Главная > Выпуск №3 > Судьба купеческого флота

Судьба купеческого флота

Е.В. Березин

Благодаря неутомимой деятельности вятских судовладельцев, среди которых преобладали купцы, в первом десятилетии XX в. Вятку бороздил многочисленный паровой флот.

Красу и гордость его составляла великолепная семёрка двухэтажных пассажирских пароходов «американского» типа, принадлежавшая акционерному Товариществу Вятско-Волжского пароходства. Кроме того, у той же фирмы насчитывалось 11 одноэтажных пассажирских пароходов и 21 буксир.

Помимо этого пароходства, на Вятке работали менее мощные судоходные предприятия торговых домов «Д.Д. Якимова наследницы» и «Я.Е. Небогатикова сыновья», небольшие пароходства А.И. Бердинских, М.С. и Г.Н. Бушковых, Я.П. Малых и др. Произведённая в феврале 1918 г. национализация купеческого флота объединила суда разных владельцев под одним флагом.

Главный деловой совет национализированного Товарищества Вятско-Волжского пароходства, открывая навигацию 1918 г., уверенно заявил: «Пароходство грузом обеспечено..., располагая 38 пароходами, способно обслуживать нужды края».

Гражданская война нарушила эти планы. В ходе боевых действий речной флот понёс значительные потери. Впрочем, Вятке повезло – здесь сохранился основной состав парового и несамоходного флота, который стал резервом для пополнения пароходств соседних рек.

Первыми в 1922—1926 гг. ушли с Вятки самые лучшие и комфортабельные двухэтажные пассажирские пароходы и наиболее мощные буксиры.

Вместо 18 пассажирских пароходов, осуществлявших перевозки на линии Вятка-Казань накануне Первой мировой войны, в середине 1930-х годов на Вятке оставались только девять, из которых восемь были дореволюционной постройки. Судов явно не хватало, поэтому жители Вятского края долгие годы ездили, помимо пассажирских пароходов, на далеко не комфортабельных баркасах, ведомых буксирными пароходами. Куда же ушли с Вятки представители купеческого флота? Как сложилась их дальнейшая судьба?

Вот что удалось выяснить в ходе длительных поисков. Значительная часть двухэтажных пароходов оказалась в Московском и Московско-Окском пароходствах, обслуживая столицу и города центра России. Этот факт свидетельствует о высоком качестве вятского пассажирского флота, поскольку в центре толк в пароходах знали. Судьба разбросала вятские пароходы по разным рекам.

Двухэтажная «Надежда», сменившая название на «Лейтенант Шмидт», оказалась в Северо-Западном пароходстве. Там пароход перестроили в одноэтажный. «Сотрудник» попал на Северную Двину, где работал под названиями «Труженик» и «Судорабочий».

Мощнейший из вятских буксиров «Яков Тырышкин», переименованный в «Дредноут», прославился на Волге. В 1953 г. он заходил в р. Вятку, где его экипаж демонстрировал преимущества вождения караванов прогрессивным методом толкания.

Непросто оказалось выяснить судьбу купеческого флота. Помогли воспоминания ветеранов-водников, исследователи С.А. Парфёнов (г. Москва) и Н.И. Третников (г. Екатеринбург). Результатом многолетних поисков стала приводимая ниже таблица. Поскольку это первая попытка систематизированного освещения судьбы парового дореволюционного флота, в ней остаются незаполненные графы – задел для будущих исследователей.

Паровой флот вятских судовладельцев 1860—1918 гг.


п/п

Первоначальное название, год постройки, судовладелец

Мощность
(номиналь-ных сил)

Последующие переименования, смена судовладельцев.
Дата вывода из эксплуатации.

Примечания

1.

«Александр», 1893 г.— А.Е. Шубин

60

В 1900 г.— владелец К. А. Шубин

Буксирно-пассажирский. Построен в Вятке. Котел и машина Холуницкого завода.

2.

«Александр», 1899 г.— Я.Ф. Тырышкин

50

С 1902 г.— в ТВВП1.
С 1917 г.— «Пасынок».
С 1928 г.— «Чапаев» в Уральском пароходстве.

Товаро-пассажирский. Участник боёв на Вятке и Каме в 1919 г. на стороне красных.

3.

«Александров»2, 1868 г.— торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова»

20

С 1898 г. у крестьянина Яранского уезда Г.Н. Кузнецова.
С 1899 г.— «Пётр» Б.Е. Власова и Пастухова.
С 1901 г.— у И.С. Галеева (Н. Услон). С 1902 г.— «Толя».
С 1911 г.— у Е.Д. Прохорова (Н. Услон).
С 1913 г.— «Нормальный»

Буксирный. Построен в Санкт-Петербурге. 9.10.1900 г. сгорел в Казани. Восстановлен в 1901—1902 гг. Последнее упоминание в 1915 г.

4.

«Алексей», 1875 г. (по другим данным — 1872 г.) — А.А. Казенин

70

Продан Любимову не позднее 1900 г. Переименован в «Котлас».
С 1910 г.— «Первый».
С 1922 г. — «Красный Царицын». Списан в 1929 г.

Грузо-пассажирский.

5.

«Аркульский затон»3, 1913 г.— торговый дом «Я.Е. Небогатикова сыновья».

45

С 1930 г.— «Ким». Списан в 1964 г. Использовался под причал в Набережных Челнах.

Грузо-пассажирский. Последний из пассажирских пароходов Вятского речного пароходства.

6.

«Астра», 1903 г.— А.И. Бердинских (Шурминский завод).

60

После гражданской войны использовался на Волге.
Списан в 1960 г.

Буксирный. Построен в Звенигском затоне.

7.

«Бабушка» — торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова»

604

С 1899 г.— у общества «Ока», переименован в «Леда»

Буксирный

8.

«Бельский», 1903 г.Приобретён ТВВП в 1905 г.

150

В 1903—1904 гг.— у бирских купцов братьев Груздевых.
В 1905 г.— у торгового дома И.Г. Стахеева.
С 1906 г.— «Работник».
Сожжён белыми в Лёвшине 28.06.1919 г. Приказом ВГРП от 07.07.1925 г. назначен к ликвидации

Буксирный.
Построен Воткинским заводом. Капитальный ремонт прошёл в 1905—1906 гг.

9.

«Братья», 1888 г.— И.В. Александров.

45

С 1901 г.— «Братья Александровы».
С 1902 г.— в ТВВП.
С 1904 г.— «Братья».
После 1920 г. работал на р. Каме.
С 1928 г.— «Кочегар».
С 1939 г.— на р. Северная Двина.

Буксирный.

10.

«Братья Гаке», 1873 г.— Эдуард Гаке.

70

С 1875 г.— у Т.Ф. Булычёва, переименован в «Потомственный».
Сдан на слом около 1906 г.

Пассажирский. Построен в Кунгуре. С 1897 г.— буксир.

11.

«Ф. Булычёв», 1874 г.— Т. Ф. Булычёв.

70

С 1876 г.— «Филипп».
С 1919 г.— «Энгельс».
Списан и разобран в 1924 г.

Первенец булычевского пассажирского флота. В 1902—1903 гг. перестроен в двухэтажный.

12.

«Ф. Булычёв», 1876 г.— Т.Ф. Булычёв.

90

В 1898 г. продан на Северную Двину и переименован в «Пермь».
Списан в 1914 г. (по др. данным — в 1930 г.)
Перестроен в дебаркадер пристани Тотьма.

Пассажирский. Построен в Бельгии на заводе «Коккериль и К°». Первым из вятских  пароходов получил электрическое освещение.

13.

«Булычёв», 1896 г.— Т.Ф. Булычёв.

60

Первоначально — «Приемский».
С 1902 г.— в ТВВП.
С 1917 г.— «Прадед». Передан на Волгу.
С 1928 г.— «Марат».
Списан в 1964 г. в Астрахани.

Двухэтажный пассажирский пароход
«американского типа».

14.

«Вестовой», 1886 г.— Я.Ф. Тырышкин

25

После 1921 г. передан Камскому пароходству. Списан в 1960 г.

Буксирный

15.

«Владелец», 1877.— Т.Ф. Булычёв.

40

С 1919 г.— «Синодал».
С 1923 г.— в системе лагерей ОГПУ.
С 1924 г.— «Севостлес».
С 1931 г.— на Северной Двине под названием «Экспортёр», затем в Сухонском пароходстве. Разобран в г. Вологде в 1954 г. под названием «Маяковский».

Буксиро-пассажирский.
С 1900 г.— буксирный.
Построен в Кунгуре.

16.

«Вятка», I860 г.— компания купцов в составе: А.С. Куклина, В.А. Столбова, И.С. Чудиновских.

50

С 1863 г.— в собственности А.С. Куклина.
С 1876 г.— у Т.Ф. Булычёва.
С 1895 г.— «Митя» в собственности нижегородского купца М.П. Зарубина.
С 1918 г.— «Львёнок». Списан в 1924 г.

Буксирный. Первый вятский пароход. Построен в Нижнем Новгороде.
В 1880 г. перестроен в пассажирский.

17.

«Вятка», 1905 г.— ТВВП.

40

С 1918 г.— «Лоцман Гвоздев». После 1939 г.— в собственности пароходства «Волготанкер». Списан в 1959 г.

Буксирный. Построен на заводе Яковлева Нижего-родской губернии

18.

«Гражданин», 1863 г.— Ф.Т. Булычёв.

60

Унаследован Т.Ф. Булычёвым.
С 1875 г.— «Основатель»
После1890 г.— у разных казанских купцов.
Разобран в 1924 г. в Паратском затоне.

Буксирный.
Первый пароход вятского пароходства Ф.Т. Булычёва.

19.

«Два Стефана» 5 1857 г.— Волонихин (г. Нолинск).

45

С 1874 г.— «Волонихин» у наследников Волонихина.
С 1876 г.— «Верноподданный» яранского купца И. Кошкина.
С 1877 г.— «Румянцев» чистопольского купца Румянцева.
С 1886 г.— «Чердак» чердынского купца И.В. Юрганова.
С1887 г.— «Алексей Кольцов» саратовского купца А.М. Дашковского.
С 1899 г.— «А.Ф. Письменный» крестьянина А.Ф. Письменного-Шумей-ко (Саратовская губ.)
С 1909 г.— «Виктор» у его наследников.
С 1915 г.— «Советчик» у братьев Синцовых на Северной Двине.
С 1919 г.— «Перевал».
Разобран в Лименде в 1926 г.

Буксирный.
Построен в Англии. Собран в Твери.

20.

«Двигатель», 1876 г.— Т.Ф. Булычёв.

120

После 1918 г.— на р. Волге. Переименован в «Сибиряк».
Списан после1950 г.

Буксирный.

21.

«Дед», 1900 г.— торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова».

50

С 1902 г.— В ТВВП.
С 1932 г.— «Ф. Энгельс».
В мае 1919 г. потоплен красными. Восстановлен. Списан в 1964 г.

Грузо-пассажирский.

22.

«Злобин», 1903 г.— Я.П. Злобин (г. Нолинск).

60

Не позже 1911 г.— «Дедушка» у торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья».
С 1919 г.— «Товарищ Голчин».
С 1920 г.— в Камском пароходстве. Списан в 1958 г.

Буксирный. Построен хозспособом в Медведском затоне.
Канонерская лодка красных в 1919 г.

23.

«Иван», 1895 г.— Я.Ф. Тырышкин

50

С 1902 г.— в ТВВП.
С 1919 г.— «Внук».
С 1928 г.— «Бебель».
Списан 5.06.1963 г. и передан Котельничскому горисполкому.

Грузо-пассажирский.

24.

«Иловатка», 1879 г.— Т.Ф. Булычёв

406

С 1894 г. у волжского судовладельца Ф.П. Рукавишникова из Балахны.
С 1904 г.— у балахнинского купца П.Ф. Облаева.
С 1908 г.— у вольского крестьянина П.А. Лобанова.

Буксиро-пассажирский. С 1894 г.— буксирный.
Сгорел и затонул на Волге у с. Гешмы 08.10.1908г.

25.

«Иловатский затон», 1896 г.— Т.Ф. Булычёв.

250

В 1898 г. продан обществу «Ока». После 1921 г.— «Алтай».
Погиб под Сталинградом осенью 1942 г.

Мощнейший из речных буксиров. Корпус построен в Иловатском затоне, механизмы — Сормовским заводом.

26.

«Иловатский затон», 1899 г.— Т.Ф. Булычёв.

17

С 1902 г.— в ТВВП.
Списан 1959 г.

Буксиро-пассажирский. Построен в Иловатском затоне.

27.

«Истобенец», 1873 г.— И.М. Стойлов (крестьянин Орловского уезда, затем котельничский купец).

30

С 1888 г.— «Миша» у крестьянина Балахнинского уезда А.В. Белоногова.
С 1902 г.— у балахнинской мещанки А.П. Исаковой.
С 1906 г.— «Борис».
С 1907 г.— «Арзамас».
Раздавлен льдом 09.03.1908 г. на Волге у Бирского перевоза. Котёл и машина переставлены на другой пароход.

Буксирно-пассажирс-кий с деревянным корпусом, который заменён в 1888 г. в Городце.

28.

«Коммерсант», 1898 г.— Т.Ф. Булычёв.

30

С 1902 г.— в ТВВП.
С 1917 г.— «Мачеха».
С 1928 г.— «Тунгус».
Списан 1962 г.

Буксиро-пассажирский Построен в Иловатском затоне.

29.

«Конкурент», 1882 г.— Т.Ф. Булычёв.

110

С 1887 г.— «Ламех».
С 1902 г.— в ТВВП.

Корпус и котел построены на заводе Булычёва в Иловатке.

30.

«Котельнич», 1907 г.— ТВПП.

30

Списан в 1959 г.
Корпус сдан на Кировскую базу «Главвтормет» в I960 г.

Буксирный.

31.

«Ламех», 1871 г.— Т.Ф. Булычёв.

60

С 1885 г.— «Коммерсант».
Списан после 1897 г.

Буксиро-пассажирский. Построен в Сормове на заводе Бенардаки

32.

«Ласточка», 1873 г.— Силин (вятский купец).

15

После 1886 г.— у Т.Ф. Булычёва. Продан на Волгу после 1899 г.
Разобран в Волгограде в 1973 г.

Буксиро-пассажирс-кий. Первый пароход на р. Чепце. Участник Сталинградской битвы.

33.

«Лена», 1905 г.—
Я.П. Злобин (нолинский купец).

 

 

Буксирный.

34.

«Лесопромышленник», 1902 г.— М.С. и Г.Н. Бушковы (крестьяне с. Русский Турек).

55

После 1918 г.— на Волге.
С 14.01.1930 г.— «Плотовод» на р. Каме.
Списан в конце 1950-х годов.

Буксирный.

35.

«Лилипут»,— Я.Ф. Тырышкин

4

Продавался в 1907 г.

Первое на Вятке судно с винтовым движите-лем. Машина — анг-лийского завода «Тангее».

36.

«Любимец», 1885 г.— Я.Ф. Тырышкин.

50

С 1902 г.— в ТВВП.
С мая 1919 г.— «Раскольников».
Потоплен белыми 11.05.1919 г. у г. Мамадыш, позже поднят и разделан на металл

Буксиро-пассажирский. С 1902 г.— буксирный. Канонерская лодка красных в 1919 г.

37.

«Малютка», 1882 г.— Я.Ф. Тырышкин.

10

С 1902 г.— в ТВВП.
С 1911 г.— в пароходстве Я.П. Малых. Потоплен красными у Красного Бора на р. Каме в 1919 г.

Буксирный.
В начале XX в. перестроен в буксиро-пассажирский.

38.

«Мелекес», 1896 г.— торговый дом «Я.Е. Небогатикова сыновья».

35

После 1899 г.— «Нолинск».
Продан торговому дому «Марков с сын».

Буксирный.
Первенец парового флота нолинских купцов Небогатиковых.

39.

«Мелководный», 1892 г.— Т.Ф. Булычёв.

25

С 1902 г.— в ТВВП.
Списан в 1959 г. Корпус сдан на Кировскую базу «Главвтормет».

Буксирный. Канонерская лодка красных в 1919 г.

40.

«Митя», 1893 г.— Голомидов.

12

Работал на перевозе в г. Вятке (г. Киров). После 1935 г.— «Кадровик».
Списан в 1954 г.

Буксирный.

41.

«Михаил», 1875 г.— А.А. Казенин.

60

Позже — «Казенин», «Вятка», «Ольга» Волжско-Камского коммерческого пароходства.
Затонул в Астрахани и списан в 1924 г.

Буксиро-пассажирский.

42.

«Москва», 1900 г.— Т.Ф. Булычёв.

90

В 1926 г. передан в Московское пароходство.
С 1928 г.— «Софья Перовская».
С 1940 г.— «Валерия Барсова».
С 1958 г.— «Чайка».
В 1959 г. сгорел в Саратове.

Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа.

Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа «Москва»

43.

«Надежда», 1896 г.— Я.Ф. Тырышкин.

50

Первоначально — «Владимир».
С 1902 г.— в ТВВП.
С 1913 г.— у Е.А. Зворыкина на Волге. С 1919 г.— «Лейтенант Шмидт». Передан в Северо-Западное пароходство.

Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа. Перестроен в одноэтажный.

44.

«Наследник», 1879 г .7— Я.Ф. Тырышкин.

 

Продан не позднее 1898 г.

Буксиро-пассажирский.

45.

«Наследник», 1897 г.— Т.Ф. Булычёв.

70

С 1928 г.— «Пестель» в Московском пароходстве.
Списан в Касимовском затоне (р. Ока) в 1957 г.

Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа.

46.

«Нелюбин», 1859 г. 8— Евгений Нелюбин (нолинский купец).

70

 

Буксирный

47.

«Николай», 1895 г. 9— Т.Ф. Булычёв.

45

После 1918 г.— «Республика».
Затем — «15 лет Казахстана» в Уральском пароходстве.
С 1946 г.— «Степан Здоровцев» на Волге.
Списан в Астрахани в 1962 г.

Грузо-пассажирский.

48.

«Орлов», 1861 г.— компания купцов: И.С. Чудиновских, А.С. Куклин, В.А. Столбов.

40

В 1863 г.— в собственности А.С. Куклина.
С 1876 г.— у Т.Ф. Булычёва, который его продал не позже 1892 г.

Буксирный. В 1880 г. проходил капитальный ремонт в г. Вятке.

Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа «Надежда»

49.

«Орлов», 1900 г.— Т.Ф. Булычёв.

75

После 1919 г.— «Зиновьев», затем «Нариман Нариманов».
После 1926 г.— в Московском пароходстве.
С 1939 г.— «Лев Толстой».
Списан в 1962 г.

Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа». Построен в Иловатском затоне на р. Вятке.

49.

«Орлов», 1900 г.— Т.Ф. Булычёв.

75

После 1919 г.— «Зиновьев», затем «Нариман Нариманов».
После 1926 г.— в Московском пароходстве.
С 1939 г.— «Лев Толстой».
Списан в 1962 г.

Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа. Построен в Иловатском затоне на р. Вятке.

50.

«Основатель», 1897 г.— Т.Ф. Булычёв.

45

С 1917 г.— «Свёкор».
С 1928 г.— «С. Баранов».
Сгорел около пристани Атары в 1941 г. Корпус затонул в Аркульском затоне в 1943 г.
До сих пор на дне.

Грузо-пассажирский.

51.

«Отец», 1875 г.— Я.А. Прозоров.

90

Продан на Волгу до 1880 г.

Буксиро-пассажирский.

52.

«Отец», 1893 г.— Я.Ф. Тырышкин.

90

С 1902 г.— «Учредитель» в ТВВП.
С 1919 г.— «Террорист».
Работал на Каме под именем «Арктика» и в пароходстве «Волготанкер»..

Буксиро-пассажирский. С 1902 г.— буксирный. Канонерская лодка красных в 1919 г.

53.

«Отец», 1900 г.— торговый дом «Наследники коммерции советника И.В Александрова».

60

С 1902 г.— в ТВВП.
С 1932 г.— «Г.В. Плеханов», затем «Плеханов».
Списан в 1962 г.

Грузо-пассажирский. Самый большой и вместительный из вятских пассажирских пароходов в 1950-е гг.

54.

«Охотник», 1901 г.— Т.Ф. Булычев

10

С 1902 г.— служебный пароход «Стойкий» Вятского технического участка Камского бассейнового управления пути. Списан в 1959 г.

«Дачный» пароход — изящная паровая яхта «хозяина» Вятки Т.Ф. Булычёва.

55.

«Павел», 1899 г.— Я.Ф. Тырышкин.

50

С 1902 г.— в ТВВП.
С 1928 г.— «Некрасов».
Списан в 1961 г.

Грузо-пассажирский.

56.

«Передовой», 1896 г.— Я.Ф. Тырышкин.

90

С 1902 г.— в ТВВП.
После 1928 г. в Камском пароходстве. Списан 6 ноября 1959 г.

Буксирный.

57.

«Перекат», 1881 г.— Т.Ф. Булычёв

50

С 1895 г.— «Гражданин».
Списан в 1922 г.
В 1925 г. разобран в затоне Памяти Парижской Коммуны (Жуковский) на р. Волге.

Буксиро-пассажиоский. В 1894—1895 гг. перестроен в первый на Вятке двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа. Первенец местного парового судостроения (Иловатский затон).

58.

«Пётр Гаке», 1873 г.— Эдуард Гаке (подданный Великобритании).

70

С 1875 г.— «Гражданин» у Т.Ф. Булы-чева. После 1890 г. на р. Волге.

Первый пассажирский пароход на Вятке. Построен в Кунгуре.

59.

«Победоносец», 1887 г.— Я.Ф. Тырышкин.

75

Первоначально «К.П. Победоносцев».
С 1902 г.— в ТВВП.
После гражданской войны — «Пятигорск» на р. Оке.
Списан в 1963 г. Разобран в Касимовском затоне.

Буксирный

60.

«Помощник», 1896 г.— Т.Ф. Булычёв.

45

С 1932 г.— «А.П. Чехов».
С 1939 г. на р. Волге (порт Саратов).

Грузо-пассажирский.

61.

«Посланник», 1891 г.— Я.Ф. Тырышкин.

45

С 1932 г.— «Вятская правда», позже — «Кировская правда». Списан в I960 г.
В Медведском затоне перестроен в брандвахту.

Буксирный.
Открыл буксирную линию Вятка-Москва в 1904 г. Канонерская лодка красных в 1919 г.

62.

«Почётный», 1875 г.— Т.Ф. Булычёв.

70

15.07.1886 г. затонул у Суводского бора (наскочил на карчу). Поднят, восстановлен. Выведен из эксплуатации в 1898 г.

Пассажирский.

63.

«Почётный», 1899 г.—Т.Ф. Булычёв.

30

После 1917 г.— «Гибралтар».
С 1931 г.— «Вятский рабочий».
С 1941 г.— «Лейтенант Михалицын».
С 1946 г.— «Михалицын». Списан в 1959 г.

Буксирный.
Построен в Иловатском затоне.

64.

«Сестры»,10 1893 г.— торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова»

30

С 1902 г.— в ТВВП.
После 1917 г.— «Свобода».

Буксирный.

65.

«Сотрудник», 1894 г.— Т.Ф. Булычёв.

45

После 1909 г.— у фирмы «Е.А. Ефимов с сыновьями», переименован во «Владимир». После 1917 г.— «Труженик», «Бурлак», «Судорабочий».
С 1930 г.— на Северной Двине.
Списан 10.05.1966 г.

Грузо-пассажирский.

66.

«Сын», 1875 г.— Я.А. Прозоров.

90

Продан на Волгу до 1880 г.

Буксиро-пассажирский.

67.

«Сын», 1896 г.— Т.Ф. Булычёв.

45

С 1920 г.— в Камском пароходстве.
С 1928 г.— «Будённовец».
С 1929 г. на р. Урал.
С 1947 г.— на консервации.

Грузо-пассажирский.

68.

«Таратин», 1896 г.— А.А. Таратин (самарский купец).

40

С 1911 г.— у Я. П. Малых.
С 1918 г.— «Мартышка».
С 1928 г.— «Ялта». Списан 3.02.1961 г.

Буксирный.
Первым на Вятке освоил в 1953 г. метод толкания (капитан Н.Ф. Третьяков).

69.

«Товарищ», 1894 г.— Т.Ф. Булычёв.

45

С 1902 г.— в ТВВП.
Сгорел 3.05. 1921 г. в Азякуле (р. Белая). Корпус разделан на металл в 1924 г. в Халтуринском затоне (г. Котельнич).

Грузо-пассажирский.

70.

«Три брата», 1904 г.— торговый дом
«Я.Е Небогатикова сыновья».

40

С 1919 г.— «Вятка».
С 1928 г.— «Таганрог».
С 1932 г.— «А.И. Герцен».
Позже — «Герцен». Списан в 1959 г.

Грузо-пассажирский.

71.

«Труженик», 1885 г.— Л.П. Рябинский

40

С 1887 г.— у отставного дьячка А.Е. Шубина.
С 1888 г.— «Константин», позже — у К. Шубина.
В 1898 г. машина переставлена на волжский пароход «Татьяна» В.А. Кузнецова.
С 1903 г.— «Ваня Новиков». Сгорел на Волге у с. Усовка 15.10.1903 г.

Буксиро-пассажирский. Деревянный корпус. Построен в г. Слободс-ком. В 1888 г. перест-роен в буксирный в г. Вятке с заменой корпуса. Машина и котёл Холуницкого завода. В 1893 г. перестроен в г. Вятке в буксиро-пассажирский.

72.

«Флокс»11, 1898 г.— А.И. Бердинских (владелец Шурминского завода).

70

С 1911 г.— у М.И. Аверьянова
(с. Нижний Услон Казанского уезда).
В 1920 г. числился негодным к плаванию.

Буксирный. Деревянный корпус.

73.

«Шубин», 1896 г.— А.Е. Шубин.

 

В 1898 г. продан на Волгу.
С 1900 г.— «Василий».
С 1903 г.— у В.П. Николаева. 29.10.1903 г. сгорел в Чернореченском затоне на р. Оке.

Буксиро-пассажирский. Построен хозспособом в г. Вятке.
С 1898г.— буксирный.

74.

«Яков Тырышкин», 1899 г.— Я.Ф. Тырышкин.

135

С 1902 г.— в ТВВП.
После 1918 г.— на Волге, переименован в «Дредноут».
Списан в 1959 г.

Буксирный. В 1953 г. заходил в р. Вятку, где демонстрировал
преимущества метода толкания (капитан Ф.А. Павлычев).