Творческое наследие сарапульского архитектора-чертежника П. П. Кашкарева*

М. В. Курочкин

Творчество П. П. Кашкарева является частью архитектурного наследия в области гражданского строительства города Сарапула. Его деятельность в качестве просветителя и сарапульского архитектора совсем не отражена в историографии. Творческое наследие Петра Петровича следует выделить из ряда архитекторов, занимавшихся проектированием для единовременной застройки уездного Сарапула первой половины XIX столетия.

Пётр Петрович Кашкарев (1794–1875) – техник-чертёжник. Выходец из мещан, православного вероисповедания. Обучался в Вятском главном народном училище с пятилетним курсом обучения. В таких училищах обучались преимущественно дети мещан, крестьян и купцов. Система обучения велась по 5-летнему курсу в 4 класса. Первые два класса соответствовали курсу малого народного училища. В 3–4-м классе преподавались: 2-я часть арифметики, геометрия, физика и механика, естественная история, история, архитектура с черчением планов и для желающих – латинский и новые языки. Именно такое образование и получил П. П. Кашкарев. В Сарапульском малом народном училище с двухлетним курсом П. П. Кашкарев преподавал рисование и русский язык. Был штатным смотрителем Сарапульских училищ. Пётр Петрович инициатор открытия Сарапульской публичной библиотеки, которое состоялось 1 января 1835 г. С 21 октября 1834 г. она вошла в список библиотек, получающих книги из центра. Библиотека считалась учреждением частным, хотя и «состоящим под покровительством правительства»1. П. П. Кашкарев уволен со службы в 1850 г. за выслугою лет по учебному ведомству – 41 год. В 1848 г. произведён в коллежские асессоры. Внесён в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 18 октября 1840 г. и утверждён указом Герольдии 24 февраля 1848 г.2 Именно владение чертежом и умение акварельной отмывки определило судьбу Петра Петровича.

С 1809 до 1812 г. «для лучшего устройства городов Российской империи», а также из-за отсутствия квалифицированных архитектурно-строительных кадров не только в рядовых уездных, но и в губернских городах, строительным комитетом были выпущены первые два альбома «образцовых» проектов фасадов жилых домов для частных строений. В 1814 г. «образцовые» фасады, собранные и выпущенные в двух альбомах (III и IV части), были разосланы в количестве 800 экземпляров во все города России с циркулярным предписанием губернаторам, аналогичным указанию от 31 декабря 1809 г.

При жёсткой регламентации размеров (длина дома, высота стены и высота крыши, интервал между строениями) и пропорций фасадов они оставляли большую свободу действий местному архитектору. Застройщик получал заказанный проект после утверждения в составе двух чертежей – плана участка со всеми строениями и фасада здания. Внутреннюю планировку он определял сам3. В жилой застройке Сарапула первой половины XIX столетия использовались проекты по фасаду, Высочайше утверждённому в I, II и III части. Во всех выявленных листах, относимых нами к этому периоду, были подписаны коллежским асессором, штатным смотрителем Сарапульских училищ Петром Кашкаревым.

Чертежи, подготовленные Петром Петровичем Кашкаревым, необычайно интересны и выполнены в одной манере. Комплексное изучение этого материала наталкивает на мысли о существовавшей стилевой общности проектных чертежей. Особенности графики этого времени мы показываем на материалах Государственного архива Кировской области, до сих пор не опубликованных и не исследованных.

В чертежах Петра Петровича главенствуют чёткие, уверенные линии, ясно ограничивающие объекты и вносящие в чертежи каркасность. Часто в этот период применяется отмывка, а также раскраска, которая эволюционирует в пользу цвета. Преобладающим становится акварельная заливка в чертежах. Этому способствовали требования архитектурного регламента, действовавшего в Российской империи.

Среди осуществлённых Кашкаревым проектов выделяются торговые ряды с арочной галереей каменных складских магазинов по фасаду, «Высочайше утвержденному в части III под № 8» для Сарапула купеческой жены Е. М. Комаровой, но дошедшие до наших дней в сильно перестроенном виде4. Здание было возведено в 1841–1842 гг. на пересечении Биржевой и Богоявленской улиц (ныне ул. Труда и ул. М. Горького). Торговые ряды представляли собой компактный, П-образный в плане объём с галереей и проездной аркой, оформленный шаговым рустом и широким карнизом дорического ордера.

Примером решения по фасаду «Высочайше утвержденному в I час­ти под № 8» может служить дом жилой Ехлаковой в Сарапуле (1843–1849 гг., ул. Раскольникова, 140). Здание стоит в ряду застройки по красной линии. Типичный для провинциального классицизма кирпичный дом, построенный на основе образцового проекта, лучший из подобных зданий, сохранившихся в Сарапуле. В ряду торговой застройки центральной площади первый этаж ориентирован под лавки и магазины5.

Проект предусматривал пятиосевое акцентировочное решение, но в ходе строительства композиция была изменена. Прямоугольное, в плане двухэтажное, с мезонином здание вытянуто вдоль улицы. Простая тяга отделяет первый этаж от второго. Стены завершены гладким фризом и карнизом небольшого выноса. Симметрия девятиоконного уличного фасада подчёркнута мезонином в три оси и проездной аркой в первом этаже по центральной оси. Прямоугольные окна второго этажа имеют одинаковые рамочные наличники с приподнятыми сандриками и небольшими очелинами. Центральная часть акцентирована своеобразным портиком с лопатками и фигурным аттиком, что придаёт фасаду здания подчёркнутую парадность. Рамочные наличники мезонина подвышены филенкой с упором в венчающий карниз.

Дело по отношению сарапульской 3-й гильдии купчихи Евгении Комаровой
об утверждении и о рассмотрении плана на постройку ей дома,
1845–1846 гг. ГАКО. Ф. 619. Оп. 2. Д. 1218

Губернский архитектор И. Т. Соловкин, не изменяя общих габаритов здания, убрал боковые пилястры, и главное внимание сосредоточил на центральном трёхосевом ризалите, ориентируясь, очевидно, на «образцовый» фасад № 57 петербургского архитектора В. П. Старова.

В художественном мышлении П. П. Кашкарева ведущее место занимает тема города и организации пространства. Трактовка этой организации просматривается не как отвлечённая архитектурная категория, а как реальная и конкретная задача, как часть градостроительной среды. Так, в проекте дома с флигелями сарапульскому мещанину В. Ф. Вихлаеву мы видим грамотное решение углового участка с пространственной расстановкой всего комплекса. Как основное сооружение – читается жилой дом, расположенный на углу участка. Здания решены в фасадах «Высочайше утвержденному в III части под № 9 и 10»6. Аналогичным образом была решена и усадьба Фёдора Ивановича Дедюхина7.

Так, к середине XIX в. П. П. Кашкаревым было разработано более 50 разнообразных проектов, многие из которых были, к сожалению, не реализованы в полной мере или остались лишь на бумаге. Несмотря на это, опыт регламента и городского проектирования остался востребованным и отразился в творчестве сарапульских городских архитекторов периода реформ Александра II.

Примечания

* Материалы статьи подготовлены при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-14-18001.

1 ГАКО. Ф. 582. Оп. 81. Д. 577. Л. 9. Дело по прошению граждан г. Сарапула о разрешении открытия там публичной библиотеки. 21.01.1836 г.

2 Отдел рукописей и редких книг научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета (ОРРК НБЛ КГУ). Д. 402. Ч. З. Т. 1. Л. 219 об. – 220 об.

3 Тинский А. Г. Образцовые проекты 1809–1812 гг. // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т. 5 : Архитектура.

4 ГАКО. Ф. 619. Оп. 2. Д. 1218. Дело по отношению сарапульской 3-й гильдии купчихи Евгении Комаровой об утверждении и о рассмотрении плана на постройку ей дома, 1845–1846 гг.

5 ГАКО. Ф. 619. Оп. 2. Д. 900. Дело по отношению Вятской губернской канцелярии о утверждении плана и о рассмотрении каменного дома сарапульской купчихи Ехлаковой, 1843–1849 гг.

6 ГАКО. Ф. 619. Оп. 2. Д. 872. Дело по отношению Вятской губернской канцелярии о утверждении плана  и о рассмотрении дома с флигелями сарапульскому мещанину В. Ф. Вихлаеву, 1843 г.

7 ГАКО. Ф. 619. Оп. 2. Д. 932. Дело по отношению Вятской губернской канцелярии о утверждении плана и о рассмотрении дома с флигелями сарапульскому мещанину Ф. М. Дедюхину, 1843–1846 гг.