Главная > Выпуск №21 > История создания мемориального...

История создания мемориального музея-квартиры художника Аполлинария Михайловича Васнецова
в Москве (Фурманный пер., 6)

В 1956 г. исполнялось 100 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова. Эта дата отмечалась в Москве целым рядом торжественных мероприятий, в том числе установкой мемориальной доски на доме № 6 по Фурманному переулку, где художник жил последние 30 лет, работал и умер. На этом торжестве было много художников, учёных, представителей власти, и тогда возник вопрос об увековечении памяти художника, организации в его квартире мемориального музея. Спросили мнение Всеволода Аполлинарьевича. Он, конечно, с радостью согласился и обещал отдать для создания музея свои большие комнаты, мемориальные вещи и художественные ценности.

В то время были живы ещё крупные представители культуры, знавшие хорошо художественную деятельность Аполлинария Михайловича. 16 марта 1957 г. в газете «Вечерняя Москва» появилось письмо о «восстановлении мемориальной мастерской выдающего-ся художника» за подписью И. Э. Грабаря, С. В. Герасимова, Кукрыниксов, А. А. Пластова, Б. Н. Яковлева, К. Ф. Юона, П. Д. Корина и др., всего 15 подписей.

13 декабря 1957 г. за № 65/58 было вынесено решение Мосгорисполкома «О воссоздании мемориальной мастерской» в его квартире № 21, в доме № 6 по Фурманному пер. как филиала МИРМ (Музей истории и реконструкции г. Москвы). В 1958 г. выселили жильцов, и невестка художника Екатерина Константиновна, по доверенности Всеволода Аполлинарьевича, приступила к передаче художественных ценностей: архива, книг, мебели – для создания музея. Но это было только начало! В 1960 г. открылась для посещения мемориальная мастерская.

В 1965 г. Васнецовы переехали из больших комнат в маленькие, отдав большие на расширение музея. Музей расположился в трёх парадных комнатах: была создана комната «пейзажа», комната «древней Москвы» и «мастерская». Музей получился уютным и достаточно полно отражающим все грани творчества художника. Но этот музей не удовлетворял Всеволода Аполлинарьевича. Он был слишком мал. В семье оставались ещё картины, мемориальные вещи, архив. Всеволод Аполлинарьевич задумал расширить музей за счёт соседней квартиры.

Хлопоты были долгими. Длились они 15 лет, и, наконец, в 1980 г. вышло постановление Моссовета от 16 декабря № 3702 «О предоставлении музею для его расширения квартиры 22, находящейся на одной площадке с музеем».

В 1983 г. начались реставрационные работы. Ремонт вёл трест «Росреставрация». План экспозиции был разработан Васнецовыми – Всеволодом Аполлинарьевичем и Екатериной Константиновной, которая с 1967 г. являлась заведующей музея.

Новая экспозиция была открыта в трёх залах, посвящённых «Моей Родине», «Пейзажу» и «Древней Москве». Кроме экспозиционных комнат, были оборудованы хранилище для фондов, кабинет для работы научных сотрудников и административные помещения. В квартире, где жил художник, были восстановлены три мемориальные комнаты: гостиная, кабинет и домашняя мастерская (в бывшей столовой). Получился полноценный музей!

В 1984 г. Всеволод Аполлинарьевич нотариально оформил дарственную на всё имущество, что он подарил ранее и что передал для создания расширенного музея. В 1986 г. он сделал ещё один нотариальный дар, завещая музею многое из того, что ещё находилось в семье, в пользовании Всеволода Аполлинарьевича и Екатерины Константиновны Васнецовых, с расчётом, что после их смерти комнаты, которые они занимают, войдут в экспозицию мемориального музея вместе с вещами.

Дом-музей брата Виктора Михайловича Васнецова в Васнецовском переулке, 13 после 15 лет самостоятельного существования в 1963 г. перешёл в ведение Музея истории и реконструкции г. Москвы в качестве его филиала. Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова с самого начала был создан как филиал того же музея.

Требование к хранению художественных произведений и других музейных предметов мемориально-художественных музеев братьев В. М. и Ап. М. Васнецовых в историко-краеведческом музее, каким был и, по сути, являлся Музей истории и реконструкции г. Москвы, было недостаточно профессиональным. Это очень волновало Всеволода Аполлинарьевича, и он написал письмо, которое направил в правительство, Министерство культуры и Третьяковскую галерею с просьбой о передаче музеев братьев Васнецовых в ведение Государственной Третьяковской галереи. Письмо было послано за двумя подписями: Всеволода Аполлинарьевича Васнецова и Андрея Владимировича Васнецова, внука Виктора Михайловича Васнецова. К письму прислушались и отреагировали положительно.

В 1986 г. приказом Министерства культуры СССР № 88 было создано Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», в которое вошли музеи Виктора и Аполлинария Васнецовых как его отделы. Директором объединения был назначен Ю. К. Королёв. До 1988 г. шли организационные работы по созданию этого объединения, и только 13 апреля 1988 г. приказом № 173 была организована комиссия для передачи в непосредственное подчинение Всесоюзного музейного объединения «ГТГ» музеев братьев Васнецовых из ведения Главного управления культуры Мосгорисполкома, в котором они до того времени находились.

В настоящее время мемориальные музеи братьев Васнецовых являются научно-исследовательскими отделами Государственной Третьяковской галереи. Музеи ведут большую просветительскую работу: кроме приёма посетителей, в музеях проводятся «Васнецовские вечера», «Музыкально-художественные лектории», устраиваются детские утренники. Ведётся хранительская работа: подробное описание музейных предметов и их учёт по правилам художественных музеев. Научные сотрудники разрабатывают темы по жизни и творчеству художников, читают лекции, готовят публикации, участвуют в научных конференциях.

У дома Аркадия Михайловича Васнецова.
1-й ряд –  7-й слева – Виктор Михайлович Васнецов (внук), 8-я слева – Ольга Алексеевна Васнецова – правнучка Аркадия, 9-я слева – Алла Анатольевна Носкова – директор художественного музея, 10-й слева – Андрей Владимирович Васнецов – внук Виктора, 11-й слева – Всеволод Аполлинарьевич Васнецов – сын Аполлинария, 12-я слева – Екатерина Константиновна Васнецова – жена Всеволода, 13-я слева – Нина Александровна Ярославцева – директор Дома-музея В. М. Васнецова в Москве.
Фотография из архива В. Г. Попова

Музей братьев-художников В. и Ап. Васнецовых в селе Рябово

В создании музея на Родине большое участие принимал Всеволод Аполлинарьевич. В 1969 г. мы впервые поехали на родину художника. В доме Васнецовых помещалась школа. При школе был интернат. Ребятишки из соседних сёл жили при школе. К нашему приезду они украсили коридор своего дома репродукциями с картин Виктора и Аполлинария Васнецовых. На одной стороне висели произведения Виктора Михайловича, на другой – Аполлинария Михайловича. Встреча была тёплой. Всеволод Аполлинарьевич рассказывал детям о жизни семьи Васнецовых в с. Рябове, по воспоминаниям и рассказам своего отца Аполлинария Михайловича.

Второй раз мы с Всеволодом Аполлинарьевичем посетили Рябово в 1979 г. Поехали туда с «детскими рисунками» Аполлинария Михайловича, на которых были изображены усадьба и дом Васнецовых, окрестности: «Пруд Батариха», «Откос на берегу р. Батарихи», где в детстве мальчики Васнецовы под руководством брата Аполлинария собирали окаменелости.

Дом Васнецовых уже был освобождён от школы, в нём шёл ремонт, и заведующая будущим музеем (филиал художественного музея г. Кирова) Римма Ивановна Фоминых вела собирательскую работу. В разработке экспозиции будущего музея мы с Всеволодом Аполлинарьевичем принимали горячее участие.

Васнецовские чтения. В президиуме Васнецовских чтений: Всеволод Аполлинарьевич Васнецов, сын художника (выступает). Рядом с ним сидят его жена Екатерина Константиновна Васнецова ( заведующая мемориальной квартирой-музеем Ап. М. Васнецова в Москве) и директор Кировского областного художественного музея Алла Анатольевна Носкова, Виктор Михайлович Васнецов.
11 июня 1983 г. Фотография Кузнецова

Возвратившись в Москву, Всеволод Аполлинарьевич обратился за помощью в Совет Министров СССР к В. И. Кочемазову и министру культуры РСФСР Ю. С. Мелентьеву. Надо было достать деньги на постройку дороги в с. Рябово. Деньги были отпущены, дорога строилась, но до конца не была закончена. Причина не ясна. Выхлопотал Всеволод Аполлинарьевич и машину для Рябовского музея.

А сколько сил и энергии затратили сотрудники Кировского художественного музея во главе с Аллой Анатольевной Носковой! Римма Ивановна Фоминых, Наталия Степановна Ульянова – это те сотрудники, с которыми мы встречались и переписывались в период создания музея в селе Рябово.

Большое спасибо надо сказать и работникам культуры, областным и районным: А. Д. Глушкову, Е. Т. Деришеву, Ю. П. Орлову, А. С. Козлову, В. П. Черемискиной и многим другим. С теплотой вспоминаю председателя колхоза им. Дзержинского А. X. Кормщикова. Он много сделал для создания музея в Рябове.

Низкий им всем поклон!

В 1981 г., в год 125-летия со дня рождения Аполлинария Михайловича, был открыт музей братьев Васнецовых в с. Рябове. В последующие годы в Рябове проводились «Васнецовские чтения». В этом торжестве принимала участие вся округа. Из Зуевки приезжали представители государственной и партийной власти, из Кирова, кроме работников горкома, обкома и горисполкома, – представители городской интеллигенции. Из Москвы, кроме родственников, – художники и писатели. Было много приветствий, выступлений, и закончилось всё выступлением творческого коллектива колхоза им. Дзержинского. Надо отметить, что председатель этого колхоза А. Х. Кормщиков организовал очень хороший коллектив, который с большим вкусом и знанием дела исполнял песни и пляски Вятского края. Члены коллектива одеты были в народные костюмы, профессионально выполненные.

Очень огорчало Всеволода Аполлинарьевича отсутствие церкви в с. Рябово. В 1953 г. по распоряжению районных властей церковь Иоанна Предтечи постройки 18 века, была разрушена, и до сих пор неподалёку от дома Васнецовых возвышается холм из битых кирпичей, поросший травой. Невдалеке, за оградой, три надгробных памятника: Михаилу Васильевичу, Аполлинарии Ивановне Васнецовым – родителям художников и И. Т. Кибардину, деду художников. Вот и всё, что осталось от священнослужительской деятельности отца Михаила. Село Рябово без церкви – не село, а так – местечко!

В 1981 г., когда к 125-летию Аполлинария Михайловича Васнецова в Рябове был открыт мемориальный музей братьев-художников Васнецовых, объявлены были заповедной усадьбой земля, на которой стоит их дом, где находятся руины церкви, могилы родителей, деревья того времени. Здесь должны были восстановить постройки, существовавшие во времена жизни семьи Михаила Васильевича Васнецова в с. Рябове.

Много шума вокруг Васнецовского кольца. Много слов, но очень мало нужного дела. Марафоны, сбор средств, которые неизвестно на какие дела идут... Прошло уже 12 лет со времени создания в с. Рябове музея, а до сих пор – ни церкви, ни дороги, ни построек. Только проекты!

Ушёл из жизни Всеволод Аполлинарьевич – инициатор создания музея в с. Рябове. Пришли новые родственники – с большой энергией, грандиозными проектами застройки вокруг Рябова коттеджей, гостиниц и т. п., но с малым пониманием того, что нужно сделать для восстановления облика с. Рябово и сохранения того окружения нетронутой природы, в котором росли художники братья Васнецовы, где формировался их талант.

Основной пункт в «Васнецовском кольце» – это село Рябово, и ему необходимо уделить всё внимание и вложить все имеющиеся средства. Если не будет восстановлено Рябово, главное звено «Васнецовского кольца», то это название бессмысленно. Художники заслужили того, чтобы их родовое гнездо было восстановлено и как можно скорее!

29 мая 1993 г.
Е. К. Васнецова, зав. отделом
исследования творчества
Ап. М. Васнецова ГТГ