Главная > Выпуск №2 > Выставка "Искусство русской книги"

Выставка "Искусство русской книги"

А.В. Шакина

К числу наиболее значительных и ярких событий культурной жизни Вятки за последние годы с полным правом мы относим выставку «Искусство русской книги», открытую в сентябре 1999 года в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых.

Выставка оказалась уникальной и по числу участников (были привлечены Государственный архив Кировской области, Кировский областной краеведческий музей, Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена), и по насыщенности материалом (около 1000 экспонатов, представленных на ней, охватывают период с XVI в. по настоящий день), и по зрительскому интересу (за 3 месяца ее посмотрели 8 тысяч человек).

Обращение к материалам выставки «Искусство русской книги» представляется интересным и сегодня, так как позволяет еще раз вспомнить о книжных богатствах Вятки и оценить их.

Гордостью выставки стали рукописные и старопечатные книги XVI—XVIII вв., оригинальные иллюстрации XVIII—XX вв. Наиболее яркий раздел экспозиции представляла древнерусская книга. Полно и объемно было показано искусство художественного оформления книги и самого книжного дела XVI—XIX вв., рукописи разнообразного содержания с миниатюрами и богатой орнаментикой.

Издание книг типографским путем во 2-й половине XVI в. дало сильный толчок развитию книжного искусства, что также нашло отражение в экспозиции.

Графическая культура книги складывалась из традиций национальной иконописи, стенописи, народного декоративного искусства, а также из традиций ранней письменности.

Следующим крупным разделом выставки стала светская книга, расцвет которой произошел при Петре I, утвердившем вновь разработанную азбуку. Характер начертаний букв, соотношение толщины штрихов, плавные скругления и подсечки приближали облик наборной страницы к европейскому. Книга стала светлой и легкой, меньшего формата (среднего и маленького размера — в восьмую долю тогдашнего листа бумаги, т. е. всего 16 см в высоту). Вырабатывалась культура специального издания — технического, научного, политического. Новая книга обращалась к новому читателю, которого она сама и создавала. Тиражи были обычно небольшими: от 100 до 1200 экземпляров, но некоторые из них выходили вторым или даже третьим изданием.

Иллюстрации этого раздела наиболее ярко представлены творчеством М.А. Иванова: аллегорические группы небольшого формата, выполненные в технике резцовой гравюры.

Одна из главных задач выставки — искусство и развитие книжной иллюстрации в ретроспекции. Поэтому в зал искусства XIX в. вошли иллюстрации таких художников, как Ф. Толстой («Душенька»), Б. Александров («Сцены из купеческого быта к сочинению Островского» с оригинала П. М. Боклевского), М. Клодт («Заглавный лист из альбома русских аквафортистов») и т. д.

Наряду с оригинальными иллюстрациями художников показывались и типографские издания. Это давало зрителю возможность сравнить путь, проделанный авторским рисунком из мастерской художника до печатной формы.

Книга конца XIX — начала XX в. переживала свое второе рождение. В книжную графику пришли известные мастера: А. Бенуа, Е. Лансере, И. Билибин, К. Сомов. Художники объединения «Мир искусства» ставили перед собой задачу единства книжного ансамбля: страницы, разворота, листа, шрифта. «Хороший архитектор узнается по плану сооруженного здания, по остроумию комбинаций, по стройности частей, по всей анатомии постройки. (…) Также точно художник, занятый книгой, должен обратить свое внимание первым долгом (…) на основные требования красоты в книге: на выработку формата, на качество, на поверхность и цвет бумаги, на размещение текста в странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, на брошюровку и т. д.»,— писал А.Н. Бенуа в «Задачах графики».

Этот раздел выставки представлял оригинальные рисунки А. Н. Бенуа («Медный всадник», «Каменный гость», «В рыцарском зале»), Е. Е. Лансере («Заглавный лист к книге стихов Черубины де Габриак», «Заставка к XIX главе «Хаджи Мурата»), С.В. Чехонина («Заставка»).

Второй этаж выставки был полностью посвящен искусству книги XX в. с 1917 года. В первые послевоенные годы в советской книге наметилось несколько основных направлений, сыгравших важную роль в определении дальнейшего пути книжной графики. Самой главной и плодотворной была линия, прочерченная крупным мастером книги и художником В. Фаворским, которую продолжили его ученики: А. Гончаров, М. Пиков, Н. Фаворский.

Раздел выставки, посвященный искусству книги 1930—1960-х годов XX в., был представлен такими мастерами, как Л. Хижинский, С. Юдовин, Г. Епифанов, В. Кардовский, Л. Кравченко, М. Сарьян, Е. Кибрик, Ф. Константинов, Д. Бисти. Художественное восприятие натуры, умение увидеть литературных героев как живых людей во всей их портретной достоверности и психологической сложности не просто дополняли и обогащали литературное произведение, но заставляли ощутить подлинность мира, созданного воображением писателя.

2001 № 24.jpg

Фрагмент экспозиции «Искусство русской книги».
Кабинет писателя первой половины XIX в.
Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых

Детская книга вошла в искусство на равных с книгой взрослой. В ней всегда работают самые значительные мастера книжной графики. Традиция нести детям все самое талантливое, новое, передовое остается неизменной: лучшие детские книги — это событие. Устроители выставки выделили в экспозиции зал для детской книги. Были показаны работы таких иллюстраторов, как Ю. Васнецов, В. Лебедев, Ю. Пименов, Е. Чарушин.

Заканчивалась экспозиция работами кировских художников, чье творчество соприкоснулось с этим живым и сложным искусством — искусством книги. Много сделал для его развития А.М. Колчанов, его опыт переняла О. Колчанова. Яркие и красочные работы представили С. Горбачев и А. Демышев. Поэтические и философские рисунки отличают творчество Т. Тимкиной.

Экспозицию выставки «Искусство русской книги» удачно дополнили сопутствующие экспонаты: старинные чернильницы, закладки, образцы бумаги, подсвечники. Органично в ее канву вошли интерьеры кабинета писателя XIX в., письменный уголок в русском стиле (конец XIX — начало XX вв.).

Детям, желающим попробовать себя в качестве иллюстратора, был предложен макет книги большого формата.

Книжная иллюстрация — подвижное, гибкое, отзывающееся на тончайшие вариации литературного и художественного стиля искусство. На протяжении всей истории книжной графики в ней возникали, складывались самые различные тенденции, направления, школы. Обусловленные временем, его требованиями, они были всегда глубоко связаны с общим состоянием искусства, с жизнью общества. Каждый художник старается «режиссерски» раскрыть и прочитать литературу средствами графического искусства, создать книгу, как театральное действо, выявить лишь для нее характерные движения, ритм, музыкальное звучание.

Выставка показала все многообразие искусства книги, начиная с XVI в. по настоящее время. Она имела огромное значение, продемонстрировав впервые книжные богатства, хранящиеся на Вятской земле. На рубеже XX и XXI вв. выставка подчеркнула непреходящее значение книжной графики.