Главная > Выпуск №24 > Воспоминания. Учёба. Вятка (1899–1908)

Воспоминания. Учёба. Вятка (1899–1908)

Воспоминания В. Н. Шкляева

Валериан Николаевич Шкляев (1889–1976) родился в г. Белая Холуница в семье известного вятского врача Н. Н. Шкляева. Учился в Вятской мужской гимназии и естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета. Работал в метеорологическом бюро Учёного комитета министерства земледелия. Участник Первой мировой войны, прапорщик. В 1918 г. окончил кооперативные курсы в Вятке и уехал в Архангельск, где работал в Совете кооперативных союзов Севера секретарём Совета и редактором журнала «Северная кооперация». Участвовал в восстановлении советской власти в Архангельске в 1920 г., в налаживании профсоюзной и кооперативной работы в крае. Был делегатом 3-го съезда профсоюзов в Москве. Служил в Красной Армии в 1920–1922 гг., был контужен.

После демобилизации работал экономистом на кожевенно-обувном комбинате в Вятке (бывший завод Долгушина), затем на разных должностях в финансово-кредитных учреждениях на Севере, в Средней Азии и Сталинграде. С 1938 г. и до смерти жил в г. Горьком. Выйдя в 1956 г. на пенсию занялся сбором материалов по истории рода Шкляевых и связанных с ним семей Спасских и Васнецовых. Переписывался с известными краеведами В. Г. Пленковым, Е. Д. Петряевым, Г. Ф. Чудовой.

В 1961–1973 гг. работал над книгой воспоминаний «Моя жизнь» (в 2 ч.). Первая часть охватывает период до 1917 г., вторая – с 1917 до начала 1970-х гг. Для интересующихся историей края, в первую очередь, любопытны будут первые три главы воспоминаний: Мои предки. Детство. Белая Холуница (1889–1899), Учёба. Вятка (1899–1908). Интерес представляет и четвертая глава «Учёба. Петербург (1908–1911)», дающая зарисовки жизни и быта вятских студентов тех лет, а также начало 6-й главы «Я в армии (1916–1918)», о службе в 106-м запасном полку, расквартированном в Вятке.

Пересылая свои воспоминания в дар Кировской областной библиотеке, Валериан Николаевич писал: «Я буду от всей души рад, если “Моя жизнь”, окажется полезной для тех, кто любит вятскую родину и изучает её прошлое». Представляем вниманию читателя одну из глав воспоминаний В. Н. Шкляева.

А. А. Марков

Учеба. Вятка
(1899–1908)

В. Н. Шкляев

Осенью 1899 года мне исполнилось 10 лет. По традициям того времени надо было думать о моём учении. Собственно говоря, как я писал, нас учили дома, и учили не хуже, если не лучше, чем в младших классах тогдашних школ и училищ. Но учения дома, как бы хорошо они не проводились, были неофициальными, недостаточными и никаких прав не давали. Это ясно.

В те годы школ и училищ было мало, и они могли охватить только меньшинство детей. Да и принимали туда детей с разбором. И этот отбор выражался, прежде всего, в материальных условиях, школы были далеки от дома, детей надо было содержать отдельно от семьи, за учение платить и т. п. Ясно, далеко не всем, вернее, ничтожному меньшинству семей было под силу обучать своих детей в школах. Многие дети оставались без всякой учёбы.

Сеть начальных школ была редкая и рассчитанная на обучение не всех детей района действия школ, какой-то их части, непременно какой-то части, но, ни в коем случае (сохрани боже!) не всех. Если советское государство стремится обучить именно всех детей, всех, во что бы то ни стало, то царская империя насаждала школы только, так сказать, по тяжёлой обязанности, чтобы только показать вид, что и мы тоже культурное государство, только уступая требованиям населения и из-за стыда перед заграницей, преклонение перед которой было сильно в те времена.

Современная молодёжь просто не может себе представить всей дикости и бескультурья тех времён, не может представить просто потому, что в жизни своей она этого не видела. Что было бы, если бы не было революции, и не был бы начисто сметён с лица земли старый строй во всех его проявлениях, и не было бы всей современной системы народного образования? Что было бы тогда? Вопрос чисто риторический, на который уже отвечает достаточно ясно вся наша история после 1917 года.

Средние школы до революции были очень немногочисленны. В Вятской губернии было одиннадцать уездов. И в каждом уезде (а это в три-четыре раза больше современных сельских районов) было не больше одной-двух средних школ, и только в уездном городе, да к тому же некоторые, так называемые средние школы были замаскированными низшими начальными. Существовал даже такой замаскированный тип школ (прогимназия), в отличие от настоящей гимназии, основного типа средней школы – они имели только четыре класса (а не восемь), но считались уже школами высшего уровня – все-таки не начальные, вроде, как