Главная > Выпуск №26 > Суда иностранной постройки на Вятке

Суда иностранной постройки на Вятке

Е. В. Березин

Список судов иностранной постройки открывает пассажирский пароход «Углич» выпуска 1857 г.

Построен он в Англии заводом Ричардсона и Дюка в Стокстоне. Паровая машина – на фабрике Томсона и Вуд в Ньюкастле. Разобранным привезён в Санкт-Петербург, оттуда – в Тверь, где собран, и работать начал на Волге.

В связи с закрытием общества «Польза», которому принадлежал первоначально, простоял на приколе в 1866–1868 гг.

В 1869 г. начинается вятский период. Купец из г. Нолинска Евгений Волонихин приобретает пароход и переименовывает его в «Два Стефана»1.

Этот же пароход – рекордсмен по переименованиям – переименовывался 10 раз.

В конце 1876 продан как «Верноподданный» яранскому купцу Кошкину.

Дальнейшая его судьба не связана с Вяткой, но интересны её перипетии.

В 1877 г. пароход – уже «Румянцев» купца Румянцева из г. Чистополя. В 1886 г. он стал называться «Чердак» – у купца И. В. Юрганова. В 1887 г. с именем «Алексей Кольцов» продан саратовскому купцу А. М. Дашковскому. Затем наступает 12-летний перерыв в смене владельцев. В 1897 г. пароход сменил паровой котёл.

В 1899 г. продан А. Ф. Письменному-Шумейко (село Покров Новокузнецкого уезда Саратовской губернии) с переименованием в «А. Ф. Письменный». Стоял на линии: слобода Покровская – Саратов. В 1909 г. с именем «Виктор» – у наследников А. Ф. Письменного-Шумейко.

К этому периоду относятся известные размеры парохода: длина – 41 м, ширина с обносами – 9,77 м, осадка – 0,76 м. Паровая машина мощностью 150 л. с. Пассажировместимость: I класс – 20 человек, II класс – 40, III класс – 240.

В 1915 г., как буксир «Советчик», продан И. А. Синцову из села Вознесенье Сольвычегодского уезда Вологодской губернии и ушёл на Северную Двину.

Там встретил национализацию купеческого флота в 1918 г.

К концу лета 1918 г. был у красных. В 1919 г. переименован в «Перевал». С 1923 г. числился в Северном государственном пароходстве. В 1926 г. разобран в затоне Лименда близ Котласа.

Спроектированный в Англии, этот пароход мало годился для эксплуатации на российских реках. Вошёл в историю как пароход-неудачник, приносивший проблемы каждому очередному владельцу, который, в конце концов, находил возможность от него избавиться.

Другим пароходом иностранной постройки стал «Ф. Булычёв». В 1876 г. он пришёл на смену пароходу «Филипп Булычёв»2, построенному в 1874 г.

Созданный мастерами бельгийской фирмы Коккериль, он вошёл в историю как второй на Вятке пароход иностранной постройки. Отметим, что отец его владельца Ф. Т. Булычёв уже прибегал к услугам бельгийских судостроителей. Было это в 1858 г., когда Филипп Тихонович вместе с тремя компаньонами организовывал акционерное «Северо-Двинское пароходное общество».

Новый пароход поражал великолепной отделкой кают I и II классов и большими для Вятки размерами: длина – 67,79 м; ширина корпуса с обносами – 14,3 м; осадка – 0,72 м. Пассажировместимость: I класс – 20; II класс – 25; III класс – 300 человек.

На гордости вятского булычёвского флота была установлена паровая машина двойного расширения пара мощностью 360 л. с. После ухода в 1879 г. с р. Вятки 360-сильных пароходов «Отец» и «Сын» Я. А. Прозорова «Ф. Булычёв» на протяжении всего времени своей работы на реке оставался самым мощным среди пассажирских пароходов.

Из-за больших размеров глубоко сидевший в воде пароход мог работать на Вятке только в период высокой воды. Работая на линии Вятка – Казань, в межень (мелководье) он обычно высаживал пассажиров на пристани Медведок, откуда поворачивал обратно в Казань. Часто и зимовал на Волге, хотя зиму 1879– 1880 г. провёл в Иловатском затоне на Вятке3. В начале 1890-х «Ф. Булычёв» удивил жителей губернского города Вятки ярким сиянием электрических огней4. В 1896 Т. Ф. Булычёв продал названный в честь отца состарившийся пароход, чтобы передать своё имя новому пароходу.

Купило «Ф. Булычёв» общество «Котлас – Архангельск – Мурман» на Северной Двине. Покупатель не случайно остановил свой выбор на «Ф. Булычёве». Железный корпус парохода, доставленный в середине 1870-х гг. в Россию морским путём, легко разъединялся на несколько секций.

Для транспортировки парохода на Северную Двину его корпус длиной почти в 70 м пришлось разъединять, так как шлюзы Северо-Двинской системы5 могли пропустить суда длиной не более 27,7 м6.

Пароходная пристань. Вятка.
Слева – «Иловатка», справа – псевдоиностранец «Вятка»

Два года спустя новый владелец переименовал пароход в «Пермь». Вместительное судно, способное принимать на борт несколько сотен пассажиров, очень пригодилось для перевозки по Северной Двине сезонных рабочих к местам сооружения Вологодско-Архангельской железной дороги. Когда строительство железной дороги закончилось, пароход перестроили в буксирный.

В 1914 г. после демонтажа износившейся паровой машины и старого котла всё ещё крепкий железный корпус бывшего вятского парохода использовали для постройки дебаркадера, который до конца 1930-х гг. эксплуатировался в Тотьме7.

Так на Северной Двине завершил своё существование пароход «Ф. Булычёв», вошедший в историю вятского парового судоходства как дважды второй: второй с названием в честь основателя самого многочисленного на Вятке пароходства и второй среди вятских пароходов иностранной постройки.

Третьим иностранцем на Вятке стал колёсный железный буксирно- пассажирский пароход «Иловатка», построенный бельгийским заводом Коккериль в 1879 г. для Т. Ф. Булычёва. На Вятку доставлен в разобранном виде и собран в Иловатском затоне.

Работал на Вятке, Каме и Волге. В 1886 г. прошёл капитальный ремонт со сменой котла. Именно обновлённую «Иловатку» Булычёв бросил на покорение р. Суры на линию Васильсурск – Промзино в 1887 г. Прорыв на Суру не удался.

Для этого периода известны размеры парохода. Длина его составляла 43,37 м, ширина корпуса с обносами – 10 м, осадка – 0,61 м. Мощность – 180 л. с.

В 1894 г. продан как буксир Ф. П. Руравишникову из Балахны. Не переименовывался при купле-продаже. Ходил на линии Рыбинск – Астрахань. В 1904 г. пароход купил П. Ф. Облаев из Балахны. В 1908 г. продан П. А. Лобанову из г. Вольска.

8 октября 1908 г. «Иловатка» двойной тягой с пароходом «Василий» буксировала вверх по Волге две гружёные мазутом баржи, когда около 11 час. ночи у села Гешма на «Иловатке» начался пожар. По так и невыясненной причине вспыхнула носовая часть надстройки. Огонь быстро охватил весь пароход. Команда покинула судно на пароходной лодке, в которой благополучно добралась до берега. Из людей никто не пострадал. Пароход выгорел полностью и затонул. Возможно, и поныне корпус старого вятского парохода, занесённый песком и илом, покоится на дне Волги.

Среди вятских судов иностранной постройки затесался псевдоиностранец. Им стал первый собственно вятский пароход «Вятка». В ходе капитального ремонта в Иловатском затоне в зиму 1879–1880 г. и перестройки «Вятки» в «мелкосидящий пассажирский пароход»8 на него была поставлена паровая машина бельгийского производства с завершившей свою службу на Вятке «Нереиды» общества «Самолёт». С тех пор в судовых списках «Вятка» Т. Ф. Булычёва значится пароходом бельгийской постройки 1879 г.

Впоследствии Булычёв (как и другие судовладельцы) неоднократно датой постройки пароходов называл время окончания капитального ремонта. Таким путём он искусственно «омолаживал» состарившийся флот с целью привлечения пассажиров и грузоотправителей. На «Вятке» подобный приём Т. Ф. Булычёв использовал впервые. Таким путём хитроумный судовладелец «убил» сразу двух зайцев: «омолодил» старое судно на 19 лет, а, установив паровую машину иностранного производства, получил формальное право считать пароход построенным в Бельгии, которой «Вятка», конечно, не видала. Фактически пароход «Вятка» построен в 1860 г. на заводе Ивана Савельевича Колчина в Нижнем Новгороде.

По назначению пароход «Вятка» первоначально был буксирным мощностью 150 лошадиных сил. Длина железного корпуса – 20 саженей (42 метра)9.

Пароход с постройки принадлежал компании, составленной тремя купцами. Два из них – вятские 3-й гильдии купцы Василий Алексеевич Столбов и Андрей Савич Куклин. Третий – тоже третьегильдейский купец из г. Орлова Иван Семёнович Чудиновских.

В 1863 г. А. С. Куклин выкупил паи у компаньонов, став единоличным владельцем первого вятского пароходства, которое перешло к его сыну П. А. Куклину10.

С 1875 г. «Вятку» купил Т. Ф. Булычёв. Он же продал первый вятский пароход в 1895 г. на Волгу. Новым хозяином стал Михаил Павлович Зарубин, тут же переименовавший пароход в «Митю».

Национализация в 1918 г. купеческого флота застала пароход в Заозёрском затоне11. С 16 марта 1919 г. он включён в качестве плавбазы гидроавиации белых под названием «Львёнок». Приказом правления ВГРП12 от 22.07.1924 г. назначен на полную ликвидацию в Заозёрском затоне.

Суда иностранной постройки оказались на Вятке после Великой Отечественной войны. Появились они в качестве трофеев. Продолжительное время на Вятке служили отличавшиеся прочностью композитные баржи, днища которых были выполнены из дерева (дуба) с тщательно проконопаченными пазами, а борта стальные. Однако использование их затрудняла большая осадка, не имевшая особого значения на немецких каналах, но снижавшая их эксплуатационные возможности в условиях вятского мелководья.

В 1946 г. на Вятке появилось необычное сухогрузное судно с немецким названием «BOR». От вятских пароходов оно отличалось плавностью хода, было винтовым. Судно представляло собой образец высокой технической и эстетической культуры.

Переименовали его в «Вою» по созвучности латинским буквам и использовали как самоходную баржу. В 1955 г. приступили к капитальному ремонту «Вои» в Халтуринских судоремонтных мастерских13. После выхода дизеля из строя использовали в несамоходном варианте.

Нефтестанция, переделанная из заднеколёсного
немецкого парохода «Рудокоп» (слева)

Плавмастерская немецкой постройки,
брошенная в Симановском затоне (г. Киров)

В 1956 г. переделывали в нефтестанцию «НС-2» отслуживший своё заднеколёсный немецкий пароход «Рудокоп». Он сразу превратился в своеобразную легенду Аркульского затона. Любого приехавшего в Аркуль вели смотреть на отличавшийся ложкообразной носовой частью корабль, седловатостью корпуса и характерным вырезом в корме, оставшимся после демонтированного гребного колеса. С неизменным упоминанием о его немецком прошлом. Он прослужил до 1990 г. Известны его размеры: длина – 43,3 м, ширина – 5,17 м и высота борта – 2,09 м.

До нашего времени сохранилась плавмастерская немецкой постройки, брошенная за ненадобностью в Симановском затоне. Получена она в 1961 г. из состава Донского пароходства. Это значительное по размерам судно длиной 70,3 м, шириной – 8,9 м, высота борта – 3 м.

Мастерская обладала немалой производственной площадью. Станки, установленные на её борту, предназначались для обработки гребных валов, токарный, фрезерный, строгательный и сверлильный14.

В целом число судов иностранной постройки на Вятке невелико и не идёт ни в какое сравнение с прочими, построенными отечественными мастерами.

Примечания

1 Шубин И. А. Волга и волжское судоходство. М., 1927. С. 893.
2 Первый «Филипп Булычёв» был одновременно переименован в «Филипп».
3 ГАКО. Ф. 200. Оп. 1. Д. 3. Главная книга главной конторы пароходства Булычёва за 1880 год.
4 Никонов Б. По реке Вятке // Приложение к журналу «Нива». 1900. Октябрь. С. 337.
5 Таких шлюзов на 127-километровом пути между Шексной и Сухоной было 13.
6 Чеботарёв М. Н. Речное судоходство в России. М., 1985. С. 137–138.
7 Данные С. А. Парфёнова (г. Москва).
8 ГАКО. Ф. 200. Оп. 1. Д. 3. Л. 3.
9 Вятка 3 мая 1861 года // Вятские губернские ведомости. 1861. № 8.
10 Кроме «Вятки», в состав первого вятского пароходства входил пароход «Орлов».
11 Заозёрский затон относят к затонам реки Камы. Он расположен в 1 км от устья р. Чусовой.
12 ВГРП – Волжское государственное речное пароходство.
13 Кулябин П. В мастерских строят суда // Кировская правда. 1955. 28 сент. (№ 192). С. 2.
14 Константинов М. Новая мастерская // Вятский водник. 1961. 7 марта (№ 28). С. 2.