Не прижился на Вятке «немец»: судьба пароходства Эдуарда Гакса

Е. В. Березин

Уж так повелось на реках России, что пароходство открывалось буксирным, затем трансформировалось в буксиро-пассажирское и только после этого появлялось пассажирское. Не стало исключением из этого правила и Вятское судоходство.
Известный вятский краевед Н. Н. Блинов (1839–1915) писал в 1914 г.: «По Вятке до 1872 года ходили только буксирные пароходы... Кукарского пароходчика Якимова убеждали пустить хоть один пароход пассажирским; но он уверенно высказал сомнение: "Ну, кто поедет на пароходе?" Без немца дело не обошлось...»1

Таким «немцем» для вятчан стал кунгурский предприниматель и «великобританский подданный» Эдуард Петрович Гакс. В «немцы» он попал в силу стародавней традиции наименования всех без разбора иностранцев, независимо от подлинной национальности.
История первого для нашего края пассажирского пароходства началась с объявления в газете в марте 1873 г.: «Легкий пассажирский, вновь построенный пароход "Петр Гакс" собственно для мелководной реки Вятки, будет совершать правильные рейсы от г. Казани до г. Вятки, останавливаясь на всех попутных пристанях для приема пассажиров и кладей»2. В том же объявлении подчёркивалось, что «пароход будет снабжён буфетом», а для пассажиров первого и второго классов «будут общие каюты».

«Пётр Гакс» пришёл в г. Вятку 28 мая 1873 г.3 В первом рейсе, двигаясь вверх по Вятке, он встретился с буксирным пароходом Т. Ф. Булычёва «Гражданин», следовавшим с баржами вниз, в Казань. Кто мог тогда подумать, что всего через два года булычёвский буксир передаст своё престижное имя «Петру Гаксу», сам превратившись в «Основателя». Вскоре выяснилось, что одного парохода для перевозки пассажиров мало. Поэтому в навигацию того же года Э. П. Гакс использовал старый пароход «Ока»4. Пароходы отходили из Вятки два раза в неделю, по вторникам и пятницам.

Тут же спохватились другие судовладельцы, поставившие на пассажирские перевозки обычные буксирные пароходы, спешно переделанные в пассажирские, но они не выдерживали конкуренции.

В навигацию следующего, 1874 г., Э. П. Гакс пополнил свой флот новым пассажирским пароходом «Братья Гакс», одновременно Т. Ф. Булычёв выставил на линию Вятка — Казань свой первый пассажирский пароход «Филипп Булычёв», построенный на том же заводе Гакса. Публика извещалась, что судовладельцы работают совместно, «расписание общее, такса одна, заведование со стороны владельцев отдельное»5. Гакс продолжал использовать в пассажирской линии «Оку» в навигацию 1874 г.

Совместная работа судовладельцев Булычёва и Гакса, оказавшаяся скрытой формой конкурентной борьбы, продолжалась недолго, пока в разгар навигации 1875 г. не появилось сообщение: «Контора пароходства Т. Ф. Булычева объявляет, что легко-пассажирские пароходы "Петр Гакс" и "Братья Гакс" с 20 сего июня поступили в собственность г. Булычева, а потому пассажирское сообщение между Вяткой и Казанью с этого времени совершается четырьмя пароходами г. Булычева...»6

В предшествовавшие этому событию дни одновременно в Казани и Вятке совершалась церемония передачи пароходов и пристаней. На пароходе «Пётр Гакс» в Казани и на пристани Гакса, также переходящей в собственность нового владельца, спустили гаксовский вымпел, напоминающий по цвету британский флаг, и под приветственные свистки пароходов подняли белый вымпел Булычёва. Аналогичная процедура прошла в Вятке на пристани выше перевоза и на пароходе «Братья Гакс».

В том же году Т. Ф. Булычёв переименовал приобретённые у Э. П. Гакса пароходы: «Петра Гакса» — в «Гражданин», а «Братьев Гакс» — в «Потомственный», хотя оба ещё под прежними именами упоминались в судовых списках за 1877 г.7

При приобретении судов команды не меняли, а командир парохода «Пётр Гакс» Эраст Фёдорович Альберг имел в 1876 г. «за пароходством Булычёва недополученного жалованья 335 руб. серебром 68 копеек»8.

С 1876 г. бывшие гаксовские пароходы в расписании пароходства Булычёва — уже под новыми именами9. Расставив все пассажирские пароходы будущего «хозяина Вятки» в определённой последовательности, получим полное титулование отца судовладельца: «Потомственный», «Почётный», «Гражданин», «Филипп Булычёв».

Столь расчётливое и продуманное наименование лучших представителей булычёвского флота, к тому же объединённых местом постройки (г. Кунгур Пермской губернии), все одного типа и мощности, заметно подняло престиж судовладельца, который благодаря пополнению флота наладил «правильные рейсы» между Казанью и Вяткой 4 раза в неделю10.

Неудача с организацией пассажирского пароходства на р. Вятке стала не только для Эдуарда Гакса, а и для всего семейства Гакс начальным звеном в цепи преследовавших их неудач. С объявления в «Вятских губернских ведомостях» началась известность Гакса в Вятке, объявлением, опубликованным в газете 29 декабря 1879 г., и завершилась: "В Перми в окружном суде: на удовлетворении претензии бельгийского подданного Леонарда Пиркса, двух купцов и одного мещанина 21 февраля 1880 г. будет произведена публичная продажа недвижимости великобританских подданных Эдуарда, Томаса и Альберта Петровых Гакс, состоящего в г. Кунгуре..."11

Далее идёт унылое перечисление владений, в числе которых назван «завод, производивший ежегодно водоходные суда, судовые и другие машины».


Пароход постройки завода Гакса «Филипп» (на снимке слева) отходит от пристани задним ходом


Пароход «Филипп», перестроенный в двухэтажный

Известно, что завод Петра Васильевича Гакса (1823–1870) в г. Кунгуре начал работать в 1859 г. и выпускал новые для того времени двухцилиндровые паровые машины двукратного расширения пара.

Конструкция, соединяющая кривошипы, получила название «скобы Гакса». Последняя в процессе эксплуатации паровой машины иногда ломалась, что приводило к опасным разрушениям цилиндров, а в отдельных случаях шатуном пробивало борт парохода.
После смерти П. В. Гакса управлял заводом его сын Эдуард Петрович. За годы работы завод Гаксов выпустил 125 пароходов для рек Камы, Волги, Вятки, Белой, Уфы, Суры, Оби и Лены. Ассортимент продукции завода дополняли паровые машины и котлы для пароходов, береговые паровые машины, паровые мукомольные машины и водокачки, паровые рудоподъёмники, воздуходувные насосы, железные мосты и кессоны.12

Во всяком случае, принадлежавший семейству Гакс завод в Кунгуре оставил заметный след в отечественном судовом машиностроении.

Выставленный на торги завод был куплен кунгурским купцом-миллионером Г. К. Кузнецовым. Однако попытка возрождения строительства пароходов не увенчалась успехом. Предприятие вновь стало убыточным. Около 1890 г. завод был окончательно закрыт13.

К сожалению, не сохранилось фотоснимков первых вятких пассажирских пароходов Гакса. Есть только фотографии булычёвского «Филиппа» (первоначально назывался «Филипп Булычёв»).

Примечания

1 Блинов Н. Н. Сарапульская старина / Известия Сарапул. земского музея. М., 1914. Вып. 4. С. 159.

2 Объявления // Вятские губернские ведомости (далее ВГВ). 1873. 28 марта (№ 28, ч. неофиц.).

3 Объявления // ВГВ. 1873. 30 мая (№ 43, ч. неофиц.).

4 Объявления// ВГВ. 1873. 20 июня (№ 49, ч. неофиц.).

5 Объявления // ВГВ. 1874. 30 марта (№ 26, ч. неофиц.).

6 Объявления // ВГВ. 1875. 25 июня (№ 51, ч. неофиц.).

7 Данные С. А. Парфёнова (г. Москва).

8 Расчетная жалованья служащих пароходства Булычёва 1876 г. ГАКО. Ф. 200. Оп. 2. Д. 1.

9 Объявления // ВГВ. 1876. 3 апр. (№ 27, ч. неофиц.).

10 Там же.

11 Объявления // ВГВ. 1879. 29 дек. (№ 103/104, ч. неофиц.).

12 Энциклопедия речного транспорта. М, 2011. Т. 1. С. 313.

13 Там же.