Главная > Выпуск №21 > К родословной малмыжских краеведов Елабужских

К родословной малмыжских краеведов Елабужских

А. А. Туранов

В конце XIX – начале XX вв. на краеведческом поприще в Малмыжском уезде Вятской губернии «отметились» два человека с общей фамилией – Елабужские.

Один из них – малмыжский учитель Фёдор Иванович Елабужский (1849 – после 1899), автор исторического очерка «Малмыжское приходское училище за 62 года своего существования», который был им прочитан при торжественном освящении нового здания училища 18 декабря 1889 г. В условиях отсутствия краеведческой литературы очерк, очевидно, вызвал интерес у публики. Одобрило работу и руководство учебного округа1, посчитав целесообразным выпустить её отдельным изданием. Очерк этот был напечатан в типографии Казанского императорского университета в 1890 г.

Второй, протоиерей Михаил Стефанович Елабужский (1869–1937), оставил большое количество как опубликованных, так и неопубликованных работ. В местных вятских изданиях печатались его статьи по этнографии удмуртов, школьному просвещению, общественной жизни, а статьи духов-но-нравственного содержания публиковались центральными церковными изданиями. Большой интерес и сегодня вызывают его дневники, которые он вёл в 1911–1937 гг., со времени переезда в с. Вавож и до самой смерти. Дневники отразили на местном уровне драматические периоды истории нашей страны – Гражданскую войну, попрание православной церкви и коллективизацию2. Известен М. С. Елабужский также как церковный и общественный деятель, активный участник епархиальных съездов духовенства и представитель Вятской епархии на Всероссийском поместном соборе 1917–1918 гг.

Оба эти человека происходили из духовного сословия и, забегая вперёд, скажем, что были они представителями одной ветви семейного древа – приходились друг другу двоюродными братьями. Собственно, раскрытию родословной этой семьи, истории появления  их фамилии и посвящена настоящая статья.

На первый взгляд, истоки фамилии Елабужский кажутся очевидными – по Елабуге, уездному городу Вятской губернии. И логично предположить, что именно в Елабуге следует искать корни семьи. Однако изучение архивных документов приводит к выводу, что с городом этим семья прямых связей не имеет. В обозримом прошлом история семьи связана с Малмыжским уездом, исключением являются лишь годы с 1796-го по 1816-й, когда Малмыжский уезд был упразднён. Именно в начале XIX в. деду обоих Фёдору Николаевичу (1786–1840) и была первому дана звучная фамилия – Елабужский.

Дед Фёдора Николаевича, Василий Митрофанович (1739 – ок. 1800), служил пономарём в с. Верхняя Слудка, со времени открытия Вятского наместничества входившем в Малмыжский уезд3, а в период его упразднения – в Елабужский. Отец, Николай Васильевич (1763–1810), начал служение в с. Ципья (здесь и родился Фёдор), но к 1790 г. был переведён в ту же Верхнюю Слудку4, здесь он служил дьяконом, а с 1802 г. – священником5. По-видимому, фамилия у отца и деда уже была – Фернатовы6.

Из с. Верхняя Слудка в октябре 1800 г. Фёдор поступил в Казанскую духовную академию. Здесь, на отцовском обеспечении, он учился восемь лет, а с октября 1808 г. продолжил обучение в Вятской семинарии7. Судя по всему, именно в Казанской академии Фёдор получил свою новую фамилию по названию уезда, где служил его отец, и из Фернатова стал Елабужским8. Уже с этой фамилией он, поступив в риторический класс семинарии, был зачислен на место дьякона в родительском селе9.

Сюда же, к Екатерининской церкви с. Верхняя Слудка, в 1811 г. Фёдор Николаевич Елабужский был произведён в действительного дьякона, а в 1816 г. рукоположен в священника. В 1817 г.
он был переведён к Николаевской церкви с. Вятские Поляны уже восстановленного Малмыжского уезда, а затем, в 1820 г., по своей просьбе – священником в с. Суши10. Здесь, в Архангельской церкви, он и прослужил до самой смерти.

Жена его, Анастасия Антоновна (1796–1874) – дочь священника удмуртского с. Водзимонья А. И. Вознесенского. Спустя много лет в родном селе она присмотрела себе и невестку – жену сыну Ивану. А в 1873 г., когда обе они уже были вдовами, вместе с ней вернулась в Водзимонье, где провела последние свои дни и умерла в начале 1874 г.11

Интересно отметить, чтоФёдор Николаевич Елабужский в первые годы своей службы «ни вотскаго, ни черемисскаго языков не знает»12. Но перевод в с. Суши, где две трети прихожан составляли удмурты, заставил осваивать их язык, и с середины 1820-х гг. в послужном списке его отмечается: «вотский разговор отчасти знает»13. В то же время матушка Анастасия Антоновна, вероятно, знает удмуртский язык в совершенстве, так как с рождения почти все вокруг неё говорят на удмуртском, да и отец её «на вотском языке говорит натурально»14. Возможно, знание удмуртского языка родители передали и детям – во всяком случае, один из их сыновей, Стефан, впоследствии успешно проповедовал в удмуртском приходе с. Халды Малмыжского уезда.

Было у Фёдора Николаевича и Анастасии Антоновны Елабужских не менее восьми детей: Георгий (1813), Марфа (1816), Андрей (1817), Евдокия (1821), Матрона (1823), Василий (1825), Иван (1828), Стефан (1833). При этом старшие сыновья, Георгий и Андрей, в 1829 г. пишутся под дедовской фамилией – Фернатовы15, однако за младшими сохранилась фамилия отца – Елабужские. Все сыновья получили духовное образование и служили в разных церквах Вятской епархии. Мы же проследим за двумя младшими.

Иван Фёдорович Елабужский (1828–1873) по исключении из высшего отделения Вятского духовного уездного училища в 1844 г. определён на пономарскую должность в с. Аджим, а в 1848 г. переведён на такую же должность в с. Суши16. Жена его,Анна Лавровна (1832 – после 1902), дочь дьячка с. Водзимонья Л. Г. Мултановского. Семья их была многодетной: 7 мальчиков и 4 девочки. Старшим сыном в этой семье и был будущий малмыжский учитель Фёдор Иванович Елабужский.

Стефан Фёдорович Елабужский (1833–1873) в 1854 г. окончил Вятскую духовную семинарию с аттестатом первого разряда и был определён учителем в Нолинское духовное уездное училище, 15 августа 1860 г. рукоположен священником в Малмыжский уезд, во вновь открытое с. Халды. Здесь в«1864 г. за безмездное обучение крестьянских детей грамоте преподано архипастырское благословение; 1868 за примерную деятельность в утверждении новокрещан вотяков святой вере, за благочестное служение на пользу церкви и отлично-ревностное прохождение других возложенных на него обязанностей награждён набедренником»17. Умер Стефан Елабужский 10 ноября 1873 г.18 Жена его, Мария Никанорова, осталась с тремя малыми детьми. Младшему из них, Михаилу Стефановичу Елабужскому, тогда было всего 4 года…19

Из приведённого экскурса в историю семьи видно, что фамилия Елабужский ещё молода, появилась лишь в начале XIX в. Впрочем, такие искусственные фамилии среди духовенства – отнюдь не редкость. Смена фамилий в духовных академиях и семинариях практиковалась довольно широко и производилась, если родная фамилия ученика по каким-то причинам казалась руководству малопривлекательной. Вероятно, в Казани, где остро ощущалось соперничество православия и мусульманства, фамилию Фернатов посчитали неподходящей для служителя православной церкви из-за её мусульманского оттенка20.

Все упомянутые выше сёла, с которыми оказались связанными судьбы представителей фамилии, находились на территории Малмыжского уезда. Таким образом, как это ни странно звучит, но семейное древо Елабужских поднялось и выросло на малмыжской земле, здесь же находятся и корни этой семьи. Сама фамилия их, волей случая, является отражением периода, когда Малмыж был заштатным городом, и являет собой одно из свидетельств перипетий непростой истории этого уголка Вятского края.

Примечания

1 Вятская губерния относилась к Казанскому учебному округу, «головным» учреждением которого был Казанский императорский университет.
2 Сохранившиеся дневники опубликованы в Интернете:  URL: http://pravosludm.narod.ru/lib/melabug/index.html ; URL: http://nikxram.narod.ru/muzey/mixelab/mednevniki/dn0101.html
3 ГАКО. Ф. 237. Оп. 71. Д. 321. Л. 291.
4 Там же. Оп. 49. Д. 5. Л. 2 об. – 3.
5 Там же. Оп. 70. Д. 19. Л. 485.
6 Записей об отце и деде с указанием фамилии автору обнаружить не удалось, но именно такую фамилию носил младший брат Фёдора, Афанасий Николаевич Фернатов // ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 1053. Л. 868 об. – 869 ; ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 778. Л. 261 об. ; Под этой же фамилией записаны и старшие сыновья Фёдора, Георгий и Андрей // ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 48. Л. 1680 об. – 1681.
7 ГАКО. Ф. 237. Оп. 49. Д. 5. Л. 1–4.
8 Первоначально фамилия записывалась то Елабугский, то Елабужский, и лишь спустя полтора-два десятка лет закрепилось написание Елабужский.
9 В 1810 г. в прошении к Вятскому архиерею Фёдор сообщает: «…По вступлении моем в семинарию Вашего Преосвященства в оном же селе (Верхней Слудке. – А. Т.) и почислен на диаконское место» // ГАКО. Ф. 237. Оп. 49. Д. 5. Л. 1. По клировой же ведомости видно, что зачислен он под фамилией Елабугский // ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 1053. Л. 868 об. – 869. Очевидно, что к моменту поступления в семинарию (с одновременным зачислением на дьяконское место), у Фёдора уже должна быть фамилия Елабужский.
10 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 48. Л. 1680 об. – 1681.
11 ЦГА УР. Ф. 30. Оп. 1. Д. 52. Л. 113 об. – 114.
12 Там же. Ф. 134. Оп. 1. Д. 479-а. Л. 569 об. – 570.
13 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 45. Л. 145об. – 146.
14 ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 479-а. Л. 566 об. – 567.
15 Возможно, потому, что после восстановления Малмыжского уезда, для семьи с малмыжскими корнями искусственная фамилия «Елабужский» потеряла какую-либо указательность и подобие объективности. Впрочем, есть сведения, что случай перемены фамилии Фернатов на Елабужский имел место в семинарии в начале 1830-х (см.: Розадорский Ю. С. Из истории моей фамилии // Герценка: Вятские записки : [науч.-попул. альм.]. Киров, 2005. Вып. 9. С. 106). Речь здесь может идти о ком-то из сыновей Ф. Н. Елабужского, обучавшихся в семинарии в это время.
16 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 779. Л. 258 об.
17 ЦГА УР. Ф. 79. Оп. 1. Д. 55. Л. 2 об.
18 Там же. Д. 58. Л. 8 об.
19 Там же. Л. 6 об.
20 Фамилия Фернатов происходит, очевидно, от мужского имени Фернат – мусульманской формы древнегерманского мужского имени Фердинанд.