Столица вятских речников: к 100-летию поселка Аркуль

Е. В. Березин

В 288 километрах от устья, на левом низменном берегу р. Вятки природа создала удобный для стоянки судов обширный залив, являющийся остатком старого русла.

Аркуль – так назвали это красивое место, что по-марийски означает – «мешок с углём». Действительно, предприимчивые люди добывали здесь древесный уголь и вывозили его в рогожных кулях1.

Существует и другая версия: «куль» – озеро, которых много в окрестностях затона.

Ныне название Аркуль носит посёлок речников, датой основания которого считается 1912 г., когда Товарищество Вятско-Волжского пароходства перевезло сюда всего лишь за один месяц из Иловатского затона (Орловский уезд) четыре разобранных деревянных жилых дома, церковь и здание судоремонтных мастерских.

По другим данным, с. Аркуль основано в 1903 г. судовладельцем Т. Ф. Булычёвым2, который целенаправленно, буквально по считанным саженям, скупал землю у местного крестьянского общества, использовал при этом и «магарыч» – традиционное ведро водки3.

Об использовании Аркульского затона ранее официально признаваемой даты основания посёлка свидетельствует жалоба-телеграмма, отправленная из г. Вятки путейскому начальству в г. Мамадыш 15 сентября 1901 г.: «Аркульский затон весь занят плотами, между тем мы платим деньги за берег… Прошу принять меры. Булычёв»4.

О более раннем происхождении посёлка свидетельствует один из старожилов А. С. Перевозчиков: «Я точно не знаю, когда мой отец поселился в Аркуле, но я хорошо помню, что в 1905 году стояли здесь три или четыре дома, в которых жили сторожа, охранявшие суда пароходчика Булычёва. Одним таким охранником был мой отец… Зимой он исполнял обязанности сторожа, а летом водил плоты по Вятке, Каме и Волге, вплоть до Царицына»5.

Во всяком случае, «затон Аркульский на левом берегу р. Вятки, в 415 верстах от г. Слободского в Теребиловской волости Уржумского уезда с зимовкой до 25 судов»6 известен давно, с 1899 г.

Для сравнения отметим, что в самом главном тогда вятском затоне – Иловатском – ставилось на зимний отстой всего на пять судов больше7.

После перевода судоремонтно-судо-строительных мастерских из Иловатки, Аркуль занял ведущее положение среди вятских затонов, которое сохраняется и поныне.

Знал Аркуль бурные события осени 1917 г., когда под свист и улюлюканье рабочие на тачке вывезли булычёвского управляющего Николая Николаевича Ермолина, а взамен заведовавшего затоном Петра Евдокимовича Лучинина избрали комитет. Этим эпизодом завершилась власть судовладельцев-хозяев в крупнейшем из вятских затонов.

В 1919 г. в национализированных мастерских «бронировали» и вооружили пять пароходов. Сформированный из них 5-й дивизион канонерских лодок Волжской военной флотилии красных с боями прошёл по рекам Вятке, Каме и Белой.

Панорама посёлка Аркуль

К середине 1920-х гг. оборудование аркульских судоремонтных мастерских износилось. Требовалась реконструкция. Как вспоминал мастер деревянного судостроения Афанасий Кузьмич Казаковцев, в 1929 г. ездила в Москву делегация аркулян с ходатайством об ассигнованиях на строительство судоремонтного завода. Первоначально в Наркомате водного транспорта она получила отказ, мотивированный отдалённостью Аркуля от железной дороги. «К их счастью, – писал много позже А. К. Казаковцев, – в наркомате в то время работал начальником отдела эксплуатации один из первых руководителей Вятского РУПвода времён национализации флота, который помог получить согласие»8.

На выделенные средства к середине 1930-х гг. в Аркуле провели реконструкцию затонского хозяйства, соорудили механическую мастерскую, деревообделочный цех, силовую станцию, кузнечный, медно-трубный и литейный цехи. Бывшие мастерские превратились в мощный судоремонтно-судостроительный завод, получивший название «Память Кирова».
Новое оборудование позволило организовать строительство серии газоходов – небольших судов с двигателем внутреннего сгорания, использовавших в качестве топлива дешёвую древесную чурку.

Квалификация рабочих была настолько высокой, что позволила в 1932 г. бригаде котельщиков под руководством мастера М. М. Заболотского изготовить прямо под открытым небом паровой котёл для земмашины «Камская–8»9.

В 1956 г. судостроительно-судоремонтный завод был преобразован в ремонтно-эксплутационную базу (РЭБ) флота «Памяти С. М. Кирова», которая стала центром вятского судостроения.

В 1959 г. впервые в бассейне р. Вятки здесь внедрили секционную сборку барж-площадок.

Аркуль – один из немногих центров речного судостроения, способный строить морские суда. В середине 1960-х гг. здесь завершили серию из 18 малых рыболовных ботов для Каспийского моря.

С 1940 по 2000 г. в Аркуле построили 577 судов разных типов10, которые бороздят не только Вятку. Суда аркульской постройки можно встретить на Каме, Волге, Оке, Москве-реке, Дону, Дунае, Днестре, Балтике, Каспии.

В последнее десятилетие ХХ века в результате акционирования РЭБ флота «Памяти С. М. Кирова» преобразована в два предприятия: Аркульская РЭБ флота в составе ОАО «Вятское речное пароходство» и самостоятельное ОАО «Аркульский судостроительный завод».

Последнее, не довольствуясь заказчиками из России, строит корпуса для мореходных барж по контракту с одной из нидерландских фирм11. Кроме того, в последнее время были построены по заказу той же фирмы танкер, буксиры-толкачи и мусоросборщики, которые, были погружены на те же баржи, отправлены заказчику по внутренним водным путям в Санкт-Петербург – место приёмки заказа.

В распоряжении завода находится мощный слип, строительство которого завершено в 1961 г. Это первое на Вятке сооружение подобного типа позволило механизировать самую трудоёмкую операцию – «вытаску» на берег судов, нуждающихся в ремонте подводной части корпуса.

Ручная транспортировка требовала участия большого количества людей. На каждый пароход уходило два-три дня. На это время мобилизовывались все рабочие, служащие и плавсостав.

Вместе с ремонтно-судостроительным предприятием развивалось поселение на берегу Аркульского затона, первоначально считавшееся селом. В 1932 г. оно было реорганизовано в рабочий посёлок12. В 1939 г. Аркуль числился посёлком городского типа13.

Уже тогда он многим нравился – ещё не город, но уже и не село, на вид аккуратный, ухоженный, с клубом (бывшая церковь), стадионом, магазинами. А вокруг – прекрасная в своей девственной красоте природа: река Вятка, озёра, леса, песчаные пляжи, похожие на горы Вятские увалы.

Писатель-краевед Н. Ф. Васенёв так описал Аркуль первой половины 1950-х гг.: «Это крупный рабочий посёлок, раскинувшийся на левом низменном берегу реки и Аркульского затона. Весной во время половодья посёлок так затопляет водой, что многие улицы его и целые слободы на неделю, а то и на две оказываются отрезанными от центральной части посёлка и от завода. Стадион, например, или базарную площадь заливает целиком, под самыми окнами поселкового совета плещется вода. Но эти временные неудобства безропотно переносятся аркулянами, тем более, что летом это щедро вознаграждается богатыми благами природы. Летом население Аркуля заметно убывает – речники уходят в плавание, зато зимой, когда в затоне стоит большой караван в сотню и больше судов, Аркуль снова становится многолюдным и шумным»14.
С 1937 г. в Аркуле действует больница водников15.

Школа, возникшая как церковно-приходская в 1914 г., через три года стала четырёхклассной, с 1924 г. – фабрично-заводской семилеткой, в 1936 г. преобразована в десятилетку, а первые выпускники с законченным средним образованием появились в 1938 г.16

Строительство баржи для Нидерландов

В 1930 г. в Аркуле создано фабрично-заводское училище № 8, впоследствии профессионально-техническое училище № 10, подготовившее тысячи выпускников – специалистов для флота и предприятий Вятского речного пароходства.

В 1959 г. приступили к строительству поселкового водопровода. Здесь раньше, чем в других вятских затонах, появились двухэтажные кирпичные дома, что придало посёлку вид настоящей столицы речников.

В конце 1980-х гг. в Аркуле вводили в строй ежегодно 27-квартирный жилой дом. На большинстве улиц – асфальт, которого не увидишь в других затонских посёлках17. К 1987 г. его население достигло 4000 чел.18

Аркуль – единственный из вятских затонов, где с 1988 г. функционируют очистные сооружения. Несмотря на кризисные явления в местном судоходстве, у столицы вятских речников есть перспективы.

Примечания

1 Аркуль – посёлок речников : (из воспоминаний ветеранов-речников) // Речник Вятки. 1982. 24 апр. (№ 15). С. 4.
2 Хронологический каталог населённых пунктов Кировской области / сост. О. Н. Виноградов. Киров, 1988. С. 111.
3 Аркуль – посёлок речников...
4 Телеграммы главной конторы пароходства Т. Ф. Булычёва // ГАКО. Ф. 200. Оп. 1. Д. 125. Л. 174.
5 Вятский водник. 1969. № 132. С. 4.
6 Повёрстное описание рек Волги, Камы, Белой и Вятки, состоящих в ведении Казанского округа путей сообщения. Казань, 1899. С. 68.
7 Там же.
8 Из письма А. К. Казаковцева от 23.03.1975 г. // Музей АО «Вятское речное пароходство».
9 Речник Вятки. 1932. 24 апр. (№ 15). С. 4.
10 Ануфриева В. Из Вятки в Нидерланды // Вят. край. 2000. 14 июля (№ 130). С. 3.
11 Там же.
12 Хронологический каталог населённых пунктов Кировской области… Т. 2. С. 111–112.
13 Справочник административно-террито-риального деления Кировской области и список населённых пунктов на 1939 г. / сост. А. Хохлов. Киров, 1990. Т. 2. С. 4.
14 Васенёв Н. Ф. На берегах Вятки : (зап. краеведа). Киров, 1954. С. 138–139.
15 Там же. С. 139.
16 Третников Н. И. Выпускники и время. Екатеринбург, 1998. С. 3.
17 Патрушева Л. Наш Аркуль // Речник Вятки. 1988. 6 окт. (№ 41). С. 1.
18 Аркулю – 75 // Речник Вятки. 1987. 11 апр. (№ 14). С. 4.