Главная > Выпуск №21 > А. Д. Машковцев: любимое...

А. Д. Машковцев:
любимое дело он делал мудро, честно, от всего сердца!

Г. А. Коряковцева

В историю вятского музыкального образования XX в. вписаны имена многих замечательных педагогов. Отдавая силы, время и душу ученикам, они внесли весомый вклад в дело воспитания юных музыкантов и составили славу вятскому учительству. В этой славной плеяде известных нам фамилий должно появиться имя Аркадия Дмитриевича Машковцева, руководителя струнного оркестра Кировского городского Дворца пионеров.

Аркадий Дмитриевич Машковцев родился в губернской Вятке 8 февраля 1911 г. Его отец, Дмитрий Андреевич, был личностью интересной. Он окончил Вятское четырёхклассное училище, проходил военную службу на Тихоокеанском флоте, участвовал в Русско-японской войне (1904–1905 гг.). После военных событий остался на Дальнем Востоке, бороздил моря и океаны, повидал многие страны и континенты. Вернувшись в Вятку, работал в немецкой фирме «Зингер».

Мама, Наталья Михайловна, была в услужении в доме купца Лаптева и до замужества жила в семье купца на правах родственницы. С купеческого позволения здесь же, в комнатах цокольного этажа особняка на Владимирской улице, весной 1910 г. поселилась молодая чета Машковцевых. После октябрьских событий семья переехала в небольшую квартиру на улице Пролетарской.

В семье было семеро детей: пять сыновей – Александр, Владимир, Аркадий, Борис, Евгений и две дочери – Надежда и Елизавета. Это было дружное семейство, где все – взрослые и дети – любили и почитали искусство.

Одна из сестёр, Надежда Дмитриевна, рассказывает: «Все мы стремились к знаниям и хорошо учились в школе. Дома играли на музыкальных инструментах, пели, читали стихи, разыгрывали сценки. В праздники устраивали целые концерты! Братья, Аркаша и Женя, проявляли особый интерес к музыке, они же были заводилами наших выступлений перед родителями. В праздники на домашние представления приходили соседи, друзья, знакомые. Все ждали чего-то интересного, и мы старались!»

«Прошло время, все выросли, выучились, – продолжает Надежда Дмитриевна. – Каждый устроился в жизни. Александр преподавал в МГУ, Владимир стал шахтёром, Борис работал мастером на Кировском текстильном комбинате, я получила специальность бухгалтера-экономиста, Елизавета жила в Риге, Аркадий, не сразу, но стал музыкантом».

В середине 20-х гг. XX в. в стране – разруха, голод, неустроенность. В 1925-м Аркадий оканчивает неполную среднюю школу. Он мечтает о профессии музыканта, но, чтобы помочь семье, поступает в Вятскую торговую школу и спустя три года начинает работать продавцом в отделе тканей универмага.

Небольшое постоянное жалование дало возможность поддержать семью и осуществить свою мечту – учиться у известного вятского педагога, заслуженного артиста России Михаила Николаевича Синицына. Аркадий познаёт нотную грамоту, законы гармонии, увлечённо занимается на инструменте.

…В Вятке, как и везде в России, в начале 30-х гг. стремительно развивается художественная самодеятельность. Дети, взрослые, а особенно молодые люди, тянутся в клубы фабрик и заводов. Каждый ищет дело по душе: поёт, танцует, играет, декламирует. Аркадий выбирает оркестр и становится участником музыкального кружка Вятторгслужащих. Он всё чаще задумывается о профессии музыканта, и судьба, открывая новую возможность, благоволит этому желанию.

В начале ноября 1933 г. Аркадия Машковцева призывают в ряды Красной Армии, и уже через полмесяца молодой красноармеец несёт военную службу музыкантом духового оркестра Горьковского танкового училища им. И. Сталина. Вспоминая то время, Аркадий Дмитриевич рассказывал о праздничных парадах, репетициях, выступлениях оркестра в Офицерском клубе. Он считал, что та школа, которую он прошёл под руководством профессиональных военных музыкантов, помогла состояться в профессии и в жизни.

Отслужив два года, Аркадий возвращается в Киров. Здесь всё по-прежнему: дети, рабочие, интеллигенция тянутся к музыке, кино, театру, с удовольствием посещают концерты и спектакли. Газеты сообщают о гастролях Розы Изгур, Леонида Собинова, о спектаклях Пермского театра оперы и балета, о постановках Кировского драматического театра, где идут «Огненный мост» Б. Ромашова, «Доходное место» А. Островского, «Принцесса Турандот» К. Гоцци.

Стремясь приблизить публику к лучшим произведениям классики, город Киров включается в общероссийское движение «Музыку – массам». Согласно тематике идут концерты по радио, в читальном зале областной библиотеки им. А. Герцена, кинотеатре «Колизей», на сценах школ и клубов. На страницах газет – лозунг «Сделаем музыку орудием социалистического переустройства мира!»

Надо сказать, что середина 30-х гг. прошлого столетия – это то время, когда советским правительством были предприняты первые попытки осмысления пройденного обществом пути. В образовании, промышленности, разных областях народного хозяйства корректируются цели и задачи. В сфере культуры утверждается план замены профессионального искусства на художественную самодеятельность. С этого момента она получает поддержку государства и имеет чёткую идеологическую направленность.

В духе времени Кировский городской революционный комитет ВКП(б) призывает мастеров культуры и всех, кто увлечён искусством, помочь создать в школах, клубах кружки художественной самодеятельности. Именно тогда в художественную самодеятельность приходят настоящие сподвижники: искренние любители танца, музыки, театра. Они не профессионалы, но большинство из них, благодаря своей природной одарённости, занятиям у частных педагогов, практике игры в оркестрах обладает определёнными знаниями и навыками. Эти увлечённые делом люди организуют кружки детской художественной самодеятельности, становятся наставниками юных талантов. Одним из таких любителей, энтузиастов-бессребреников был Аркадий Дмитриевич Машковцев. С ноября 1938 г. он – руководитель кружка народных инструментов городского Дома пионеров.

А. Д. Машковцев. 1930-е гг.

Аркадий Дмитриевич любил детей и музыку, не жалел сил и времени на новое дело. Вскоре для многих кружковцев он становится любимым учителем, дети охотно бегут на репетиции, с желанием постигают искусство игры на инструментах. Учебные занятия оркестра проходят по специальной программе. В учебный план работы кружка входили: теоретические и практические занятия, работа с солистами, воспитательная работа, массовая работа (выступления на концертах), методическая работа, работа с родителями, оказание помощи школам в создании кружков.

Работа кружка преследовала определённые цели: дать знания по музыкальной грамоте, научить детей игре на одном из инструментов оркестра, выработать навыки игры в оркестре. В задачи обучения входили: создание оркестра, способного к исполнению оркестровых произведений, знакомство кружковцев с различными видами музыкальной культуры. Занятия с каждой группой проходили два раза в неделю по одному часу, сводные репетиции – один раз в неделю. Учащиеся 1-го года обучения составляли подготовительную группу оркестра, учащиеся 2-го и последующих лет – основной состав коллектива.

Всем этим сложным устройством кружка: обучением, репетициями, выступлениями, знакомством с «различными видами музыкальной культуры», занимался Аркадий Дмитриевич Машковцев. Через два года после создания оркестр имел концертный репертуар, являлся участником смотров детской художественной самодеятельности, был победителем областной Олимпиады детского творчества, в которой принимали участие свыше 1000 человек из 36 районов области (ЭЗВ. Т. 9. С. 86).

…Война надолго оторвала Аркадия Дмитриевича от любимого дела. В августе 1941 г. он мобилизован в Красную Армию на должность капельмейстера полкового оркестра сформированной в Кирове 355-й стрелковой дивизии. С 1942 г. проходит службу командиром взвода на Калининском и Белорусском фронтах, а с апреля 1945 г. направляется для дальнейшего прохождения службы в Забайкалье, где принимает участие в боевых действиях.

Судьба хранила Аркадия Дмитриевича. «Серьёзных ранений у него не было, – рассказывает дочь Маргарита Аркадьевна, – но напряжённые случаи на войне бывали. Однажды, выполняя задание командира, он передвигался ползком по нейтральной полосе и попал под плотный перекрёстный обстрел. Когда дополз к своим и встал на ноги, шинель во многих местах была пробита и висела клочьями. Тогда папа чудом остался жив».

«…А вообще, он не любил вспоминать то время, – говорит дочь. – Если на День Победы его приглашали в школы с рассказами о войне, шёл с неохотой и свои награды надевал редко, а их у него немало!»

За проявленный героизм в Великой Отечественной войне А. Д. Машковцев был отмечен командованием и награждён орденом Красной Звезды, медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

В октябре 1946 г. лейтенант Машковцев был демобилизован из Вооружённых Сил. Не прошло и месяца, как Аркадий Дмитриевич появился в Доме пионеров. Он снова организует детей и из почти распавшегося в военные годы коллектива создаёт новый струнный ансамбль.

В родных стенах Дома пионеров Аркадий Дмитриевич находит свою судьбу, свою «половинку» – симпатичную, стройную девушку Зою Алексеевну. Молодые поженились, и, как рассказывает дочь: «Семья была благополучна, и наше детство было счастливым! Мама с рождением детей ушла с работы, а папа много трудился. Видимо, времени не хватало, и часто дома он писал ноты, делал медиаторы, сочинял музыку. Он был внимательным, заботливым, интеллигентным, всегда опрятным. Вечерами играл с нами в лото, шашки или домино, читал книги, учил нас с сестрой музыкальной грамоте. Иногда аккомпанировал маме на гитаре. Мы жили спокойно и счастливо».

К ноябрю 1948 г. после ремонтных работ и реставрации в Кирове был открыт Дворец пионеров. «26 красиво отделанных комнат, богатый художественно-архитектурной отделкой зрительный зал, фойе. До сих пор у нас не было таких условий для развёртывания внешкольной работы с детьми… Пионеры получили прекрасный подарок от Родины», – пишет «Кировская правда» 5 ноября 1948 г.

«Действительно, – рассказывает бывший директор Дворца пионеров Александра Ивановна Стремоухова, – в год 30-летия комсомола был закончен капитальный ремонт старинного здания. Как мы были рады! Вместо пяти тесных комнат мы получили 3 этажа прекрасно отделанных классов, репетиционных, игровых. А какой концертный зал – чудо!

И педагогический коллектив был замечательный! Ребята гурьбой приходили учиться к Г. М. Балуеву, Д. Тунгалу, Н. М. Нарбековой, А. Д. Машковцеву. Аркадий Дмитриевич ничем не выделялся, был спокоен, прост, добр, внимателен к детям, и неудивительно, что быстро стал любимцем девчонок и мальчишек. Им повезло, все они прошли у Аркадия Дмитриевича школу человечности и доброты, школу становления личности. Он не был музыкантом-профессионалом, но он был прекрасным учителем, мастером своего дела. Аркадий Дмитриевич спокойно, не торопясь учил каждого, радовался успехам своих учеников, воспитывал у непоседливых мальчишек культуру поведения, которой обладал сам. Аркадий Дмитриевич был настоящим другом своим воспитанникам, и они доверяли ему».

Струнный оркестр Дома пионеров. 1947 г.

О многом ещё вспоминала Александра Ивановна в нашу встречу: о поездках с концертами в летние лагеря и торжественных пионерских кострах, о доверии к учителям и дружбе, а в заключение сказала: «Аркадий Дмитриевич в каждом ребёнке видел талант. У него был природный дар к обучению и воспитанию детей!»

На рубеже 50-х г. XX в. оркестр народных инструментов Дворца пионеров стремительно растёт, часто выступает на многочисленных концертах. В фондах Государственного архива Кировской области (Р-3598. Оп. 1, 2.) мне удалось найти репертуарные планы кружка народных инструментов Дворца пионеров за несколько лет.

В годовом отчёте за 1948/1949 г. Аркадий Дмитриевич пишет: «В течение учебного года были взяты в работу и звучали на концертах:

– классика – П. Чайковский «Неаполитанская песенка», И. Брамс «Венгерский танец № 4», В. Серов «Пляска девушек» из оперы «Рогнеда»;
– песни советских композиторов – А. Цфасман «Марш юности», Т. Хренников «Песня о Сталине», А. Александров «Да здравствует наша держава!», И. Дунаевский «Марш энтузиастов», «Моя Москва»;
– народная музыка – русские песни «Ноченька», «Меж крутых бережков», «Пойду ль, выйду ль я», «Раз полосоньку я жала» и другие.

Репертуар оркестра впечатляет! Понимаешь, что за всем этим огромная работа руководителя, и удивляешься, какую же большую программу осваивали ученики самодеятельного коллектива!

Вот воспоминания кружковца Анатолия Николаевича Зирина, который занимался в оркестре Дворца пионеров: «Учился я в 39-й мужской школе, она была на углу улиц Ленина и Р. Люксембург. В 1950-м было мне 10 лет. Многие из нашего класса ходили во Дворец пионеров и очень его хвалили. Осенью и мы с другом Валерой Татариновым пошли посмотреть, что же там такое? Обстановка поразила! Чистота, огромное фойе, зеркала, лепнина!

Кружок народных инструментов был на первом этаже. Записались. Аркадий Дмитриевич дал мне четырёхструнную домру, а Валере – балалайку. Вначале учил нас каждого отдельно, давал русские народные песни, сначала только тему, а когда получится, то уже с вариацией. Затем объединял 5–6 человек, и мы играли вместе. Как-то быстро привыкли к инструменту и нотную грамоту освоили. Аркадий Дмитриевич учил нас настраивать инструменты, был простым, не повышал на нас голоса, а все его слушались и уважали.

Меня тянула музыка, общение в коллективе. Много было и смешного, и интересного, и эта атмосфера непринуждённости, доброты, увлечённости, конечно, была соткана Аркадием Дмитриевичем. 5 лет, пока я учился в школе, играл в оркестре, выступал на всех концертах, помогал Аркадию Дмитриевичу. Если надо, то и за школу выступал. Мы играли “Турецкий марш” Моцарта, вальс “Амурские волны” и много другой музыки, но эта мне очень запомнилась и даже сейчас снится иногда».

В 1951 г. на педсовете Аркадий Дмитриевич поднял вопрос о создании объединённого ансамбля песни и танца Дворца пионеров, и в 1952 г. такой коллектив был создан. В него входили хор, оркестр, баянисты и танцевальный коллектив. Ежегодно ансамбль готовил новые программы. Выступления сводного ансамбля состоялись в областной филармонии, драматическом театре, обкоме ВЛКСМ, Кировском пединституте. В 1952–1953 гг. прошли 23 концерта коллектива на сцене Дворца пионеров и 5 выездных концертов, в 1957/1958 учебном году – 12 выездных концертов и 16 выступлений оркестра в концертном зале Дворца.

Оркестр аккомпанировал хору и танцевальному коллективу, готовил и исполнял самостоятельные номера. Вот, к примеру, программа одного концерта:

– хор в сопровождении оркестра – «Спасибо партии родной», К. Туликов «Родина любимая моя», Л. Теличеева «Пионерская походная», «Гайдар шагает впереди»;
– танцевальная группа в сопровождении оркестра – «Белорусская полька», А. Локтев «Топотушки», С. Куликов «Кадриль»;
– в исполнении оркестра – В. Андреев «Вальс-Фавн», И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае», Ф. Шуберт «Музыкальный момент».

Соизмерив объём и сложность музыки, удивляешься, сколько же сил, любви и времени надо отдать, чтобы самодеятельный детский оркестр осилил такой репертуар. Сегодня вряд ли какой руководитель рискнет взяться за такую программу, да ещё в таком раскладе – музыка в исполнении оркестра, оркестр с хором, оркестр с танцевальным коллективом.

Конечно, за всем этим огромная работа Аркадия Дмитриевича! Это обучение детей, партитуры и партии, репетиции отдельно с каждым коллективом и вместе всем ансамблем, а, кроме того, как вспоминает дочь: «Папа проводил беседы о музыке и композиторах с кружковцами, встречался с родителями, помогал создавать оркестры в школах».

27 лет Аркадий Дмитриевич был руководителем оркестра народных инструментов Кировского Дворца пионеров. За эти годы выросло не одно поколение кружковцев. В разное время учениками Аркадия Дмитриевича были будущие руководитель Таллинской певческой капеллы Лев Гусев и преподаватель Кировского областного колледжа музыкального искусства Владислав Гребёнкин, художественный руководитель хора мальчиков «Орлята» Вилен Кремов и директор драматического театра Алексей Дёмин, художницы Маргарита Аюпова и Наталья Головизнина, директор Дворца бракосочетания Людмила Назарова и заведующая музеем им. А. Грина Маргарита Махнёва. Музыкантами-народника-ми, преподавателями музыкальных школ г. Кирова стали Евгений Деришев, Генриетта Хорошавина-Тимкина, Валерий Опалев, Тамара Кокорина-Катюхина, Алевтина Бердинских-Вшивцева, в Санкт-Петербургской музыкально-гуманитарной гимназии преподаёт Николай Хитрин. При встрече он рассказал: «Первые свои навыки игры на домре я получил у Аркадия Дмитриевича. Мы много выступали, ходили с удовольствием на репетиции. Музыка мне нравилась, у меня были способности, и всё давалось легко. Затем я поступил в ДМШ № 1, но в оркестр к Аркадию Дмитриевичу ходил ещё очень долго, вплоть до поступления в музыкальное училище. И вот ведь как бывает – скромный, худенький, немногословный, а мы тянулись к нему, как к магниту! Всегда вспоминаю Аркадия Дмитриевича добрым словом!»

Оркестр народных инструментов Дворца пионеров. 1950-е гг.

А. Д. Машковцев. 1960-е гг.

Аркадия Дмитриевича знали очень многие музыканты города. С некоторыми он вместе работал в средних общеобразовательных школах № 16, 20, 23, 37, 38, 39, 49, интернате № 4, ремесленном училище № 1, где он создал струнные оркестры. На протяжении долгого времени он сотрудничал и с преподавателями ДМШ № 1: баянистами Юрием Балыбердиным и Юрием Васениным, домристами Галиной Токаревой, Тамарой Фоминых, Любовью Новиковой, хормейстером Валентиной Григоренко. Многие одарённые ученики, ставшие профессиональными музыкантами, пришли к этим педагогам из Дворца пионеров и, являясь уже учащимися Первой музыкальной школы, ходили на репетиции и выступали в составе струнного оркестра Дворца пионеров. Их притягивала личность Учителя, который на собственном примере учил жить по совести, созидать добро, тянуться к знаниям и уважать старших.

В 1971 г. Аркадий Дмитриевич вышел на пенсию. С его уходом перестали звучать народные инструменты и в новом Дворце-мемориале, и в городском Доме пионеров. Не нашлось энтузиаста, способного сплотить ребят и создать новый оркестр.

…В 2011 году исполнилось 100 лет со дня рождения музыканта, и уже 20 лет нет с нами Аркадия Дмитриевича Машковцева. Всей своей жизнью он утверждал добро и человечность, его сердце согревало каждого, было терпеливым, требовательным, мудрым. Таким он и остался в памяти коллег, друзей, учеников.

* * *

Несколько лет назад, когда основной материал был собран, я случайно встретилась с одним из создателей Вятского русского народного оркестра Евгением Тимофеевичем Деришевым. Он рассказал мне о своём детстве: «Лет в десять я пришёл в оркестр к Аркадию Дмитриевичу. Мне здесь всё нравилось и Дворец, и музыка, и учитель. Я занимался с удовольствием. В пятнадцать, когда умерла мама, я остался совсем один. Один в целом свете. Как помог мне тогда Аркадий Дмитриевич! Да и потом, когда я учился в Ленинграде, начинал работать, я шёл к нему, бежал за советом, и ближе его никого не было. Он мне – родной!» – сказал Евгений Тимофеевич и обещал, что в книге о вятских музыкантах, над которой он работал, большая глава будет посвящена Аркадию Дмитриевичу.

Но как быстро летит время! Незаметно ушёл из жизни Евгений Тимофеевич. Не знаю, успел ли он дописать книгу, и увидим ли мы её. Пусть эта небольшая работа будет доброй памятью замечательному человеку, учителю Аркадию Дмитриевичу Машковцеву.