Главная > Выпуск №26 > Памяти дирижёра В. А. Раевского

Памяти дирижёра В. А. Раевского

Т. А. Скурихина

Душа дирижера должна быть зеркалом, в котором музыка
отражается так же, как природа во взоре художника.
Шарль Мюнш

Музыкальную культуру любого провинциального российского города невозможно представить себе без участия музыкантов-просветителей. Являясь зачастую настоящими энтузиастами, они все свои силы и весь свой талант отдают любимому делу. Именно такой личностью был художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Вятской филармонии, заслуженный артист Российской Федерации Валерий Александрович Раевский. Человек высокой культуры, огромного обаяния, неиссякаемой энергии, В. А. Раевский стал одной из самых ярких и значительных фигур в музыкальной жизни города Кирова.

Профессия дирижёра необычайно сложна и интересна. Всемирно известный французский дирижёр Шарль Мюнш в своей книге написал: «В самом термине chef d’orchestre есть оттенок приказа; но не так важно передать его словом, как суметь его выразить – жестом, позой, подлинной телепатией, лучеиспусканием, мягким и неотразимым. Стоя там, на эстраде, и отмеривая первые такты симфонии Шумана или Бетховена, вы становитесь мишенью для тысячи взглядов, вы – очаг, из которого каждый черпает свет и тепло. В это мгновенье вся мудрость музыкальной науки, какую вы можете аккумулировать, не представляет ни малейшего интереса; от вас требуют только жизни, биения вашего сердца, вибрации вашей души, мелодии вашего чувства»1. Это биение, эту вибрацию ощущает каждый музыкант большого коллектива, каждый слушатель в зрительном зале. За годы работы В. А. Раевского симфонический оркестр под его управлением стал одним из любимых музыкальных коллективов, неизменно собирающих на свои выступления полные концертные залы слушателей. Публика приходила не только насладиться любимыми музыкальными произведениями, но и услышать великолепное вступительное слово перед концертом, полное интересных фактов и свидетельств о музыке и музыкантах. Являясь одним из самых авторитетных музыкантов нашего города, В. А. Раевский много сделал для развития музыкальной культуры Вятского края.

Валерий Александрович Раевский

Жизнь любого дирижёра неразрывно связана с жизнью музыкального коллектива, которым он руководит. Сегодня трудно себе представить, какой огромный путь проделал симфонический оркестр под руководством В. А. Раевского: от любительского коллектива – до профессионального филармонического оркестра со своим репертуаром и своими вполне сложившимися традициями. В его репертуаре – более двухсот концертных программ, включающих в себя произведения русской и зарубежной музыкальной классики, а также музыка XX–XXI вв., в том числе сочинения А. Петрова, В. Казенина, О. Моралёва, В. Бибергана, Э. Фертельмейстера. С оркестром выступали такие выдающиеся музыканты, как Е. Мечетина, А. Чернов, А. Ведерников, А. Тростянский, государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова и многие другие известные солисты и музыкальные коллективы.

На страницах газет и в многочисленных телевизионных интервью В. А. Раевский не раз говорил о том, что огромную роль в его жизни играл случай. Уроженец деревни Княгинькино Емельяновского района Калининской (ныне Тверской) области, он провёл свои детские годы в Костроме, где и началось приобщение к великому миру музыки.

Музыка – это проявление
божественного.
В. А. Раевский

«В музыку я пришёл случайно и поздно, когда мне было уже девятнадцать лет. У меня не было за плечами музыкальной школы, я просто играл по слуху на барабанах в духовых и эстрадных оркестрах. К музыке меня тянуло всё время, я любил заниматься ею, но у меня даже не было возможности купить инструмент – жили очень бедно. Мои родители погибли в войну, и меня воспитывала одна бабушка. Но судьба мне улыбнулась, и в Костроме, где я жил, в 1957 г. открылось музыкальное училище, куда в первый приём брали людей без музыкального образования, только с музыкальными данными, во всяком случае, на дирижёрско-хоровое отделение».

Так начиналась творческая биография музыканта. После окончания училища были годы учёбы в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где вместе с ним учились замечательный пианист Николай Петров, фаготист Валерий Попов, эстрадный композитор Алексей Мажуков, который, как отмечал позднее В. А. Раевский, во многом помогал ему. После службы в армии в образцовом оркестре Военно-Морского Флота молодой музыкант поступил в Ленинградскую консерваторию (ныне – Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), которую окончил по двум специальностям: «симфоническое дирижирование» и «теория музыки». Самой большой удачей в своей жизни он считал годы учёбы в классе замечательного преподавателя и дирижера, профессора Ленинградской консерватории Ильи Александровича Мусина. Автор многочисленных трудов о технике дирижирования и воспитании дирижёра, этот выдающийся музыкант подготовил целую плеяду симфонических дирижёров, среди которых – В. Чернушенко, Ю. Темирканов, В. Синайский, В. Гергиев, А. Чистяков и многие другие, составившие славу российской музыкальной культуры. В. А. Раевский не раз вспоминал слова своего учителя о том, что «дирижёр должен любить ту музыку, которую он дирижирует, независимо от того, нравится она ему или нет. Он обязан сделать так, чтобы оркестр поверил: дирижёр этой музыкой увлечён».

После окончания учебы В. А. Раевский был приглашён на работу в качестве ассистента главного дирижёра Ярославского симфонического оркестра. Там началась его профессиональная деятельность. В память о работе с этим коллективом в архиве дирижёра осталась фотография с дарственной надписью Мстислава Ростроповича, который несколько раз приезжал в Киров с Ярославским симфоническим оркестром. Затем молодой музыкант работал с оркестром Костромы, а с 1974 г. был принят на работу в театр оперы и балета им. М. И. Глинки города Челябинска. Вскоре его направили на стажировку в Австрию, где в течение года он совершенствовал своё профессиональное мастерство в Высшей музыкальной академии. По возвращении в Челябинск В. А. Раевский был назначен главным дирижёром театра, где с огромным успехом прошли его постановки опер «Хованщина» М. Мусоргского и «Пиковая дама» П. Чайковского.

В 1980 г. В. А. Раевский начал свою работу в качестве главного дирижёра Чечено-Ингушской филармонии в г. Грозном. В этот период он активно гастролировал по стране, давая концерты с разными симфоническими оркестрами, в том числе в Большом зале Московской консерватории с оркестром В. Дударовой и Большом зале Ленинградской филармонии с оркестром Ю. Темирканова. С симфоническим оркестром под управлением Валерия Раевского выступали музыканты с мировым именем, такие, как пианисты Александр Слободяник, Михаил Воскресенский, скрипач Эдуард Грач, виолончелист Валентин Фейгин и многие другие. В 1982 г. за большие заслуги в развитии культуры В. А. Раевскому присваивается почётное звание «Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР».

Начавшаяся война в Чечено-Ингушетии заставила музыканта покинуть Грозный. С 1992 по 1994 гг. дирижёр работал в Бурятском театре оперы и балета. Здесь, благодаря его усилиям, на сцену были возвращены многие известные оперы. А следующим этапом в жизни музыканта стал Киров.

В Вятке присутствует
какая-то особая тяга
к музыкальной классике.
В. А. Раевский

В наш город В. А. Раевский приехал в 1994 г. по приглашению директора Кировского училища искусств, заслуженного работника культуры РФ Владимира Григорьевича Боева. Как рассказывал сам дирижёр, других предложений о работе у него в тот момент не было. В. Г. Боев встретил Валерия Александровича на вокзале города Кирова, куда он приехал вместе со своей супругой Маргаритой Дмитриевной. С этого дня началось тесное профессиональное и дружеское общение В. Г. Боева и В. А. Раевского, которое продолжалось долгие годы. Всё это время музыкант совмещал свою дирижёрскую деятельность с работой преподавателя Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина по классу дирижирования.

«Когда я приехал в Киров, то увидел, что музыканты любительского оркестра здесь ничуть не хуже тех, с которыми я работал в оркестрах других городов. Просто они денег за свою работу не получали. Единственное, что меня поначалу не удовлетворяло, – репетировали мы всего один раз в неделю», – вспоминал дирижёр в одном из своих интервью. Музыканты приняли нового дирижёра очень хорошо, почувствовав в нём настоящего профессионала, требовательного и знающего своё дело. Уже первые концерты симфонического оркестра под управлением В. А. Раевского открыли вятской публике новый потенциал коллектива. Постепенно количество репетиций достигло двух, а затем и трёх раз в неделю. За короткий срок оркестр подготовил несколько концертных программ, требующих от музыкантов профессионализма и серьёзной работы.

Постепенно оркестр стал выходить за рамки обычного самодеятельного коллектива – работа В. А. Раевского совершенно изменила его облик. Если раньше в течение года созревала лишь одна концертная программа, которая в конце сезона выносилась на суд публики, то теперь оркестр работал уже практически в профессиональном режиме, показывая каждый месяц одну или несколько премьер. В исполнении оркестра прозвучали кантаты и концерты И. С. Баха, фортепианные концерты Э. Грига и С. Рахманинова, симфонии Й. Гайдна и В. А. Моцарта. В концертном зале училища искусств состоялась премьера кантаты П. И. Чайковского «Москва». Но самым грандиозным событием этого периода стало концертное исполнение оперы С. В. Рахманинова «Алеко», с участием солистов московских театров, среди которых почётное место занял наш земляк – народный артист СССР Александр Ведерников.

Через четыре года, в 1998 г., благодаря настойчивости дирижёра оркестр получил новый статус: он стал городским симфоническим оркестром управления культуры администрации города Кирова. Вятские слушатели с огромным интересом следили за профессиональным ростом симфонического коллектива, репертуар которого постепенно пополнялся сложнейшими произведениями. Из наиболее запомнившихся сочинений можно назвать «Прощальную» симфонию Гайдна, Первую симфонию и увертюры «Эгмонт» и «Кориолан» Бетховена, Четвёртую симфонию, скрипичный концерт и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Чайковского, концерт Мендельсона для скрипки с оркестром, второй и третий концерты Рахманинова для фортепьяно с оркестром. К юбилею Пушкина в концертном исполнении прозвучала опера Чайковского «Евгений Онегин», затем – опера Верди «Травиата», оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери». В дни зимних школьных каникул кировчане увидели постановки балетов Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

Большое внимание оркестр уделял воспитанию подрастающего поколения. С этой целью был организован специальный воскресный детский абонемент, в рамках которого звучала популярная классическая музыка. Кроме того, В. А. Раевский создал детский симфонический оркестр, в котором играли лучшие учащиеся детских музыкальных школ города Кирова. За время существования этого уникального коллектива, аналога которому не было в тот момент даже в столичных городах, оркестр подготовил и представил на суд публики целый ряд концертных программ, исполнив фрагменты из балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», антракты из оперы Ж. Бизе «Кармен», «Славянские танцы» А. Дворжака, «Венгерские танцы» Й. Брамса. В 1997 г., после приезда в Киров Берлинского молодёжного оркестра, детский симфонический оркестр побывал с ответным визитом в Берлине.

Огромным событием в музыкальной жизни города стал приезд в Киров Государственного академического русского хора им. А. В. Свешникова, который в апреле 1999 года дал два концерта в Доме культуры шинного завода. Инициатором приезда этого коллектива стал В. А. Раевский. В один из своих визитов в Москву он познакомился с руководителем этого прославленного коллектива, который, к тому же, оказался его однофамильцем. Первый концерт хора, названный исполнителями «Пушкинский венок», включал в себя страницы русской музыки: обработки русских народных песен, произведения русских и советских композиторов на стихи А. С. Пушкина. Хор и его руководитель – народный артист России, профессор И. И. Раевский продемонстрировали высочайшее исполнительское мастерство, богатство тембровых и динамических красок.

Но главное было впереди.

29 апреля состоялось исполнение знаменитого «Реквиема» Д. Верди с участием хора им. А. В. Свешникова, солистов Московской филармонии и Вятского симфонического оркестра под управлением Валерия Раевского. «Реквием» Верди – необычайно сложное и масштабное сочинение, требующее для своей реализации высокого профессионального мастерства и огромных исполнительских сил. Интерес к этому сочинению подогревался и тем фактом, что в нашем городе оно никогда не звучало. Работа над «Реквиемом» стала серьёзным испытанием для оркестра, но тщательная, упорная работа дирижёра, а также блестящий состав солистов и высокопрофессиональный хор сделали своё дело. Успех «Реквиема» был ошеломляющим, публика долго аплодировала исполнителям стоя. Московские музыканты потом долго говорили о том, что никак не ожидали обнаружить такой исполнительский уровень у провинциального оркестра, а И. И. Раевский заверил, что уровень этого концерта вполне можно сравнивать с концертами, которые проходят в Большом зале Московской консерватории.

Одним из наиболее значительных событий этого периода стал приезд в г. Киров выдающегося дирижёра, основателя московского театра «Новая опера» Евгения Колобова, с которым В. А. Раевский познакомился в Москве. Уроженец Уржумского района Кировской области, Е. Колобов выразил огромное желание приехать в Киров и продирижировать концертной программой с Вятским симфоническим оркестром. Концерт состоялся в июне 1999 г. в здании Театра на Спасской. Концерт был посвящён пушкинским дням: в программе прозвучали романсы русских композиторов на стихи А. С. Пушкина в исполнении солистов театра «Новая опера» Г. Бадиковской (сопрано) и А. Бреуса (баритон). Во втором отделении концерта Е. Колобов представил слушателям фрагменты раннего варианта оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» с участием солистов, оркестра и хора Кировского училища искусств (руководитель – Н. Толстенко). Молодые певцы продемонстрировали высокую исполнительскую культуру и прекрасное ощущение ансамбля, а также глубокое понимание внутреннего мира героев. Работа Е. Колобова внесла новые краски в звучание оркестра. Вечер с участием выдающегося дирижёра надолго остался в памяти, как участников концерта, так и вятской публики.

2002 г. стал началом ещё одного нового проекта Вятского симфонического оркестра и его руководителя – фестиваля классической музыки «Русские в Европе». По словам дирижёра, «главное, что позволило задумать и осуществить такой праздник, – заметно выросший уровень Вятского симфонического оркестра». Кроме того, к этому времени укрепились творческие связи коллектива с гастрольным отделом Московской государственной академической филармонии имени П. И. Чайковского. В этом же году Киров был объявлен культурной столицей Приволжского федерального округа. Открывшийся в День европейской культуры Первый фестиваль «Русские в Европе» собрал в Кирове целое созвездие замечательных российских музыкантов. В концертах Вятского симфонического оркестра приняли участие лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов В. Игошина (фортепиано), А. Лундин (скрипка). М. Рубинштейн (флейта), Н. Яхонт (арфа), Д. Коган (скрипка), И. Фёдоров (кларнет), певцы И. Чистякова и Г. Осипов. Фестиваль «Русские в Европе – 2» в 2003 г. украсили своими выступлениями пианист Р. Урасин, скрипачи Н. Гусь и Г. Муржа, певица Л. Шарнина и уже полюбившийся кировчанам кларнетист И. Фёдоров.

Концерты фестиваля вызвали широкий общественный резонанс.

Они проходили при переполненных концертных залах, собирая многочисленную публику. Из событий того же сезона, проходивших в рамках программы «Киров – культурная столица-2002», хочется отметить совместное выступление Вятского симфонического оркестра и профессора Российской академии им. Гнесиных, народного артиста России В. П. Круглова. В программе прозвучали концерты А. Вивальди для мандолины и струнного оркестра, а также «Реквием» современного японского композитора Я. Увахары для мандолины и компьютера. Несмотря на сложную музыкальную стилистику, «Реквием» вызвал у слушателей горячий эмоциональный отклик благодаря прекрасному, выразительному исполнению.

Постепенно оркестр накапливал репертуар, радуя кировчан новыми премьерами. Здесь и концертное исполнение оперы Д. Пуччини «Тоска», оперы С. В. Рахманинова «Франческа да Римини» с участием солистов Московской филармонии и смешанного хора Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина (руководитель – заслуженный работник культуры РФ Н. А. Толстенко); это исполнение «Реквиема» В. А. Моцарта совместно с муниципальным хором г. Глазова. На протяжении всей своей творческой деятельности В. А. Раевский уделял большое внимание эстетическому воспитанию молодёжи. Его абонементные лекции-концерты знакомят юных слушателей с лучшими образцами русской и зарубежной музыки. А как вдохновенно звучали со сцены вступительные беседы к концертам и стихи в исполнении дирижёра!

Концерт, посвящённый 75-летию Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина;
дирижёр В. Раевский, солисты Т. Скурихина и А. Герасимов

Первого сентября 2008 г. Вятский симфонический оркестр открыл очередной концертный сезон в новом статусе: оркестра Вятской филармонии. И уже здесь, на этой сцене прозвучали опера Р. Леонкавалло «Паяцы» и опера М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», Четвёртая симфония Г. Малера и Пятая симфония П. Чайковского, концерт для фортепиано с оркестром председателя Союза композиторов РФ В. Казенина, а также «Рождественская оратория» Владыки Иллариона с участием хора музыкального училища при Московской консерватории (руководитель – заслуженный артист РФ Л. Павлов). Исполнением «Рождественской оратории» дирижировал начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил РФ, заслуженный деятель искусств РФ, генерал-майор В. Халилов.

На протяжении двух последних десятилетий оркестр стал непременным участником самых значительных общественных и культурных событий г. Кирова. Деятельность заслуженного артиста РФ Валерия Александровича Раевского была отмечена наградами: почётным знаком «За заслуги перед городом», занесением в 2006 г. в энциклопедию «Лучшие люди России» и награждением памятной медалью, в 2008 г. – Почётной грамотой Правительства Кировской области и Почётной грамотой департамента культуры и искусства Кировской области.

Вся жизнь дирижёра –
это постоянно выдерживаемый конкурс.
В. А. Раевский

Профессия дирижёра требует широкой эрудиции, глубоких профессиональных знаний, умения общаться с музыкантами оркестра и, в определённой степени, подчинять и направлять их действия в соответствии с художественным замыслом. «Музыка, которая лежит в партитуре, оживает только тогда, когда звучит, – говорил маэстро. – Я стараюсь убедить своих музыкантов в том, что произведение надо играть именно так, а не иначе». Он приходил на репетиции, располагая тщательно продуманным исполнительским замыслом музыкального произведения. Там всегда царила атмосфера строгой сосредоточенности. Сложность и, вместе с тем, ясность художественной задачи, объединяющее дирижёра и оркестр, глубокое взаимоуважение музыкантов всегда были основой совместной работы коллектива и его руководителя. Кроме того, значительную роль в успешном профессиональном общении играли высокий профессионализм и огромное личное обаяние дирижёра. Эти качества не раз отмечали все те замечательные музыканты, которые выступали с Вятским симфоническим оркестром.

В. А. Раевский подчёркивал, что независимо от собственных симпатий дирижёр должен воспринимать спектр всех музыкальных стилей и направлений. Об этом говорит репертуар симфонического оркестра, в котором есть произведения различных эпох и музыкальных направлений: от композиторов эпохи барокко до наших современников. Тем не менее, В. А. Раевский считал наиболее близкими своей собственной творческой индивидуальности С. Рахманинова и И. Брамса. «Этих двух композиторов объединяет мощное мужское начало, – говорил он. – Они мужественные и этим мне очень близки». Дирижёр очень любил открывать новые сочинения, как для себя, так и для публики. Почти на каждом концерте звучали премьерные произведения, которые постепенно расширяли репертуар оркестра. Нужно отметить, что особенно удавались маэстро крупные масштабные полотна, которые требовали от дирижёра крупных оркестровых мазков и чёткого ощущения формы.

Но творческие интересы Валерия Александровича были значительно шире. Он хорошо знал и любил литературу и особенно поэзию. Слушатели Вятского симфонического оркестра прекрасно помнят, как маэстро цитировал перед концертом стихи Байрона и Лонгфелло, Петрарки и Шекспира, Ахматовой и Блока. Стихи и прозу любимых поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова он великолепно читал и со сцены, и в кругу друзей. Достаточно напомнить тот удивительный факт, что свой любимый роман в стихах «Евгений Онегин» он знал наизусть от первой до последней строчки.

Ещё одно серьёзное увлечение – иностранные языки. Свободно говорил на немецком и французском, учил английский и испанский. А в последний год своей жизни начал серьёзно изучать китайский язык, чтобы на гастролях в Харбине общаться с музыкантами оркестра на их родном языке. Изучение языков открывало для Валерия Александровича не только широкие возможности общения в современном мире, но и возможность полнее и глубже понять особенности той или иной музыкальной культуры.

«Я считаю, что самое главное – это постоянно заниматься самосовершенствованием, – говорил он. – Каждому необходимо поставить перед собой цель – стать лучше, чем тебя создала природа. За свою жизнь надо стараться как можно больше узнать, приобрести как можно больше навыков не только в своей профессии, но и во всех областях жизни. И чем больше ты потратишь на это труда, тем лучше станешь как человек, в этом и заключается цель жизни».

К достижению цели музыкант шёл каждый день на протяжении всей своей жизни. И сегодня можно с полной уверенностью сказать, что в своём стремлении к самосовершенствованию он был упорен и последователен. Его главная любовь – симфонический оркестр – открыл свой очередной концертный сезон в новом статусе: Вятский симфонический оркестр им. В. А. Раевского.

Примечания

1 Мюнш Ш. Я – дирижёр. М., 1982.