220 лет Кировской областной типографии

А. В. Журавлёв

В 1797 году 26 февраля из Правительствующего Сената в Вятское губернское правление поступил указ Его Императорского Величества от 16 сентября 1796 года. Указ начинался со следующих строк: «В прекращение разных неудобств, которые встречаются от свободного и неограниченного печатания книг, признали Мы нужным следующие распоряжения...», и далее по тексту следовало несколько пунктов указа. По сути своей документ устанавливал цензуру печати в Российской империи, и одним из пунктов указа гласил: «В губернских городах дозволяется при наместнических правлениях завести типографии...».

Вятское губернское правление исполнило этот указ. На содержание типографии с мая 1797 года были выделены деньги, а первое документальное подтверждение о работе типографии находится в протоколе Губернского правления за 18 ноября 1797 года.

«Для удобства печатания и для надзирания за типографией» она была размещена в здании Присутственных мест, надзирать за типографией поручили секретарю Губернского Правления.

Случай, который помог Губернскому правлению приобрести типографию, не без курьёза. В то время на Вятке уже была частная типография, которой владел надворный советник Голохвастов. Вероятно, испугавшись цензуры и предположив, что будут затруднения в работе, он предложил Губернскому правлению выкупить имущество типографии за одну тысячу рублей, а если в казне нет средств на единовременную оплату, готов получать по сто рублей в год. Правление согласилось на предложение Голохвастова и приняло у него всё имущество типографии, которого было немного, на предложенных условиях. Детальной описи не сохранилось, но согласно документов, через 30 лет в 1828 году типография имела всего два печатных станка.

В разные годы кураторами типографии были такие известные личности, как Александр Иванович Герцен и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, каждый из них оставил след в жизни типографии, и самый заметный именно Салтыков-Щедрин.

Михаила Евграфовича отправляют на службу в Вятку в 1848 году за одно из первых произведений — повесть «Запутанное дело», которая высмеивала некоторые порядки тогдашней России. Официально это был служебный перевод, но на самом деле — ссылка подальше от столицы.

В мае 1848 года жандарм доставил Салтыкова в Вятку. Губернатор сразу поручил полицмейстеру иметь за Салтыковым строгий надзор и ежемесячно докладывать об образе жизни и поведении его. Так продолжалось до конца 1855 года, более семи лет.

3 июля 1848 г. Михаил Евграфович Салтыков был зачислен на службу в Вятское губернское правление младшим чиновником, по сути дела, простым писцом. Но уже 12 ноября того же года благодаря ходатайству вятского вице-губернатора Костливцева, товарища Салтыкова по лицею, и петербургских знакомых, молодой 23-летний писатель был утверждён в должности старшего чиновника особых поручений. С 30 мая по 20 августа 1849 г. М. Е. Салтыков уже правитель канцелярии, а с 5 августа 1850 г. назначен советником вятского губернского правления. Таким образом, Салтыков в достаточно короткие сроки осуществил весьма солидный карьерный рост, он стал третьим человеком во всей губернии по степени влиятельности — после губернатора и вице-губернатора.

Михаил Евграфович в том числе ведал газетным столом (с библиотекой при нём) и типографией.

Работая чиновником в Вятке, М. Е. Салтыков-Щедрин собрал ценнейший материал о жизни людей и современной российской действительности, который впоследствии лёг в основу «Губернских очерков», повествующих о быте и нравах в небольшом провинциальном городке Крутогорске (Вятке). Статья Салтыкова о Вятской сельскохозяйственной выставке 1851 г., в устройстве которой он участвовал в качестве «распорядителя и члена комитета», и его рапорт губернатору о результатах командировки по делу о волнении крестьян опубликован в «Журнале Министерства государственных имуществ» (часть XXXVIII, отд. 2, СПб., 1851, с. 203–238), но первоначально под заглавием «Вятская очередная выставка сельских произведений» он был напечатан в неофициальной части газеты «Вятские губернские ведомости» (1851, № 4/7).

В течение 8-летней ссылки Салтыков не раз подавал прошения об освобождении, но каждый раз они отклонялись. 18 февраля 1855 г. скончался император Николай I, появилась реальная надежда на изменения не только в жизни вятского ссыльного, но и в целом в судьбе России. 29 ноября 1855 года с Салтыкова снят полицейский надзор, а 24 декабря он покидает Вятку.

Согласно исторических сведений первые 80 лет работы типографии не отличались какими-то выдающимися успехами, особенно когда после снятия цензуры появились частные типографии, государственное предприятие не всегда успевало за веяниями времени и отставало в развитии. Всё поменялось с приходом в 1875 году нового смотрителя типографии — Петра Мефодиевича Вычегжанина. Благодаря его верным решениям и приложенным усилиям типография к своему столетнему юбилею стала лучшей в Вятской губернии, имея 14 единиц оборудования, в том числе 7 печатных машин, и самый богатый выбор шрифтов и оформлений, с тех пор она уже не теряла лидерства. К своему столетнему юбилею Типография выпустила богато оформленную книгу и собрала на торжество множество гостей во главе с начальником губернии, отслужили молебен, почтили работников типографии за труды и отметили несомненную пользу вековой работы печатного станка в Вятке.

Со времени основания и по сей день работа Типографии не останавливалась ни на один день, ни во время революции, ни в годы Великой Отечественной войны, когда здесь печатали множество эвакуированных газет тиражами до 150 тыс. экземпляров, издавались уникальные серии книг. В 2017 году Кировская областная типография за заслуги во время Великой Отечественной войны награждена почётным знаком «Киров — город трудовой славы».

На двести тринадцатом году своего «государственного» существования в мае 2009 года ОАО «Кировская областная типография» продало производственный комплекс полиграфического оборудования, принадлежавший ей, и таким образом государственное предприятие снова стало частным. Персонал переведён в Общество с ограниченной ответственностью «Кировская областная типография» (ООО «Кировская областная типография»). С 2009 года типография является фактическим продолжателем традиций, заложенных изначально государственными предприятиями — Вятской губернской, а затем Кировской областной типографией.

Как и ранее, результат работы предприятия высоко ценится на региональном уровне и не только. Так, ООО «Кировская областная типография» стала победителем в областном конкурсе «Предприниматель года 2014» в номинации «За эффективную предпринимательскую деятельность в сфере материального производства».

Неоднократно полиграфическая продукция, изготовленная типографией, была отмечена в различных отраслевых конкурсах и выставках за высокое качество исполнения, входила в номинанты на награждение и занимала почётные места.

В 2010 году типография стала лауреатом всероссийского конкурса «Книга года» в номинации «Отпечатано в России».

В ежегодном конкурсе «Вятская книга года» подавляющее большинство победителей конкурса в различных номинациях представляли свои издания, изготовленные именно в Кировской областной типографии.

Предприятие продолжает традиции не только в производственной сфере, но и в социальных вопросах, оказывая благотворительную помощь различным учреждениям и организациям, поддерживает деятельность ветеранской организации бывших работников типографии, находящихся на заслуженном отдыхе.

Безусловно, успехи предприятия нераздельно связаны с профессиональным ростом сотрудников. Со времени своего основания типография считалась «колыбелью печати на Вятке», благодаря тому, что именно в её стенах росли и крепли специалисты. В настоящее время более половины руководителей подразделений имеют высшее профильное образование. Ежегодно за счёт средств предприятия сотрудники посещают различные отраслевые выставки, проходят стажировки, осваивая новое оборудование и технологии.

Имея такую долгую и славную историю, типография может гордиться целыми династиями своих работников. Один из самых ярких современных представителей династий является Леонид Петрович Одинцов. Он проработал в типографии более 40 лет. Его мать, отец и сестра также работали в типографии. Семья его жила в здании типографии, когда в антресольном этаже располагались квартиры работников, и Леонид Петрович родился в одной из этих квартир прямо в стенах типографии. И сейчас можно насчитать больше десяти фамилий работников, которые трудятся не одно поколение. Вот некоторые из них: Колотов, Комышева, Кропанева, Маренина, Масленников, Попова, Устюжанинов, Шаклеин, Щербакова. У всех или родители, или братья, сестры, или дети работали и работают в родной типографии.

В эпоху электроники и интернета, как и все 220 лет своей истории, типография крепко стоит на ногах и с уверенностью смотрит в будущее, гордится своей историей и создаёт новые страницы будущих достижений.