Кинооператор — участник двух войн
Аркадий Александрович Климов

В. Ю. Шеин

Президентом России В. В. Путиным 2016 год был объявлен Годом кино. Посвящён он не только выдающимся актёрам и режиссёрам, но и тем, кто почти всегда остаётся за кадром — операторам художественных и документальных фильмов. Есть в этой плеяде признанных мастеров искусства и наш земляк — Аркадий Александрович Климов.

В экспозиции Уржумского краеведческого музея кинооператору, участнику Великой Отечественной войны А. А. Климову уделён уголок в небольшой витрине, где помещён его портрет и два кадра из снятого им художественного научно-фантастического фильма «Планета бурь». И ещё в экспозиции представлен его фотоаппарат, подаренный музею сыном.

Более подробно об этом замечательном человеке сообщается в энциклопедическом словаре «Кино»1.

Климов Аркадий Александрович (19.07.1914 — 12.10.1970), советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (3.06.1959). С 1937 года, окончив ВГИК, работал в научно-популярном кино. В годы Великой Отечественной войны с группой операторов снял фильмы «Лётчики-гвардейцы» (1942), «Ладога» и «Ленинград в борьбе» (1944), «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Разгром Японии» (1945) — за последние два получил Государственные премии СССР первой степени (1946). Среди его работ: «Адмиралтейство» (1949), «Государственный Эрмитаж» (1955), «Художник И. Е. Репин» (1957; приз Международного кинофестиваля в Оберхаузене, 1958), «Театр зовёт» (1969), «Александр Ульянов» (1963), «Луна» (1965), «Марс» (1968), «Пушкиным воспетый» (1969).

Много информации выставлено и на различных Интернет-сайтах.


А. А. Климов

Родился А. А. Климов в городе Яранске в семье служащего. Детство, отрочество и юность Аркадия Александровича прошли в Уржуме. Семья жила на улице Свободы, в доме № 51. Учась в школе, он увлекался фотографией и изобразительным искусством, в частности, живописью. Под руководством учителя рисования Фёдора Логиновича Ларионова занимался рисунком дополнительно, совершенствовал своё мастерство, и это во многом помогло начинающему художнику в дальнейшем. В связи с тяжёлым материальным положением в семье с 12 лет он уже начал самостоятельно зарабатывать деньги. Трудился рекламным художником в городском кинотеатре, затем был учеником киномеханика и последние два года перед завершением обучения в школе работал киномехаником уже самостоятельно. Это дало юноше возможность просмотреть множество художественных и документальных фильмов, киножурналов, ознакомиться с техникой кинематографии. Его интересовало всё, что относилось к области кино, но в большей степени привлекала всё-таки работа оператора над созданием фильма. Это и повлияло на его выбор профессии.

Быть может, именно из-за того, что с ранних лет парнишке приходилось зарабатывать себе на пропитание, школьная успеваемость Аркадия Климова была не очень высокой. В 1931/1932 учебном году в первой и второй четвертях девятиклассник пропустил почти по месяцу учёбы. Из-за этого ему пришлось пересдавать литературу и математику. Наверстав упущенное в обучении, юноша успевал ещё заниматься художественным оформлением почти всех праздников, проводившихся в школе. Об этом я узнал из личной ученической карточки учащегося2.

После окончания в 1932 г. девяти классов школы № 1 им. В. И. Ленина Аркадий Климов продолжил обучение на операторском отделении в Московском всесоюзном государственном институте кинематографии. Нелегко было пареньку из вятской глубинки осваивать специальность, жить в большом незнакомом городе и снова подрабатывать, чтобы купить продукты или одежду. Ведь из дома, кроме писем с рассказом об уржумской жизни, ему ничего не приходило. Через пять лет, получив диплом с отличием, Аркадий Александрович начал свой творческий путь на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, куда попал по распределению. Городу на Неве он посвятил почти все последующие годы жизни и талант кинооператора.

До начала Великой Отечественной войны А. А. Климов снял более десяти фильмов, получивших высокую оценку заказчика и зрителя. Главные из них — «Новости стеклотехники», «Шёлк», «Детская инфекционная клиника», «Малярия», «Корь». В эти годы он на практике учился специальности, которой в совершенстве владели его старшие коллеги-наставники, подлинные мастера киноискусства. Молодой оператор стремился быстрее овладеть всем лучшим, чем обладали его старшие товарищи по киностудии.

Проверкой на зрелость и мужество стали для А. А. Климова годы Великой Отечественной войны. С первых её дней он работал кинооператором на фронте. В 1942 г. его мобилизовали на службу в Краснознамённый Балтийский флот. В качестве военного кинооператора продолжал творческую деятельность при политуправлении флота. Аркадий Александрович, находясь на фронте, много раз участвовал в боевых операциях армии и флота, шёл в атаку с кинокамерой в руках. Благодаря этому, ему удалось запечатлеть на киноплёнке неповторимые события войны, впоследствии ставшие документами исторической важности. Отснято было несколько десятков километров киноплёнки. Часть этого материала вошла в кинофильмы Аркадия Александровича и в журналы советской кинохроники.

В суровом 1942 г. Аркадий Климов, продолжая оставаться в блокадном городе, как кинооператор-документалист участвует в создании фильмов «Лётчики-гвардейцы», «Ладога» и «Ленинград в борьбе». Это уникальные фильмы, посвящённые городу на Неве и его героическим защитникам. Работа над картиной «Ленинград в борьбе» (режиссёр Роман Кармен) велась в самый трудный и страшный период блокады, зимой 1941–1942 годов. В голодном, вымирающем городе операторы продолжали снимать то, что происходило на улицах, понимая, какое значение эти кадры будут иметь для истории. Живя настоящим, они думали о будущем, о победе. Но никто не знал, наступит ли для них завтра, что будет с ними через неделю, через месяц...

А. А. Климов снимал дни ужасов и мужества героической обороны Ленинграда. Фильм — ни в коем случае не агитационная лента. Он направлен вовсе не на пробуждение духа героизма, не призывает к подвигам. Скорее, этот фильм — подвиг сам по себе: умирающие от голода, холода и бомбёжек операторы продолжали работать в блокадном Ленинграде, честно и бесстрашно исполнять свой гражданский долг перед осаждённым городом, перед Родиной: фиксировать на плёнку всю неприглядность и безжалостность войны. Семьдесят минут этой документальной киноленты запечатлели хронику событий от первых боёв Великой Отечественной войны до весны 1942 года, героизм и отвагу воинов Красной Армии и Флота, ополченцев, тружеников предприятий — защитников города на Неве. Вместе с ленинградцами Аркадий Александрович делал всё от него зависящее, чтобы приблизить прорыв блокады. Но главным его оружием была не винтовка, а кинокамера. Благодаря его съёмкам мы видим, как под ударами вражеской авиации и дальнобойных орудий противника рушатся здания, как от голода и ран умирают дети и женщины, как их окоченевшие трупы складывают штабелями у зданий. На других кадрах наши бойцы идут в атаку, сражаются с врагом и партизаны, по льду Ладожского озера проходит «дорога жизни». Везде успевают кинодокументалисты, рискуя порой не меньше солдат и офицеров, непосредственно участвовавших в боях.

Подводя итог показанному, кинолента заканчивается словами диктора: «Так живёт и борется город Ленина! Так живут и борются ленинградцы — славные патриоты и патриотки нашей страны!» Так мужественно и бесстрашно сражались с врагом в годы войны миллионы советских людей, там, в Ленинграде, фронт и тыл находились почти рядом.

Отечественная война в ленинградских кинорепортажах Климова предстала на документальном экране с подлинной глубиной и силой. Это были кадры не каких-то исключительных, особых событий, а повседневная жизнь Ленинграда. Документалисты создали самую сильную, достоверную, самую впечатляющую страницу кинолетописи Великой Отечественной войны не потому, что они владели каким-то особым мастерством, — жизнь осаждённого города разворачивалась у них на глазах, они рассказывали и показывали зрителям всей страны ту страшную правду, рассматривали свои съёмки как суровый документ, обличающий фашизм. Не случайно эта лента демонстрировалась в качестве обвинительных доказательств на Нюрнбергском процессе в 1945 г.

Операторы, как и солдаты, как и горожане, гибли в те месяцы, честно исполняя свой долг, но после них оставались киноплёнки, в которых продолжали жить их идеи и мечты. Дело погибших продолжали их товарищи. Фильм «Ленинград в борьбе» стал обладателем Сталинской премии 1943 г.

В 2010 г. этот документальный фильм был показан в ретроспективных кинолентах Санкт-Петербургского международного кинофестиваля, чтобы и поколения наших дней знали, что пришлось испытать их предкам.

Растёт, крепнет в годы войны мастерство режиссуры и профессиональное искусство фронтовых операторов, которые создают суровую, доступную колоссальному количеству зрителей летопись войны огромного мобилизационного значения. Отдельные операторские работы стали выдающимися достижениями кинорепортажа, в том числе и работы нашего земляка. Наблюдательность, снайперская меткость взгляда, ясное понимание общественно-политического содержания событий — все эти особенности журналистов экрана, развитые, а во многих случаях и воспитанные войной, позволили им не только фиксировать внешнюю сторону фактов, но и раскрывать их глубинные жизненные связи, их скрытый смысл, их философию.

В числе боевых офицеров Красной Армии и Флота А. А. Климов в Великую Отечественную войну не раз был представлен командованием к награждению орденами и медалями. Правительство Советского Союза высоко оценило заслуги кинооператора перед Родиной. Он был награждён орденами Красной Звезды (1944 и 1945) и Отечественной войны II степени (1945), восемью медалями СССР, в том числе «За оборону Ленинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией» (1945), «В память 250-летия Ленинграда» и другими.


Военный кинооператор А. А. Климов

За обычную боевую работу военный кинооператор политуправления Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) А. А. Климов представлялся к награждению орденом Отечественной войны II степени. Из наградного листа:

«Техник-лейтенант Климов Аркадий Александрович вступил в ряды флота в июле 1942 года и с этого времени выполняет обязанности военного кинооператора киногруппы КБФ. Будучи квалифицированным кинооператором, честным и смелым воином, тов. Климов, как правило, находится на ответственных боевых съёмках. В самых сложных условиях тов. Климов хорошо справляется с заданиями командования. Так, например, в 1942 году тов. Климов был направлен для съёмок проводки первого каравана ЛВФ с продовольствием и боезапасом. Тяжёлые условия этого похода, налёты вражеской авиации не помешали тов. Климову выполнить возложенные на него задания.

В июне 1943 года тов. Климов участвовал в боевой операции над гор. Нарва на самолёте СБ с экипажем гвардии капитана Победкина3.

В июне 1944 года тов. Климов принимает участие в походе МБК-505 к острову Бьерке, в разведке боем огневых точек противника. На этом же катере принимает участие в высадке десанта на остров Пейсаари. Затем снимает боевую операцию по высадке десантной группы на остров Тейкасаари.

Тов. Климов, добросовестный, смелый, квалифицированный кинооператор, заслуживает награды — ордена Отечественной войны II степени.

Начальник IV отдела политуправления КБФ подполковник Цыганов.

31 июля 1944 года».

Но вышестоящее руководство посчитало, что кинооператору-документалисту ещё рано получать этот орден. От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество приказом № 93 командующего Краснознамённым Балтийским флотом от 15 августа 1944 г. Аркадий Александрович Климов был награждён орденом Красной Звезды.

Боевые действия на фронте продолжались, кинодокументалисты были и на передовой, и в тылу, на суше, на воде и в воздухе совершали боевые операции вместе с пехотинцами и моряками, лётчиками и танкистами, иногда меняя кинокамеру на автомат, чтобы отбить очередную контратаку врага.

16 августа 1944 года оператор оперативной киногруппы политуправления КБФ А. А. Климов был направлен для киносъёмок на бронекатере. Задание он выполнил хорошо и снял под бомбардировкой противника два налёта вражеской авиации. Затем он перешёл на тендер4 и снова работал под вражеским огнём. Во время боя вынес из-под обстрела двух раненых бойцов и оказал им первую медицинскую помощь. По мнению врачей, только благодаря этим своевременным действиям они остались живы.

Наградным приказом командующего Краснознамённым Балтийским флотом № 103 от 14 сентября 1944 г. А. А. Климов вместе с другими солдатами и офицерами был удостоен медали «За боевые заслуги».

Многие эпизоды из съёмок кинооператора нашли место в документальном фильме «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944). За 45 минут, именно столько длится этот фильм, творческая группа его создателей полностью отразила тему непростых советско-финских отношений конца тридцатых — начала сороковых годов прошлого века и наступление Красной Армии на Карельском перешейке. Там наши войска, с трудом преодолевая четыре многокилометровые укреплённые полосы обороны противника, в том числе и знаменитую, считавшуюся финнами неприступной, линию Маннергейма, с боями дошли до города Выборга, который взяли штурмом. Панорамные и близкие съёмки производились с самолётов и танков, с бронекатеров Краснознамённого Балтийского флота и из цепей наступающей пехоты, с позиций артиллеристов и миномётчиков. За кадром частенько слышится свист пуль и осколков, рядом строчат из автоматов красноармейцы, мы видим близкие разрывы мин и снарядов противника. Кинооператоры вместе с наступающей пехотой продвигаются за танками, идущими в прорыв линии обороны врага. Автоматчики режут колючую проволоку, бросают гранаты, посылают короткие очереди в сопротивляющихся финнов. Всё это мужественно фиксируют на плёнку военные кинооператоры.

В этом фильме не показаны убитые и раненые красноармейцы, зато тела уничтоженных врагов на разбитых укреплениях засняты в различных позах. На других кадрах навстречу кинооператору идут колонны пленённых солдат и офицеров противника. Главная идея фильма — враг будет разбит, победа будет за нами! Заканчивается кинолента актом подписания перемирия между СССР и Финляндией.

Завершилась Великая Отечественная война. Страна празднует победу. Командиры подразделений подводят итоги боевой работы своих подчинённых, отмечают лучших в приказах о награждении. Среди отличившихся — снова наш земляк.

Из наградного листа:

«Кинооператор киногруппы ПУ КБФ ст. техник-лейтенант Климов А. А. работает на флоте с первых дней Великой Отечественной войны. Лично участвовал в важнейших боевых операциях Краснознамённого Балтийского флота. Проявляя исключительную храбрость и мужество, он снимал десантные операции на Ладожском и Чудском озёрах, на острове Бьорке и Тайкасаари, операции армии и флота по разгрому немцев на полуострове Саарема, штурм и взятие крепости Пиллау, десантную операцию на косу Фришгоф, боевые действия авиации КБФ, тральные операции флота. Сюжеты, снятые тов. Климовым А. А., получили высокую оценку Центральной студии кинохроники (Москва), за отличное качество съёмок он трижды премирован студией.

За высокое качество работы по киносъёмкам боевых действий КБФ, личную отвагу и мужество в боевых операциях т. Климов А. А. достоин награждения орденом Отечественной войны II степени.

Начальник культпросветотдела ПУ КБФ майор Авербах.

29 мая 1945 г.»

7 июля 1945 г. в Таллине был подписан приказ № 124 войскам Краснознамённого Балтийского флота о награждении группы творческих и технических работников полит­управления КБФ, являвшихся бойцами и командирами различных воинских частей и подразделений, о награждении их орденами и медалями СССР. А. А. Климов был удостоен ордена Отечественной войны II степени.

Отгремели последние залпы одной войны, но для части фронтовиков боевые действия продолжились на другой войне. Вместе с начальником киногруппы, майором Сергеем Николаевичем Фоминым и кинооператором, старшим лейтенантом административной службы Николаем Сергеевичем Долговым — боевыми товарищами по Балтике — в 1945 г. А. А. Климов на Дальнем Востоке вёл съёмки сражений Тихоокеанского флота во время войны с Японией. Совместно с бойцами и командирами он участвовал в операциях десантников и лётчиков, познакомился с жизнью подводников. И снова кадры документальных съёмок военных кинооператоров стали основой фильма. «Разгром Японии» вышел на экраны советских кинотеатров в конце 1945 г.

Более часа длится этот документальный фильм, в котором прослеживаются славные боевые традиции наших доблестных моряков, участвовавших в Русско-японской войне начала прошлого века и в сражениях, развернувшихся в Китае и Корее через сорок лет после неё. На этот раз победа была за нами. Армия вернула себе некогда утраченную славу.

Съёмки киноленты проходили как на суше, так и на море. Вот мы видим, как идут на штурм японских позиций русские солдаты, бьёт наша артиллерия и знаменитые «катюши», рвутся снаряды и авиабомбы, разнося на куски неприятельские укрепления, с кораблей Тихоокеанского флота, с мониторов и бронекатеров Амурской военной флотилии на вражеский берег высаживается десант. И кинооператоры справляются со всеми сложными и ответственными заданиями своего руководства, делая работу только на «отлично».

Но вот кадры боевых действий сменяются другими. С большим трудом наши войска переправляются через быстрые реки, продвигаются по непроходимым лесам, по горным кручам и безводным степям. Но идут вперёд танки, артиллерия, пехота...

Показан в фильме и переход частей и подразделений Красной Армии через перевал Хинган, где наши войска ощутили перебои с доставкой продовольствия и питьевой воды. 300 километров — такова длина этого перехода, и вместе с бойцами, где пешком, где на попутной полуторке или броне танка, продвигался вперёд военный кинооператор Климов.

В кадрах киноленты наши войска с боем берут город, кинооператор показывает очередную атаку, кругом дым и пожарища, продолжающиеся стычки за каждый дом, в окнах первого этажа оборудованы бойницы для пулемётов, а на чердаках затаились до времени снайперы, но наши солдаты одерживают верх. Вот в объективах кинокамер появляются пленные японцы. Идут они, понуро опустив головы, складывая в кучи оружие и боеприпасы. Для них война закончилась. В финале фильма представители союзных государств и японское правительство подписывают акт о капитуляции Японии.

Кинооператор, старший техник-лейтенант А. А. Климов проводил съёмки в портах Кореи Сейсин и Росин операций войск Красной Армии и Флота в боях с японскими агрессорами. Кроме этого, он фиксировал боевую деятельность подводников и катерников, показав организованность и высокое качество киносъёмок, представляющих большую ценность для истории Тихоокеанского флота и для создания кинофильма «Разгром Японии». Также он обеспечивал киноматериалом союзную кинохронику, снятые им сюжеты боевых действий смотрели зрители по всему миру.

Командованием Тихоокеанского флота боевая работа нашего земляка была отмечена вторым орденом Красной Звезды.

Не случайны были и другие награды кинооператора. За каждый из документальных фильмов — «К вопросу о перемирии с Финляндией» и «Разгром Японии» — в 1946 г. А. А. Климов в числе других работников кино был удостоен Сталинской премии первой степени5.

Закончилась война. В 1946 г. Аркадий Александрович демобилизован из армии и возвращается на Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов. Здесь почти за четверть века он снял более пятидесяти различных фильмов. Многие из них посвящены искусству (не прошли зря занятия с Ф. Л. Ларионовым). Например, полнометражные — «А. М. Горький», «Выставка Дрезденской картинной галереи», «Приглашение к танцу», короткометражные — «Золотые руки», «Кружевницы», «Искусство резьбы по кости», «Ансамбли России», «Петродворец», «Живопись Федотова», «Советская батальная живопись», «Сикстинская мадонна», «Скульптор Шубин», «Античное искусство», «Боевой карандаш», «Художник неизвестен», «Гусли звончатые». А ещё были киноленты «Смольный», «Ленинградский порт», «Вблизи России» и многие другие. Из научно-фантастических фильмов зрителям наиболее запомнились «Луна», «Марс» и особенно приключенческий «Планета бурь». Последний был снят в 1961 году по повести А. Казанцева в жанре космической одиссеи.

Некоторые фильмы А. А. Климова отмечены дипломами на международных кинофестивалях во Франции, Германии, Италии и Голландии.

Мечтой Аркадия Александровича было снять фильм о земляке — Сергее Мироновиче Кирове, тем более что Уржум и Ленинград объединяли давние дружественные связи. Климов надеялся, что именно ему, уржумцу по юности и ленинградцу по зрелому возрасту, доверят возглавить эту творческую работу. Но мечта, к сожалению, так и осталась неосуществлённой.

Кроме работы кинооператором, А. А. Климов вёл большую общественную деятельность — избирался в партийные, комсомольские и советские органы киностудии и города Ленинграда, он был секретарём правления и председателем бюро секции научного кино Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР, заместителем председателя Всесоюзной комиссии по научному кино Союза кинематографистов СССР (г. Москва).

Посещая город детства, Аркадий Александрович живо интересовался, как живут его земляки, искренне радовался новостройкам Уржума, благоустройству, встречам с немногочисленными старыми друзьями. Свои приезды сюда заслуженный деятель искусств старался приурочить к традиционной августовской встрече выпускников в школе имени В. И. Ленина. Но не всегда это получалось. С чувством огромной благодарности вспоминал он своих учителей: Владимира Ивановича Журавлёва, Владислава Павловича Спасского, Фёдора Логиновича Ларионова и других.

Выступая в 1967 г. перед уржумцами по местному радио, Александр Аркадьевич говорил о том, что он, как и другие выпускники «ленинки», горячо любит эту школу и город. И где бы он ни был, всегда рад навестить Уржум. А всё потому, что и город, и школа стали для него родными.

«Дорогие земляки, — писал Климов, обращаясь к уржумцам, — я люблю свою специальность и горд тем, что работаю в такой области искусства, которая является самым важным, самым массовым из всех искусств».


Памятник А. А. Климова

Пятидесяти шести лет Александр Аркадьевич Климов, кинооператор высшей категории, дважды лауреат Государственной премии СССР, скоропостижно скончался в Ленинграде от инфаркта миокарда. Похоронен наш славный земляк на кладбище «Памяти жертв 9 января». На простом памятнике из плит красного гранита лаконичная надпись: «Кинооператор Аркадий Климов».

Примечания

1 Кино : энцикл. словарь. Москва : Сов. энцикл., 1987.

2 Сектор архивной работы (муниципальный архив) администрации Уржумского района. Ф. 64. Оп. 1-л. Д. 52. Л. 355.

3 СБ — стратегический бомбардировщик.

4 Тендер — небольшое вспомогательное судно.

5 Сталинская премия (в 1940–1954 гг.) — форма поощрения граждан СССР за выдающиеся достижения в области науки и техники, военных знаний, литературы и искусства, коренные усовершенствования методов производственной работы. Премия первой степени составляла 100 тыс. руб. В 1966 г. Сталинская премия была приравнена к созданной Государственной премии СССР.