Главная > Выпуск №21 > Архивные документы о Ленинградском...

Архивные документы о Ленинградском Большом драматическом театре им. М. Горького в Кирове в годы Великой Отечественной войны

Г. В. Нагорничных

В годы Великой Отечественной войны в Киров было эвакуировано большое количество различных промышленных предприятий, общественных учреждений и творческих коллективов. Среди прочих по постановлению правительства был эвакуирован и Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького (ныне БДТ им. Г. А. Товстоногова). Он выехал из Ленинграда одним из последних эшелонов в конце августа 1941 г. Эвакуация театра оказалась делом сложным и ответственным. Здесь было важно не только сберечь кадры ведущих мастеров – крупных художников сцены, имена которых вошли в историю советского театра, но и наладить нормальную творческую работу коллектива. Театр мог сохраниться в эвакуации, только непрерывно работая, творчески развиваясь и совершенствуясь. Поэтому в период пребывания на кировской земле знаменитый театральный коллектив вёл активную творческую деятельность, ни на минуту не опуская планку столичного театра. Об этом красноречиво рассказывают архивные документы.

В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области есть фонд Октябрьского (ранее Сталинского) районного комитета КПСС г. Кирова, в котором сохранились протоколы собраний и заседаний бюро первичной партийной организации Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького за 1942 г. Из них мы узнаём, какие вопросы волновали творческий коллектив театра: на собраниях обсуждались вопросы о размещении, бытовых условиях и питании работников. Так, важным моментом на тот период было отведение артистам земельного участка для организации индивидуальных огородов, выдача продуктов питания по талонам. Говорилось на собраниях и о состоянии политмассовой и агитационной работы в коллективе, об улучшении работы культмассового сектора, редколлегии, бытового сектора месткома. В условиях военного времени важными были вопросы экономии электроэнергии и светомаскировки. Не забывали в коллективе и об организации летней оздоровительной кампании для детей сотрудников театра, об отдыхе для взрослых. Первичная партийная организация театра работала и над приёмом отдельных сотрудников в члены ВКП (б). Творческая работа коллектива была построена таким образом, чтобы вместе с классическими постановками уделять внимание пьесам патриотической тематики, а средства, вырученные от постановки спектаклей, направлять в фонд сбора тёплых вещей для Красной Армии1.

В архивном фонде Кировской государственной телерадиокомпании «Вятка» хранятся документы Кировского областного радиокомитета за годы Великой Отечественной войны. Из них мы узнаём, что члены творческого коллектива БДТ были частыми гостями радиостудии. Всего за период с 6 сентября 1941 г. по 4 апреля 1943 г. в эфире прозвучало три передачи из цикла «Театр у микрофона», две общественно-политические передачи, девятнадцать выступлений в выпусках новостей «Последние известия», шесть упоминаний о театре в выступлениях представителей творческой интеллигенции. Перед кировскими радиослушателями выступали директор и художественный руководитель БДТ Л. С. Рудник, заведующий литературной частью Л. А. Малюгин, актёры Е. М. Грановская, В. А. Грибоедова, С. М. Судьбинин, З. А. Шерстневская и др.

Из рассказов по радио жители Кировской области узнавали о жизни театра в эвакуации, о творческих планах коллектива, о постановках спектаклей и ведущих актёрах театральной труппы. В радиопередачах звучали голоса артистов, исполнявших сцены из спектаклей. Из сохранившихся текстов радиопередач можно узнать об основных театральных постановках БДТ.

Первая передача о театре прозвучала в эфире кировского радио 6 сентября 1941 г. Лев Сергеевич Рудник рассказал об истории театра, его репертуаре и ведущих актёрах. По словам Рудника, последний предвоенный театральный сезон в Ленинграде был для БДТ особенно плодотворным. Уже имея в своём репертуаре ряд горьковских постановок («Егор Булычёв», «Достигаев», «Мещане», «Дачники»), театр начал освоение чеховского наследства: поставили пьесу «Вишнёвый сад», была намечена постановка пьесы «Три сестры». Также была поставлена пьеса норвежского драматурга Г. Ибсена «Доктор Штокман». Центральным спектаклем сезона был «Король Лир» по пьесе У. Шекспира, к постановке которого были привлече-ны режиссёр Г. М. Козинцев и композитор Д. Д. Шостакович.

Работая в эвакуации, БДТ завоевал любовь и признательность кировских зрителей. На новом месте творческому коллективу удалось не только возобновить спектакли своего основного репертуара, но и подготовить к постановке десять пьес, которые раньше не шли на сцене этого театра. Ленинградский театр в условиях войны работал с удвоенной энергией2.

С первых же дней своей жизни в Кирове театр начал работу над новым репертуаром, над пьесами о Великой Отечественной войне. В этих произведениях не было глубоко обрисованных характеров, вместо подлинно драматических эпизодов были очерковые зарисовки, но именно тема войны волновала в те тревожные дни каждого зрителя. Поэтому театр мобилизовал весь арсенал своих выразительных средств для того, чтобы обогатить эти произведения и создать спектакли, пробуждающие в зрителях патриотические чувства3.

Театральная афиша

Репертуар театра, выступающего в Кирове в период эвакуации, был составлен таким образом, чтобы познакомить зрителя и с ранними постановками, уже вошедшими в историю советского театра, и с последними работами. Русскую классику планировалось представить именами М. Горького, А. П. Чехова, А. Н. Островского. Из драматургического наследия М. Горького готовились пьесы «Мещане» и «Дачники». Драматургия А. П. Чехова была представлена пьесами «Вишнёвый сад» и «Три сестры». В Кирове также планировали показать премьеру инсценировки романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Из западноевропейской классики театр подготовил два спектакля, составляющих его историю и не сходящих со сцены свыше двадцати лет, – «Дон Карлос» Ф. Шиллера и «Слуга двух господ» К. Гольдони. Кроме того, были в репертуаре пьесы «Благочестивая Марта» Тирсо де Молины и «Стакан воды» Э. Скриба.

Советская драматургия представлена пьесой В. А. Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов» и пьесой о командирах-танкистах «Парень из нашего города» К. Симонова. Спектакль «Фельдмаршал Кутузов» был поставлен коллективом театра осенью 1941 г. и вызвал большой интерес зрителей. А также в планах была постановка пьесы о сталинских лётчиках «Крылатое племя» А. А. Первенцева.

Театральная афиша

Благодаря архивным данным, можно проследить за творческой жизнью БДТ в условиях эвакуации. Свои выступления в Кирове театр начал 12 сентября 1941 г. спектаклем «Вишнёвый сад» по пьесе А. П. Чехова4.

В декабре 1941 г. БДТ показал новый спектакль «Полководец Суворов» по пьесе И. Бехтерева и А. Разумовского (режиссёр П. К. Вейсбрём). Над постановкой пьесы работал весь коллектив БДТ. Ведущие актёры театра выступали не только в основных, но и в эпизодических ролях и массовых сценах5. Зрители тепло встретили новый спектакль. Образ Александра Суворова разбудил большие патриотические чувства. Спектаклями «Полководец Суворов» и «Фельдмаршал Кутузов» БДТ ставил своей целью удовлетворить большую потребность зрителя в исторической пьесе.

В радиопередаче «Последние известия» от 12 декабря 1941 г. завлит БДТ Л. А. Малюгин сообщил, что одной из ближайших работ театра будет пьеса ленинградского драматурга А. Б. Мариенгофа «Французы и пруссаки», написанная им на основе ряда рассказов Ги де Мопассана. Пьеса была построена в виде ряда драматических миниатюр и рассказывала о борьбе французов с немецкими оккупантами в 1870 г.6

На 30 декабря 1941 г. была назначена премьера спектакля «Расплата» по пьесе О. Литовского (режиссёр Р. Р. Суслович)7. 13 января 1942 г. БДТ показал кировским зрителям свою новую постановку – комедию К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» (режиссёр П. К. Вейсбрём). Роль хозяйки Мирандолины играла заслуженная артистка РСФСР О. Казико8.

Сцена из спектакля «Полководец Суворов»

18-ю годовщину со дня смерти В. И. Ленина театр отметил постановкой пьесы Н. Ф. Погодина «Кремлёвские куранты». Первый открытый спектакль состоялся 22 января 1942 г.9 В феврале 1942 г. театр возобновил спектакль «Волки и овцы» по пьесе А. Н. Островского (режиссёр Л. С. Рудник). 24 февраля 1942 г. состоялась премьера спектакля «Свадьба Кречинского» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (режиссёр Г. М. Мичурин)10.

В середине марта 1942 г. кировскому зрителю был представлен спектакль «Дом на холме» по пьесе В. А. Каверина, действие которой развивается в дни Великой Отечественной войны в Ленинграде и его пригородах (режиссер П. К. Вейсбрём)11. Также в это время в театре готовилась к постановке пьеса Л. А. Малюгина «Дорога в Нью-Йорк» (по киносценарию Р. Рискина).

Находившийся в эвакуации в Кирове писатель Е. Л. Шварц работал над новой пьесой-сказкой «Дракон», направленной своим сатирическим остриём против фашистской диктатуры. Пьесу планировалось сдать к 1 июня 1942 г.12

День рождения М. Горького (28 марта), чьё имя носил театр, было решено отметить спектаклем «Мещане» по пьесе этого драматурга13.

15 июля 1942 г. спектаклем «Русские люди» по пьесе К. М. Симонова (режиссёр Е. Г. Альтус) БДТ закончил театральный сезон. Действие пьесы происходило на Южном фронте осенью 1941 г. На примере отдельного эпизода войны с фашизмом драматург показывал характеры истинно русских людей, их мужество, героизм, готовность отдать жизнь Родине14.

Второй театральный сезон в Кирове открылся 11 сентября 1942 г.

В планах театра было возобновление спектакля «Король Лир» по пьесе У. Шекспира, постановка спектаклей по пьесам «Одна ночь» Е. Л. Шварца о Ленинграде в дни блокады (режиссёр Л. С. Рудник) и «Лесная песня» Л. Украинки (в переводе М. В. Исаковского). Осуществлялась подготовка к постановке комедии «Давным-давно» А. Гладкова (режиссёр П. К. Вейсбрём), работа над которой была начата ещё в 1941 г. В основу этой пьесы была положена история кавалерист-девицы Надежды Дуровой, героини Отечественной войны 1812 г.

Ещё в Москве художественный руководитель театра Л. С. Рудник начал предварительную режиссёрскую работу над пьесой К. Финна «Пётр Крымов». В 1942 г. уже в Кирове он организовал работу с исполнителями. В своей пьесе драматург раскрыл важную тему, показав героев трудового фронта, которые наряду с действующей армией активно участвовали в приближении победы над врагом15.

К 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции в октябре 1942 г. БДТ подготовил пьесу А. Е. Корнейчука «Фронт» (режиссёр Л. С. Рудник), где были заняты ведущие мастера театра. Спектакль проходил с большим успехом. Рабочие и служащие ряда крупнейших предприятий г. Кирова устраивали культпоходы на эту постановку16.

Большой драматический театр также принимал активное участие в культурной жизни г. Кирова. Так, в марте 1942 г. начался цикл вечеров для работников искусств, в программе которых было чтение и обсуждение новых литературных произведений, дискуссии о новых постановках, демонстрация творчества мастеров музыкального искусства и т. п.

Первый вечер, состоявшийся 2 марта 1942 г., собрал многочисленную аудиторию. Он был посвящён творчеству заслуженной артистки РСФСР Е. М. Грановской, которая рассказала зрителям об основных этапах своего творческого пути, о принципах работы над ролью. Актрисой были исполнены отрывки из ряда произведений Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, П. Ж. Беранже17.

15 марта 1942 г. в театре прошёл очередной творческий вечер, на котором писатель Е. Л. Шварц прочитал свою новую, написанную в Кирове пьесу «Одна ночь» о героической обороне Ленинграда. Героями пьесы были рядовые советские люди: управхоз, монтёр, домашние хозяйки, школьники, работница оборонного завода. Война сплотила их, они помогали друг другу переносить тяготы блокады. В обсуждении пьесы приняли участие писатели, режиссёры, артисты. Немногим позже пьеса была принята к постановке, которую осуществил режиссёр Л. С. Рудник18.

Ко дню рождения М. Горького (28 марта) со специальной концертной программой, построенной на его произведениях, артисты театра в мартовские дни 1942 г. выступали в госпиталях, а 30 марта состоялся горьковский вечер для работников искусств г. Кирова. На нём прозвучали глава из книги о пьесе «Дачники» в исполнении Л. А. Малюгина, рассказ «Вечер в Доме искусств» Н. Н. Никитина, посвящённый писателю; была показана в концертном исполнении пьеса «Яков Богомолов», обнаруженная и опубликованная уже после смерти классика (режиссёр Е. Г. Альтус)19.

Сцена из спектакля «Крылатое племя». 1941 г.

10 мая 1942 г. в Кировской областной библиотеке им. А. И. Герцена состоялся вечер писателей, проведённый Кировским отделением Союза советских писателей. В вечере принял участие артист БДТ С. Рябинкин, который прочёл акт из новой пьесы Е. Л. Шварца «Одна ночь». Сбор от вечера писатели передали в фонд помощи эвакуированным детям20. Там же 15 ноября 1942 г. прошёл большой вечер писателей, который открылся вступительным словом заведующего литературной частью театра Л. А. Малюгина о работе писателей в дни Великой Отечественной войны. Темам войны были посвящены и произведения, прозвучавшие на вечере. Е. Л. Шварц познакомил собравшихся с первым актом своей пьесы «Далёкий край». Весь сбор от вечера писатели передали на строительство танковой колонны «Работник печати»21.

С 1 января по 1 февраля 1943 г. в городском кинотеатре «Октябрь» проходил кинофестиваль с показом лучших произведений советской кинематографии. Во время фестиваля в фойе кинотеатра были организованы концерты с участием лучших артистов, находящихся в это время в Кирове, а также выступления писателей и поэтов22.

Во время эвакуации театр обслуживал не только жителей тыла, но и неоднократно выезжал на передовую, чтобы порадовать своим талантом бойцов и командиров Красной Армии. 2 февраля 1942 г. группа артистов выехала на Западный фронт23. За три недели пребывания на фронте театральная бригада дала двадцать шесть концертов. Программа каждого состояла из декламации стихов Д. Джабаева и В. В. Маяковского, сольных номеров музыкантов и певцов, русских народных танцев. Актёры показывали сцены из спектаклей «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина, «Укрощение мистера Робинзона» В. А. Каверина и «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Дон Карлос» Ф. Шиллера24.

Летом 1942 г. актёры театра в составе двух фронтовых бригад работали на Волховском, Калининском и Северо-Западном фронтах, выступали на кораблях Северного флота25. Первая бригада перед бойцами на передовой выступала со спектаклем «Слуга двух господ» по пьесе К. Гольдони и большой концертной программой, в которую входили несколько одноактных пьес, отрывки из классических произведений, номера художественного чтения на современную тематику («Баллада о Москве» А. Т. Твардовского, стихотворение «Убей его!» К. М. Симонова и др.)26.

Другая бригада в составе актёров театра и артистов Московской филармонии работала на Калининском фронте, выступив перед этим в Московском гарнизоне (в помещении летнего театра Центрального дома Красной Армии) со спектаклем «Дорога в Нью-Йорк» по пьесе Л. А. Малюгина (по киносценарию Р. Рискина) и г. Калинине. Руководителем бригады был артист БДТ Г. М. Мичурин. Репертуар состоял из спектакля «Русские люди» по пьесе К. Симонова, комедии «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, двух концертных программ. Всего за время пребывания на фронте бригадами было дано тридцать шесть спектаклей и шестьдесят четыре концерта.

И ведущие мастера сцены, и молодые актёры не жалели своих сил, чтобы порадовать фронтовиков. На грузовиках и тракторах, в вагонах-теплушках и на дрезине, в шлюпках и на подводах, на верховых лошадях и просто пешком по болотам, по бездорожью добирались артисты до своих зрителей, стараясь скрасить им немногие часы досуга. Выступать приходилось в различных условиях: в избах, клубах, сараях, землянках, на аэродромах, на платформах грузовых машин, а в большинстве случаев прямо в лесу, на полянках. Гримировались артисты тут же, под любопытными взорами бойцов, впервые увидевших кулисы театра. Часто концерты или спектакли прерывались стихийными митингами по поводу встречи вернувшихся из боя солдат или их проводов на схватку с врагом. Несмотря на бесконечные трудные переезды с места на место, отсутствие отдыха и привычных условий для выступлений, артисты понимали всю важность работы театра на фронте, потому что такие встречи ободряли и вдохновляли бойцов, давая им новые силы для борьбы с фашистами. Кроме того, эти поездки принесли каждому артисту удовлетворение от сознания того, что искусство активно участвует в приближении победы над врагом. Всюду творческие бригады театра встречали самый радушный приём. Во время гастролей на фронте актёры накопили ценнейший творческий материал, который помог им в дальнейшем при сценическом воплощении на сцене образов героев – участников Великой Отечественной войны27.

Театральная афиша

В радиопередаче из цикла «Театр у микрофона» от 24 января 1943 г. говорилось о том, что театр в ближайшие дни выезжает на гастроли в Ленинград. Последнее выступление членов творческого коллектива БДТ по кировскому радио датировано 4 апреля 1943 г. Вскоре театр покинул Киров и вернулся в родной город.

Театру удалось с первых же дней подружиться с кировским зрителем. Коллектив актёров стремился упрочить этот союз, предъявляя к себе всё большие и большие требования, стремясь к неуклонному повышению качества спектаклей. Работая в Кирове, театр никогда не забывал о Ленинграде, о своих зрителях, воспитанных на высокой театральной культуре. Это заставляло работать по-ленинградски. Возвращаясь в родной город, БДТ вёз на суд требовательного столичного зрителя ряд спектаклей, поставленных в Кирове, что вызывало чувство большой ответственности и сознание того, что время, проведённое в эвакуации, не было потрачено даром28.

И спустя много лет, на страницах газеты «Кировская правда» 26 января 1964 г. артист БДТ С. С. Карнович-Валуа вспоминал: «...Расстались мы с городом, с его гостеприимными хозяевами в первые дни после прорыва блокады Ленинграда. И сейчас среди воспоминаний о том военном времени в памяти как что-то светлое возникают дни, проведённые в милом Кирове, среди хороших, отзывчивых, настоящих советских людей...»29

Примечания

1 ГАСПИ КО. Ф. П-1447. Оп. 1. Д. 305.
2 Там же. Ф. Р-6818. Оп. 2. Д. 17. Л. 65–76.
3 Там же. Д. 31. Л. 62–83.
4 Там же. Оп. 1. Д. 92. Л. 1–13.
5 Там же. Д. 95. Л. 127–132.
6 Там же. Л. 224–226.
7 Там же. Д. 96. Л. 150–152.
8 Там же. Оп. 2. Д. 1. Л. 161–163.
9 Там же. Л. 260–262.
10 Там же. Д. 2. Л. 208–210, 342–343.
11 Там же. Л. 208–210.
12 Там же. Д. 5. Л. 207–208.
13 Там же. Д. 4. Л. 189–190.
14 Там же. Д. 5. Л. 7–9 ; Д. 11. Л. 62–64. Д. 22. Л. 91.
15 Там же. Д. 17. Л. 65–76.
16 Там же. Д. 20. Л. 209–213 ; Д. 25. Л. 92–93.
17 Там же. Д. 3. Л. 40–41.
18 Там же. Д. 7. Л. 7–8.
19 Там же. Д. 4. Л. 189–190.
20 Там же. Д. 10. Л. 154–159.
21 Там же. Д. 24. Л. 115.
22 Там же. Д. 27. Л. 259.
23 Там же. Д. 2. Л. 35–36.
24 Там же. Д. 4. Л. 16–17.
25 Там же. Д. 11. Л. 62–64.
26 Там же. Д. 17. Л. 73–75.
27 Там же. Д. 22. Л. 91.
28 Там же. Д. 31. Л. 62–83.
29 Киров. правда. 1964. 26 янв. С. 2.