Автор перепутал берега

В. А. Ветлужских

Козак, Д. Уржум: два берега жизни [Текст] / Д. Козак. – Йошкар-Ола, 2014. – 478 с., [12] л. ил.

Вятский краевед Д. Казаков выложил на своем сайте «Вятка. Православное прошлое» предисловие к будущей или уже состоявшейся книге, назвав эту публикацию «Уржум. Предисловие к новой книге»1. Речь идёт о его книге «Уржум: два берега жизни». Я поначалу даже и обрадовался. Ещё одно краеведческое исследование истории нашей Уржумской земли!..

Но стал читать и испугался. Немного зная историю города и района, я поразился небрежности «уржумского летописца» Д. Казакова. А впервые решивший узнать что-либо из истории земли Уржумской читатель может доверчиво принять на веру всё, что выдал автор.

С первых же строк предисловия встречаются ляпы. К примеру, для чего-то Д. Казаков переместил город Уржум на противоположный берег реки Уржумки. Вот его текст, вернее первые строки его творения «Уржум – небольшой старинный городок на юге Кировской области, расположенный на правом берегу речки Уржумки». С чего бы это на правом-то? Уржум всё время, ещё с основания крепости был на левом берегу реки Уржумки.

Далее автор выдаёт еще более изумительный перл. «В незапамятные времена на берегу её стояла неприступная марийская крепость. Величаво возвышались над зеркальными водами ещё безымянной речки её бревенчатые стены. За стенами крепости находился илем – столица маленького марийского княжества...» Что уж так безымянной-то? Столица княжества обустроена (Д. Казаковым), возведена крепость, а речка всё безымянная? Чего думали-ждали основатели крепости? Совета специалистов по гидронимике или же команды Д. Казакова?

Правда, далее эту загадку сам Казаков и разрешает, описывая противостояние русских первооткрывателей края и коренных жителей – марийцев. Здесь он пересказывает мою публикацию о том, что марийцы во время одного из языческих молений (меркумалтыш) в Уржуме были жестоко истреблены… «Чистые воды речки, омывавшей берег, на котором стояла крепость, окрасились в красный цвет от множества пролитой крови; так её и назвали – Вурзым, что значит “кровавая речка”. Обезлюдела старинная крепость, но её местоположение пришлось по душе русским ратникам, и на месте былого городка ими была построена по царскому указу собственная крепость»… Вот, оказывается, чего ждали-терпели основатели марийского племенного городка. Это уж вовсе ни в какие ворота не лезет. Позволю себе, забегая вперёд, указать отрезок ожидания с названием реки. Он чётко обозначен Д. Казаковым… «Княжеству Уржумскому было неисчислимое количество лет».

А уж сентенция об илеме – столице маленького марийского княжества – совсем притянута за уши. Но читаем далее. «Уржумский князь, как все остальные уржумские и малмыжские князья, имел вассальную зависимость от своего главного князя, последним из которых был легендарный Болтуш, резиденция которого находилась на территории нынешнего Малмыжского района».

Так и хочется обратиться к Дмитрию Николаевичу с вопросом: «Читал ли ты, уважаемый, хоть что-нибудь из источников по истории заселения юга Вятки?» Согласен, летописных источников мало, а то и вовсе нет, но есть множество легенд, где можно найти крупицы сведений по этой теме, то есть по размерам княжества, по описанию самого «илема». Вот, к примеру, как в легендах уржумских мари, в далёком прошлом переселившихся в уфимские пределы, обозначена структура владений уржумского князя Лаймара2, считавшего себя владыкой девяти городов: «Уржума, Шанги, Юри, Угермана, Кокшана, Арды, Нёли, Кукарки, Малмаша»3. Легенда есть легенда, явное преувеличение могущества уржумского князя здесь налицо (Угарман – Нижний Новгород – новая крепость). Но, тем не менее, хотя бы иметь это в виду, чтобы не путать известных легендарных марийских князей. Тогда бы и не было «вассальной зависимости» уржумского князя от малмыжского Болтуша.

Далее автор предисловия снова решил блеснуть своими познаниями истории Уржумской земли, истории легендарной… «Княжеству Уржумскому было неисчислимое ко личество лет, а, может, и столетий. Марийцы пришли на эти земли в стародавние времена, столкнувшись с обитавшими здесь до них народами чуди и вотяков (удмуртов), и в жестоком противостоянии с ними на многие века закрепили за собой эти плодородные земли. Как гласит предание, после ожесточённой последней сечи уржумские вотяки во главе с князем Ядыгаром навсегда покинули этот край, уйдя за реку Вятку».

Читаешь и невольно представляешь череду лет, столетий, чуть ли не с эпохи бронзы. О каком неисчислимом количестве лет может идти речь? Если взять во внимание памятники археологии земли Уржумской и летописные источники, опираясь на легенды уржумских мари, можно уложить все события, описываемые Д. Казаковым, в 200– 300 лет.

Ну, а насчёт удмуртского князя Ядыгара Д. Казаков «попал в точку». В легендах уржумских мари есть чёткие указание на удмуртского князя Кюльмезя, который владел землями невдалеке от Уржума до прихода на них марийцев. Есть и указания на исход удмуртов с Уржумской земли за Вятку. Даже указано место «Вотяцкий перевоз» невдалеке от деревни Кизерь4.

Не могу удержаться, чтобы не попенять автору и указать ещё раз на небрежность в исследовании далёкого прошлого Уржумской земли. Вот что утверждает Д. Казаков: «Вятские мари сохранили в памяти своего народа предания о своих древних князьях, когда-то управлявших своим народом из этих городков – илемов. Согласно им, последними марийскими князьями на “луговой стороне” были Казимир, Темир, Атулай и Адай. В Уржумской земле правили князья Акмазик и Шурмари».

Ну, с Казимиром понятно. А вот на Уржумской земле мы знаем только пока одного князя – Лаймара. А названные Д. Казаковым Шурмари и Акмазик правили шурминскими марийцами, причём в разные исторические отрезки. Добавлю также, что князю шурминскому Тюкан Шуру (Шурмари) подчинялись более десятка князей низшего ранга, среди них: Чумблат, Эшполдо, Мамаш, Петиган, Янгелде, Олдыган, Азьмат, Актыган, Актыгаш, Токман, Танай, Танатар, Талмек, Штрек, Долгоза, Пакшай, Ямблат, Абла и другие5.

Пересказывать все перлы Д. Казакова можно бесконечно. Остановлюсь ещё на одном. Говоря о дореволюционной истории города Уржума, он решил поведать о городе как о месте ссылки… «Сюда ссылали неблагонадёжных к царю граждан, которые и здесь начинали мутить местную жизнь, пудрить мозги наивной провинциальной молодёжи и местным интеллигентам, а с ними, в отличие от позднего советского времени, обращались несравненно мягко, царское правительство даже выплачивало им компенсацию за содержание и – не дай Боже! – утрудить господ-революционеров непосильной работой. Самыми известными уржумскими ссыльными были Мавромати, Маслоковец, Брюханов, впоследствии ставшие первыми людьми в советском государстве».

Я не берусь редактировать вольность оценок Д. Н. Казакова, скажу лишь о персоналиях упомянутых им. Уржумский ссыльный грек С. Д. Мавромати и камышловский мещанин П. Н. Мавромати (отец Б. П. Мавромати – основателя Всероссийского общества слепых) – это два разных человека, однофамильцы. Уржумский ссыльный П. П. Брюханов и нарком продовольствия Н. П. Брюханов – братья, но, если первый Брюханов – Пётр Павлович – отбывал ссылку в Уржуме, то нарком Николай Павлович Брюханов в нашем городе даже не был ни разу. Ну, а Пётр Петрович Маслоковец, учёный, профессор-микробиолог, действительно, отбывал ссылку в Уржуме (1897–1900), но первым человеком в советском государстве не был. И здесь автор вольно оперирует поисковиком Интернета, ориентируясь лишь на известные ему по публикациям уржумских краеведов фамилии, не утруждая себя дальнейшими разысканиями.

Автор, кстати активно издающий свои труды в последние годы, не лишён амбиций. В завершении предисловия он даёт оценку своей книги об Уржумском уезде «В целом описание истории уезда с двух берегов жизни, светского и духовного, делает содержание этой книги необычным и наиболее полным, с точки зрения исторического исследования». Я бы здесь всё же поостерёгся характеризовать эту работу Д. Казакова как наиболее полное историческое исследование. Краеведческая публикация – может быть, и да. И ещё автор характеризует свой труд как необычный. Это уж точно. Вот, если этот труд был бы ещё и достоверным!..

Примечания

1 URL: http://urzhum-uezd.ortox. ru/glavnejjshie_sobytija_v_istorii_ urzhumskogo _ uezda / view /id/1177628/
2 Иликаев А. С. Мифы народов Башкирии. Боги и герои. Уфа, 2012. 221 с.
3 Там же. С. 178.
4 Марий калык ойпого = Марийский фольклор: мифы, легенды и предания / сост. В. А. Акцорин. Йошкар-Ола, 1991. 288 с. Гл. Как образовались курганы.
5 Там же. Гл. Переселение марийцев.