Главная > Выпуск №31 > Архитектурное наследие здания окружного суда в Сарапуле*

Архитектурное наследие здания окружного суда в Сарапуле*

М. В. Курочкин

В основе содержания отдельных памятников архитектуры лежит комплексный труд мастеров-проектировщиков, работавших в разный период формирования их структуры и внешнего облика. Здание окружного суда — одно из самых значительных в застройке центральной Соборной площади Сарапула. За свою историю оно перестраивалось несколько раз, изменяя свой внешний облик и функциональное назначение. Содержательная основа здания в каждый из временных периодов чрезвычайно важна для уяснения специфических особенностей его образной структуры.

История строительства окружного суда несколько раз попадала в поле зрения исследователей архитектуры Удмуртии. Изучение архитектуры здания и его влияния на пространственный строй всей Соборной площади в городе было бы невозможным без привлечения ключевых работ историков, специалистов по данному вопросу: М. Шитовой и О. Дмитриевой1.

История здания окружного суда начинается с продажи купцом 3-й гильдии Евстратом Татариновым в городскую казну своего жилого дома, расположенного на Вознесенской площади2. Его вчерне он сам продал за семь тысяч рублей серебром (24 тысячи ассигнациями)3. Здание не устраивало «своим внешним обликом и планировкой третьего этажа»4, поэтому было принято решение «уличную стену разобрать и выложить заново»5. Работы по реконструкции здания начались в 1853 г. и проводились в течение почти двух лет. Строительные работы возобновились в 1874 г. по проекту сарапульского архитектора Николая Павловича Акимова, который сохранился в чертежах, «подписанных собственноручно»6.


Чертёж фасада. ГАКО. Ф. 583. Оп. 496. Д. 11. Дело об устройстве
помещения под окружной суд и тюрьмы при нем в городе Сарапуле,
равно и об устройстве тюрьмы при Вятском окружном суде, 1873–1878 гг.

Здание окружного суда доминировало в окружающей застройке северного фронта Вознесенской площади и отличалось своими масштабами. Архитектурный декор выдержан в скромных формах позднего классицизма. Прямоугольный в плане, вытянутый по красной линии, объём симметричен. Центральная часть в пять окон выделена слегка выступающим ризалитом, завершённым ступенчатым высоким аттиком. Ризалит подчёркнут контрастным ленточным рустом второго этажа и лопатками в простенках между осями третьего этажа. Прямоугольные проёмы в основном (кроме окон первого этажа) обрамлены рамочными наличниками. Наличники флангов третьего этажа украшены лепными розетками и профилированными сандриками на кронштейнах. Горизонтальное членение развёрнуто: междуэтажными профилированными карнизами, венчающим лепным и тянутым фризом, ленточным рустом первого этажа.

Планировка здания была изначально анфиладная.

В 1908 г. в связи с недостатком административных помещений, коллегией Сарапульского окружного суда было выдвинуто предложение о реконструкции здания, где предлагалось переделать третий этаж и пристроить ризалиты с запада и востока, с выступом за красную линию. Один из проектов предусматривал надстройку центральной части ризалитом с четвёртым этажом. Вынос за красную линию обосновывался зыбкими, насыпными почвами за зданием. В письме также предлагалось «привнести изящный, художественный внешний облик зданию»7. За основным зданием был возведён двухэтажный каменный флигель. Вятским губернским правлением была создана специальная архитектурная комиссия, в состав которой были приглашены Я. П. Максимович, М. А. Бухгольц и И. А. Чарушин. В 1909 г. здание было основательно реконструировано и полностью изменило как внешний свой облик, так и внутреннюю структуру.

Проект реконструкции строительным отделением Вятского губернского правления был принят 18 октября 1908 г. В протоколе говорится: проект составлен правильно, а сметы признаны верными в сумме, как оказалось, по поверке младшим архитектором Бухгольц, на расширение здания 66 106 руб. 04 коп., на постройку дома для служащих в сумме 13 370 руб. 83 коп. и на постройку бани и прачечной в сумме 3 653 руб. 20 коп. Подписал губернский архитектор Я. П. Максимович8. Здание приобрело современный облик.


Чертёж фасада. ГАКО. Ф. 583. Оп. 531. Д. 100.
Дело по отношению председателя Сарапульского окружного суда,
о командировании в город Сарапул архитектора для осмотра
здания суда, составления сметы и планов на предполагаемой постройки
при здании суда, 1908–1909 гг.

П-образный, четырёхэтажный в плане объём, под многоскатной кровлей, фланкирован двумя в три оси в пять осей сильно выступающими ризалитами. Парадный фасад, выходящий на площадь, четвёртого этажа рустован, центральная часть в пять основных осей обозначена небольшим ризалитом и завершена фигурным аттиком. Аттик был позднее реконструирован и дополнен балюстрадой, большим слуховым окном, где вмонтированы часы. Дополняют ритм сдвоенные на втором этаже окна, декоративное убранство насыщено межэтажными поясами тянутого профиля с зубцами и городками. Два верхних этажа ризалитов подчёркнуты пилястрами дорического ордера, окна верхних этажей подчёркнуты сандриками различной формы. Объём второго и третьего этажа фланкирует ионические полуколонны, завершают объёмы металлические кованые решётки. Здание решено в духе эклектики с элементами классицизма, что подтверждают декоративные элементы, один из которых — массивный балкон третьего этажа здания с ажурной кружевной решёткой. Центральная ось обозначена парадным входом большим арочным окном в два этажа. Парадный вход ведёт в небольшой вестибюль с широкой просторной лестницей. Общая планировка здания коридорная с кабинетами в две стороны, внутри ризалитов размещены дополнительные пожарные эвакуационные лестничные клети с самостоятельными выходами.

В 1917 г. здание сгорело во время погромов винных лавок, известных как «Сморкаловский мятеж». И только в 1927 г. здание приобрело окончательный вид, дошедший до наших дней, под руководством сарапульского окружного инженера М. В. Арнштама.
Таким образом, на облик здания окружного суда наложила свой отпечаток летопись отечественной истории архитектуры середины XIХ — начала XX вв.

Примечания

* Материалы статьи подготовлены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-14-18001 «Творческое наследие архитекторов Вятской губернии на территории Удмуртии в конце XVIII — начале ХХ вв.» и при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-14-18002 «Общественно-культурные сооружения в архитектурном облике городов Удмуртии (конец XVIII — начало ХХ вв.)».

1 Шитова М. А. Сарапул как типичный уездный город периода капитализма // Удмуртия : новые исследования : сб. статей. Ижевск, 1991. С. 49 ; Шитова М., Дмитриева О. Купеческий Сарапул // Памятники отечества. 1995. № 1/2. С. 104.

2 ГАКО. Ф. 619. Оп. 2. Д. 1970. Дело по отношению Вятского губернского правления о рассмотрении плана на место и дом сарапульского купца Татаринова, 1851–1853 гг. С. 12.

3 Блинов Н. Н. Сарапульская старина. Первые пароходы на Каме // Известия Сарапульского земского музея. Сарапул, 1914. С. 162.

4 Там же. С. 13–14.

5 Там же. С. 15–16.

6 ГАКО. Ф. 583. Оп. 496. Д. 11. Дело об устройстве помещения под окружной суд и тюрьмы при нем в городе Сарапуле, равно и об устройстве тюрьмы при Вятском окружном суде, 1873–1878 гг.

7 ГАКО. Ф. 583. Оп. 531. Д. 100. Дело по отношению председателя Сарапульского окружного суда, о командировании в город Сарапул архитектора для осмотра здания суда, составления сметы и планов на предполагаемой постройки при здании суда, 1908–1909 гг.

8 Там же. С. 8.