Из истории советского кино 1920–1930-х годов

Л. Г. Попцова

Пока народ безграмотен,
из всех искусств для нас
важнейшими являются
кино и цирк!
В. И. Ленин

Рождением советского кино считается 27 августа 1919 г. — день подписания Советом народных комиссаров РСФСР декрета о национализации кинематографа. С этого времени вся фото- и кинематографическая промышленность и торговля перешли в ведение Народного комиссариата просвещения. Отличительной чертой нового советского государства был идеологический контроль над духовной жизнью общества, формирование «правильных взглядов» и уничтожение инакомыслия. В массовой воспитательной работе, наравне с театром, кино отводилась значительная роль. Оно стало мощным идеологическим оружием и находилось на стыке искусства и экономики.

Рассмотрим историю развития советского кинематографа в Вятской губернии — Кировском крае — Кировской области на примере документов Государственного архива социально-политической истории Кировской области.

Демонстрация фильмов в 1920–1930-е гг. осуществлялась под руководством отделов агитации и пропаганды уездных и районных комитетов ВКП(б)1. Киноработников критиковали за слабое использование кино «как мощного орудия в борьбе за скорейшее выполнение хозполиткампании и за культурно-просветительное воспитание масс»2. Кино называлось «культурным рычагом перевоспитания масс»3. Для более успешной работы киномехаников передвижек с населением с ними велись технические и политические занятия «по 3 дня, 6 часов в день, 2 раза в месяц — 36 ч.»4. В период весеннего сева составлялись маршруты движения по районам агитфургонов с кинопередвижками. В колхозах, кроме показа кино, создавались светогазеты, читки которых проводили киномеханики. Таким образом, «продвижению кино в деревню» придавалось чрезвычайное значение.


Плакат «Кино — в массы»

Стационарных кинотеатров по губернии существовало немногим более десяти: в Советске, Слободском, Котельниче, Уржуме, Яранске, Халтурине и губернском центре. Остальные населённые пункты обслуживались кинопередвижками. Вся губерния была разделена на кинорайоны, к которым прикреплялись кинопередвижки для постоянного обслуживания населения5. Известно, что первая кинопередвижка в Вятской губернии была пущена в 1923 г. Постоянных маршрутов её движения не было, а расчёт с населением за билеты мог вестись крупой, мукой и грибами6. На июнь 1926 г. губерния имела уже 6 кинопередвижек7, на октябрь 1926 г. — 13, на октябрь 1927 г. — 37, а на декабрь 1927 г. — уже 41. Кинопередвижки были распределены по уездам: Вятский уезд — 2, Котельничский — 9, Слободской — 3, Яранский — 6, Нолинский — 2, Уржумский — 1, Малмыжский — 5, Халтуринский — 3, Омутнинский — 1. В городе Вятке существовало ещё 9 кинопередвижек, не прикреплённых для постоянной работы к уездам8.
На 1 января 1935 г. в Кировском крае действовало уже 307 киноустановок и кинопередвижек, из них 70 — городских, 237 — сельских9.

Звуковое кино появилось в СССР в конце 1920-х гг. Однако узнаём, что в Кировском крае до марта 1935 г. не было ни одного звукового кинотеатра10. «Положение с организацией звуковых кинотеатров, действительно, обстоит неудовлетворительно. Причиной этому является, во-первых, то, что кинотрест в г. Кирове организовался только в конце февраля, причём при разделе Горьковский кинотрест не помог организации, не дал ни одного работника, не выделил монтажного материала и никого не командировал для помощи в организации треста, во-вторых, только в марте мы получили звуковую аппаратуру для 3-х установок... Просим оказать содействие...» — писал В. И. Лисин, заведующий отделом пропаганды и агитации Кировского краевого комитета ВКП(б)11.

Помощь была оказана, и на 1 мая 1935 г. в Кировском крае было озвучено 4 точки: Советск, Шабалино, Слободской, Яранск; ещё планировались Малмыж, Омутнинск, Нолинск12. На 1 августа 1935 г. действующая киносеть края составила: 17 звуковых кинотеатров (из них в Кирове — 1), 55 немых (в Кирове — 2) и 240 сельских кинопередвижек, всего 312 киноустановок и кинопередвижек13.

На 1 января 1937 г. по Кировской области имелось около 260 киноустановок и кинопередвижек: 23 звуковых кинотеатра (10 сельских стационарных, 13 городских, из них 1 — в г. Кирове — кинотеатр «Прогресс»), 15 звуковых кинопередвижек (12 немых, 3 звуковых), 221 немая передвижка14.

А к 1940 г. — 442 звуковых и немых киноустановок15.

В 1920–1930-х гг. с кинофикацией сельских населённых пунктов существовали проблемы. Помещения для хранения кинокопий не были приспособлены, поэтому репертуар был недостаточен, приходилось "брать, что дадут"16. Жители деревень были недовольны высокой ценой на билеты. В отчёте о состоянии кино в губернии за 1926 г. отмечаются траты доходов от кино не по назначению, например, на покрытие дефицита от оперетты. Если городские жители оповещались о ежедневной программе киносеансов из газет, то сельские — о времени демонстрации фильмов и предполагаемом репертуаре узнавали за несколько часов до начала сеанса. Затруднения в кинообслуживании населения были связаны также с отсутствием железнодорожных и водных путей сообщения17.

Ощущалась острая нехватка в кадрах. В целях экономии средств на подготовку киномехаников в 1920-х гг. проводилось обучение слушателей педтехникумов18, а также организовывались группы на последних курсах профтехшколы, учащиеся которой дополнительно к основной специальности электромеханика получали специальность киномеханика19. В 1930-х гг. подготовка киноработников велась уже в централизованном порядке через курсы киномехаников в г. Горьком (ныне Нижний Новгород) и г. Загорске (ныне г. Сергиев Посад Московской области), курсы кинотехников — в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и Ростове-на-Дону.

Как же обстояло дело с кинофикацией в 1920–1930-е гг. в г. Вятке — Кирове? На начало 1920-х гг. в городе имелось 4 кинотеатра (все они размещались в деревянных зданиях): это павильон детского парка им. В. А. Жуковского (ныне детский парк «Аполло», открыт в 1897 г.), летний кинотеатр «Прогресс» сада им. Ст. Халтурина (ныне Александровский сад, открыт в 1908 г., а с 1911 г. и в новом здании на улице Никитской (Володарского), между улицами Московской и Преображенской), «Колизей» (открыт в 1913 г. на улице Спасской, приблизительно на месте нового здания областного художественного музея). К началу 1930-х гг. город имел лишь два основных деревянных, выходящих из строя кинотеатра («Прогресс», «Колизей») на 400 мест и до 350 мест — в клубных театрах. В докладной записке в Кировский областной комитет ВКП(б) отмечалось: «Кинотеатр «Колизей» считается лучшим коммерческим в областном центре. Однако билеты стоят 2 руб. 15 коп., а обслуживание публики очень плохое, удобств никаких. Крыша течёт, стулья разлезаются, цепляются за платье публики гвозди из стульев. Надо починить крышу...«20

Среди клубного типа кинотеатров надо отметить кинотеатр «Октябрь» при музее революции, который располагался с 1927 г. в здании на улице Дрелевского (ныне здание Театра на Спасской). «Картины здесь демонстрировались исключительно идеологически выдержанные». Ежедневно с 14.00 до 23.00 часов проходило 6 сеансов21. Закрылся кинотеатр в связи с нехваткой площадей здания под экспозиции в 1935 г. после перевода музея Кировского краеведения в здание музея революции22. Аппаратура кинотеатра «Октябрь» была передана в с. Кырчаны Кировской области в 1936 г.23

Вопрос о строительстве каменного кинотеатра на 800 мест в городе был выдвинут еще в 1931 г. с обязательным началом строительных работ на следующий год24. Существующих двух основных кинотеатров было недостаточно для удовлетворения потребностей населения Вятки. В краткой записке о коммунальном хозяйстве Вятки и необходимых мероприятиях по его укреплению за 1932 г. приводился расчёт потребностей населения в кинообслуживании: "...Чтобы более или менее значительно удовлетворить потребности в гор. Вятке, нужно иметь не 800, а 1 600 мест, исходя из следующего расчёта: 52 000 человек населения в возрасте 16–50 лет при необходимости, как минимум, обслуживать кинотеатром каждого не менее, чем 3 раза в месяц, при 3-х сеансах, даваемых кинотеатрами ежедневно, в течение каждого месяца, действительно, требуется: 52 000×3 / 30 дн. х 3 сеанса = 1 600 мест. Данная цифра ясно говорит за немедленное строительство в Вятке в течение 1932 года нового кинотеатра"25.

При кинотеатре планировалось оборудовать кинобудку "для демонстрирования громкоговорящих кинофильмов"26.

Но строительство нового кинотеатра в 1932 г. не началось. В постановлении президиума Кировского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов № 18 от 21 июня 1935 г. читаем только лишь об определении места постройки звукового кинотеатра: "Согласиться с заключением Горкомхоза о постройке кинотеатра на углу Карла Маркса и Герцена..."27 Строительство будущего кинотеатра «Октябрь» велось с 1936 г. и было завершено в 1938 г. Зрительный зал его был рассчитан на 800 мест, имелись просторное фойе и кассовый зал. И сегодня этот старейший кинотеатр города, построенный по проекту московского архитектора Виктора Калмыкова, является украшением областного центра и отражением ушедшей советской эпохи.


Здание кинотеатра «Октябрь» г. Кирова. Фотография Б. К. Лысова. 1950 г.

В документах архива имеются сведения о репертуаре показываемых фильмов в 1930-е гг. Документальное и художественно-документальное кино было средством обучения, просвещения и пропаганды нужной идеологии.

Например, документальный фильм «Поколение победителей» (1936 г., звуковой) мог служить ярким наглядным пособием при изучении краткого курса истории ВКП(б)28.
Фильм «Аэроград» (1935 г., звуковой) "посвящён Дальнему Востоку и рассказывает об освобождении края, о классовой борьбе, защите границ, тесной и нерушимой связи народа со своей армией, ненависти к врагу, беспредельной любви к Родине"29.
В агитационно-пропагандистском фильме «Если завтра война» (1938 г., немой) "отряды фашистских агрессоров пытаются внезапно перейти советскую границу. Но зорок глаз наших славных пограничников. Горячие патриоты принимают бой и после жестокой перестрелки вынуждают противника перейти к обороне. Весь советский народ, как один человек, с гневом и решимостью встаёт под боевые красные знамёна. Красная Армия атакует противника со всех сторон и добивает врага на его территории"30.

Среди художественных фильмов того времени можно назвать: «Человек-невидимка» (1933), «Юность Максима» (1936), «Дубровский» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936).
Наряду с художественным фильмом «Цирк» (1936) самым успешным и любимым фильмом 1930-х гг. был «Чапаев» (1934 г., немой, звуковой). Это «историческая и революционная эпопея эпохи Гражданской войны на Урале» о «борьбе Чапаевской дивизии против белогвардейских банд» сорежиссёров Сергея и Григория Васильевых. По всем районам Кировского края состоялась массовая демонстрация фильма31, во время которой проводилась большая агитационная и воспитательная работа среди населения. Агитбригада с кинопередвижкой объезжала районы Кировского края. Силами культбригады оборудовали клубы, были отремонтированы радиоустановки, организованы лекции медицинских сестёр среди женщин по вопросам материнства и гигиены, проведены концерты баянистов и, конечно, танцы. Колхозники-ударники, предварительно посетившие имеющегося в штате агитбригады парикмахера, были сфотографированы. Показ киноленты проводили и в клубах, и просто на улице, так как ни один клуб не мог вместить всех желающих её посмотреть32.

В архивном фонде Кировского краевого комитета ВКП(б) сохранились отзывы о просмотре кинофильма. Так, колхозники Марьянского сельского совета Кумёнского района писали: «Посмотрев кинокартину «Чапаев», мы, колхозники в количестве 400 человек, с большим вниманием и напряжением следили за развёртыванием действий эпизодов Гражданской войны. Поражались исключительной отвагой героев этой картины"33. Другой отзыв колхозников Кырмыжского сельского совета Вожгальского района: "Посмотрев кинокартину «Чапаев» и обсудив разъяснения, мы, колхозники в количестве 400 человек, с большим напряжением, вниманием и волнением посмотрели этот, по существу, исторический фильм, который может создать только наша советская кинофабрика, наши киноартисты, работающие под руководством партии Ленина-Сталина«34.

Пропагандистская и идеологическая роли кино в 1930-х гг. проявились в создании документальных фильмов. Для ознакомления населения с Конституцией СССР, принятой в 1936 г., по районам Кировской области был проведён показ документального кинофильма «Доклад тов. И. В. Сталина о Конституции СССР» с разъяснительной работой35. В октябре-ноябре 1937 г., в период подготовки к выборам в Верховный Совет СССР, по 47 районам Кировской области прошли кинофестивали36. На кинопередвижках были закреплены лозунги, посвящённые выборам. Перед сеансами демонстрировались специальные выпуски кинохроники «Как будет голосовать избиратель». Одновременно в колхозах были зачитаны доклады о том, как живёт страна, каково состояние международного положения, продавалась литература, после показов кинолент устраивались вечера самодеятельности. Проведение кинофестиваля считалось "политической работой"37. Велась статистика посещений сеансов и активности населения в предвыборный период. В инструкциях лекторам говорилось: "нельзя перегружать докладами, он должен идти час-полтора, после картины вести разъяснительную работу, чтобы люди ушли с правильным понятием"38.
Для оперативного обслуживания кинохроникой кампании по выборам в Верховный Совет РСФСР первого созыва в Кировскую область была направлена кинобригада Горьковской киностудии хроники для съёмки трёх короткометражных фильмов о кандидатах в Верховный Совет РСФСР и более пяти сюжетов о том, как ведётся выборная кампания39.

В 1939 г. Горьковской киностудией был снят агитационный фильм об известной спортсменке-кировчанке Марии Григорьевне Исаковой, кандидате в депутаты Кировского Совета депутатов трудящихся40.

Итак, к концу 1930-х гг. определились основные черты советского кинематографа: с одной стороны, обязательная цензура, идеологический подтекст фильмов, воспитательное значение, героическая и патриотическая тематика, с другой стороны, яркие сюжеты и актёры, большая популярность кино у населения. Таким кинематограф практически просуществовал до 1990-х гг.

Примечания

1 ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 4. Д. 117. Л. 66.
2 Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 61.
3 Там же.
4 Там же. Л. 19.
5 ГАКО. Ф. 887. Оп. 1. Д. 1320. Л. 3.
6 ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 2. Д. 241. Л. 5.
7 Там же. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 235. Л. 70.
8 ГАКО. Ф. 887. Оп. 1. Д. 1320. Л. 3.
9 ГАСПИ КО. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 48.
10 Там же. Л. 13.
11 Там же. Л. 14–14 об.
12 Там же. Л. 15.
13 Там же. Л. 16.
14 Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 197. Л. 1.
15 Там же. Оп. 6. Д. 190. Л. 24–25.
16 Там же. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 235. Л. 70.
17 Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 49.
18 Там же. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 234. Л. 73.
19 ГАКО. Ф. 887. Оп. 1. Д. 1320. Л. 6.
20 Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 197. Л. 21.
21 Там же. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 98. Л. 10.
22 Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 66–67.
23 Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 197. Л. 12.
24 Там же. Ф. Р-6817. Оп. 1. Д. 103. Л. 16.
25 Там же. Д. 21. Л. 2. Там же. Оп. 1. Д. 197. Л. 7250–7251.
26 Там же. Д. 1036. Л. 17.
27 ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1201. Л. 117.
28 ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 4. Д. 117. Л. 67.
29 Там же. Л. 75.
30 Там же. Л. 77.
31 Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 39.
32 ГАСПИ КО. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 40.
33 Там же. Л. 35.
34 Там же. Л. 28.
35 Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 197. Л. 43.
36 Там же. Оп. 2. Д. 241. Л. 83.
37 Там же. Оп. 1. Д. 197. Л. 72.
38 Там же. Л. 82.
39 Там же. Оп. 2. Д. 241. Л. 128.
40 Там же. Л. 200.