Скамья Герцена

Н. П. Гурьянова

В полном официальном названии нашей Библиотеки (Кировская ордена Почёта государственная универсаль­ная областная научная библиотека им. А. И. Герцена) ключевым всегда является слово «Герцен». И потому, что он был среди тех, кто открывал Библиотеку 177 лет назад, был её пер­вым библиотекарем и читателем, и по­тому, что произнёс свою знаменитую Речь на открытии публичной библио­теки в Вятке 6 (18) декабря 1837 года и тем самым определил путь её раз­вития. (Попытайтесь вспомнить, до­рогие друзья, кто ещё из русских пи­сателей или мыслителей произносил столь же пламенные речи на открытии провинциальных библиотек? Едва ли найдётся другой такой пример.)

Вятке просто повезло, что судь­ба привела ссыльного Александра Герцена в наш город, а ведь он мог остаться в Перми!

Имя Герцена спасало Библиоте­ку в самые тяжёлые времена, когда она оставалась без средств и была на пороге закрытия. Но (удивитель­ное дело!) всегда находились люди, которые понимали, что дело Гер­цена не должно погибнуть. И она выжила в XIX веке, а в XX только увеличивала свои фонды и расцветала, поскольку её ценили и ею гордились те, кому она щедро раскрывала свои многочисленные книжные богатства, – жители Вятки-Кирова.

Мне довелось повидать многие региональные библиотеки в нашей стране. Некоторые из них значи­тельно просторнее, как, например, в Пензе. Другие богаче по своему бюджету и гораздо лучше обеспече­ны техническим оборудованием, что позволяет применять все современ­ные библиотечные технологии. Но наша Библиотека была и остаётся особенной, герценовской, где тепло и уютно каждому, кто приходит сюда за знаниями, кто хотел бы проявить себя в творчестве и найти друзей.

Герцен в своей Речи призвал мо­лодых жителей Вятки: «Придём сюда отдохнуть душою!», надеясь, что Библиотека станет тем местом, где можно не только получить нужную и полезную книгу, но можно и должно говорить о важном и вечном – о Рос­сии. Вспомним его знаменитую фра­зу в романе-эпопее «Былое и думы», обращённую к далёким вятским дру­зьям: «Где вы? Что с вами, подснежные друзья мои?.. А главное, жива ли у вас память о наших смелых беседах (курсив мой. – Н. Г.), живы ли те стру­ны, которые так сильно сотрясались любовью и негодованием?» В этом Герцен видел роль хорошей, умной книги, способной развивать и трени­ровать ум.

 

В угловой комнате купеческого особняка Хохряковых в апреле-мае 1837 года жил Герцен – ещё до того, как Библиотека была открыта.

17 декабря 2010 года здесь был открыт Кабинет А. И. Герцена, ре­конструированный на средства пред­принимателя В. В. Крепостнова. Это по-настоящему святое место, куда приходят поклоняться библиотека­ри, исследователи, студенты, гости. Тонкий знаток старины и коллекционер, Валерий Васильевич так об­устроил помещение, что у каждого посетителя возникает мысль о под­линном, живом ощущении при­сутствия Герцена. Словно бы он на минутку вышел и вот-вот вернётся. Мы потому и называем Кабинет (а не музей) – здесь всё можно трогать и ко всему прикасаться, а особенно к кни­гам в заветном шкафу, которые держал в руках Герцен.

За прошедшие годы в Кабинете Герцена побывало много людей, оставивших самые добрые слова о Библиотеке. Но нам казалось, что должно быть что-то ещё, что теснее связывало бы нас с Герценом. И вот тогда в юбилейный год (2012) роди­лась мысль о Скамье Герцена. Он жил здесь весной, когда пробуждается при­рода, стоят длинные светлые вечера, дышится легко и радостно. Молодой человек, разлучённый с близкими (Герцену только-только исполнилось 25 лет!), со своей любимой, обяза­тельно предаётся мечтам и думает о будущем.

Около дома Хохряковых был раз­бит большой сад. Именно с садом (так сказано в купчей) приобрела его Вятская публичная библиотека позднее, в 1863 году.

Жители Вятки помнят, как в до­военные и послевоенные годы в саду оставалась деревянная беседка – лет­няя читальня, куда выходили летом читатели с книгой, чтобы занимать­ся на свежем воздухе в тени вековых деревьев. К сожалению, в Библиотеке сохранилась только одна фотография с беседкой 1930-х годов. Представьте, какой уровень доверия существовал между библиотекарями и читателями.

Итак, появилась мечта об уста­новке Скамьи Герцена, в течение нескольких месяцев шли поиски формы. Важными стали консульта­ции искусствоведа Л. Б. Горюновой, художника А. И. Крысова. Наконец, дизайнер Н. Л. Усманова, с именем которой связано воплощение многих выставочных проектов Библиотеки последних лет, нашла художественное решение. Скамья обрела свои разме­ры и форму.

Арт-композиция «Скамья Герце­на» реализована на средства В. В. Кре­постнова. Она представляет собой единый комплекс, состоящий из деревянной скамьи с элементами чугун­ного литья и чугунной решётки. Ху­дожественная решётка, ограждающая скамью с двух сторон, создаёт ощу­щение уединённости. Эффект при­сутствия молодого человека (Герцена) производят оставленные им цилиндр, трость, перчатки и раскрытая книга. Кажется, как и в Кабинете Герцена, хо­зяин вещей вот-вот вернётся. А пока, в его отсутствие, можно прикоснуться к книге, потереть уголок страницы для прибавления ума (так сказали первые зрители).

Романтический вид Скамьи Гер­цена притягивает молодых людей. На её открытии 22 августа 2014 года (праздник «День романтики в Герцен­ке») говорилось о том, что символич­но в Год культуры вспомнить о книге как верном спутнике молодого челове­ка в XXI веке. (Я напомню здесь сло­ва Герцена из его Речи: «Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась…»)

На торжественной церемонии по случаю открытия Скамьи Герцена присутствовали читатели и друзья. Директор Библиотеки Н. П. Гурьянова, глава департамента культуры Киров­ской области П. Н. Сырцев, помощник депутата Законодательного собрания Кировской области В. В. Крепостнова Н. В. Шабалин говорили, как много значит имя Герцена для Библиотеки. Не будь Герцена, это была бы совершенно другая библиотека, может быть, даже заурядная, ничем не примечательная в ряду других библиотек. Но имя Герце­на делает её особенной…

Рассказ о Скамье Герцена был бы не полон, если бы я не упомянула об одной встрече, состоявшейся в июле 2014 года. В сопровождении заведующей Музеем-усадьбой ху­дожника Н. Н. Хохрякова Т. В. Малы­шевой в Библиотеку пришла внучка вятского скульптора З. Д. Клобуко­вой З. П. Светлосанова. Ей хотелось посмотреть бюст Герцена, который Зинаида Дмитриевна в 1919 году вы­полнила по заказу Библиотеки. Речь невольно зашла о Скамье Герцена. (Процесс изготовления скамьи был уже запущен). И вдруг Зинаида Пав­ловна произнесла историческую фра­зу: «Вы знаете, в нашей семье есть ра­бота Николая Хохрякова, на которой видна библиотека Герцена со двора, из сада, а на переднем плане стоит скамья. По воспоминаниям старо­жилов, Герцен в своё время сидел на такой скамье». Каково же было моё удивление! Получается, что мы не придумали Скамью Герцена, а толь­ко вернули её в свою ландшафтную среду.

И тут Татьяна Васильевна Ма­лышева сказала, что в музей после реставрации вернулся маленький этюд Н. Н. Хохрякова «Дом в саду» 1924 года, где отчётливо видно здание библиотеки из сада и скамья. Пусть другая, но всё-таки скамья.

Вскоре Татьяна Васильевна пе­редала нам цифровую копию этюда и маленькую статью, которая публи­куется ниже.

Скамья Герцена сегодня укра­шает Библиотеку. Можно видеть, как на ней фотографируются молодые люди, иногда в свадебных нарядах, иногда молодые родители с колясоч­кой. Один вятский поэт сказал, что хо­тел бы посидеть здесь со своим блок­нотиком.

Пусть каждый присядет на Ска­мью Герцена на минутку-другую и чуть-чуть подумает о своей жизни и своём предназначении, о городе, в ко­тором живёт, о своих близких. Но глав­ное – пусть он почувствует необходи­мость новых знаний, отложит другие дела и войдёт в Библиотеку. Она всег­да терпеливо ждёт своих читателей.

Скамья Герцена. «Кажется, хозяин вещей вот-вот вернётся.
А пока, в его отсутствие, можно прикоснуться к книге,
потереть уголок страницы для прибавления ума...»

Торжественное открытие скамьи Герцена.
На фотографии: директор Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена Н. П. Гурьянова,
глава департамента культуры Кировской области П. Н. Сырцев,
помощник депутата Законодательного собрания Кировской области В. В. Крепостнова Н. В. Шабалин, дизайнер Н. Л. Усманова