Главная > Выпуск №32 > История Сарапульской пристани

История Сарапульской пристани

А. А. Потапов

Чтение архивных документов иногда сродни детективам, вот и сюжет понятен, и конец, вроде, вырисовывается, но вдруг…

Просматривая каталог документов в РГИА, я наткнулся на интересное, с моей точки зрения, дело «По отношению Министерства внутренних дел относительно учреждения в городе Сарапуле на берегу реки Камы пристани». Начато 18 мая 1856 г., закончено 10 января 1863 г.

Интерес мой был вызван тем, что при изучении истории сарапульского городничества не так часто удавалось находить документы, связанные с деятельностью городничих непосредственно в Сарапуле, а даты, указанные в документе, говорили о том, что он относится к времени пребывания в должности городничего Сарапула последних его четырёх представителей: Дрейера, Скляревича, Степового и Поля. Открыв документ, я никак не мог понять: почему на такой срок затянулось столь несложное, как казалось при чтении первых страниц, дело (орфография сохранена):

«Господину Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями.

Начальник Вятской губернии, вследствие ходатайства Сарапульского градского общества, вошел с представлением об учреждении в г. Сарапуле на берегу реки Камы пристани.

Не нахожу со своей стороны препятствия к учреждению в г. Сарапуле пристани. Министр внутренних дел С. Ланской. 13.05.1856 года».

Далее следует рапорт: «…в г. Сарапул существует деревянная пристань, совершенно разрушенная вешними водами, и берег, оставаясь незащищенным, сильно подмывается во вред городу, необходимо устроить каменную пристань, и посему, не благоугодно ли будет Вашему Сиятельству разрешить на означенную работу составления сметы и проекта. Полковник Сумцов».

В документе находим интереснейшие сведения, составленные городничим, штабс-капитаном Густавом Дрейером, который со свойственной ему скрупулёзностью описал не только место, пригодное для пристани, но и дал полное описание города Сарапула:

«Описание местности, где предполагается устройство существующей в городе Сарапуле на реке Каме пристани, составленное Елабужским уездным землемером вместе с сарапульским городничим (План).
Сведения, составленные сарапульским городничим от 29.11. 1852 г.

1) Пристань для нагрузки и выгрузки судов и для остановки паровых машин находится на реке Каме против самого города Сарапул и преимущественно против Торговой площади. Место, занимаемое пристанью, состоит на 485 саженях, берег реки Камы по глубине реки на стороне пристани достигается судами вплоть, так что нагружаемое из них передается посредство досок, временно приделываемых с берега к судам. Пароходы же пристают к устроенным на воде судам, через кои пассажиры имеют выход на берег и вход в пароходы с берега. Контора пароходства находится на этих же судах. Берег твердый и песчано-каменный. Место, занимаемое пристанью, есть самое удобное для пристани. Имеется удобный выезд на торговую площадь, не затрудняющий вывоза с берега товаров на базарную площадь.

2) Город Сарапул учрежден в 1780 году. Город расположен на горном правом берегу реки Камы, которая имеет течение с севера на юг и составляет границу между Пермской и Вятской губерниями. Климат здесь довольно умеренный. Местоположение в городе неровное, начиная от реки Камы, в противоположную ей сторону имеет постепенное возвышение, образовавшее горы по улицам и внутри самого города, по улицам, располагаемым по течению реки Камы, находятся 2 горы, нижняя часть города во время весны и осени продолжительно бывает грязно.

В городе Сарапуле по плану 5 площадей и 18 улиц. Из них 3 площади существуют, а две еще не осуществлены за несовершенного обстроенностью около их улиц. В самом городе церквей каменных 5, из них одна Соборная, две приходских, одна единоверческая и одна кладбищенская. Домов каменных – 39, деревянных – 933, в них казенных каменных – 4 и деревянных – 2, лавок каменных – 138 и деревянных – 12, питейных домов – 8, присутственных мест, находящихся в частных домах, 5, как то уездный и земской суд, градская полиция, казначейство и почтовая контора. В общественном доме – 2: городской магистрат с сиротским и словесным судами и дума, и в казенном – 1 удельное Мостовинское отделение, два уездных училища: одно – духовное, а другое – гражданское, общественная богодельня и книжная библиотека; гражданская больница и тюрьма; одно трактирное заведение, 2 винных погреба, заводов – 20 из них – 1 канатный, 2 чугунолитейных, 2 мыловаренных, 11 кожевенных и 4 кирпичных.


«Геометрический специальный план Вятской губернии
уездного города Сарапула с показанием высочайше конфирмованного
в 1784 году августа в 13 день прожекта к построению казенных
и обывательских строений и вновь для того назначаемого, как ниже сего
в изъяснении значит. Сочинён в Вятке». РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Д. 36 б (4)

Жителей в городе Сарапуле всякого сословия: полов мужского – 3 237 и женского – 3 372.
Дворян: потомственных мужского пола – 29 и женского – 26, личных мужского – 38 и женского – 42, разночинцев мужского пола – 45 и женского – 42, почетных граждан: мужского – 1, женского – 2. Купцов 1-й гильдии мужского пола – 1.

Купцов 3-й гильдии с их семействами лицами мужского пола – 204 и женского – 227, мещан мужского пола – 2 433 и женского – 2 721, отставных солдат – 49, солдаток, проживающих без мужей, и солдатских вдов – 29. Кантонистов – 55, крестьян казенных: мужского – 50 и женского – 101, помещичьих: мужского – 4 и женского – 4. Дворовых людей: мужского – 5 и женского – 8. Нижних чинов инвалидной команды: мужского – 187 и женского – 53. Из всех исчисленных сословий исповедуют веры: православную – 6 328, римско-католическую – 10, лютеранскую – 1, магометанскую – 4. Раскольников, приемлющих священство, – 265 и язычников – 1. У жителей города Сарапул имеется лошадей 820, рогатого скота – 440, овец простых – 43 и свиней – 48, птицеводство в весьма незначительном количестве.

В городе Сарапул торговля производится в каждой неделе 2 раза: в воскресенье и во вторник и, кроме того, учреждено в прежнем 1852 году, с разрешения господина министра внутренних дел, ярмарка в честь прихода святых икон Оренбургской губернии, Бирского уезда из села Березовки, с 8 по 21 июля месяца каждого года. Главнейший торг во время базарного и ярмарочного дней происходит между гражданами города Сарапул и крестьянами окрестных селений. В эти дни закупается хлеб – рожь, ячмень овес и льняное семя, лен, рогожная кулья, мочало, лубки для сплава в город Нижний и Рыбинск, и из них льняное семя доставляется водой до посада Дубовки по заказу, а оттуда отправляется на Дон. В город Сарапул приплавляются с Нижегородской ярмарки чай, сахар, виноградные вина, фруктовая, галантерейная, панские товары, медные вещи, стекло, фарфоровая, фаянсовая и глиняная посуда, те же товары и вещи получаются частично из города Казани и из ярмарки Мензелинской и соль из соляных пермских промыслов. Из числа сих, полученных в городе Сарапуле товаров часть отпускается для распродажи в Ижевский и Воткинский заводы. Розничная торговля успешна, и привозные товары, в особенности дешевые ситцы, бумажные ткани, крестьянские товары, как-то: простые ленты, серь, кольца и тому подобное, раскупаются из лавок быстро. Оборот торговли – приблизительно 250 000 рублей серебром.

Промышленность в городе Сарапул заключается преимущественно в выделке кожаного товара и в шитье сапог, сбыт коих производится розничной продажей, как в самом городе, так и в соседних уездах Пермской и Оренбургской губерний на бывающих там ярмарках и торгах. Обороты по сему промыслу полагаются до 5 000 рублей серебром. Немногие из жителей занимаются рыбной ловлей на реках Каме и Белой. Из рыб здесь водятся: стерлядь, осетр, белуга, и красная рыбица, сом, налим и разная чешуйчатая. Рыбная ловля дает промышленникам безбедное состояние. Доходов их приблизительно до 2 000 рублей серебром. Мясничество и продажа печеного ржаного хлеба дает занимающимся ими прибыльный доход в летнее время, когда идут отсюда и останавливаются здесь проходящие барки, пароходы, судопромышленникам составляет особенную, свойственную местности отрасль дохода.

Промышленники приобретают речные суда в Пермской губернии, преимущественно в изобильном лесами Чардынском уезде, и сплавляют на них по подрядам хлеб и другие товары, также отправляемое из Ижевских заводов оружие к местам назначения по реке Волге до Астрахани и по Оке до Москвы.
В городе Сарапуле на пристани нагружается судов до 22, на них работают до 496 человек, ценность сим судам – до 128 717 рублей серебром. Выгружается же до 9, на них работает 126 человек, ценность их судов – до 98 000 рублей серебром. Груз судов, отправляющихся по реке Каме, преимущественно был в хлебе и льняном семени. В заводах Сарапула выделывается: канатном – на 3 125 рублей, чугунолитейном – на 5 000 рублей, кожевенном – на 7 340 рублей и кирпичном – на 2 225 рублей серебром. Сбываются: канаты на устье реки Камы и в Сибирские железоделательные заводы, чугунные вещи – на месте и в соседние уезды, мыло – на месте и в Нижегородскую ярмарку, кожа и выделываемые из нее вещи – на месте и в город Уфу, кирпич – на месте в городе Сарапул.

Паровых машин, принадлежащих конторе пароходства, находящихся на реке Каме против города Сарапул, 7, из них каждая в течение лета проходит не менее 15 раз мимо города Сарапул и ведет за собой одну или две баржи, нагруженных различными товарами. Машины эти против города Сарапула останавливаются для нагрузки их и барж и для приема в них запаса дров на определенное расстояние, впрочем, последнее для машин есть необходимость останавливаться, хотя бы и не предоставлялось для них в городе Сарапул пассажиров и других барж.

Полиция в городе Сарапуле состоит из одного городничего, поступление дел и бумаг в полицию бывает обширное, как-то поступает дел боле 200 листов, бумаг – более 5 460, выходит бумаг – 8 000. Полицейская команда состоит из 14 человек».

Как точно и тщательно составлено описание города Сарапула середины XIX века! Пожалуй, только Дрейеру, с его дотошностью во всех вопросах, мы можем быть благодарными за эту подробнейшую информацию, дошедшую до нашего времени. Интересен и тот факт, что он указывает количество населения различного вероисповедания, в более поздних статистических данных «православный» становится синонимом слова «русский».

Следует отметить и то, что через восемь десятилетий со дня составления плана развития города этот план до конца так и не был осуществлён – из пяти спланированных площадей было обустроено, согласно отчёту, только три, две из которых были обустроены ещё до того времени, когда Сарапул получил статус города!

Возможно, вскоре строительство пристани в Сарапуле было бы начато и закончено, но Сарапульское городское общество решило обговорить и сбор с судов, прибывающих и убывающих от пристани, в пользу города, что дало возможность чиновникам принять следующее решение:

«Департамент искусственных дел, принимая во внимание, что при городе Сарапуле издавна уже существует пристань, не находит со своей стороны препятствия к отнесению существующей при городе Сарапуле пристани к разряду торговых пристаней, но с подчинением всем правилам, постановленным в Уставе путей сообщения. Что же касается до предполагаемого Сарапульским городским обществом сбора с судов в пользу города, то этот сбор не иначе может быть допущен, как по особому Высочайшему на то соизволению, и потому Департамент полагает уведомить о сем министра внутренних дел и просит отзыва, угодно ли ему, чтобы по Главному управлению сделано было распоряжение о причислении Сарапульской пристани к разряду торговых, без предоставления городу права на взимание сбора с пароходов и судов, приходящих в город для нагрузки, разгрузки или зимовки. Директор Рерберг».

С 1857-го до 1862 г. шла переписка по этому вопросу между Главным управлением путей сообщения и Министерством внутренних дел, уходили министры, сменялись на своём посту городничие, пока не последовало решение:

«10.01.1862 г. Департамент искусственных дел имеет честь уведомить, что после происходившей с 1856 года переписке по предположению об утверждении торговой пристани на реке Каме, в городе Сарапуле, со взиманием для сего особого сбора, господин Главноуправляющий не может согласиться, потому что это стеснило бы частную промышленность, едва возникшую на реке Каме, так и потому, что подобные сборы не допускаются самыми законами. Директор Богданович».

На этом и закончилась первая часть дела.

Решение об устройстве пристани в Сарапуле, не давшее положительных результатов, в первую очередь, не устраивало владельцев пароходных контор в самом Сарапуле, а также их партнёров по перевозкам и торговле близлежащих регионов. Уже 26 сентября 1862 г. появляется новое дело «Об утверждении береговых мест под пристани».

На этот раз губернское правление обращалось к министру внутренних дел по представлению Сарапульской городской думы через донесение гражданского губернатора Михаила Карловича Клингенберга, согласно обращению губернского начальства на ходатайство владельцев пароходов об утверждении мест под пристань, на отдачу в оброчное 10-летнее содержание семи береговых мест под устройство пароходных контор.

Желающими арендовать выделенные места выступили: купец Яков Китаев, купеческий сын Тимофей Степанов Комаров, мещанин Николай Богданов, купеческий сын Михаил Калинин, а также приказчик Камско-Волжского пароходства Фёдор Яковлев Тихонов.

В итоге к концу 1864 г. дело было решено в пользу просителей, и места, выделенные под пристань, были выставлены на аукцион.

В течение семи лет, несмотря на все усилия, градское общество Сарапула так и не получило желаемого результата по устройству пристани. Менялись городничие, гражданские губернаторы и даже министры, вновь посылались прошения, заставляя работать «бюрократическую машину». 14 марта 1863 г. началось новое «Дело хозяйственного департамента Министерства внутренних дел» об устройстве в городе Сарапуле пристани и набережной и о введении в пользу сего города сборов с привозимых и отвозимых товаров, продлившееся более чем два года – до 20 мая 1866 г.

«5.05.1863 года. Господину министру внутренних дел. После происходившей в губернском правлении переписке, на распоряжение коего предместником моим было передано отношение департамента, предписано сарапульскому городничему, с участием членов думы и уездного стряпчего, при первом же удобном случае представить в губернское правление все требуемые департаментом объясненные сведения.

Имею честь представить на разрешение Вашего Высокопревосходительства приговор Сарапульского градского общества об учреждении в городе Сарапуле пристани и о взимании ¼ % с товаров, в дополнение представленным 29.03.1857 года и 28.11.1859 года.

Считаю долгом присовокупить, что губернское правление со своей стороны находит полезным выше объясненные предположения общества.

Гражданский губернатор (подпись)».

Но, видимо, Сарапульское градское общество, устав ждать решений высших инстанций, решило предпринять свои действия для ускорения этого процесса. В ходе совещаний было решено послать своего доверенного человека в Санкт-Петербург, снабдив его для этого необходимыми средствами и доверенностью. Выбор пал на гласного думы Ивана Фёдорова Барабанщикова.

«15.03.1863 г. Мы нижеподписавшиеся купцы и мещане города Сарапул постановили настоящим приговором просить гласного нашей думы Ивана Федорова Барабанщикова употребить, где следует, личное ходатайство об учреждении в городе Сарапуле торговой пристани, для расходов же при проезде и на писание нужных бумаг при таковой необходимости полагаем выписать ему из общественного капитала на расходы, на непредвиденные надобности в безучетное распоряжение от пятисот до тысячи рублей серебром, выдать под собственную ручную его расписку, в том и подписуемся. К подлинному приговору подписались купец Лев Ижболдин с прочими купцами и мещанами (подписи)».

На этот раз, минуя губернатора губернии, было решено обратиться сразу к министру внутренних дел:

«8.06.1863 г. Его Высокопревосходительству, господину министру внутренних дел и разных орденов, кавалеру – доверенного Сарапульского градского общества (Вятская губерния), гласного градской думы Ивана Федорова Барабанщикова прошение.

С прошлого 1859 года находится на рассмотрении вверенного Вашему Высокопревосходительству хозяйственного департамента Министерства внутренних дел ходатайство Сарапульского градского общества о дозволении устроить пристань в городе Сарапуле, при реке Каме находящаяся, и разрешение взимания сбора с привозимых и отвозимых товаров, но ходатайство это временно остается без всякого удовлетворения. Причины, которые побудили к тому общество, следующие: во-первых, от неукрепленной набережной пристани, от размытия льдом и весеннею большою воды, а, во-вторых, от нагрузки и выгрузки привозимых и отвозимых из Сарапула в большом количестве разных грузов, берег ежегодно обрывается, и дома граждан на набережной улицы угрожаются опасности к разрушению, а других средств без разрешения просимого сбора, на которые бы могло было укрепить набережную, нет, потому что городские доходы скудны. К сему общество, не получив по ходатайству своему никакого удовлетворения и видя, что берег реки Камы все более и более с каждым годом оборушается, дома жителей города, стоящие на набережной, некоторые уже обвалились, да и другим многим угрожает опасность обрушения, а потому ныне постановленным приговором поручило мне ходатайствовать по этому предмету лично, для чего я более чем за 2 000 верст ныне приехал в Санкт-Петербург и уже являлся неоднократно в хозяйственный департамент, но удовлетворения никакого не вижу. Побуждаемый вышеобъясненною крайностью, котороя единственно заставляет и градское общество наше ходатайствовать об устроении пристани и о разрешении сбора, и прибывший ныне по приговору собственно для того в столицу в необходимости нахожусь обратиться к Вашему Высокопревосходительству и покорнейше просить обратить Ваше внимание на крайность Сарапульского градского общества, вынуждающую на утруждение Вас о разрешении устроить пристань и взымать сбор, и не откажитесь о распоряжении, какое последует мне объявить здесь, по прибыванию моему в Санкт-Петербурге, причем представляю доверенность и копию, первую прошу возвратить. 8 июня 1863 года.

Доверенный общества, гласный Иван Федоров Барабанщиков подписал».

Аналогичное прошение было послано и в Правительствующий Сенат, дело стало набирать оборот на самых «верхах», снова обрастая бумагами и заставляя работать чиновников на разных уровнях, приближая развязку.

Из министерства последовало сообщение: «начальнику губернии для зависящих распоряжений, июнь, 1863 год».

А также в Правительствующий Сенат – рапорт министра внутренних дел:

«Полагая, что за сделанными со стороны министерства указаниями относительно устройства пристани в г. Сарапул и порядка взимания за пользование оного сбора просьба купеческого сына Барабанщикова не требует никаких распоряжений, имею честь донести о сем Правительствующему Сенату, с возвращением при указе оного бумаг за № 53186.

Подписался министр внутренних дел, статс-секретарь Зайцев.

Скрепил директор А. Шумахер. 16.09.1865 г.».

И как итог последовал вердикт:

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Правительствующего Сената.
Министру внутренних дел.

По указу Его Императорского Величества, Правительствующий Сенат слушали:

Дело по жалобе поверенного Сарапульского городского общества, купеческого сына Барабанщикова на распоряжение Министерства внутренних дел, последовавшее по ходатайству его доверителей, о дозволении устроить в городе Сарапуле пристань и взимать за право пользования оного сбор в пользу города. Из дела видно: поверенный Сарапульского городского общества, сарапульский 2-й гильдии купеческий сын Иван Барабанщиков в присланном Правительствующему Сенату прошении, объясняя, что он, согласно приговору местного городского общества, обращался в Министерство внутренних дел с ходатайством о разрешении устроить пристань на принадлежащих Сарапульскому городскому обществу земли на берегу реки Кама и об испрошении согласия, согласно 388 ст. XII т. 1 часть Устава путей сообщения Высочайшего соизволения на взимание платы за пользование пристанью и что последовавшим от Министерства внутренних дел распоряжением общество осталось неудовлетворенным, просить по истребовании производившейся в хозяйственном департаменте Министерства дел переписке об устройстве в г. Сарапуле пристани, сделать распоряжение на предмет испрошения Высочайшего соизволения на произведение сбора с отвозимых из Сарапула товаров. Из доставленных министром внутренних дел против сего прошения сведений оказывается, что начальник Вятской губернии в 1863 году представил в Министерство внутренних дел два предложения, одно об устройстве в городе Сарапуле пристани и набережной, а другое о введении, в пользу городских доходов, сбора с товаров, производимых в сказанном городе и отвозимых из оного на судах и пароходах. Независимо от того доверенный Сарапульского городского общества, гласный думы Барабанщиков обратился в Министерство с просьбой о скорейшем приведении изъясненных предложений в действие, причем представлял документ, из которого оказалось, что общество отпустило ему в безотчетное распоряжение значительную сумму на какие-то расходы по принятому им на себя ходатайству. Вследствии сего Министерство внутренних дел сообщило начальнику губернии, что, если у города Сарапуле есть свободные средства для устройства пристани и набережной, признаваемых необходимыми, то от него будет зависеть, дать этому делу ход в порядке, указанном ст. 382 Устава путей сообщения, что же касается до введения сборов с торговли, то при настоящем, крайне неудовлетворительном состоянии внутренней торговли вообще, едва ли было б рационально обременять ее какими-либо, даже и незначительными, сборами. За сим обратившись к изъясненному ходатайству прибывшего в Санкт-Петербург поверенного Сарапульского городского общества, Министерство внутренних дел нашло, что подобное ходатайство по делу, о котором уже идет переписка между правительственными местами и лицами, ближайшим образом озабоченным возможным устройством общественного хозяйства в городе, едва ли уместно, и потому поручено начальнику губернии сделать соответственное по сему делу распоряжение, дабы, с одной стороны, такие лица, как ходатай по настоящему делу, гласный думы Барабанщиков, не отвлекались от своих прямых обязанностей, а с другой, общества, уполномочивающие этих лиц для каких-либо ходатайств, не вдавались в обман, снабжая их безотчетно значительными суммами без всякой в том необходимости для дела. Вслед за тем поверенный Барабанщиков обратился в Министерство с просьбой, в которой вновь ходатайствовал о разрешении устройства пристани в городе Сарапуле и взымать за пользование оною сбор, каковая просьба за изъясненным отзывом министерства начальнику Вятской губернии препровождена к сему последнему с присовокуплением, что если город Сарапул устроит пристань, то за тем он будет иметь и право извлекать из оной, как из собственного имущества, надлежащей выгоды на точном основании существующих узакониний.

Приказали: имея в виду, что в ст. 382, т. XII, 1 часть Устава путей сообщения указан порядок, коему должно следовать в разрешении ходатайств обществ или частных лиц по предмету устройства пристаней и, признавая, что за сделанным Министерством внутренних дел по настоящему делу распоряжениям присланная Правительствующему Сенату просьба Барабанщикова не требует никаких особых со стороны сената распоряжений, Правительствующий Сенат определяет оставить оную без последствий – о чем, для объявления просителю, со взимания гербовых пошлин, и с возвращением представленного документа по жительству его в городе Сарапуле. Вятскому гражданскому правлению послать указ, каковым уведомить министра внутренних дел.

Апрель 26 дня 1866 года. Обер-секретарь Орлов».


На Каме. Пристань в Сарапуле

Несмотря на эти решения, город Сарапул продолжал жить своей жизнью: продолжали нагружаться и разгружаться суда на Каме, укреплялась береговая линия. Купцы Татаринов и Колчин завели пароходство, и, наряду с общероссийскими пароходствами, по Каме ходили пароходы сарапульских купцов. Товары из Сарапула водным путём шли далеко за пределы губернии, в основном, это были хлебопродукты и обувь. Камско-Сибирское нефтепромышленное акционерное общество на своих пароходах и баржах завозило в Сарапул керосин, нефть, масло…

Возможно, в не столь отдалённом будущем мы станем свидетелями возрождения Сарапульского порта. А пока остаётся лишь сохранять историю некогда процветающего купеческо-мещанского уездного города с гордым названием Сарапул. 

(Материал подготовлен на основании документов СПб. РГИА: Ф. 218. Оп. 1/4. Д. 5943; Ф. 1287. Оп. 34. Д. 1529; Ф. 1287. Оп. 34. Д. 1657; Ф. 1293. Оп. 168. Д. 36 б (4) Карта)