Главная > Выпуск №20 > Сунская волость в XVII–XVIII веках

Сунская волость в XVII–XVIII веках

В. И. Изместьев

В 2011 г. исполняется 360 лет со времени освящения бревенчатого храма Вознесения Господня и образования Сунской волости. Обустройство на «сунском диком раменье» для православных переселенцев началось после 15 сентября 1650 г. со строительства на левом берегу р. Суны бревенчатого храма и создания прихода. Поселение церковников и крестьян после строительства церкви приобрело в 1651 г. статус села, названного по престолу Вознесенским. Оно сразу же стало центром Сунской вотчины (волости) Успенского монастыря1.

Началось освоение значительной части нынешних Сунского, северной и западной частей Нолинского, южной части Кумёнского районов. Сунская вотчина граничила на северо-востоке с Чепецким станом (земли по р. Ошлань – нынче это Богородский район), на востоке и юге – с Казанским уездом, на западе – с незначительной частью Котельничского уезда, на северо-западе – с Орловским уездом, на севере – с образованной в 1621 г. Кырмыжской вотчиной Успенского монастыря2. Обширную территорию Сунской вотчины юридически оформлял главный документ – «Жалованная оброчная грамота царя Алексея Михайловича вятскому воеводе И. Ф. Соковнину об отдаче архимандриту Успенского Трифонова монастыря Иоакиму на оброк без переоброчки дикого раменья за Кырмыжем до устья р. Суны и по р. Лудяне в Берёзовском стане Вятского уезда» от 15 сентября 1650 г.3

Согласно общепринятой традиции, датой основания населённого пункта считается его первое достоверное упоминание в письменных источниках. В соответствии с этим, временем основания п. Суна (с. Вознесенского) следует считать 1650 г., а временем образования (по Василию Ивановичу Шабалину и данным ГАКО) – 1651 г. Это год завершения строительства церкви, давшей название селу – Вознесенское4. Эта грамота указывает на тот факт, что территория современного Сунского района не могла быть заселена русскими людьми раньше середины XVII в.

Другой вопрос, что до появления русских и после их появления на берегах Вои и её правых притоках – Курчуме, Опане и Суне – жили и продолжали жить черемисы и вотяки5. Следы пребывания черемисов и вотяков здесь сохранились в географических наименованиях, например, речка Ошеть (в переводе с марийского – река с запрудами), приток её – речка Пиля (оба названия встречаются в местах проживания марийцев в Уржумском районе), речка Нермча (приток Суны) с Черемисским логом, деревни Басманы, Касманы, Вотяки, Тураны, урочища Турки, Татарская гора и другие6.

Формирование русского населения Сунского района с 1651 г. по 1764 г. происходило двумя путями. Во-первых, это церковно-монастырский путь – раздача земель духовным лицам и перевод крестьян на дикие земли из северных исконно русских вятских уездов – Слободского, Орловского и др. И во-вторых, вольно-крестьянские миграции, поставлявшие немалое количество переселенцев из Казанского уезда, в особенности с 1661 г.

В июле 1668 г. в с. Вознесенском (Суне) стольник Иван Алфилов переписал восемнадцать дворов: двор приказчиков, двор попов, двор пономарей, двор трапезников, двор просвирницын, тринадцать крестьянских (монастырских) дворов. «В селе Вознесенском поселились из старинной Вобловицкой волости крестьяне, их дети, братья, племянники, отделяся от отцов своих и братьев»7. Краеведы И. В. Порошин, О. Н. Виноградов указывают: «В 1595 г. грамотой царя Фёдора Ивановича Вобловицкая волость (село, 2 деревни, 47 починков) передана во владение Успенскому монастырю»8. В 1629 г., как отмечал историк А. В. Эммаусский, она была расположена на самом севере Вятской земли, на территории современных Нагорского и Белохолуницкого районов и отмечалась неблагоприятными почвенными и климатическими условиями. В состав её в 1629 г. входили 4 села: Полом (Вобловица) – центр волости – ныне Белохолуницкий район, Нагорское, Мулино и Синеглинье (Синегорье) – ныне Нагорский район. К этим четырём сёлам были приписаны несколько деревень и починков, расположенных по р. Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке9.

Мотивирующую связь многих фамилий и названий населённых мест, распространённых в Сунском и Нолинском районах, мы находим и в наименованиях населённых пунктов Белохолуницкого и Нагорского районов: Поломских – с. Полом, Марьины – д. Марьинцы, Булатовы – д. Булатовы, Леушины – д. Леушинцы, Шуплецовы – д. Шуплецы, Осетровы – д. Осетры на р. Осетровка, Кашины – д. Кашата, Шабалины – д. Шабалята, Двоеглазовы – д. Двоеглазовцы, Исуповы – д. Исуповцы и т. д.

Многочисленный ряд фамилий встречается в обоих районах: Запольских, Ерёмин, Городилов, Докучаев, Костров, Сочнев, Щетинин, Шулаков, Шитов, Рыболовлев и т. д.10

Заметим, что главный двор в с. Вознесенском (Суне) в 1668 г. занимал приказчик Евтифей Исупов, по всей видимости, он, как и все церковники этого села, был выходцем из прихода с. Нагорское Слободского уезда. Кстати, в одной версте от с. Вознесенское находилась д. Нагорская, где, по данным архивиста В. И. Шабалина – уроженца с. Суна, сына священника, – в начале XVIII в. жила семья крестьянина Усатова (фамилия, наиболее распространённая в Нагорском районе).

В 1665 г. в Сунской вотчине наступило двоевластие. С одной стороны она законно входила в состав Вятского уезда, с другой – была отписана казанским воеводой Герасимом Змеевым вместе с с. Вознесенским в состав Казанского уезда по той причине, что вольные крестьяне Агафон Буйский и Никифор Редькин на р. Лудяна построили бревенчатый храм и попросили за это пустующие земли по р. Суне (понятно, по ложной челобитной). На территорию Сунской вотчины хлынула волна переселенцев со стороны Цепочкинского монастыря (Уржумский, Лебяжский районы). Отсюда по Суне название д. Окуневская с её жителями Дудыревыми, д. Смыки – Смыковы, д. Лебяжье – Лебедевы, д. Савиново – Чернышовы, д. Шихали – Шихалеевы, д. Буйские – Буйских и т. д.

Старцы Успенского монастыря, осваивая территорию Сунской вотчины аграрным способом, в начале второй половины XVII в. на самом юге Вятского уезда обустроили погост Никольский с д. Ноли (1669 г. – по П. Н. Луппову11), а в 25 км от современного пос. Суна – Кырчанский присёлок (будущее с. Кырчаны Богоявленские) и рядом с ним починок Ерпулёвский – в 2 км от с. Кырчаны (в грамоте Ивана Алфимова – поч. Ерыкаловский. – Текст неразборчив. – В. И.). Через поч. Ерпулёвский пролегала дорога на с. Лудяна (Ясашинская). 18 января 1669 г. с. Лудяна перешло в состав Казанского уезда. От с. Лудяна (Ясашинская) шла дорога до р. Вятки (где острова, брод, переправы) на с. Лебяжье (основано в 1605 г.) и далее на Цивильск и Нижний Новгород12.

Благодаря двум мощным волнам переселений русских на совершенно необжитое раменье по р. Суне (с 1650 г. сначала с севера, то есть со стороны Хлынова (Вятки), а после 1661 г. – с юга (со стороны Казанского уезда), северные и южные вятские говоры остались здесь во всём великолепии. Значительная часть современных коренных жителей пос. Суна и окрестных деревень – это неисчерпаемый источник диалектной лексики. Особую страницу в истории пос. Суна представляла династия Шабалиных, поселившаяся в Вознесенском с начала его образования. Один брат служил псаломщиком, другой – крестьянином. Оба были грамотны. В 1867 г. в с. Сунском родился архивист, краевед Василий Иванович Шабалин, который, работая в Вятке, составил основную часть «Историко-географического и статистического описания Вятской епархии», издал четыре сборника архивных документов XVIII в.13 Его родственник, крестьянин д. Погойская Иван Ефимович Шабалин, в 1897 г. стал первым библиотекарем народной павленковской библиотеки и возглавил в Суне общество трезвости.

Как память о деревнях сунских, ушедших в прошлое, звучит на сельских праздниках частушка:

Шабалята, Дорошата,
Халявинцы, Журавли,
Два Полома, Вихорята,
Двинка, Дряхлые, Мурлы.

Только в одной этой частушке упоминается не менее пяти названий населённых мест древней Вобловицкой волости.

И. В. Порошин, белохолуницкий краевед, писал, что в Вобловицкой волости с давних пор были известны каменщики, кузнецы, шорники, колёсники, тележники, извозчики. Переселившись из Вобловицкой волости на Суну, многие потомки этих мастеровых людей и здесь развили промыслы, но главное – распахали пустующие пашни, засеяли их зерновыми, техническими и кормовыми культурами, построили водяные и ветряные мельницы.

Из описи монастырских владений, произведённой подпоручиком Маховым в 1764 г., наиболее богатыми на Вятской земле были вотчины: Сунская, Кырчанская, Ошетская, Курчумская (три последние в 1678–1701 гг. выделились из состава Сунской вотчины).

В 1764 г. у Трифонова монастыря было 22 оброчные мельницы, с которых собиралось более 755 руб. в год. Самая значительная часть этих денег приходилась на Переборскую мельницу, стоявшую возле д. Копырята и д. Быки, близ впадения речки Суны в р. Вою; она платила 73 руб. в год. Сунская мельница при с. Вознесенском платила 72 руб., Кырчанская и Курчумская мельницы давали по 50 руб.14

В 1675–1676 гг. крестьяне Трифонова монастыря во главе с Ильёй Рохиным захватили власть в сёлах Вознесенском и Кырчаны. После подавления восстания повстанцы успели уйти за левый берег р. Вои и скрыться в лесных незаселённых местах современных Немского, Зуевского и Фалёнского районов. Обнаружив лесную речку, назвали её в честь родной реки – Суна15.

Проведя сравнения по топонимике и фамилиям пришельцев, легко установить, что в Зуевском и Фалёнском районах число совпадающих с Сунским и Немским районами географических наименований достигает не менее пятидесяти, а фамилий – и того более. Но это отдельная, пока ещё не до конца изученная тема.

В сентябре 2009 г. администрация Сунского района отменила, признав ошибочным, постановление бюро райкома КПСС и исполкома райсовета депутатов трудящихся от 25 марта 1971 г. № 9 «О подготовке и проведении празднования 400-летия посёлка Суна». Основанием тому явилась архивная справка РГАДА, составленная на основе грамоты Коллегии экономии, о которой уже говорилось ранее – «Жалованная оброчная грамота царя Алексея Михайловича вятскому воеводе И. Ф. Соковнину…»

По данной тематике на интернет-сайте Сунского района размещена обновлённая информация о том, что основание пос. Суна относится к середине XVII в., а не ко второй половине XVI в., как это было ошибочно отмечено в «Энциклопедии земли Вятской»16.

Примечания

1 Эммаусский А. В. Исследования по истории Вятской земли. Киров, 2009. С. 38.

2 Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края XVII–XVIII веков. Киров, 1956. С. 100.

3 РГАДА. Ф. 281. Грамоты Коллегии экономии. Д. 14200.

4 См.: Кряжевских А. Л., Изместьев В. И. К вопросу о времени основания п. Суна // Краеведение в развитии провинциальной культуры России : материалы 2-й науч. конф. (Киров, 11 нояб. 2009 г. / науч. ред. М. С. Судовиков. Киров, 2009. С. 130–133.

5 Древние акты, относящиеся к истории Вятского края : Приложение ко 2-му т. сб. «Столетие Вятской губернии». Вятка, 1881. С. 158–179.

6 Вятская епархия : ист.-геогр. описание / сост.: Н. В. Кибардин, В. И. Шабалин. Вятка, 1912. С. 26–27 ; Тр. ВУАК. Вятка, 1906. Вып. 1/2.

7 Древние акты... С. 169, 173–174.

8 ЭЗВ. Т. 1, кн. 2 : Сёла. Деревни. Киров, 2002. С. 65.

9 Эммаусский А. В. Исторический очерк... Киров, 1956. С. 18.

10 Изместьев В. И. Заметки краеведа // Семантика. Функционирование. Текст / науч. ред. С. В. Чернова. Киров, 2009. С. 277–281.

11 ЭЗВ. Т. 4 : История. Киров, 1995. С. 138–182.

12 Древние акты… С. 158–179.

13 Шиляева Р. С. Василий Иванович Шабалин // ЭЗВ. Т. 6 : Знатные люди. С. 495–496.

14 Эммаусский А. В. Исторический очерк... С. 30 ; Тр. ВУАК. 1906. Вып. 1/2. С. 411–431.

15 ЭЗВ. Т. 1, кн. 2 : Сёла. Деревни. С. 541.

16 Там же. С. 483.