Главная > Выпуск №32 > Страницы истории музея

Страницы истории музея

(Фотоальбомы Кировского областного краеведческого музея 1960-х гг.)

Т. А. Дворецкая

В библиотеке Кировского областного краеведческого музея хранятся фотоальбомы 1961–1968 гг. Чёрно-белые отпечатки, наклеенные на картон, наглядно представляют жизнь музея. И не только музея, а целой эпохи и целой страны, носившей громкое имя – Союз Советских Социалистических Республик.

Листая страницы альбомов, видишь, как много внимания уделялось тогда патриотическому воспитанию. Прав был посетитель, записавший в книге отзывов: «Прекрасно подобранная экспозиция, удачная планировка залов и сам истинно русский дух всего увиденного радует и волнует. По-моему, музей в полной мере выполняет свою основную задачу: пробуждает самое святое чувство человека – чувство любви к родине. Большое спасибо»1. И это при том, что показ истории был крайне идеологизирован. Основная часть экспозиции отводилась советскому периоду, а в нём трём ключевым моментам: революция и Гражданская война, Великая Отечественная война, трудовые достижения советского народа. Попутно шли пионерия, комсомол, политическая ссылка (в основном членов партии большевиков), борьба с религией. Особняком стоял отдел природы, столь любимый многими поколениями детей. Всё это отразилось в альбомных снимках и в аннотациях к ним, несущих в себе неповторимый дух времени.

Музей был на виду, сюда охотно шли краеведы, чтобы поделиться новыми находками, представить на суд публики свои труды.

Заинтересованные лица школьников на фотографии с выступления краеведа Дмитрия Николаевича Фетинина (1897–1971) не случайны. Его книга «Беззаветный храбрец: Рассказ о герое Гражданской войны А. И. Северихине» (Киров, 1962) будила воображение. Вот как писал о ней один из читателей: «Помнится, когда прочитал, как В. Азин выкуривал из клуба анархистов и левых эсеров, угрожая артиллерией, захотелось воочию увидеть сие памятное место. Уж очень красочно описал его краевед Д. Фетинин (лит. запись Б. Порфирьева). Тут и баррикады, и пулеметы на крыше, и флаг с эмблемой смерти и лозунг: “Анархия – мать порядка”. И в итоге “анархистский сброд”, “враги народа” “один за другим выходили на улицу... и клали к ногам Азина свое оружие”. Словом, вятский вестерн, вдохновивший посмотреть на не­когда “осиное гнездо, свитое в самом центре города”, “в самом центре революционной Вятки”»2.

Конечно же, по суровым правилам того времени книга прошла не только через цензуру, но и через строгий учёный совет областного музея. Он также представлен на одной из фотографий.

Какое напряжённое, даже настороженное лицо у Елены Ивановны Кирюхиной (1925–1999). Уроженка Калужской области, окончив Московский пединститут, она много лет заведовала кафедрой истории СССР в Кировском пединституте, стала профессором, автором книг «Под знаменем Октября: Кировская область за 60 лет Советской власти» (Киров, 1977), «Ленин и Вятский край» (2-е изд., доп. Киров, 1990), научным редактором и автором многочисленных сборников, посвящённых истории области советского периода.

Среди участников обсуждения – краевед Василий Георгиевич Пленков (1897–1979). В 1955 году, выйдя на пенсию, он полностью посвятил себя краеведению, собрал богатейший материал об известных земляках, хранящийся ныне в областном архиве. Особое внимание уделял вятским умельцам, в его картотеке учтено несколько сот механиков и изобретателей. Результатом кропотливой работы стали книги «Вятские умельцы» (Киров, 1971), «Мастера» (Киров, 1980). В музее Василий Георгиевич был отнюдь не гостем, а скорее внештатным сотрудником.


В. Г. Пленков рассказывает школьникам о вятских умельцах. 1962 г.

Мы видим его среди участников областного совещания музейных работников, или слушающим доклад сотрудника ГАКО Черняховского «Первые печатные издания Вятской губернии» на собрании краеведов в музее, или рассказывающим школьникам о вятских умельцах.

На снимке с выступления Черняховского (1962) рядом с Пленковым – Зоя Васильевна Подавалова, директор Государственного архива Кировской области (1961–1988). Благодаря ей архив установил тесные связи с вузами, библиотекой имени А. И. Герцена, краеведческим музеем, выпустил около десятка документальных сборников. Она многое сделала для комплектования архива личными фондами (В. Г. Пленкова, Е. Д. Петряева, А. В. Эммаусского и др.).

Музей поддерживал тесные связи с преподавателями Кировского пединститута. Они не только участвовали в заседаниях учёного совета, в обсуждении ежегодного отчёта о работе музея, но и сами проводили здесь беседы и лекции как для детей, так и для взрослых.

Среди них Василий Александрович Соболев (1912–1971) – преподаватель кафедры истории СССР в Кировском пединституте, кандидат исторических наук. Сферой его научных интересов была история революционного движения в Вятском крае, политическая ссылка. Им были написаны книги «Сестры Громозовы» (Киров, 1960), «А. И. Герцен в вятской ссылке» (Киров, 1962), «Степан Халтурин» (Киров, 1973).

О Великой Отечественной войне в музее рассказывали её участники – Герои Советского Союза.
Старшее поколение, наверное, помнит раритет музейной экспозиции того времени – винтовку снайпера Н. И. Галушкина. Сам Николай Иванович не раз выступал в музее.


Преподаватель педагогического института
тов. П. В. Плесский рассказывает школьникам
в зимние каникулы о полезных птицах Кировской области. 1963 г.

Конечно, главными и желанными гостями музея были школьники. Для них в музей приглашали знатных земляков, здесь работали кружки: юннатский (под руководством А. Д. Фокина) и археологический (руководитель И. И. Стефанова), проходили уроки истории. К праздничным датам и школьным каникулам музей публиковал в «Кировской правде» план своих мероприятий. Здесь торжественно принимали в пионеры и в комсомол, устраивали выставки оружия, памятные не одному поколению мальчишек, рассказывали о животных, птицах, рыбах, о природе родного края.

Дети отвечали музею взаимностью. Их отзывы просты и бесхитростны.

«В этом музее мне очень понравилось. Я ученик 22 школы Норкин Владимир. Вы очень хорошие».
«Нам хочется еще побывать. Ждите нас. Ученики школы-интерната г. Кирова».
«Окончив школу, я пойду работать в музей».
«Я очень довольна тем, что побывала у вас, и, наверное, придется прийти еще раз. Суворова Таня, 2 класс школы № 42».
«Нам очень все понравилось. Мы придем еще. Ученики 3 класса 45 школы».
«Мы думаем сами принять участие в обогащении материалов музея. Мы обязательно нынче сходим в поход, только нам хочется, чтобы нам дали задание. Учащиеся Зуевской школы». 
«Понравилось мне древнее оружие, я принесу три копейки».
«Мне очень понравился зуб мамонта: он большой и выглядит неплохо».
«Мы слышали голос С. М. Кирова. Ученики 5 класса школы-интерната № 1». (Речь идёт о прослушивании грампластинки с речью Кирова.)
«Нашему классу понравилась толстая свинья, речь С. М. Кирова, изделия заводов г. Кирова, дымковская игрушка. 6 класс, школа № 1»3.


В отделе природы музея ребята узнают
для себя много интересного. Март 1968 г.


Занятия кружка юных археологов.
Руководитель кружка – научный сотрудник музея И. И. Стефанова. 1961 г.


В экспозиции «История пионерского движения». 1961 г.


Приём в пионеры учеников 4 класса 48-й средней школы. 1962 г.

Подрастающее поколение воспитывалось на трудовых свершениях современников. В музей приглашали передовиков производства; сельское хозяйство и промышленность были широко представлены в экспозиции.

В 1961 году музей посетили иностранные гости – чехословацкие футболисты.

В 1966 г. местным художником О. К. Кобельковым на берегу р. Вятки близ с. Атары Лебяжского района были найдены кости неизвестного животного. На место находки выехали зав. отделом природы В. М. Садырин и аспирант Кировского пединститута, бывший сотрудник музея Ю. М. Устюгов. Они откопали и доставили в музей находку. Таким образом, в фонды музея поступил скелет первобытного бизона, у которого не хватало черепной коробки и костей плечевого пояса. В 1968 г. он был отправлен в Зоологический инс­титут АН СССР для консервации и сборки. В 1969 г. скелет бизона занял своё место в экспозиции отдела природы. Недостающие кости были заменены муляжами и костями от других скелетов, найденных в Кировской области.


Раскладка скелета первобытного бизона в музее.
На фото Ю. М. Устюгов. Сентябрь 1966 г.

Музей пополнялся молодыми кадрами. В сентябре 1965 года, отслужив после окончания пединститута в армии, пришёл сюда на работу молодой историк В. Д. Сергеев. Музей во многом определил его судьбу. Позднее он вспоминал4:

«Приобщение к вятской истории началось именно там. Ранее как-то был к ней индифферентен... 

Люди в музее трудились разные. В полуподвальном помещении музейных фондов у Фокина собирались люди, украшавшие тогда собой наш город: Петр Васильевич Плесский, Аркадий Иосифович Шернин, Лев Иванович Красовский, Василий Георгиевич Пленков, Евгений Дмитриевич Петряев. Для пишущего эти строки их беседы становились подлинным университетом. Сидишь в уголочке и внимаешь».

Именно как музейный сотрудник впервые пришел он в дом вдовы Н. А. Чарушина, революционера-народника, политкаторжанина, издателя любимой в Вятке газеты «Вятская речь». Много лет спустя этот человек станет героем его книги и телевизионного фильма, а самое главное – нравственным ориентиром.

Здесь же в музее сформировались его политические приоритеты. Вот как он пишет об этом:

«Экскурсии по музею проводили все сотрудники. По крайней мере, я не отказывался и от экскурсий по природе, когда приходили младшие школьники, и не было работника из отдела природы. <...> Избегал экскурсий по советскому периоду, но про Отечественную войну экскурсии всегда проводил.

Много было всяких мероприятий в зале революции и гражданской войны. Детей приводили помногу. Иногда от духоты с некоторыми случался обморок. Всегда под рукой у проводивших имелся нашатырный спирт. Я в этих мероприятиях не участвовал, но помню вещавших ветеранов революции. Люди неинтеллигентные, рассказывали шаблонно. Интереса к ним не испытывал, но сейчас понимаю, что надо было и их слушать. Но дело в том, что обаяние А. Д. Фокина, Е. Д. Петряева притягивало, как сильнейший магнит».

Молодой сотрудник видел формализм и искусственно нагнетаемый пафос многочисленных историко-революционных мероприятий.

«На одно из “мероприятий” к 9 Мая пришли солдаты. Шустрый бывший военный журналист Анатолий Васильевич Власихин принес современную пилотку. Она предназначалась к передаче лучшему взводу и была преподнесена как пилотка участника штурма рейхстага. Принимавший сержант благоговейно ее поцеловал. А пилотка-то современная! Думается, потом солдатики тщательно разглядели ценную реликвию и поняли фальсификацию. Так все у нас и компрометируется дуростью».

Заканчиваются воспоминания словами: «Наш вятский краеведческий музей в моей душе остался на всю жизнь. Очень хочется, чтобы он процветал».

Обычно художники музея остаются в тени, как бы за бортом его истории. А ведь без них не обходится ни одна выставка и экспозиция. Но на сей раз в объектив фотографа попал и художник. Вот что писал о нём В. Д. Сергеев: «Николай Павлович Зорин – художник. Очень славный человек. Был разведчиком. В самом конце войны потерял кисть левой руки от взрыва мины. Говорил, что все беды у него от даты рождения – 1917 год. Как-то молодые сотрудники кидались снежками во внутреннем дворе. Только что снег выпал. Один снежок угодил в форточку окна и испортил планшет, над которым, работая с тушью, трудился Николай Павлович».


Художник музея Н. П. Зорин за оформлением экспозиции
по восстановительному периоду. 1966 г.

Проходили в музее и мероприятия без идеологической «нагрузки»: встречи с интересными людьми, рассказы об увлечениях, выставки фотографов-любителей и др.

Мы перелистали страницы четырёх музейных альбомов. В них более сотни фотографий. Здесь представлена лишь малая часть. Все фото публикуются впервые.

Примечания

1 Дворецкая Т. А. По следам музея. Киров : О-Краткое, 2011. С. 113
2 Любимов В. А. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Киров, 2007. С. 286.
3 Дворецкая Т. А. Указ. соч. С. 101
4 Здесь и далее цит. по: Сергеев В. Д. Как я работал в краеведческом музее. Киров, 2006. Машинопись // Архив автора.