Вятский Синодик

Е.Г. Сазанова

В фондах художественного музея имени братьев Васнецовых помимо других интересных экспонатов хранятся и книги. Среди них Синодик Кафедрального собора города Вятки.1

Книги, благодаря своей синтетической природе, есть объект изучения множества специалистов: книговедов, историков, искусствоведов. В них гармонично сочетаются «интерьер» и «экстерьер», то есть внешнее оформление и текстологический аспект.

Синодик, а точнее Помянник — группа текстов, собранных в один кодекс. Собственно, это добавление к Чину православия. Рукописные Помянники велись как в храмах и монастырях, так и в семьях. Как литературный жанр, направленный на «умершим пособие творити», Помянник сформировался к концу XVI в. Ученые выделяют в его тексте следующие композиционные части:

а) Предисловие, или собственно Синодик;

б) общие поминания (царей, князей московских и всероссийских, патриархов, митрополитов Киевских и всея Руси), составленные в форме молитв для употребления их в церковной службе;

в) частные поминания преставившихся (за которых внесены деньги, если Синодик церковный).

По содержанию и композиции своих частей Синодик, принадлежавший Кафедральному собору, относится, вероятно, к третьей редакции, сложившейся не позднее середины XVII в.2

Нерегламентированные тексты частных поминаний постоянно пополнялись именами умерших одного рода: прихожан и служителей собора или монахов монастыря. В общих поминаниях встречаются имена князей и членов их семей, о которых не сохранилось достоверной летописной информации, порой с краткими описаниями их кончины. Несомненно, эти сведения ценны для историков и краеведов.

Идея любого Синодика в необходимости церковной молитвы за души усопших, милостыни, а при земной жизни своевременного покаяния. С XVII в. Синодики (главным образом домашние) пополнялись назидательными историями и повестями, отрывками из переводной литературы. Их популярность была столь велика, что они стали поистине народными. Книги украшались миниатюрами, комментирующими занимательные сюжеты, и в конце XVII столетия были награвированы на меди художником Оружейной Палаты Леонтием Буниным.3

Синодик Кафедрального собора города Вятки традиционно датируется концом XVII столетия.4 Начало текстов Синодика — молитва Пресвятой Троице, с листа 15 (об.) идут общие поминания обычного содержания. Наиболее поздняя дата общих поминаний — 1722 год смерть архиепископа Вятского и Великопермского Дионисия). Не ранее этой даты можно отнести и написание основного корпуса текстов. Умерший в 1737 году архиепископ Лаврентий внесен позже и другим почерком.

Частные поминания, написанные разными почерками, охватывают период с конца XVII в. по 60-е годы XVIII в. Нижнюю временную границу можно объяснить вписыванием имен давно усопших родственников, или переписыванием более раннего соборного Синодика. Среди них роды причта Троицкого Николаевского собора: протопопа Никона, ключаря протопопа Луки Юферева, пономаря Якова Пономарева, протопопа Артемона Иванова, а также род приказного Исайи Баранова, ризничего иеродьякона Иосифа, дьяконов Федора Пачезерца и Саввы Васильева, архиепископского келейного старца Марка. Отдельно внесены архимандриты Успенского Трифонова монастыря Иов и Сергий. Упомянуты роды людей, связанных с собором: домового кузнеца котельничанина Терентия Кудрина и гостиной сотни Илии Гостева. С листа 183 на иной бумаге и другим почерком XIX в. молитва за преставившуюся графиню Анну Алексеевну Орлову-Чесменскую, умершую в 1848 году и завещавшую собору большую сумму денег, а также иерея села Верховского Орловского уезда Трифуллия, сделавшего свое пожертвование. Остальные листы остались незаполненными, соборный Синодик более не пополнялся.

Синодик Вятского Кафедрального собора привлекает внимание и особенным переплетом, на верхней крышке которого образ Святой Троицы (ветхозаветной) — случай редкий, но не уникальный. Выбор сюжета иконы был обусловлен принадлежностью рукописи Свято-Троицкому собору. И образ, и сам бархатный малиновый переплет книги были выполнены в первой трети XIX в. Можно предположить, что образ был написан местными иконописцами.5 Басменный серебряный оклад, украшенный изящным растительным орнаментом, подтверждает мастерство вятских ювелиров-серебряников. Его выполнил в 1834 году мастер Дмитрий Иванович Агафонов, судя по клейму.6

2001 № 23.jpg

Верхняя крышка переплета Синодика Вятского Кафедрального собора,
30-е годы XIX в.
(Кировский художественный музей)

Вопрос о местной книгописной мастерской по-прежнему не исследован должным образом в силу некоторых причин:

1) недостаток подлинных рукописей XVI-XVIII веков в доступных коллекциях г. Кирова;

2) трудность в соотнесении места создания книги с Хлыновым-Вяткой.

Удивительно малое количество вятских по происхождению книг имеют графические украшения (заставки, концовки, миниатюры). Так, Синодик Кафедрального собора включает единственную заставку и киноварные инициалы обычного рисунка. Широкая заставка заполнена растительным орнаментом — пышными завитками, цветками, бутонами в стиле  так называемого «московского барокко». В центре картуш с поясным изображением Христа Вседержителя. Фон заполнен тонкими золотыми штрихами, весь рисунок выполнен пером. Подобные заставки весьма распространены в печатных книгах конца XVII—начала XVIII вв. Судя по качеству выполнения заставки, ее создал профессиональный художник, но не книжник, а возможно иконописец, скопировавший печатный образец. Этим объясняется использование пера, а не кисти, скупость цветовых сочетаний. Интересно, что в Житии Преподобного Трифона XVIII в., принадлежащем библиотеке ВГПУ (№ 101218), заставка близкого рисунка даже не нарисована, а аплицирована. Вероятно, это обусловлено отсутствием систематической практики или недостатком рукописных образцов.

Итак, еще одно произведение книжного искусства введено в научный оборот, еще один экспонат будет восхищать посетителей отдела древнерусского искусства Кировского художественного музея. Всего одна рукопись позволила исследовать ремесло и искусство старой Вятки: работу иконописцев, писцов, переплетчиков, серебряников. В то же время данная книга — ценный исторический источник.

Примечания

1. Рукописный Синодик Вятского Кафедрального собора XVIII—XIX в. № ДР95.
2. Различные литературные редакции исследованы в книге: Петухов В. Е. Очерки из литературной истории синодика.— М., 1895.
3. Цельно гравированный Синодик Л. Бунина 1722 г. (?) имеется в библиотеке Кировского художественного музея (№ 4239).
4. Щапов Я. Археологический ежегодник за 1957 год. М., 1958. С. 294.
5. Икона не раскрыта, укреплена в 2000 г. Н. П. Мартыновой и А. В. Никифоровым. КХМ.
6. Басменный оклад отреставрирован в 1995 г. А. Бирюковым, ОАО «Купина» г. Москва.