогая Тамара, еще раз поздравления к Новому году и самые добрые пожелания и Вам, и Вашим близким.

От Вас давно ничего не было. Буду рад, если напишете.

Ваш Никита Сергеевич
24 декабря, СПб.

21.
24 января 2006 г.
Дорогая Тамара!

Бандероль получил и, разумеется, благодарен за столь интересный и приятный подарок. Всегда испытываю доброе чувство к энтузиастам, вкладывающим душу в историю. Будь это история какого-то забытого события, либо жизнь людей, покинувших нас. У меня на письменном столе всегда лежит листок со словами Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Начинается эта фраза так: «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим...». Увы, и с этим приходится сталкиваться, особенно сейчас, когда жизнь, прожитую нами, представляют, как рабство в условиях тоталитарной системы.
С интересом прочёл воспоминания Тамары Георгиевны. Спасибо Л. В. Дьяконову за настойчивость! Из Вашего небольшого вступления я не понял, вносил ли Л. В. какую-то правку в опубликованные письма-воспоминания? Или это то, что написала сама Тамара Георгиевна? Многие события мне известны со слов мамы, самой Т. Г. и людей, входивших в окружение Михаила Васильевича. Кое о чём я только догадывался по «косвенным признакам», но в целом всё это хорошо согласуется. Нашли подтверждение известные мне черты характера и Михаила Васильевича, и O. K. Её характер почувствовали на себе практически все ученики Матюшина. Она, действительно, «отваживала» от дома всех его учениц, и причиной, как мне кажется, была не только забота о состоянии здоровья мужа. Практически все, с кем мне приходилось говорить, были обижены на O. K. Исключение – это Колышка. Он был сдержан в оценках. Затрудняюсь сказать, было ли это проявлением черты его характера (он никогда ни о ком не отзывался критически), либо он не воспринимал O. K. такой, какой она была на самом деле.
Обратил внимание на то, что в воспоминаниях Михаил Васильевич фигурирует как Мих<аил> Вас<ильевич>, а в письмах Тамара Георгиевна обращалась к нему по имени – Миша. Мих-Вас – было уважительным обращением учеников к любимому Учителю. И Ольгу Константиновну она звала Олей. «У нас так было принято», – сказала она мне.

Жаль, что искажена фамилия мамы. Нужно Делакроа. Боюсь, что искажённая фамилия начнёт гулять по другим изданиям. Такое уже было.

И просто к сведению: изучением влияния звука на восприятие цвета М. В. занимался только с Эндерами1. Второе поколение учеников сконцентрировалось на других проблемах. Разумеется, Т. Г. этого могла не знать.

К сожалению, дом на Песочной до сих пор не стал действующим музеем. Помещения отреставрированы, подобран хороший коллектив сотрудников, а на подготовку экспозиции денег не дают какой уже год! И денег-то надо совсем немного. На что угодно тратят миллионы, а копейки отыскать не могут!

Желаю всего самого доброго, пишите.

Н. С.
22.01.06. СПб.

1 Эндеры – семья (две сестры и два брата), знакомые М. В. Матюшина.

22.
5 января 2007 г.
Дорогая Тамара!

Спасибо за поздравление и добрые пожелания к Новому 2007 году!

Разумеется, и я, в свою очередь, рад поздравить и пожелать Вам и Вашей семье всего самого доброго в новом году!

Помнится, ещё Еврипид сказал: «Истинной жизни нет без искусства!» И не столь важно, какое это искусство – изобразительное, музыкальное... Поздравляю Вас с руководством Шаляпинским обществом. Убеждён, что у Вас всё получиться как нельзя лучше, только бы сил и времени хватило
Увы, именно их – сил и времени – всем нам часто катастрофически недостаёт. С годами приходит всё большая и большая востребованность и понимание того, что если ты чего-то не сделаешь, то кто тогда это сделает?

Я по-прежнему преподаю в ЛИИЖТе и уходить с работы не хочется, т. к. она, работа, не только удваивает нищенскую пенсию, но и даёт возможность постоянно находиться среди молодёжи, в какой-то мере жить их заботами, и помогать им вставать на «инженерные» ноги. Часто в разных местах читаю лекции инженерам для повышения их квалификации. Постоянно приглашают проектные и строительные организации с просьбой дать заключения по тем или иным далеко непростым вопросам, например, по объектам на новой платной автомагистрали СПб. – Москва, или по проектированию фундаментов мостов на Крайнем Севере в районах с вечной мерзлотой (почти у Ледовитого океана).

Ещё больше времени сейчас трачу на организацию выставки в Академии художеств в СПб. Хочу вернуть Матюшина и его учеников 1922–1926 годов в стены до сих пор достаточно консервативной Академии, рассказать о нём как профессоре и руководителе Мастерской пространственного реализма. Сейчас полным ходом идёт реставрация работ 1920-х годов, пересъёмка их для большого каталога (около двухсот работ). В ближайшие дни сажусь за каталожную статью. Часть материала уже собрал, но ещё предстоит поработать в Пушкинском доме и архиве АХ. Времени для выдачи материалов в издательство осталось совсем немного, а работы – выше головы! Выставка приурочена к 250-летию АХ и должна открыться в конце сентября – начале октября этого года.

О грибном изобилии в наших краях ничего не знаю, быть может, оно и было. Я же был занят строительством и землёй.

Желаю Вам всего самого доброго в Новом году!

Ваш Н. С.
3 января 2007 г., СПб.

23.
28 декабря 2007 г.
Дорогая Тамара!

Спасибо за весточку и добрые пожелания к Новому году!

Разумеется, я тоже поздравляю Вас и шлю пожелание всех благ, а к тому же ещё столь же активной неугомонности в исследовательс­кой, литературной и краеведческой деятельности во славу памяти достойных людей!

Теперь отвечаю на Ваши вопросы.

20 декабря 2007 года Дому Матюшина исполнился год. Возраст конечно младенческий, но важно другое – музей существует. В нём есть мемориальные комнаты Матюшина и небольшие выставочные залы со сменными (или полусменными) экспозициями. Даю на эти выставки работы матюшинцев. Планов много, но сейчас у меня в голове только выставка в парадных залах Академии художеств. Вернисаж 5 марта 2008 года. Главная идея – показать М. В. как профессора Академии. Большинство и студентов, и, что особенно странно, преподавателей ничего о нём не знают, а если что-то и знают, то только «ругательное». Академический консерватизм в какой-то мере положителен, но лишь до тех пор, пока он не превращается в косность и невежество (последнее слово весьма жёсткое, но у меня есть основания использовать его). В стенах Академии до сих пор встречаются «забронзовевшие» осколки 1950-х годов.

В первых числах января выйдет из печати большой альбом-каталог с двумястами цветными изображениями. В каталоге будет красивая работа Н. И. Кострова из собрания музея Васнецовых. На работу в издательстве и типографии ушёл весь отпуск. До этого ещё больше времени ушло на поиск финансовой поддержки проекта. Сейчас всё это позади.

Посылаю Вам открытку из набора, посвящённого творчеству мамы.

Алла Васильевна Повелихина много мне помогала при работе над концепцией выставки и каталога к ней. Сейчас она в Москве, но в середине января хочет вернуться в СПб. Она мой главный консультант.
К большому сожалению, то, что сейчас происходит с Л. К., стало нашей повседневностью. От лицемерия и словоблудия власти тошнит – «Правильной дорогой идёте, господа!», а кругом...

С удовольствием разглядывал открытку с Домом-музеем Н. Хохрякова. Видел его только совсем «свеженьким» после открытия. По-прежнему ли там трудится Татьяна Васильевна? Передайте ей, пожалуйста, привет и новогодние поздравления.

Искренне Несмелов Н. С.
28.12.2007. СПб.

24.
29 мая 2008 г.
Дорогая Тамара!

Только что получил бандероль. Успел только пробежать глазами то, что в ней находилось. Реакция однозначная – вы молодцы! Глядя на ваше искреннее и увлечённое внимания к Вятке, её людям и культуре, чувствуешь, что сам не додаёшь. Нужно работать полнее, быстрее и продуктивнее!

К моему глубокому сожалению сейчас написать подробно и послать вам то, о чём вы пишете, не могу. Сделаю это позднее. Я настолько сейчас загружен учебной работой, что ни на что другое не остаётся ни времени, ни сил. Занимает много времени и садово-огородная страда. На письменном столе у меня ворох документов, ждущих исполнения. «Кончатся» студенты – будет время и за них взяться. Предвкушаю время, когда с удовольствием смогу прочитать присланное, а сейчас тороплюсь в институт на консультацию к дипломникам. Поблагодарите, пожалуйста, Татьяну Васильевну. Знаю, что у неё сейчас все складывается не так просто, как хотелось бы, но уверен, что её трудолюбие и энтузиазм всё преодолеют.

Передайте, пожалуйста, также привет Римме Яковлевне.

Не обижайтесь на меня за конспективное письмо.
Ваш Несмелов. 29.05.08. СПб.

P. S. Выставка была принята великолепно. Сотни восторженных отзывов, из них 200 письменных. Хорошая профессиональная пресса. Открывали выставку 3. Церетели, М. Пиотровский, М. Шемякин1.

1 Михаил Михайлович Шемякин (1943) – российский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.

25.
8 октября 2008 г.
Дорогая Тамара!

Спасибо за добрые пожелания ко дню Победы и приглашение посетить Рябово. Ни на минуту не сомневаюсь, что и сейчас, как в первый раз, получил бы незабываемые впечатления от красот тех мест и радости общения с интересными людьми. Там, горожанам с далёкими вятскими корнями, такое общение просто необходимо. Однако, помимо нашей воли, мы часто оказываемся в таких положениях, когда вынуждены чем-то жертвовать. Или-или! С этим приходится считаться, хотя потом, наверняка, будет думаться – зря не нашёл времени съездить – потерял многое. Прекрасно понимаю, что активных лет осталось не так уж много, нужно торопиться, а то повиснут на совести невыполненные дела... А их, дел, всё больше и больше!

Спасибо за «Вятскую речь». Всегда читаю с интересом, храню и радуюсь Вашим успехам.

Посылаю каталог выставки в А.Х. Открытки о творчестве мамы – это «выдержки» из того, что есть в каталоге. Так что Вы получите более «полное издание» плюс творчество других матюшинцев.
Выставка прошла с большим успехом, одних письменных отзывов оказалось 200, устных – не сосчитать. СМИ тоже отозвались активно. На открытие приехал Президент Академии художеств 3. К. Церетели, пришёл директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский и откуда-то взялся Михаил Шемякин, хотя его я не приглашал.

Ha днях мои спонсоры и я получили от имени Президента Академии художеств Почётные грамоты с благодарностью за подготовку и участие в выставке.

Проявляет активность Москва. Три галереи (в том числе Третьяковская) и один музей изъявили желание сделать выставки в столице. С одной из галерей работаем над достаточно интересной и сложной концепцией – пространство в восприятии художников 1920-х годов. Там предполагается дать не только работы всех матюшинцев, начиная, естественно, с Гуро и самого Матюшина, но и других художников 1920–1930-х годов. Хочется, чтобы мои любимые матюшинцы второго поколения оказались бы «вписанными» в пейзажное искусство этого времени. А это уже дорогого стоит!

Всё остальное, Тамара, движется заведённым порядком: студенты (как всегда хорошие и плохие), чтение лекций по фундаментам вне института, консультации проектных и строительных организаций, подготовка материалов к монографии (какой – пока говорить не буду), сад-огород на даче и т. д.

Внучки с интересом учатся в Художественно-промышленной академии (раньше, на студенческом жаргоне, в Мухе, т. е. училище имени В. И. Мухиной). Много работают, и мы их почти не видим. Будут специалистами в области художественного стекла.

Всего Вам самого доброго!

Искренне Ваш Н. С. Несмелов
08.10.2008. СПб.



1  2