Главная > Выпуск №24 > «Котельнич» – первый пароход...

«Котельнич» – первый пароход местной постройки:
к 140-летию вятского пароходства И. М. Стойлова

Е. В. Березин

Любой юбилей тем и хорош, что позволяет остановиться, оглянуться, взывает к осмыслению пройденного пути. 50 лет существования клуба «Краеведческий четверг» – важнейший повод для подведения итогов и постановки новых задач.

Одна из редких, но важнейших тем, обсуждаемых на его заседаниях, – история судостроения, в частности, парового. К этой теме впервые обратился краевед Василий Григорьевич Пленков (1896–1979). В своих выступлениях на «Краеведческих четвергах» он подчёркивал, что «строительство судов на Вятке – дело древнее»1.

Сам Василий Георгиевич начало парового судостроения относил к 1902–1903 гг., местом постройки называл Иловатский затон, принадлежавший Т. Ф. Булычёву.

Сейчас по этой теме собран материал, значительно превышающий опубликованный Пленковым. Однако в любом деле важно начало.

А мы обратимся к истории пароходства И. М. Стойлова.

В жизни России начала 1870-х гг. примечательным явлением стали случаи, когда зажиточные крестьяне, получившие после отмены крепостного права в 1861 г. возможность заняться предпринимательской деятельностью, начали строить речные суда, перевозить грузы и пассажиров.

На реке Вятке первым таким предпринимателем стал крестьянин Орловского уезда Иван Михайлович Стойлов, владелец буксиро-пассажирского пароходства.

Историки флота давно подметили страстное желание судовладельцев давать своим «детищам» дорогие сердцу имена. Вот и Стойлов свой первый пароход назвал «Истобенец» в память о месте своего рождения, селе Истобенском.

Его первенец был построен в Нижнем Новгороде в 1873 г. С целью удешевления постройки судна корпус его был деревянным, аналогичным по конструкции корпусам многочисленной волжской флотилии пароходов-забежек, технология постройки которых была доведена до совершенства.

Установленная на «Истобенце» паровая машина, которая была изготовлена на нижегородском заводе Курбатова по проекту известного механика Василия Ивановича Калашникова (1849–1908), была новым словом техники того времени. На этой пароходной машине двойного расширения пара мощностью 35 номинальных сил один из противолежащих цилиндров устанавливался неподвижно, а другой был качающимся.

Для уменьшения конденсации пара в ресивере труба последнего почти по всей длине была заключена в трубу-оболочку, наполненную паром. Шатуны обоих цилиндров работали на один кривошип2.

Изображение «Истобенца» пока найти не удалось, хотя его архитектурный облик был типичным для буксиро-пассажирских пароходов того времени: деревянный корпус с широкими обносами, охватывающими кожуха гребных колёс, и расположенные на них каюты командного состава и санитарный блок (отхожее место). По-видимому, в носовой части возвышалась застеклённая рубка первого класса, служившая салоном и столовой для высокопоставленных пассажиров. А из рубки в помещение первого класса, расположенное в корпусе, вёл деревянный трап, украшенный точёными стойками-балясинами. Построенный из дерева корпус парохода имел характерные для деревянных судов клинообразные обводы носовой и кормовой оконечностей.

Ко времени постройки «Истобенца» металлические корпуса уже доказали бесспорное преимущество перед деревянными, а дерево И. М. Стойлов вынужден был использовать из экономических соображений, поскольку деревянный корпус обошёлся в четыре раза дешевле металлического. Однако, соседство деревянных конструкций набора с огнедышащей топкой, котлом и паровой машиной было нежелательным из-за опасности пожара, а тряска и вибрация, неизбежные при работе паровой машины, расшатывали крепления корпуса.

Биография парохода началась со скромного объявления в газете «Вятские губернские ведомости»: «Проживающий в г. Котельниче И. М. Стойлов имеет честь объявить, что его пароход “Истобенец” с открытием навигации 1874 года немедленно будет производить легко-пассажирские рейсы между городами Вяткой и Казанью и на всех промежуточных пристанях принимать грузы и пассажиров по умеренным ценам»3.

Из той же газеты узнаём, что 24 апреля 1874 года «…в 12 часов ночи прибыл в г. Вятку легко-пассажирский пароход “Истобенец”, который 28 числа в 10 ½ часа утра отправился в Казань… На нем выехали… двое чиновников и до 70 пассажиров»4.

В то время пассажирское движение на Вятке только зарождалось, существуя лишь вторую навигацию, что уже само по себе удивляло смелостью судовладельца, происходившего в отличие от других местных пароходовладельцев не из купцов, а из крестьянского сословия. Впрочем, через несколько лет Стойлов запишется в купцы.

Машина «Истобенца» значительно пережила пароход. С 1888 г. он под новым названием «Миша» принадлежал крестьянину деревни Галкино Балахнинского уезда А. В. Белоногову. В том же году новый хозяин заменил в Городце корпус, а в 1902 г. продал его балахнинской мещанке А. П. Исаковой. Затем пошла смена названий: с 1906 г. – «Борис», с 1907 г. – «Арзамас».

Весна 1908 г. стала последней для старого парохода. 9 марта, около 9 часов вечера, во время ледохода на Волге у Борского перевоза сильный напор льда проломил деревянный корпус. Пароход затонул.

Казалось бы, на этом завершилась его 34-летняя служба, но покоиться на дне Волги пароходу не дали. Оставшиеся целыми паровая машина и котёл после извлечения из разрушенного корпуса были поставлены в новый железный корпус парохода «Акционер», построенного в селе Бор хозяйственным способом в 1909 г.

Вновь сооружённый пароход с испытанными механизмами «Истобенца» принадлежал А. И. Московцеву, С. Н. Кононову, а с 1910 г. – И. Я. Кудрявцеву (г. Кинешма), с 1912 г. – «Илья Кудряшов».

В июле 1912 г. пароход куплен Московским товариществом кооперативов и назван «Кооператив 2-й».

Приказом № 263 Правления Волжского государственного речного пароходства от 22.07.1924 г. он исключён из списков и назначен на полную ликвидацию, которую поручалось произвести Окскому управлению в Рязани5.

На Вятке «Истобенец» отработал 13 навигаций. Паровая машина оригинальной конструкции пережила пароход на 16 лет.

Почти одновременно с «Истобенцем» И. М. Стойлов в 1873 г. построил пароход «Котельнич», на этот раз на Вятке, в затоне Дубовский, напротив г. Котельнича. Затон назван в честь дубовой рощи, существующей до сих пор. Это самое северное место расположения зарослей дуба. Место глухое, тогда ещё не было железной дороги, проходящей ныне через затон.

«Котельнич» – первый пароход местной постройки. Долгое время автор этих строк ошибочно считал первенцем местного парового судостроения «Перекат» Т. Ф. Булычёва, построенный в 1881 г. «Котельнич» И. М. Стойлова на восемь лет его старше.

Для «Котельнича» И. М. Стойлов использовал паровую машину и котёл с какого-то отслужившего парохода, выпущенные в 1861 г. в Санкт-Петербурге заводом Нобеля. Мощность почти такая же, как у «Истобенца», – 30 номинальных сил. И размеры его были практически одинаковы. Оба парохода роднят также деревянные корпуса.

При строительстве «Котельнича» Стойлов, по-видимому, воспользовался обычным приёмом для судовладельцев из крестьян: паровую машину, котёл, оборудование и оснастку приобретал на деньги, полученные за будущие перевозки.

Для постройки же деревянного корпуса не требовалось каких-либо специальных приспособлений, механизмов или станков. Даже инструмент применялся самый примитивный: топоры, пилы, долота, свёрла, то есть обычный плотницкий.

При ремонте в том же затоне в 1882 г. «Котельнич» получил новый корпус, снова из дерева.

В 1888 г. его купил М. А. Зайцев и назвал «Богатырь».

С 1890 г. – пароход у того же владельца, но под другим названием – «Курмыш». В 1899 г. разобран. Общий срок службы – 26 лет, из них на Вятке – 14.

Приглянулся И. М. Стойлову затон Дубовский. Свой третий пароход «Николай» в 1884 г. он тоже построил там. Этот пароход, как и предыдущие, с деревянным корпусом, только меньшей мощности – 18 номинальных сил. Он прослужил недолго – всего шесть навигаций.

Дополнительные сведения о пароходстве И. М. Стойлова находим в замечательной монографии нашего земляка И. А. Шубина (1868–1937) «Волга и волжское судоходство»: «Предприятие Стойлова, работавшее в начале 1880-х годов тремя небольшими пароходами (два по 30 и один в 18 номинальных сил), в судовых списках 1885 года значится уж только с двумя пароходами, а в списках 1892 года не значится совсем»6.

Видимо, 1888 г. стал роковым для пароходства И. М. Стойлова, после смерти владельца не нашлось наследников, которые бы продолжили его дело.

Таким образом, пароходство Стойлова просуществовало 15 лет, причём два из трёх его пароходов были построены в Котельниче, впервые на Вятке.

Примечания

1 Верхотин К., Пленков В. Мастера. Киров, 1980. С. 31.
2 Речное судоходство в России / М. Н. Чеботарёв [и др.]. М., 1985. С. 193.
3 Объявления // ВГВ. 1874. 20 марта.
4 Движение пароходства у г. Вятки // ВГВ. 1874. 1 мая (№ 35).
5 Данные С. А. Парфёнова (г. Москва).
6 Шубин И. А. Волга и волжское судоходство. М., 1927. С. 655.