Главная > Выпуск №31 > Вся его музыка — о Любви ...

Вся его музыка — о Любви

С. Н. Терехов

Олег Аркадьевич Моралёв, один из талантливейших композиторов России, родился в г. Вятке (ныне Киров) 23 января 1922 года... Мы можем сказать, что этот коренной вятчанин, волею судьбы оказавшийся в Саратове, обогатил и прославил музыкальную культуру нашего города. Как дань огромного уважения, эти воспоминания о нём возникли и написаны именно в день его рождения: 23 января 2012 года. В памяти моей как-то разом всплыли чудесные страницы нашего длительного творческого взаимодействия.

С Олегом Аркадьевичем Моралёвым я познакомился весной 1969 года. Я был на третьем курсе Саратовской консерватории и уже работал в струнном квартете Саратовской областной филармонии. На репетицию нам принесли ноты двухчастного Первого струнного квартета Олега Аркадьевича, которого я на тот момент даже визуально не знал. Музыка квартета сразу произвела на меня большое впечатление выразительностью и глубиной содержания, мелодическим разнообразием, драматическим накалом. Удивило сочетание больших художественных, композиционных задач и абсолютно легчайшей техники квартетного письма. Мне тогда подумалось, какой это должен быть интересный, необыкновенный человек. Я и представить себе не мог, что когда-то мы можем стать с ним друзьями, встречаться у него дома, беседовать о музыке, жизни, творчестве, исполнительстве. Людей ведь объединяют не только профессиональные взаимоотношения, общность взглядов и мироощущения, но и пристрастия. Как приятно мне было узнать о том, что мы с Олегом Аркадьевичем, приехавшие в Саратов из разных мест России, стали волгарями и осваивали водные просторы Великой реки в течение нескольких десятилетий на своих моторных лодках. Олег Аркадьевич доходил даже до Балаковских шлюзов, что было очень смело даже для тех времён.

Так было уготовано судьбою — с 1969 года и до конца дней Олега Аркадьевича наша дружба развивалась, крепла и давала свои плоды. Весной 1969 года мы готовили к исполнению в концерте и на Саратовском телевидении его Первый струнный квартет. Как и всегда, мы пригласили автора послушать наше исполнение. В репетиционный класс к нам зашёл интеллигентный, скромный человек, с тихим голосом. Но в процессе работы над его музыкой мы просто физически ощущали его требовательность, тонкость, тщательность и деликатность музыкального процесса, что абсолютно соответствовало характеру и стилю квартетной работы в целом. Сказать, что в моей душе был особый творческий подъём от встречи с автором, совершенно недостаточно. Это первое общение и последовавшие затем новые встречи с Олегом Аркадьевичем открыли во мне особое отношение к этому замечательному человеку и ни много ни мало подлинную тягу к новой современной музыке и её широкой пропаганде. Тогда наш коллектив успешно исполнил Первый струнный квартет О. Моралёва в Большом зале Саратовской консерватории, концертном зале областной филармонии, была выполнена очень удачная звукозапись для Саратовского телевидения и радио. Автор был очень доволен. А ведь он давал нам послушать исполнение этой музыки квартетом имени М. П. Мусоргского, в состав которого входили известные музыканты в квартетном мире, профессора Уральской консерватории города Свердловска. В 1973 году этот квартет прозвучал уже в исполнении студентов моего квартетного класса, и этот факт был отмечен в саратовской прессе (газета «Коммунист», рецензия кандидата искусствоведения Л. Л. Христиансен).

Саратовская организация СК РФ всегда отличалась особой ответственностью при подготовке юбилейных концертов. Олег Аркадьевич Моралёв был строг к своим указаниям, очень корректно и бережно общался с исполнителями, поощрял их инициативу. К этим концертам я с профессором Наталией Александровной Карцевой вместе с Олегом Аркадьевичем тщательно работали над его прекрасной сонатой для скрипки и фортепиано, замечательными скрипичными пьесами — «Прощальной серенадой» и «Вечным движением».

В годы руководства Олегом Аркадьевичем правлением Саратовской организации Союза композиторов РФ наше сотрудничество достигло большей активности. Вспоминается великолепная поездка на Украину в Харьков. Там были встречи с крупной местной организацией Союза композиторов Украины. В программе Саратовского концерта с успехом был исполнен Второй струнный квартет О. Моралёва силами организованного мной концертного струнного квартета Саратовской консерватории, в состав которого вошли молодые педагоги, концертмейстеры и иллюстраторы. Украинские композиторы очень внимательно и радушно отнеслись к приезду Саратовской организации и высоко отозвались о её уровне.

Вскоре после поездки в Харьков я как-то встретил Олега Аркадьевича. Как всегда, мы пообщались, и я обратился к нему с давно возникшей у меня просьбой — написать концерт для скрипки с оркестром. Олег Аркадьевич обещал подумать об этом. Периодически я его спрашивал о продвижении моего предложения. Он, ничего не говоря конкретно, успокаивал меня тем, что дело идёт. Затем, года через полтора-два, он зашёл ко мне в класс кафедры камерного ансамбля и показал незавершённый вариант того, что он написал. Это был не концерт, это была симфония № 3 «К Родине» для солирующей скрипки и симфонического оркестра! Я был сильно удивлён и даже несколько испуган. Ведь первое исполнение этого масштабного сочинения предлагалось мне. Олег Аркадьевич продолжал периодически приходить ко мне в класс для совместной корректировки скрипичной партии. Мы встречались несколько недель, уточняли технические элементы, фактически работали над исполнительской редакцией партии скрипки. Сделали очень лаконичной и ёмкой сольную каденцию в первой части. По моему предложению Олег Аркадьевич несколько сжал коду четвёртой части, от чего завершение виртуозного стремительного и торжествующего финала получилось более эффектным.

Премьера состоялась в Саратове весной 1983 года. Мы хорошо поработали с академическим оркестром Саратовской филармонии и его главным дирижёром М. Аннамамедовым, который очень заинтересованно способствовал успеху премьеры. Особенно вспоминается выполненная мной и академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии под руководством М. Аннамамедова звукозапись третьей симфонии «К Родине» для фонда Всесоюзного радио в январе 1990 года.

Также памятным было успешное исполнение второй и третьей частей симфонии с Государственным малым симфоническим оркестром СССР в Москве в Колонном зале Дома Союзов под руководством М. Аннамамедова. Концерт был посвящен 45-летию Победы в Великой Отечественной войне, в этом концерте исполнялась также музыка Р. Щедрина, А. Эшпая, А. Петрова, Б. Тищенко. Как участник и очевидец происходившего, хочу отметить, что музыка О. Моралёва вызвала горячие овации москвичей. Зал тепло и продолжительно приветствовал автора и исполнителей, многократно, в течение пяти минут, вызывая на бис. К сожалению, до сих пор целиком симфония в Москве так и не прозвучала. А ведь этому сочинению нет аналогов в России вот уже 60 лет! В 1952 году С. Прокофьев написал симфонию-концерт для виолончели и симфонического оркестра. Кроме симфонии № 3 Олега Моралёва, написанной в 1983 году, больше подобных сочинений для струнных инструментов с симфоническим оркестром в России не появлялось. Но значение симфонии № 3 «К Родине» не только в том, что ей нет аналога в России. Это сочинение — глубоко русская музыка, драматургическое содержание которой опирается на глубокие исторические корни нашей Родины. Эту музыку, по её национальной исповедальности, без сомнения, можно поставить в ряд со знаменитой «Концертной сюитой» С. И. Танеева для скрипки и симфонического оркестра, написанной в 1911 году.

В последнее «лихое» десятилетие прошлого века мы с Олегом Аркадьевичем встречались чаще. Он с явным удовольствием приглашал меня к себе в гости. Мы слушали его сочинения, в том числе и мной записанные, много беседовали о музыке и о музыкальном исполнительстве. Мне даже казалось, что на наших встречах Олег Аркадьевич был более воодушевлённым, чем обычно. Он неоднократно просил меня послушать в его исполнении фортепианные сочинения Бетховена (сонаты), Чайковского (Времена года), Шопена (Прелюдии) — он прекрасно владел инструментом!

В эти годы появляются такие значительные его сочинения, как «Монологи, сцены и дуэты» для скрипки и альта с камерным оркестром и Третий струнный квартет. Премьера этого квартета состоялась незадолго до кончины композитора. Специально для премьеры мною был собран достойный состав: С. Терехов — первая скрипка, А. Вахрушин — вторая скрипка, Л. Кочнев — альт, И. Штейнберг — виолончель. В кратчайший срок мы подготовили к исполнению это предельно экспрессивное, сложнейшее в техническом и драматургическом отношении сочинение. Теперь эту музыку называют посмертной. Во многом потому, что она стала исповедью автора, глубоко любившего жизнь, понимавшего её красоту и ценившего её как главное богатство каждого человека. Счастье для Олега Аркадьевича и для всех, кто знал его и был к нему близок, что он услышал и увидел своё последнее детище в аудио- и видеозаписи из Большого зала Саратовской консерватории. После прослушивания Олег Аркадьевич говорил о новых творческих планах, но, к сожалению, им не суждено было осуществиться.

От нас ушла большая творческая личность, желавшая всем мира, добра. О чём музыка Олега Моралёва? Слушая и исполняя его сочинения более сорока лет, я могу с определённостью сказать, что вся его музыка — о Любви. О всеобъемлющей и самозабвенной любви к истории России, к её великой культуре и, конечно, к людям, к каждому человеку в отдельности. Отсюда, из этих корней, — его необыкновенно богатый мелодизм, сочетание проникновенной лиричности и масштабного симфонизма, ощущение всех тонкостей, возможностей вокального и инструментального выражения музыкальной мысли, уникальный дар инструментовок своих сочинений. Всё это, несомненно, ставит его в ряд выдающихся композиторов современной российской музыкальной культуры. В его многогранном творчестве глубоко отражены исторические и культурные пласты нашей Великой Родины, которую он самозабвенно любил и которой служил на своём посту до самой кончины.