Новая книга о просветительской миссии православного духовенства

Помелов, В. Б. Просветительство Русской православной церкви в российской провинции : на примере Вятского края [Текст] / В. Б. Помелов. – Saarbrucken : Sanktum, 2013. – 347 с.

Монография В. Б. Помелова представляет собой фундаментальное исследование, посвящённое просветительской миссии русского православного духовенства в Вятском крае в период XIV – начала ХХ в. Структура книги – три главы, расположенные в хронологической последовательности, – логически оправдана и органично связана с её содержанием.

Открывает монографию глава «Первые поборники просвещения “на Вятке”: XIV–XVIII вв.». В центре внимания автора и читателя находятся православные проповедники доепархиального периода в истории земли Вятской – Стефан Пермский и Трифон Вятский, а также епископ Вятский и Великопермский Лаврентий Горка. Исторический портрет каждого из них – яркий и многогранный. Так, Стефан Пермский предстаёт перед нами как создатель первой коми-зырянской азбуки и первых коми-школ, основоположник древнего коми литературного языка и проповедник вероучения православной церкви в Перми Вычегодской. Автор проводит интересные сопоставления на основе анализа двух исторических источников – произведений древнерусской литературы – «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского». Особое внимание уделено рассмотрению звукового и графического облика, специфики древнепермской азбуки, появление которой сделало возможным перевод церковной литературы на коми язык. Автор подчёркивает заслугу Стефана Пермского в осуществлении первых переводов старославянских церковных текстов с русского языка на язык одного из нерусских народов России – древне коми язык. Работа Стефана Пермского по значимости сравнивается автором с деятельностью в Европе М. Лютера, У. Цвингли и Ж. Кальвина, переведших Библию на языки своих народов.

Говоря о просветительской деятельности Трифона Вятского, Владимир Борисович акцентирует наше внимание на усилиях православного проповедника, связанных с распространением книжности на Вятке. В связи с этим автором произведён анализ состава книг, входивших в библиотеку Успенского Трифонова монастыря и хранившихся в келье самого игумена.

С именем епископа Лаврентия Горки связано, прежде всего, создание в Хлынове славяно-латинской школы. В монографии В. Б. Помелова на первый план выдвигается исследование организационно-педагогических аспектов его деятельности. В частности, автор показывает, с какими трудностями было сопряжено открытие и функционирование школы. Интересны портреты-характеристики её первых учителей – М. Финицкого, В. Лещинского, И. Богомедлевского. Автор показывает вклад каждого из них в организацию учебного процесса в стенах хлыновской славяно-латинской школы. Отдельные страницы посвящены формированию библиотеки данного учебного заведения, содержанию образовательного процесса и используемым преподавателями методам работы. Перед нами предстает образ истинного Просветителя земли Вятской. Дополняет его обстоятельный историографический обзор, посвящённый оценке личности и деятельности Л. Горки исследователями XIX – начала XXI в. (А. С. Верещагин, Г. А. Никитников, Н. П. Изергина, К. Г. Бронников и др.).

Автор прослеживает преемственность взглядов и начинаний Л. Горки в трудах последующих вятских епископов – Вениамина Сахновского, Варлаама Скамницкого, Антония Илляшевича. Учреждённая в 1758 г. духовная семинария справедливо показана «наследницей славяно-латинской школы». Её развитию и процветанию много способствовали вятские архиереи, особенно Варфоломей Любарский и Лаврентий Баранович, деятельность которых также освещена в монографии В. Б. Помелова. Не забыты и талантливые учителя – преподаватели семинарии (А. И. Попов, И. М. Ушаков, П. Р. Орлов и др.), и её выпускники (А. Вештомов, Н. Е. Черепанов и др.).

Вторая глава – «Усилия Русской православной церкви по просвещению нерусских народов в Вятской губернии (XIX – начало XX вв.)» – посвящена просветительской миссии православного духовенства среди удмуртов, марийцев и татар. Большое внимание в ней уделено выявлению специфики и особенностей функционирования национальных школ в среде названных этносов. Глубина анализа достигается путём сравнения соответствующих показателей на материалах двух губерний – Вятской и Казанской. Автор подробно освещает специфику и реализацию на практике просветительской и миссионерской системы Н. И. Ильминского, в основе которой лежал принцип обучения «инородцев» на родном для них языке; роль Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая и Православного миссионерского общества в деле просвещения нерусских народностей края. Отдельный параграф второй главы посвящён деятельности Карлыганского училища, созданного с целью подготовки учителей для национальных удмуртских школ, и трудам одного из первых удмуртских просветителей – К. А. Андреева.

Третья глава – «Православные педагоги, просветители и благотворители в Вятской губернии (XIX – начало XX вв.)» – содержит целостную характеристику жизни и деятельности выдающихся поборников просвещения – Н. И. Ильминского, Н. Н. Блинова, П. П. Глезденева, Н. И. Золотницкого, В. К. Магницкого, И. В. Яковлева, Г. Е. Верещагина. Дополняет эту «портретную галерею» образ Г. Ф. Стахеевой, благодаря стараниям и пожертвованиям которой стало возможным открытие Елабужского женского епархиального училища. Много способствовали этому её брат и сын. Имена видных представителей рода Стахеевых заслуженно вошли в историю. Их вклад в развитие просвещения и образования на Вятской земле нашёл своё отражение на страницах монографии В. Б. Помелова.

Завершает монографию пять приложений, которые являют собой обширный источник дополнительной информации к основному содержанию книги. Следует отметить, что работа В. Б. Помелова написана на основании большого числа опубликованных и неопубликованных исторических источников. Она, несомненно, будет полезна как профессиональным историкам, так и всем, кто интересуется прошлым родного края.

В. В. Машковцева