Пароходство купцов Александровых

Е. В. Березин

Пароходство купцов Александровых – второе на Вятке по длительности существования (с 1869 г. по 1900 г. – время вхождения в пароходную монополию под фирмой «Булычевъ») и уступает по этому показателю только вятскому пароходству Булычёва (с 1863 г. – года основания – до момента вступления в 1900 г. в ту же пароходную монополию).

В 1869 г. слободской купец Василий Васильевич Александров (1802– 1869) купил в Казани пароход, первоначальное название которого неизвестно, и сделал его «фамильным» – «Александров».

Как сказано в неопубликованном некрологе, В. В. Александров в 1869 г. ездил по делам фирмы в Санкт-Петербург. Возвращаясь обратно, заболел в Казани. 1 августа купался в Святой воде, освящённой крестным ходом в реке Казанке. Болезнь усилилась, не выздоровев от неё, В. В. Александров отправился домой на своём пароходе, 13 августа близ Елабуги скончался. Так на своём пароходе ушёл из жизни первый его владелец.

Построен «Александров» в 1868 г. в Санкт-Петербурге на заводе Ильса и Бутера.

С пароходом были приобретены баржа и две тихвинки. Тихвинки на Вятке использовались впервые. До этого употреблялись исключительно гусяны (несамоходное деревянное речное судно барочной постройки). Тихвинка – плоскодонное судно с корпусом барочного типа, с ложкообразным носом и санной кормой. Палуба располагалась по всей длине до утопленной в корпус избы-казёнки.

По мнению историка судоходства, нашего земляка И. А. Шубина (1868–1937), главным достоинством тихвинок, составляющим большое преимущество перед другими несамоходными судами, является необыкновенная лёгкость на ходу, объясняемая закруглёнными формами их подводной поверхности и значительным подбором носовой и кормовой оконечностей. Он собирал мнение пароходных командиров, которые утверждали, что при буксировке тихвинок требуется не больше 30 % сил, необходимых, при всех одинаковых условиях, на буксировку других несамоходных судов. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку «Александров» был пароходом маломощным.

Тихвинка. Такие несамоходные суда
использовали на Вятке только Александровы

Сын покойного купца Иван Васильевич Александров (1827–1893) подыскал капитана, или, как тогда говорили, командира парохода, слободского мещанина Фёдора Яковлевича Платунова, с которым в январе 1870 г. заключил договор, назначив содержание 600 руб. за навигацию1.

Об устройстве парохода «Александров» прямых свидетельств не нашлось, но, судя по возрасту и месту постройки, паровая машина была с горизонтально расположенными цилиндрами, плавным ходом шатунов и поршней не отличалась. При пуске она наверняка скрежетала и пыхтела. При этом все помещения, располагавшиеся на главной палубе, наполнялись паром противного запаха, что, впрочем, для буксирного парохода было не так уж важно.

«Фамильный» пароход Александровых вряд ли выделялся среди других представителей вятского парового флота. Незначительная мощность – 20 номинальных2 сил, или 80 более привычных для нас лошадиных сил, характеризует его как заурядного представителя буксирного флота. Длина – 29,2 м; ширина с обносами – 6,38 м; осадка – 0,61 м.

29 лет отработал «Александров» у своих хозяев. В 1898 г. старый пароход приобрёл крестьянин Яранского уезда Г. Н. Кузнецов. Ещё через год ветеран купеческого флота получил новое название «Пётр» и новых хозяев – Б. Е. Власова и Пастухова.

9 октября 1900 г. в 2 часа дня во время стоянки в Казани на якоре из-за неосторожного обращения с огнём на «Петре» начался пожар. Его пытался потушить пароход «Верный» казанского купца Никитина, да не смог. Сгорела полностью деревянная надстройка. Из людей никто не пострадал.

В 1901 г. остатки парохода купил И. С. Галанов из с. Нижний Услон (напротив Казани) и зимой 1901–1902 гг. полностью восстановил. Машина была переделана на казанском заводе Свешникова.

С 1902 г. возрождённый пароход назывался «Толя». С 1911 г. – он во владении у Е. Д. Прохорова из Нижнего Услона.

С 1913 г. – «Нормальный».

Последнее упоминание – в 1915 г.

Чуть больше двадцати лет Александров обходился одним пароходом. «Братья» – так назывался второй буксирный пароход Александрова. Он приобретён Иваном Васильевичем Александровым.

Пароход, построенный в Нижнем Новгороде на заводе Курбатова в 1888 г., с постройки назывался «Александр» и собственностью слободского купца стал не сразу, но не позднее 1893 г. – даты его кончины. Затем пароход числился в судовых списках у «наследников Александрова»3.

В 1893 г., когда флот Александровых состоял всего из двух пароходов – «Александров» и «Братья», зарплата плавсоставу начислялась в Слободской конторе. Некоторые документы сохранились. Благодаря им мы знаем, что в экипаже «Братьев» было два лоцмана. Видимо, старший из них – Михаил Филиппович Каюков, получавший 50 руб. в месяц. Другой – Евлампий Алексеев – упомянут без отчества. Оба проявили себя с положительной стороны, ибо заслужили резолюцию: «Можно принять на будущую навигацию»4.

Некоторое время пароход именовался «Братья Александровы» торгового дома П. И. Александрова5. Мощность буксира оценивалась в 45 номинальных сил (180 лошадиных), масса принимаемого на борт груза – 3500 пудов, буксируемого – 60 000 пудов6. Длина железного корпуса – 53,25 м; ширина – 6,84 м, высота борта – 2,66 м. Стоимость буксира с такелажем составляла 41 431 руб. 29 коп.7

В навигацию 1905 г. «Братья» – среди 5 пароходов, обслуживающих срочно-буксирную линию от Вятки до Москвы8.

22 марта 1928 г. пароход был переименован в «Кочегар», к тому времени он уже покинул Вятку. Через 10 лет переведён на Северную Двину, где списан после 1956 г.

В 1897 г. флот торгового дома «коммерции советника И. В. Александрова наследники» пополнился новым буксирным пароходом «Бабушка», построенном на заводе Соловьёва в Елабуге. Длина – 40,43 м; ширина – 4,62 м; осадка – 0,46 м. Мощность – 120 лошадиных сил.

Осенью 1898 г. р. Вятка замёрзла раньше обычного. Немало пароходов с грузом вынуждены были зимовать там, где они вмёрзли в лёд. Среди них оказался пароход «Бабушка». Ледостав застал «Бабушку» у с. Сорвижи Котельничского уезда. Здесь, в пяти вёрстах ниже села, пароход вынужден был оставить в устье речки Кишкиль две гусяны с грузом в 300 бочек пива, а сам «лёгким» попытался форсировать ледовую перемычку, но ушёл недалеко – только до д. Решетовской (ниже с. Василькова). Как и на гусянах, на вмёрзшем в лёд буксире остался груз пива в бочках9.

В 1899 г. пароход продан обществу «Ока» и получил новое название «Леда». Дальнейшая служба парохода проходила на Волге. Списан и сдан на слом 9 августа 1928 г.

Случилось так, что «Бабушка» только промелькнула, едва отметившись в истории местного судоходства. Короток оказался её срок службы на Вятке.

В 1898 г. в списке флота братьев Александровых появился пароход «Сёстры». В «Списке паровых судов Волжского бассейна» за 1900 г. его первоначальным наименованием значится «Таратин»10. Мощность буксира невелика и типична для александровского флота – 120 лошадиных сил. Длина железного корпуса – 36,3 м, ширина – 7,22 м, высота бортов – 2,66 м. Стоимость с такелажем – 22 101 руб. 67 коп.11

После национализации купеческого флота в 1918 г. пароход получил новое название «Свобода». В навигацию 1918 г. как вооружённый пароход красной Вольской военной флотилии, участвовал в боях с белыми. Дальнейшая судьба неизвестна.

Затем следуют два однотипных грузо-пассажирских парохода «Отец» и «Дед». Их объединяет не только место и время постройки (завод Любимова в Перми, 1900), но и общность эксплуатационных характеристик: длина – 53,2 м; ширина – 6,99 м; осадка – 0,76 м; мощность – 200 лошадиных сил.

«Отец» в 1931 г. переименован в «Г. В. Плеханов». Прославился тем, что весной 1954 г. одним из первых поднят через шлюз Камского гидроузла. 20 июня 1963 г. сдан на слом.

«Дед» стал в 1932 г. «Ф. Энгельсом», так же, как и «Плеханов», долго работал на Вятке. Сдан на слом в 1964 г.

В 1900 г. пароходства Т. Ф. Булычёва, Я. Ф. Тырышкина и Александровых объединились для совместной работы под фирмой «Булычевъ», через два года преобразованной в акционерное Товарищество Вятско-Волжского пароходства.

На бортовом обносе парохода Александровых «Отец»

«Дед» – один из лучших пароходов Александровых, с 1932 г. – «Ф. Энгельс»

Судя по «Воспоминаниям старожила» П. И. Клепикова, инициатором создания выступил молодой виноторговец Пётр Иванович Александров, который «…предложил вятским пароходчикам Булычёву и Тырышкину составить союз, в противном случае он цену понизит. Имея в виду, что Александров будет большой конкурент, согласились на это предложение, союз состоялся…»12

Точнее, П. И. Александров лишь нарушил хрупкое равновесие между традиционно соперничавшими двумя ведущими вятскими пароходствами Булычёва (20 паровых судов) и Тырышкина (12 пароходов).

Сам же Александров, располагая на момент объединения малочисленным флотом из четырёх паровых судов («Братья», «Сёстры», «Отец», «Дед»), не мог претендовать на ведущую роль в вятском судоходстве. Умный и наблюдательный слободской купец сделал правильный вывод – время судовладельцев-одиночек прошло. Наступила пора концентрации судовладельческого капитала. Пароходная монополия просуществовала на Вятке немногим меньше 18 лет и прекратила своё существование в феврале 1918 г. – даты национализации купеческого флота.

Примечания

1 Книга актовая Слободского городового маклера // ГАКО. Ф. 862. Оп. 1. Д. 1286.
2 Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1899 год. Вятка, 1898. С. 73.
3 Там же.
4 Книга на выдачу зарплаты служащим парохода «Братья» …на навигацию 1893 г. // ГАКО. Ф. 530. Оп. 1. Д. 82.
5 Такое название зарегистрировано в сборнике Министерства путей сообщения за 1901 г. В аналогичном издании 1904 г. пароход числился под прежним именем «Братья».
6 Путеводитель 1914 г. Товарищества Вятско-Волжского пароходства. Слободской, 1914.
7 Первый годичный отчет Товарищества Вятско-Волжского пароходства за 1903 год // ГАКО. Ф. 201. Оп. 2. Д. 8.
8 Телеграммы Главной Конторы пароходства Т. Ф. Булычева // ГАКО. Ф. 200. Оп. 1. Д. 125.
9 Вести из уездов // ВГВ. 1898. 31 окт. (№ 86). С. 6. Это единственное упоминание «Бабушки» в печати, встретившееся автору.
10 В 1896 г. самарский купец А. А. Таратин построил другой пароход, названый в честь владельца «Таратин».
11 Первый годичный отчет Товарищества Вятско-Волжского пароходства за 1903 год.
12 Клепиков К. И. Воспоминания старожила // Приложение к газете «Вятские губернские ведомости». 1901. 8 февр. (№ 17).