Главная > Выпуск №22 > Алексей Иванович Столбов. Штрихи к портрету

Алексей Иванович Столбов. Штрихи к портрету

Л. Б. Горюнова

А. И. Столбов – художник

Живописное наследие Алексея Ивановича Столбова – художника немногочисленно. Это картины, этюды, эскизы разного уровня профессионального мастерства, хранящиеся в фондах Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых; произведения, входящие в собрание Слободского музейно-выставочного центра; пейзажные работы этюдного характера, принадлежащие частным владельцам. Они создают поверхностное мнение о живописи художника. Более объёмное представление о творческом портрете А. Столбова может дать анализ местной прессы начала ХХ в., посвящённый вятским художественным выставкам, экспонентом которых он был на протяжении 30 лет, начиная с 1904 г.

Формирование творческого мышления Алексея Ивановича проходило в Петербурге в самых престижных для того времени учебных заведениях. Он получил хорошее профессиональное образование в Императорском училище технического рисования барона Штиглица и Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. На эстетические взгляды молодого человека повлияла не только учёба в столичных вузах, но и сама художественная атмосфера города, отличавшаяся насыщенной культурной жизнью. В это время происходило создание различных творческих кружков и обществ, открытие новых экспозиций в богатейших музейных залах столицы; знакомство с выставками мастеров современного искусства России и Европы, диспуты и обсуждение новых направлений во всех областях культуры.

Петербургская школа живописи рубежа ХХ столетия, связанная с искусством «русского культурного ренессанса» (Н. Бердяев), и особенности художественной среды Петербурга определили главные ориентиры творческого пути вятского художника, остро чувствовавшего перемены в системе жизненных ценностей порубежной эпохи. Обострённое личностное начало в понимании своего времени он смог воплотить в многочисленных картинных композициях.

Для лучших живописных работ А. Столбова характерно осмысление окружающей действительности в контексте философского размышления над вечными проблемами бытия: что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и низкое, сиюминутное и вечное, земное и небесное. Стремление к глубинному познанию своего внутреннего мира и соотнесение его с миром внешним нередко рождали в душе художника романтические настроения. В живописных картинах автор часто обращался к аллегорическим композициям, образам-символам, имеющим многоуровневое смысловое прочтение.

А. И. Столбов. 1901 г.

В основном, творчество вятских художников было связано в то время с традиционным реалистическим направлением в искусстве. На выставках преобладал преимущественно натурный пейзаж. Художественные произведения А. Столбова отличались поиском символической образности. Его живописные композиции, носившие сочинённый характер, казались «странными» вятскому зрителю, однако производили на него большое впечатление.

Дебют молодого живописца состоялся в 1905 г., и его работы сразу же были отмечены в местной прессе: «Г. Столбов является единственным декадентом на выставке, как по своим краскам, так и по 2-м символическим картинам. Удачнее всех у него “Потонувший колокол”, “Остров смерти” и “Утёс”. В “Потонувшем колоколе” хороша игра цветов. “Остров смерти” (Беклин, Васнецов, Вагнер) написан яркими, страстными красками с хорошо переданным фосфорическим блеском зелёных огней. Несколько темна идея картины. Весёленький, правдивый, мягкий по тонам пейзаж “Утёс” испорчен соснами и безжизненным небом. Г. Столбов передает воду едва ли не натуральнее всех экспонентов»1. Рецензент выставки под псевдонимом «Делитант» обращает внимание на особенности живописной манеры автора, явные тенденции символизма в его картинах и в то же время отмечает интерес к натурным наблюдениям природы.

А. Столбов обращался к вечным темам в искусстве, каковыми были смерть, любовь, страдания. Трагический оттенок в творческих исканиях художника был связан с поиском нового эстетического идеала, контуры которого не имели ясных очертаний. Религиозно-философским содержанием были проникнуты картины «Искупление», «Грех», «Набат». Тоска по духовной свободе запечатлена в живописных работах «Раздумье», «Женщина моря», в которой доминирует ощущение таинственного мистического начала.

В ряде работ художника можно заметить врубелевские, демонические интонации, близкие А. Столбову по мироощущению и характеру образного решения темы. Это такие картины, как «Разбитые мечты», «Перламутр», удивлявшие местную публику экспрессивной манерой письма, яркостью красок, цветовой насыщенностью и декоративностью, напряжённостью пластического языка живописи. Как и в творчестве М. Врубеля, фантазия у А. Столбова соединяется с реальностью, а сюжеты некоторых картин были откровенно фантастичны. К примеру, «Диссонанс, Симфония любви». Следуя эстетике символизма, художник порой населял свои полотна вымышленными и мифологическими существами. Он творил свой собственный фантастический мир, мало похожий на реальность.

Поэтические грёзы художника раскрываются в картине «Эдельвейс» с изображением сочинённого горного пейзажа, на фоне которого проявляется утончённый женский профиль. Мистическое обаяние элегического образа подчёркивается белоснежным цветком неземной красоты. Мотив данной работы, как сообщалось в газете «Вятская речь», был навеян автору стихотворением в прозе «Эдельвейс», написанным М. Горьким для пьесы «Дачники».

Тема внутреннего одиночества, характерная для художников символического направления, нашла отражение в живописной лирике А. Столбова пейзажного характера: «Лунная ночь», «Вечерняя звезда», «Парус», «Море». Местные критики называли автора произведений «вятским маринистом». В этих пейзажах, как и в предыдущей работе, прослеживается влияние западноевропейских мастеров, в частности, немецких символистов.

Живописные полотна художника всегда вызывала бурные обсуждения на выставках. Местные критики писали о «духе модных символических исканий» в картинах А. Столбова, упрекали его в «сочинённости художественных произведений без опоры на натуру», видели «олеографический оттенок» в пейзажных композициях мастера, называя его «вятским декадентом».

Несмотря на постоянные критические замечания со стороны так называемых «вятских аналитиков искусства», А. Столбов оставался самим собой, со своим неповторимым характером видения. Период 1905–1910-х гг. можно считать временем творческого подъёма в жизни художника. В последующие годы его преследовала череда неудач, так как картины, лишённые духа идейно-революционной направленности, оказались невостребованными обществом.

В 1920–1930-е годы он продолжал участвовать в выставках преимущественно живописью этюдного характера, а также скульптурными портретами. Из этого периода следует остановиться только на одной известной нам картине «Аллегорическая композиция» 1931 г. В ней запечатлена мифологическая модель мира периода сталинского тоталитарного режима. Сам глава государства представлен в образе Георгия Победоносца. Каждый персонаж данной работы несёт в себе глубокий смысловой подтекст. Живописное произведение художника рассчитано на ассоциативность мышления, знание традиций лубочного письма и иконописи.

Творчество А. И. Столбова представляет особую страницу в культурной жизни Вятки начала ХХ столетия. Живописные искания мастера органично вписываются в контекст изобразительного искусства той эпохи, когда новая душа культуры пробуждалась вместе с новым мироощущением. «Вятский декадент», остро чувствовавший ритмы своего времени, смог не только запечатлеть их в своём живописном наследии, но и заявить о новых поисках образно-пластического мышления в искусстве местных мастеров.

А. И. Столбов – педагог

А. И. Столбов внёс свой вклад в развитие художественного образования Вятки начала ХХ века. В разное время он преподавал рисунок, лепку, живопись во многих учебных заведениях города, среди них Вятское коммерческое училище, Вятское духовное училище и семинария, школа для глухонемых, Вятская народная студия художеств. В педагогической деятельности А. И. Столбова большую роль играл опыт художника-практика, ведущего активную творческую работу, а также стремление к воплощению в жизнь новых прогрессивных идей в системе художественного образования.

Первый набор учащихся 1908/1909 г. (фотография на улице)

Алексей Иванович приступил к педагогической деятельности в то время, когда в художественной жизни страны появились самые различные взгляды на искусство, на школу, на формы и методы преподавания. Цели и задачи преподавания рисования в школах понимались представителями различных направлений по-разному. Расхождения были как в определении содержания, так и в методах обучения, что отразилось в методических руководствах тех лет.

А. Столбов, получивший профессиональное образование в столичных вузах Санкт-Петербурга, стремился реализовать свои знания в провинции в русле новых педагогических идей. Самая яркая страница этого художника-педагога была связана с Вятским коммерческим училищем (1908–1928), целью которого явилась организация «школы нового типа». «Это учебное заведение, – сообщалось в местной прессе, – было попыткой создать на вятской почве среднюю школу, отличающуюся от старой не только программой и приёмами преподавания, но и системой воспитательного воздействия на детей»2.

Педагогическая среда училища способствовала проявлению творческого потенциала каждого преподавателя, ориентированного в своём труде на последние достижения в области педагогики. Новые искания в сфере культуры и искусства не могли не оказать своего влияния на преподавание художественных дисциплин, к которым предъявлялись новые требования. В круг рисования в общеобразовательной школе должно было входить не только рисование с натуры всеми способами, как основной отдел программы, но и лепка, черчение, иллюстрирование, упражнения в составлении декоративных украшений, определённые сведения по изобразительному искусству.

От учащегося требовались не столько знания геометрических и орнаментальных форм, сколько развитие наблюдательности, творческого воображения, памяти форм и красок, основанных на изучении природы и окружающей обстановки; требовалась тесная связь рисования со всеми предметами учебного курса, то есть оно становилось непременным спутником ребёнка. Всё это заставило уже многих учителей рисования значительно отступить от официальных программ на свой страх и риск.

Приверженцы новой методики в области художественного образования, к каковым относился А. Столбов, выдвигали на первое место общие вопросы эстетического воспитания детей, проблемы детского творчества и детской психологии, стремились не столько к привитию «технических умений, сколько к развитию способности глубоко проникать во всякое художественное творчество, испытывать от него эстетическое наслаждение».

Авторская программа А. Столбова по рисованию и лепке была составлена с учётом всех перечисленных выше новых требований к преподаваемым им предметам. Обозначенные ориентиры в современной педагогике были творчески переосмыслены художником.

На уроках рисования педагог добивался того, чтобы «учащиеся владели карандашом так же, как владеют речью, и посредством его передавали свои мысли, впечатления от действительности, создавали образы, навеянные им фантазией». С этой целью ученики рисовали с самых младших классов и по памяти, и с помощью воображения (иллюстрированное рисование), и с натуры. Они с интересом изучали графические техники и особенности их выразительных средств, работали карандашом, углем, пастелью, тушью, акварелью, итальянским карандашом. А. Столбов не ставил перед собой задачу научить всем приёмам рисования (это дело специальных школ). Он стремился развить заложенные в детях наблюдательность, умение подметить типичные черты предмета, которые делают его жизненным и интересным. В старших классах занятия заканчивались выполнением свободных набросков с модели, живописных этюдов и портретов.

Богатый материал для рисования давала работа на пленэре. Уроки обычно проводились во дворе училища или в Александровском саду. Там ребята закрепляли полученные ранее понятия о цветовых рефлексах, светотени, тоновых отношениях, линейной перспективе. Переходя к масляным краскам, учитель требовал правильного рисунка, передачи художественного впечатления от увиденного мира.

Параллельно рисованию шли занятия по лепке. А. Столбов считал, что «лепка углубляет возможности понимания формы». По его мнению, ученики должны владеть глиной, как «музыкальным инструментом». Лепили с гипсовых голов, делали барельефы с качественных фотографий памятников мировой культуры, строили натурные композиции. Особенно с большой увлечённостью дети лепили на свободные темы по их воображению и выбору. Курс лепки завершался выполнением гипсового бюста.

Метод обучения А. И. Столбова строился на наблюдении натуры, с од-ной стороны, а с другой – на развитии творческого воображения и фантазии. Он писал: «Нормальное развитие воображения у детей идёт хорошо только тогда, когда оно держится реальных форм, взятых из действительности путём наблюдения. Поэтому ставил задачу: тем, кто склонен к фантазии – больше рисовать с натуры, а кто хорошо наблюдает натуру – больше рисовать по воображению»3. Он учил создавать не саму натуру, а передавать образное впечатление от неё.

Вся педагогическая система А. Столбова была направлена на то, чтобы привить ребёнку любовь к искусству. Можно сказать, что ученики жили в атмосфере творчества. Где особенно проявлялась детская фантазия и воображение – это в сочинении обложек для книг и изготовлении календарей; исполнении иллюстраций для уроков русского и иностранного языков, естествознания, географии, истории; а также декораций к школьным спектаклям и литературно-музыкальным вечерам. В одном из отчётов А. Столбова о работе с детьми мы узнаём, что учащиеся старших классов ставили пролог из «Снегурочки» А. Н. Островского. Свободное помещение было убрано в древнерусском стиле: зал изображал палату царя Берендея, один из классов – «Постоялый двор», другой – «Таинственный лес». Все декорации были исполнены учащимися.

Результатами педагогической деятельности учителя стали ежегодные выставки-отчёты ученических работ, которые вызывали большой интерес у посетителей и находили широкий отклик на страницах местной прессы. Данные выставки стимулировали развитие творческого потенциала школьников, с большим желанием участвовавших в экспозициях.
Уроки А. Столбова проходили в кабинете, наполнение которого создавало особую обстановку, способствующую погружению в художественную среду, необходимую для работы ученика. Преподавателем было продумано эстетическое оформление кабинета, включавшего в себя художественно выполненные гипсы и гравюры-снимки со скульптурных произведений выдающихся мастеров мировой культуры, с картин известнейших художников отечественного искусства. Тут же художественные открытки – снимки с памятников культуры ведущих музеев мира. По мнению педагога, всё это должно было служить развитию эстетического вкуса учащихся, «создавать настроение и внушать художественные темы».

Кабинет рисования и лепки. 1910-е гг.

Отдельным направлением в работе педагога стали практические занятия, которые проходили на выставках и музейных экспозициях. В процессе этих уроков учащиеся знакомились с памятниками высокой культуры, с произведениями современных художников, а также учились понимать и анализировать выразительные особенности языка изобразительного искусства.

А. Столбов был внимателен к каждому ученику и старался заразить его своей увлечённостью к художеству. В детях его огорчала заурядность, шаблонность, обыденность восприятия окружающей действительности. Он ценил и развивал в своих учениках самостоятельность взглядов, нестандартность мышления, свободу творческого воображения. Именно эти качества оказались доминирующими в искусстве учеников вятского педагога Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, которые внесли огромный вклад в развитие иллюстрации детской книги и получили мировую известность.

Созданная А. И. Столбовым авторская программа эстетического воспитания школьников свидетельствовала о высоком профессиональном уровне педагога. Результатом своей работы художник считал умение учеников при-менять в дальнейшей жизни приобретённые в процессе учёбы знания и практические навыки. Обращаясь к педагогическому наследию А. И. Столбова, убеждаешься в том, что его методика преподавания, творческий подход к воспитанию и образованию ребёнка остаются актуальными и заслуживают особого внимания в наши дни.

А. И. Столбов – общественный деятель

А. И. Столбов был не только педагогом, художником, но и известным в Вятке начала ХХ века общественным деятелем. Энергичный, эрудированный, хорошо образованный педагог-художник, всегда имевший свою жизненную и творческую позицию, стоял у истоков многих начинаний в области культуры и искусства местного края.

Знаковым событием эпохи можно считать создание Вятского художественного кружка (1909), определившего на многие годы судьбу всех культурно-исторических преобразований нового столетия. Данное творческое сообщество смогло появиться благодаря инициативе местной интеллигенции, ключевую позицию в деятельности которой занимали художники, получившие профессиональное образование в столичных вузах Москвы и Петербурга. Незаурядной, яркой личностью в их среде оказался А. Столбов. Он был одним из лидеров кружка в самом начале создания этого творческого объединения. Суть его сводилась к привлечению внимания местного населения к изобразительному искусству путём выставочной и лекционной деятельности, укреплению и дальнейшему развитию художественных сил Вятки, созданию культурных связей между провинцией и столицей. В конечном результате вся эта деятельность была направлена на открытие художественно-исторического музея (1910).

Первым председателем кружка был художник-фотограф с мировым именем С. А. Лобовиков, а его непосредственным помощником, товарищем председателя – А. И. Столбов. Пользуясь уважением кружковцев, Алексей Иванович не раз выбирался председателем собраний, на которых разрабатывались основные положения работы новой творческой организации. Он принимал самое активное участие в обсуждении устава кружка, в определении его целей и путей их достижения.

Члены Вятского художественного кружка. 1910 г.

В деятельность кружка входило: учёт и охрана памятников искусства и старины, участие в организации Вятского народного университета, оформление революционных праздников, изучение народного творчества, открытие народной студии художеств, создание программы по эстетическому воспитанию в школе, подготовка к открытию художественно-промышленных мастерских, организация выставок и многое другое. А. Столбов был не просто задействован во всех направлениях работы кружка, а сам активно внедрял принятые решения в жизнь.

Понимая значимость в сохранении культурно-исторического наследия прошлого, Алексей Иванович проявил большой интерес к работе Вятской учёной архивной комиссии. В 1914 г. он стал действительным членом этой организации, задачи которой состояли в выявлении, изучении, сохранении и популяризации памятников истории и культуры, прежде всего, местного края. Через год художник числился членом комитета кружка любителей церковной старины при Вятском епархиальном братстве во имя святителя и чудотворца Николая. Деятельность кружка, как сообщалось в «Вятских епархиальных ведомостях» за 1916 г., предполагала самообразование в области археологии вообще и, в частности, Вятского края. Сюда входило посещение церквей и музеев г. Вятки, чтение докладов и сообщение материалов по археологии края, создание музея, библиотеки, нумизматического отдела. А. Столбов имел непосредственное отношение к программе выполнения поставленных задач.

В 1918 г. на общем собрании художников был создан подотдел изобразительного искусства при губернском отделе народного образования, одним из членов его комитета стал А. И. Столбов.

До революции он принимал участие в работе прессы левого направления, сотрудничая с Н. А. Чарушиным (братом архитектора И. А. Чарушина) в газете «Вятская речь». Некоторое время художник был редактором газеты и публиковал в ней свои материалы под псевдонимом «Вятич». Большинство его статей было посвящено теме культуры. За политические взгляды, которые расходились с позицией местных властей, художник вынужден был уйти из редакции газеты.

Алексей Иванович занимался большой просветительской работой в области художественного образования. Он проводил занятия на учительских курсах в городе, выезжал в районы области (Орлов, Нолинск, Шарью и другие) с лекциями по эстетическому воспитанию школьников. Читаемый материал базировался на личностном опыте лектора, его авторских программах и изучении современной литературы в области европейской и отечественной педагогики.

Авторитет, уважение и известность творческой личности А. Столбова позволили ему быть в центре всех культурных событий местного края. В частности, он явился одним из организаторов открытия новых художественно-образовательных учреждений Вятки, среди них народная художественная студия (1918), в которой художник-педагог вёл занятия во всех скульптурных классах. Алексей Иванович входил в комиссию по подготовке к открытию художественно-промышленных мастерских (1919), принимал участие в создании Вятского филиала АХР – Ассоциации художников революции (1928, до 1928 – Ассоциация художников революционной России), а позднее вятского товарищества «Художник» (1934), был членом художественного комбината «Кировский художник», членом жюри многих выставкомов.

В вышеизложенной публикации только обозначены основные направления в работе А. Столбова как общественного деятеля. Безусловно, исследование архивных документов послужит дальнейшему развитию этой темы. И всё же на данном этапе изучения жизни и деятельности художника вполне можно говорить о его гражданской позиции, выраженной в заинтересованности развития культуры и истории Вятского края. Это был человек, одержимый идеей искреннего служения искусству.

Примечания

1 Дилетант. К первой выставке местных художников и фотографов // Вятский вестник. 1905. 13 апр. С. 2–3.
2 Вятская речь. 1913. № 111. С. 3.
3 Отчёт Вятского восьмилетнего коммерческого училища за 1909–1910 годы. Вятка, 1910. С. 129.

Рассматриваемые в тексте живописные произведения сохранились в фотоархиве семьи художника без указания года создания. Из архивных документов и вятской прессы известно, что некоторые работы, упомянутые в данной статье, экспонировались на местных выставках:

1905 г. – «Потонувший колокол», «Остров смерти», «Утёс»;
1906 г. – «Вечерняя звезда», «Эдельвейс», «Парус», «Искупление», «Грех»;
1907 г. – «Лунная ночь»;
1912 г. – «Раздумье», «Экспрессия печали»;
1913 г. – «Диссонанс, Симфония любви»;
1917 г.– «Перламутр».

Женский портрет. 1909 (в фотоархиве семьи работа называется «Разбитые мечты». В рецензии П. Дульского 1910 г. на выставку картин художественного кружка она идёт под названием «Мечты»).

А. И. Столбов. Из собраний музеев

Набат. 1900-е.
Слободской музейно-выставочный центр

Разбитые мечты. (Женский портрет. 1909). Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых

Аллегорическая композиция. 1931.
Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых

А. И. Столбов. 1900-е гг. Из частного собрания. Публикуется впервые

Дерево

Лесная дорожка

Море. 1902.

Лес. Этюд

Этюд. 1907 г.

Этюд с лилиями. 1900-е гг.

Этюд. 1900-е гг.

Этюд

Этюд. 1914 г.