Судьба купеческого флота
Е.В. Березин
Благодаря неутомимой деятельности вятских судовладельцев, среди которых преобладали купцы, в первом десятилетии XX в. Вятку бороздил многочисленный паровой флот.
Красу и гордость его составляла великолепная семёрка двухэтажных пассажирских пароходов «американского» типа, принадлежавшая акционерному Товариществу Вятско-Волжского пароходства. Кроме того, у той же фирмы насчитывалось 11 одноэтажных пассажирских пароходов и 21 буксир.
Помимо этого пароходства, на Вятке работали менее мощные судоходные предприятия торговых домов «Д.Д. Якимова наследницы» и «Я.Е. Небогатикова сыновья», небольшие пароходства А.И. Бердинских, М.С. и Г.Н. Бушковых, Я.П. Малых и др. Произведённая в феврале 1918 г. национализация купеческого флота объединила суда разных владельцев под одним флагом.
Главный деловой совет национализированного Товарищества Вятско-Волжского пароходства, открывая навигацию 1918 г., уверенно заявил: «Пароходство грузом обеспечено..., располагая 38 пароходами, способно обслуживать нужды края».
Гражданская война нарушила эти планы. В ходе боевых действий речной флот понёс значительные потери. Впрочем, Вятке повезло – здесь сохранился основной состав парового и несамоходного флота, который стал резервом для пополнения пароходств соседних рек.
Первыми в 1922—1926 гг. ушли с Вятки самые лучшие и комфортабельные двухэтажные пассажирские пароходы и наиболее мощные буксиры.
Вместо 18 пассажирских пароходов, осуществлявших перевозки на линии Вятка-Казань накануне Первой мировой войны, в середине 1930-х годов на Вятке оставались только девять, из которых восемь были дореволюционной постройки. Судов явно не хватало, поэтому жители Вятского края долгие годы ездили, помимо пассажирских пароходов, на далеко не комфортабельных баркасах, ведомых буксирными пароходами. Куда же ушли с Вятки представители купеческого флота? Как сложилась их дальнейшая судьба?
Вот что удалось выяснить в ходе длительных поисков. Значительная часть двухэтажных пароходов оказалась в Московском и Московско-Окском пароходствах, обслуживая столицу и города центра России. Этот факт свидетельствует о высоком качестве вятского пассажирского флота, поскольку в центре толк в пароходах знали. Судьба разбросала вятские пароходы по разным рекам.
Двухэтажная «Надежда», сменившая название на «Лейтенант Шмидт», оказалась в Северо-Западном пароходстве. Там пароход перестроили в одноэтажный. «Сотрудник» попал на Северную Двину, где работал под названиями «Труженик» и «Судорабочий».
Мощнейший из вятских буксиров «Яков Тырышкин», переименованный в «Дредноут», прославился на Волге. В 1953 г. он заходил в р. Вятку, где его экипаж демонстрировал преимущества вождения караванов прогрессивным методом толкания.
Непросто оказалось выяснить судьбу купеческого флота. Помогли воспоминания ветеранов-водников, исследователи С.А. Парфёнов (г. Москва) и Н.И. Третников (г. Екатеринбург). Результатом многолетних поисков стала приводимая ниже таблица. Поскольку это первая попытка систематизированного освещения судьбы парового дореволюционного флота, в ней остаются незаполненные графы – задел для будущих исследователей.
Паровой флот вятских судовладельцев 1860—1918 гг.
№ |
Первоначальное название, год постройки, судовладелец |
Мощность |
Последующие переименования, смена судовладельцев. |
Примечания |
1. |
«Александр», 1893 г.— А.Е. Шубин |
60 |
В 1900 г.— владелец К. А. Шубин |
Буксирно-пассажирский. Построен в Вятке. Котел и машина Холуницкого завода. |
2. |
«Александр», 1899 г.— Я.Ф. Тырышкин |
50 |
С 1902 г.— в ТВВП1. |
Товаро-пассажирский. Участник боёв на Вятке и Каме в 1919 г. на стороне красных. |
3. |
«Александров»2, 1868 г.— торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова» |
20 |
С 1898 г. у крестьянина Яранского уезда Г.Н. Кузнецова. |
Буксирный. Построен в Санкт-Петербурге. 9.10.1900 г. сгорел в Казани. Восстановлен в 1901—1902 гг. Последнее упоминание в 1915 г. |
4. |
«Алексей», 1875 г. (по другим данным — 1872 г.) — А.А. Казенин |
70 |
Продан Любимову не позднее 1900 г. Переименован в «Котлас». |
Грузо-пассажирский. |
5. |
«Аркульский затон»3, 1913 г.— торговый дом «Я.Е. Небогатикова сыновья». |
45 |
С 1930 г.— «Ким». Списан в 1964 г. Использовался под причал в Набережных Челнах. |
Грузо-пассажирский. Последний из пассажирских пароходов Вятского речного пароходства. |
6. |
«Астра», 1903 г.— А.И. Бердинских (Шурминский завод). |
60 |
После гражданской войны использовался на Волге. |
Буксирный. Построен в Звенигском затоне. |
7. |
«Бабушка» — торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова» |
604 |
С 1899 г.— у общества «Ока», переименован в «Леда» |
Буксирный |
8. |
«Бельский», 1903 г.— Приобретён ТВВП в 1905 г. |
150 |
В 1903—1904 гг.— у бирских купцов братьев Груздевых. |
Буксирный. |
9. |
«Братья», 1888 г.— И.В. Александров. |
45 |
С 1901 г.— «Братья Александровы». |
Буксирный. |
10. |
«Братья Гаке», 1873 г.— Эдуард Гаке. |
70 |
С 1875 г.— у Т.Ф. Булычёва, переименован в «Потомственный». |
Пассажирский. Построен в Кунгуре. С 1897 г.— буксир. |
11. |
«Ф. Булычёв», 1874 г.— Т. Ф. Булычёв. |
70 |
С 1876 г.— «Филипп». |
Первенец булычевского пассажирского флота. В 1902—1903 гг. перестроен в двухэтажный. |
12. |
«Ф. Булычёв», 1876 г.— Т.Ф. Булычёв. |
90 |
В 1898 г. продан на Северную Двину и переименован в «Пермь». |
Пассажирский. Построен в Бельгии на заводе «Коккериль и К°». Первым из вятских пароходов получил электрическое освещение. |
13. |
«Булычёв», 1896 г.— Т.Ф. Булычёв. |
60 |
Первоначально — «Приемский». |
Двухэтажный пассажирский пароход |
14. |
«Вестовой», 1886 г.— Я.Ф. Тырышкин |
25 |
После 1921 г. передан Камскому пароходству. Списан в 1960 г. |
Буксирный |
15. |
«Владелец», 1877.— Т.Ф. Булычёв. |
40 |
С 1919 г.— «Синодал». |
Буксиро-пассажирский. |
16. |
«Вятка», I860 г.— компания купцов в составе: А.С. Куклина, В.А. Столбова, И.С. Чудиновских. |
50 |
С 1863 г.— в собственности А.С. Куклина. |
Буксирный. Первый вятский пароход. Построен в Нижнем Новгороде. |
17. |
«Вятка», 1905 г.— ТВВП. |
40 |
С 1918 г.— «Лоцман Гвоздев». После 1939 г.— в собственности пароходства «Волготанкер». Списан в 1959 г. |
Буксирный. Построен на заводе Яковлева Нижего-родской губернии |
18. |
«Гражданин», 1863 г.— Ф.Т. Булычёв. |
60 |
Унаследован Т.Ф. Булычёвым. |
Буксирный. |
19. |
«Два Стефана» 5 1857 г.— Волонихин (г. Нолинск). |
45 |
С 1874 г.— «Волонихин» у наследников Волонихина. |
Буксирный. |
20. |
«Двигатель», 1876 г.— Т.Ф. Булычёв. |
120 |
После 1918 г.— на р. Волге. Переименован в «Сибиряк». |
Буксирный. |
21. |
«Дед», 1900 г.— торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова». |
50 |
С 1902 г.— В ТВВП. |
Грузо-пассажирский. |
22. |
«Злобин», 1903 г.— Я.П. Злобин (г. Нолинск). |
60 |
Не позже 1911 г.— «Дедушка» у торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья». |
Буксирный. Построен хозспособом в Медведском затоне. |
23. |
«Иван», 1895 г.— Я.Ф. Тырышкин |
50 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Грузо-пассажирский. |
24. |
«Иловатка», 1879 г.— Т.Ф. Булычёв |
406 |
С 1894 г. у волжского судовладельца Ф.П. Рукавишникова из Балахны. |
Буксиро-пассажирский. С 1894 г.— буксирный. |
25. |
«Иловатский затон», 1896 г.— Т.Ф. Булычёв. |
250 |
В 1898 г. продан обществу «Ока». После 1921 г.— «Алтай». |
Мощнейший из речных буксиров. Корпус построен в Иловатском затоне, механизмы — Сормовским заводом. |
26. |
«Иловатский затон», 1899 г.— Т.Ф. Булычёв. |
17 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Буксиро-пассажирский. Построен в Иловатском затоне. |
27. |
«Истобенец», 1873 г.— И.М. Стойлов (крестьянин Орловского уезда, затем котельничский купец). |
30 |
С 1888 г.— «Миша» у крестьянина Балахнинского уезда А.В. Белоногова. |
Буксирно-пассажирс-кий с деревянным корпусом, который заменён в 1888 г. в Городце. |
28. |
«Коммерсант», 1898 г.— Т.Ф. Булычёв. |
30 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Буксиро-пассажирский Построен в Иловатском затоне. |
29. |
«Конкурент», 1882 г.— Т.Ф. Булычёв. |
110 |
С 1887 г.— «Ламех». |
Корпус и котел построены на заводе Булычёва в Иловатке. |
30. |
«Котельнич», 1907 г.— ТВПП. |
30 |
Списан в 1959 г. |
Буксирный. |
31. |
«Ламех», 1871 г.— Т.Ф. Булычёв. |
60 |
С 1885 г.— «Коммерсант». |
Буксиро-пассажирский. Построен в Сормове на заводе Бенардаки |
32. |
«Ласточка», 1873 г.— Силин (вятский купец). |
15 |
После 1886 г.— у Т.Ф. Булычёва. Продан на Волгу после 1899 г. |
Буксиро-пассажирс-кий. Первый пароход на р. Чепце. Участник Сталинградской битвы. |
33. |
«Лена», 1905 г.— |
|
|
Буксирный. |
34. |
«Лесопромышленник», 1902 г.— М.С. и Г.Н. Бушковы (крестьяне с. Русский Турек). |
55 |
После 1918 г.— на Волге. |
Буксирный. |
35. |
«Лилипут»,— Я.Ф. Тырышкин |
4 |
Продавался в 1907 г. |
Первое на Вятке судно с винтовым движите-лем. Машина — анг-лийского завода «Тангее». |
36. |
«Любимец», 1885 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
50 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Буксиро-пассажирский. С 1902 г.— буксирный. Канонерская лодка красных в 1919 г. |
37. |
«Малютка», 1882 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
10 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Буксирный. |
38. |
«Мелекес», 1896 г.— торговый дом «Я.Е. Небогатикова сыновья». |
35 |
После 1899 г.— «Нолинск». |
Буксирный. |
39. |
«Мелководный», 1892 г.— Т.Ф. Булычёв. |
25 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Буксирный. Канонерская лодка красных в 1919 г. |
40. |
«Митя», 1893 г.— Голомидов. |
12 |
Работал на перевозе в г. Вятке (г. Киров). После 1935 г.— «Кадровик». |
Буксирный. |
41. |
«Михаил», 1875 г.— А.А. Казенин. |
60 |
Позже — «Казенин», «Вятка», «Ольга» Волжско-Камского коммерческого пароходства. |
Буксиро-пассажирский. |
42. |
«Москва», 1900 г.— Т.Ф. Булычёв. |
90 |
В 1926 г. передан в Московское пароходство. |
Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа. |
Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа «Москва»
43. |
«Надежда», 1896 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
50 |
Первоначально — «Владимир». |
Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа. Перестроен в одноэтажный. |
44. |
«Наследник», 1879 г .7— Я.Ф. Тырышкин. |
|
Продан не позднее 1898 г. |
Буксиро-пассажирский. |
45. |
«Наследник», 1897 г.— Т.Ф. Булычёв. |
70 |
С 1928 г.— «Пестель» в Московском пароходстве. |
Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа. |
46. |
«Нелюбин», 1859 г. 8— Евгений Нелюбин (нолинский купец). |
70 |
|
Буксирный |
47. |
«Николай», 1895 г. 9— Т.Ф. Булычёв. |
45 |
После 1918 г.— «Республика». |
Грузо-пассажирский. |
48. |
«Орлов», 1861 г.— компания купцов: И.С. Чудиновских, А.С. Куклин, В.А. Столбов. |
40 |
В 1863 г.— в собственности А.С. Куклина. |
Буксирный. В 1880 г. проходил капитальный ремонт в г. Вятке. |
Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа «Надежда»
49. |
«Орлов», 1900 г.— Т.Ф. Булычёв. |
75 |
После 1919 г.— «Зиновьев», затем «Нариман Нариманов». |
Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа». Построен в Иловатском затоне на р. Вятке. |
49. |
«Орлов», 1900 г.— Т.Ф. Булычёв. |
75 |
После 1919 г.— «Зиновьев», затем «Нариман Нариманов». |
Двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа. Построен в Иловатском затоне на р. Вятке. |
50. |
«Основатель», 1897 г.— Т.Ф. Булычёв. |
45 |
С 1917 г.— «Свёкор». |
Грузо-пассажирский. |
51. |
«Отец», 1875 г.— Я.А. Прозоров. |
90 |
Продан на Волгу до 1880 г. |
Буксиро-пассажирский. |
52. |
«Отец», 1893 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
90 |
С 1902 г.— «Учредитель» в ТВВП. |
Буксиро-пассажирский. С 1902 г.— буксирный. Канонерская лодка красных в 1919 г. |
53. |
«Отец», 1900 г.— торговый дом «Наследники коммерции советника И.В Александрова». |
60 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Грузо-пассажирский. Самый большой и вместительный из вятских пассажирских пароходов в 1950-е гг. |
54. |
«Охотник», 1901 г.— Т.Ф. Булычев |
10 |
С 1902 г.— служебный пароход «Стойкий» Вятского технического участка Камского бассейнового управления пути. Списан в 1959 г. |
«Дачный» пароход — изящная паровая яхта «хозяина» Вятки Т.Ф. Булычёва. |
55. |
«Павел», 1899 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
50 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Грузо-пассажирский. |
56. |
«Передовой», 1896 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
90 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Буксирный. |
57. |
«Перекат», 1881 г.— Т.Ф. Булычёв |
50 |
С 1895 г.— «Гражданин». |
Буксиро-пассажиоский. В 1894—1895 гг. перестроен в первый на Вятке двухэтажный пассажирский пароход «американского» типа. Первенец местного парового судостроения (Иловатский затон). |
58. |
«Пётр Гаке», 1873 г.— Эдуард Гаке (подданный Великобритании). |
70 |
С 1875 г.— «Гражданин» у Т.Ф. Булы-чева. После 1890 г. на р. Волге. |
Первый пассажирский пароход на Вятке. Построен в Кунгуре. |
59. |
«Победоносец», 1887 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
75 |
Первоначально «К.П. Победоносцев». |
Буксирный |
60. |
«Помощник», 1896 г.— Т.Ф. Булычёв. |
45 |
С 1932 г.— «А.П. Чехов». |
Грузо-пассажирский. |
61. |
«Посланник», 1891 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
45 |
С 1932 г.— «Вятская правда», позже — «Кировская правда». Списан в I960 г. |
Буксирный. |
62. |
«Почётный», 1875 г.— Т.Ф. Булычёв. |
70 |
15.07.1886 г. затонул у Суводского бора (наскочил на карчу). Поднят, восстановлен. Выведен из эксплуатации в 1898 г. |
Пассажирский. |
63. |
«Почётный», 1899 г.—Т.Ф. Булычёв. |
30 |
После 1917 г.— «Гибралтар». |
Буксирный. |
64. |
«Сестры»,10 1893 г.— торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова» |
30 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Буксирный. |
65. |
«Сотрудник», 1894 г.— Т.Ф. Булычёв. |
45 |
После 1909 г.— у фирмы «Е.А. Ефимов с сыновьями», переименован во «Владимир». После 1917 г.— «Труженик», «Бурлак», «Судорабочий». |
Грузо-пассажирский. |
66. |
«Сын», 1875 г.— Я.А. Прозоров. |
90 |
Продан на Волгу до 1880 г. |
Буксиро-пассажирский. |
67. |
«Сын», 1896 г.— Т.Ф. Булычёв. |
45 |
С 1920 г.— в Камском пароходстве. |
Грузо-пассажирский. |
68. |
«Таратин», 1896 г.— А.А. Таратин (самарский купец). |
40 |
С 1911 г.— у Я. П. Малых. |
Буксирный. |
69. |
«Товарищ», 1894 г.— Т.Ф. Булычёв. |
45 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Грузо-пассажирский. |
70. |
«Три брата», 1904 г.— торговый дом |
40 |
С 1919 г.— «Вятка». |
Грузо-пассажирский. |
71. |
«Труженик», 1885 г.— Л.П. Рябинский |
40 |
С 1887 г.— у отставного дьячка А.Е. Шубина. |
Буксиро-пассажирский. Деревянный корпус. Построен в г. Слободс-ком. В 1888 г. перест-роен в буксирный в г. Вятке с заменой корпуса. Машина и котёл Холуницкого завода. В 1893 г. перестроен в г. Вятке в буксиро-пассажирский. |
72. |
«Флокс»11, 1898 г.— А.И. Бердинских (владелец Шурминского завода). |
70 |
С 1911 г.— у М.И. Аверьянова |
Буксирный. Деревянный корпус. |
73. |
«Шубин», 1896 г.— А.Е. Шубин. |
|
В 1898 г. продан на Волгу. |
Буксиро-пассажирский. Построен хозспособом в г. Вятке. |
74. |
«Яков Тырышкин», 1899 г.— Я.Ф. Тырышкин. |
135 |
С 1902 г.— в ТВВП. |
Буксирный. В 1953 г. заходил в р. Вятку, где демонстрировал |