Из Вятки в Оптину: письма послушников
Филейского Александро-Невского монастыря

Е. В. Кустова

В фондах отдела рукописей Российской государственной библиотеки сохранились три письма 1889, 1891 и 1893 гг., адресованные послушниками Филейского Александро-Невского монастыря архимандриту Оптиной пустыни Исаакию (Антимонову).

Появление этих писем не случайно. Оптина пустынь, которая в XIX в. возродила традиции старчества, привлекала к себе многих верующих. Число паломников в пустыни из Вятской губернии было не столь большим, как например, из Калужской губернии, где располагалась обитель, или соседних с ней. Но даже при некоторой отдалённости не менее 12 вятчан являлись послушниками в Оптиной пустыни в середине XIX – начале XX в., не считая паломников. Первым вятским послушником, по-видимому, стал прибывший сюда в 1856 г. 24-летний крестьянин Никанор Василискович Фетисов. Правда, прожил он здесь недолго: «Пробыл несколько недель с решимостью остаться, но решимости не стало у него». Поступали послушниками, в основном, крестьяне 18–30 лет, хотя встречались и юноши 15–16 лет. Здесь они несли самые разные послушания – заведование пасекой, кузнечное и слесарное дело, ловля рыбы, руководство церковным хором, управление дачей, работа фельдшером при монастырской больнице и т. п. В 1895–1896 гг. приехали сразу три человека из Ключевской волости Котельничского уезда. Один из них – Роман Гребнев – впоследствии стал монахом Руфом и заведовал хозяйством в скиту пустыни1.

Стефан Филейский

Однако далеко не все желавшие жить в Оптиной смогли поступить в её братство. Среди них – автор двух сохранившихся писем в пустынь, ученик преподобного Стефана Филейского Павел Фёдорович Першин (ок. 1861 г. р.). Он был родом из крестьян Троицкой волости Вятского уезда. Дважды он побывал в Оптиной как паломник, мечтал стать послушником, тем более что оптинский старец Геронтий предлагал ему остаться, но не смог из-за неотбытой воинской повинности. В то же время, он нашёл старца, подобного оптинским, на Вятке – иеромонаха Стефана (Куртеева), жившего в пустыньке недалеко от с. Филейского.

Воодушевлённый духовыми подвигами иером. Стефана, П. Першин ещё до открытия Филейского монастыря прожил вместе со старцем несколько лет. Когда иером. Стефан был отправлен в Успенский Трифонов монастырь «под надзор настоятеля», и мысль об открытии Филейского монастыря стала казаться призрачной, Павел написал письмо в Оптину пустынь с надеждой о поступлении. Но судьба его сложилась иначе. Вскоре после смерти иером. Стефана Филейский монастырь был открыт. В марте 1891 г. Павел Першин был пострижен в рясофор, а 19 августа 1892 г. принят в число братства2.

Подобно своему учителю, который был известным на Вятке духовным писателем, после смерти старца он продолжил его труды по написанию духовных сочинений для простого народа. Судя по письмам, ещё при жизни о. Стефана Павел Першин выписывал труды святых отцов из Оптиной пустыни и, наученный старцем, делал из них выписки3. Собрав немалое число таких выписок и получив определённый духовный опыт, он стал писать собственные книжки, которые сохранились в центральных книгохранилищах – Российской национальной библиотеке и Российской государственной библиотеке. Известно 13 разных по содержанию книжек Павла Першина, некоторые из которых переиздавались несколько раз.

Книга Павла Першина

Это «Два слова о чревоугодии и воздержании» (1896), «О загробной жизни» (1894, 1908), «О мире и согласии» (1894, 1895, 1899), «О безмолвной Иисусовой молитве» (1893, 1894), «Об исповеди и о приобщении святых Христовых Тайн» (1892, 1893, 1895, 1902), «О псалмопении и о пути к вечному блаженству» (1893), «Размышление о смерти и о загробной участи людей» (1892, 1893), «О благодатной силе крестного знамения» (1893, 1897), «Что нужно делать, чтобы спастись» (1896), «Нравоучительные наставления и примеры обидимым, скорбящим и миротворцам» (1893), «О грехе осуждения ближних и молчании» (1892), «О страшном суде Божием, о славе праведников в будущей жизни и о вечном мучении грешников. Заимствовано из поучений св. Иоанна Златоустаго, св. Ефрема Сирина, из сочинений иером. Стефана и др. душеполезных книг» (1892, 1894), «О покаянии, об исповеди и необходимости причащения пречистых Христовых Тайн» (1894).

Книжки были небольшими по объёму – от 12 до 39 страниц. Подобно своему учителю, П. Першин писал просто, заимствуя примеры из современной жизни и многочисленных житий святых. Он черпал духовные наставления из трудов св. отцов, в частности, популярного сборника «Добротолюбие», проповедей, писем Святогорца, «Отечника» еп. Игнатия (Брянчанинова), книг своего учителя иеросхим. Стефана (Куртеева) и др. Из святых отцов особенно ценил сочинения св. Иоанна Златоустого и св. Ефрема Сирина. Из скромности обычно он подписывался кратко – «П.» или «П. П-н»4. Издавал его книги Филейский Александро-Невский монастырь, где он был послушником, а печатались они в типографии Маишеева и губернской типографии в 1892–1902 гг. Одна книга вышла в Слободском в 1908 г.

15 декабря 1898 г. Павел Першин получил паспорт и вскоре уехал к брату в г. Пермь. Под влиянием ли этой поездки или по иным причинам указом консистории от 21 июня 1899 г. он был уволен из монастыря в прежнее состояние, что с рясофорными послушниками случалось крайне редко5.

П. Першин избрал путь приходского священника и нёс это служение в непростые советские годы. Его приход находился в с. Крестогорье Вятской губернии (современный Юрьянский район). Годы лихолетья не прошли стороной. 3 июня 1933 г. он был осуждён особым совещанием при ОГПУ Горьковского края по традиционным для духовенства статьям – ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР и по приговору получил 3 года лишения свободы условно. Дальнейшая его судьба неизвестна. П. Першин был реабилитирован 6 мая 1989 г.6

Автором третьего письма в Оптину стал послушник Филейского монастыря Семён Иванович Скопин. Как и П. Першин, он не происходил из духовного сословия. С. Скопин родился 1 сентября 1860 г. в семье мещанина г. Вятки, окончил приходское училище. Семью заводить не стал. 20 февраля 1890 г. он поступил во вновь основанный Филейский Александро-Невский монастырь7. Однако, судя по его письму, он не был доволен существующими там порядками, в частности, его не устраивало управление монастырём настоятелем о. Августином. О последнем известно следующее. Иеромонах Августин (в миру – Алексей Ефимович Дементьев) родился ок. 1849 г., учился в Вятской гимназии, затем служил канцелярским чиновником. Выйдя в отставку, в 1875 г. он уехал на Афон, где поступил в русский Пантелеймонов монастырь. Спустя два года был пострижен в монашество, позднее рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1889–1890 гг. переведён в Россию, в Вятский Успенский Трифонов монастырь. Поскольку новый Филейский монастырь создавался по афонскому уставу, епархиальные власти в 1890 г. поставили о. Августина во главе вновь созданной Филейской обители. Однако он не оправдал возложенных на него надежд и летом 1894 г. был отстранён от управления обителью8.

26 ноября 1893 г. послушник С. Скопин перешёл в братство Успенского Трифонова монастыря. Менее чем через два месяца, 15 января 1894 г., он был пострижен в монашество с именем Сергий, 6 февраля того же года рукоположен в иеродиакона, а 14 декабря 1897 г. – в иеромонаха. Настоятель его характеризовал положительно: «Трезвен и к послушаниям способен, к богослужению неленостен» (1898)9. В январе 1900 г. о. Сергий был принят на лечение в земскую больницу. В том же году между ним и настоятелем произошёл серьёзный конфликт, после которого он был переведён обратно в Филейский монастырь «под строгое руководство о. Настоятеля», поскольку, по словам епископа Алексия, обнаружен был «…опасный в иноческой жизни недуг непослушания, немиролюбия и строптивости». При этом о. Сергий должен быть попросить прощения у братии и настоятеля10. В 1909–1917 гг. он пребывал в братстве Спасо-Орловского монастыря.

После революции монастырь был закрыт. В первые годы советской власти иеромонах Сергий, по некоторым сведениям, работал почтальоном. С 1927 г. служил в церкви с. Филейка. 22 февраля 1930 г. у него был произведён обыск, в ходе которого изъято воззвание патр. Тихона, 29 церковных книг, старая шуба и 2 подрясника. О. Сергий был арестован за контрреволюционную агитацию против колхозов и коммун, но виновным себя не признал. На вопрос о партийности ответил: «Беспартийный. Подчиняюсь власти согласно заповедей Божиих». 9 марта 1930 г. решением особой тройки при ОГПУ Нижегородского края по ст. 58 п. 10 УК РСФСР он был сослан в Северный край на 3 года. После ссылки служил псаломщиком в Михайло-Архангельской церкви с. Русского. Здесь против духовенства стали составлять новое дело, причём о. Сергия планировалось сделать руководителем «антисоветской группы церковников». Но арестовать его не успели: 11 апреля 1939 г. иером. Сергий умер в возрасте 79 лет. 10 октября 1989 г. он был реабилитирован. Его могила обнаружена в 2000 г. в с. Русском11.

Могила Сергия Скопина в с. Русском.
2000

Письма духовных детей о. Стефана свидетельствуют о том, насколько сильна была их духовная связь со старцем, сколько горя принесла для них его кончина, породив желание уйти из Филейского монастыря, чтобы найти старцев, подобных ему, в Оптиной пустыни.

Несколько слов также следует сказать о человеке, которому были адресованы вятские письма. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894), прославленный впоследствии в чине преподобных, более 30 лет являлся настоятелем Оптиной пустыни. По воспоминаниям современников, он сочетал в себе твёрдое управление обителью, тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием оптинским старцам и высоким подвижничеством. При нём Оптина пустынь во второй половине XIX в. стала одним из процветающих монастырей России. Его наставления были просты, в то же время, назидательны и действенны, потому что являлись плодом его жизненного опыта и доброго отношения ко всем, кто его окружал. В трудные минуты отец Исаакий умел утешить скорбящую душу: «Какие у нас скорби? – говорил он. – У нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом». Сегодня мощи преп. Исаакия покоятся в левом приделе Казанского собора монастыря12.

* * *

Письмо Павла Фёдоровича Першина к архим. Исаакию (Антимонову). 1889 г.
(орфография сохранена):

«Ваше высокопреподобие!
Всечеснейший Отец Архимандрит Исаакий!
Прошу Вашего благословения и молитв к моей убогой, немощной душе, да помилует Господь меня в день суда моего (т. е. в день смерти) и в день Страшного суда Своего, по великой Своей милости и по молитвам Вашим и всех Ваших Отцев Вашей Пустыни (я был в Вашей пустыни два раза и мне очень пондравилось Ваше благочиние в монастыре, и было желание остаться, но не отбывал воинскую повинность. О. Геронтий меня исповедывал и просил меня остаться).
Кланяюсь Вам до земли прошу Вашей милости, окажите любовь к моей худости, пошлите мне книг: 1-ю Иоанна Лествичника, Лествицу в русском переводе. 2-ю Аввы Дорофея тоже на рус. языке. 3-ю Жизнеописание старца схииеромонаха Льва (Леонида) вашей пустыни; и еще две, одну о вечных мучениях грешников, другую о вечном блаженстве праведных.
Для сего посылаю три рубля сер. Сознаю я, что посылаю очень малую цену за книги, но прошу Вас не откажите мне неможному в вере (Рим. 14,1), помогите поддержать мой слабый дух (I Сол. 5,14), по слову апостола; благодатным учением укрепите мое сердце (Евр. 13,9), чтобы я с помощию Божию не увлекся заблуждением беззаконников. Но возрос бы в благода(ти) и познании Господа Иисуса Христа (2 Петр 3,17,18), и чтобы мог с помощию Божиею укрепится верою от чтения книг посланных вами, ибо вера происходит от слышания слов Божественных (Рим 10, 17), по слову Апостола Павла. То и прошу Вас, Боголюбивейший Отец, пошлите мне книг. Я теперь живу близ губернского города Вятки в 7 вер. От Вятки в пустыньке иеромонаха Стефана, – в предполагающейся новой обители. Я крестьянин Вятской губ. и уезда. 28 лет, ремеслом столяр.
О. Архимандрит, прошу Вас, когда будите посылать книги ко мне, то нельзя ли будет Вам уведомить меня, что у Вас всех принимают в монастырь, как-то: ремесленников и неремесленников, а также келью каждому ли послушнику дают у Вас одному или двое живут?
Еще прошу помолитесь о мне и простите меня, что я много Вам наговорил и написал, хотя и из Писания, о Вашим молитвам Господь дал мне силу исполнить то, что выше говорено, от слов апостольских. Ибо устне многоречивых не своя си поведят (Сир. 21,28): глаголю бо и не творю.
Адрес пишите так:
В Вятку губ.
На Пятницку улицу в лавку Андрею Иларионову Матанцеву, и передать Павлу Першину, в пустыньку иером. Стефана.
Вятка
1889 году 20 марта».

На обороте 1 экз. Иоанна Леств. 1 – Аввы Дорофея, 1 – о веч. мучен. 1 – о блажен.

Источник: НИОР РГБ. Ф. 213. Картон 73. Д. 31. Л. 24–25 об.

Письмо Павла Фёдоровича Першина к архим. Исаакию (Антимонову). 1891 г.:

«Ваше высокопреподобие!
Чеснейший батюшка отец Архимандрит Исаакий!
Благословите.
Кланяюсь Вам до земли и прошу Ваших святых молитв о моей убогой и бедной многогрешной душе.
Скажу вам о себе: я крестьянин Вятской губер. и уезда 30 лет от роду, жил у старца иеромонаха отца Стефана 7 лет, а теперь он помер в 1890 год 15 авгус. и нахожусь в великой скорби, унынии и смущении о своем старце. Он был истинно служитель Христов, Боголюбивый, сострадательный, любвеобильный, кроткий, и много меня вразумлял и утешал. А теперь увы мне бедному! Всего этого я лишился и очень бываю не спокоен.
Отец Архимандрит! Я у Вас бывал в Оптиной пустыни и видал у вас есть книга в двух частях Поучения Иоанна Златоустаго, составленныя Стефаном Дерябиным13. У меня очень великое пришло желание приобрести эти книги, потому что я их немного читал и они успокоительны. Но по цене назначенной они очень дороги; то я прошу вас нельзя ли мне их приобресть вот каким образом: Вам быть может известно, что иеромонах Стефан был сочинитель духовных книг и у него их вышло всего более 30 брошурок, а в последнее время отпечатаны в Том так называется: “Полное собрание сочинений иеромонаха Стефана”. И этот том более обоих книг составленныя Дерябиным. И прошу не возмете ли от меня один такой том и еще рубль денег я пошлю, а вы мне две вышеупомянутые книжки пошлете. Будьте так добры, скажите любовь к моей худости. Я вас вечно не забуду и отец небесный воздаст вам за меня убогаго. Если будите согласны, то напишите мне открытое хотя письмо, что вы согласны. А если бы поверили бы мне смрадному, то прямо бы послали бы книги, и я Вам не медля вышлю 1 руб. и Том иеромонаха Стефана. Бог свидетель и Матерь Божия, что я хотя и недостойный назватся вашим послушником, но не обману но слушаюсь. Адрес мой так:
В город Вятку.
На Владимирскую улицу дом Бурдина, Николаю Зонову для передачи в новый монастырь Павлу Ф. Першину.
Простите ради Господа, быть может я и оскорбил Вас и Бог Любви и мира будет с Вами.
Непотребный раб послушник
Павел Федоров Першин.
Еще скажу вы хотя и не будите согласны на мою прозбу, то прошу и тогда уведомите меня открытой карточкой.
1891 года 11 мар.»

Источник: НИОР РГБ. Ф. 213. Картон 70. Д. 59. Л. 1–2.

Письмо Симеона Скопина к архим. Исаакию (Антимонову), 1893 г.:

«Его Высокопреподобию
Всечестнейшему Отцу Архимандриту!
Батюшко Отец Архимандрит простите нас, что мы Ваше имя не знаем. Живем мы я рясофорный монах Симон тридцати трех лет и брат мой о Христе послушник Иоанн девятнадцати лет во вновь открытом в 1890 г. Сентября 16-го дня Александро-Невском монастыре близ города Вятки. Существует три года. Причина нашего выхода та, что нет примернаго образа монашеской жизни. Хотя мы не осуждаем жизнь нашей братии, но Иоанн Лествичник велел же разсматривать образ монашеской жизни. Мы люди еще не укрепленные и боимся, чтобы не могла наша жизнь разстроится. Ограда монастыря у нас никогда к ноче не запирается. Потом дозволяется ходить свободно женскому полу по братским келлиям, что очень вредно для братии хотя и было говорено об этом несколько раз строителю О. Августину. Но он на это не обращает никакого внимания. Братии у нас монашествующей человек десять, а остальныя все молодыя послушники. Если только не имеешь Страха Божия то как знаешь, так и живи. Строитель о. Августин братию нисколько не жалеет и не хранит ее и не обращает он никакого внимания на нравственное поведение. А ваша пустынь нам известна. Там братию особенно молодых хранят и жалеют и смотрят за нравственностью и живут под старцами. Нам это-то и желательно, а прямо без проса письмом мы не решаемся идти. Может быть Вы нас не примите. Послушания мы исполняем клиросное и ходим когда потребуют на общебратские послушания. Ваше Высокопреподобие батюшко Отец Архимандрит окажите отеческую любовь и милость пожалейте нас, примите нас рясофорного монаха Симиона и брата моего о Христе послушника Иоанна в Вашу обитель. У нас есть по милости Божией склонность и ревность к монашеской жизни. Только примера не с кого взять в нашей обители, а очень трудно жить без поддершки старцев. Ожидаем от Вас батюшко ответ непотребныя послушники рясофорный монах Симон и послушник Иоанн.
Адрес г. Вятка губернский Пятницкая улица Владимиру Константиновичу Лаженицыну в собственный дом с передачею Симеону Иванову Скопину.
15-го Апреля 1893 г.
Александро-Невский монастырь.
Потому Батюшко адрес не пишу на монастырь строитель нам не передаст письма у себя удерживает, то очень прискорбно бывает».

Источник:. НИОР РГБ. Ф. 213. Картон 73. Д. 30. Л. 97–98 об.

Примечания

1 НИОР РГБ. Ф. 213. Карт. 1. Д. 2. Л. 75 об., 81, 137, 194, 223, 237 об., 239; Д. 3. Л. 213 об.–214, 262, 263, 298 об., 302, 349 об., 389 об., 390, 504, 545 об., 614, 619 об., 647, 671 об., 753, 775.
2 ГАКО. Ф. 1100. Оп.1. Д. 2. Л. 15 об.–16.
3 НИОР РГБ. Ф. 213. Карт. 70. Д. 59. Л. 1–2; Картон 73. Д. 31. Л. 24–25.
4 Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей : в 4 т. Т. 2. М., 1957. С. 341.
5 ГАКО. Ф. 1100. Оп.1 . Д. 2. Л. 15 об.–16.
6 Книга памяти жертв политических репрессий Кировской области. Киров, 2001. Т. 4. С. 305.
7 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 325. Л. 12 об.–13.
8 ГАКО. Ф. 247. Оп. 1. Д. 170. Л. 403; Д. 222. Л. 91–93, 149–149 об.; Ф. 1257. Оп. 1. Д. 46. Л. 1, 15 об., 17.
9 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 325. Л. 12 об.–13.
10 ГАКО. Ф. 247. Оп. 1. Д. 240. Л. 83; Д. 246. Л. 1 об.
11 Книга памяти жертв… Т. 4. С. 220; Маркелов А. В. Русский путь : к 105-летию прихода Михайло-Архангельского храма с. Русского Вятской епархии. Киров (Вятка), 2006. С. 38–40.
12 Оптинский патерик. Саратов, 2006. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noautor/optpaterik/22.html (дата обращения: 21.12.2012).
13 Собрание поучений, избранных из творений святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого / сост. Стефан Дерябин. Т. I. М., 1887. 440 с.; Т. II. М., 1889.525, [VI] с.