Ранним летом 1909 года в Шурме случился большой пожар, выгорела вся главная улица. Сгорела и квартира дядиного семейства (у Ченцовых). Мне приказали оставаться в школе, а все большие ученики побежали на пожар и помогали Репиным вытаскивать из квартиры разные мелочи. Все громоздкие вещи сгорели, в том числе массивный дубовый обитый красной материей диван, большой старый буфет, фисгармония. Бедные старики были очень удручены, так как достатки у них были маленькие, да и наличие племянника в моём лице требовало каких-то расходов. Но всё же они, насколько знаю, не предъявляли к моей матери требований, чтобы та взяла меня обратно к себе. Некоторое время после пожара мы все жили в школе, благо подошло каникулярное время. К осени мы переехали на квартиру в дом небольшого местного купчика Вятских, где и жили до 1919 года. В этом году дом был национализирован, и стариков оттуда выселили, заняв его под какое-то учреждение. Летом 1909 года дядя съездил пароходом в Вятку и привез оттуда мебель, но не такую, какая была раньше, а более легковесную. Вместо дивана появился тонконогий диванчик, вместо буфета – уже упоминавшаяся горка, вместо солидных дубовых стульев – венские.

Кроме Натальи Аркадьевны, преподававшей нашему классу с первого до четвертого года обучения все нужные науки – арифметику, чтение и письмо – в класс время от времени приходил ещё батюшка о. Михаил Шкляев и учил закону божьему. Поп был строгим законоучителем, угрожал нам всякими карами, небесными и земными, заставлял записывать в тетрадки разные положения, вроде: «Катехизис – значит учу. Катехизис есть учение о вере, нужный каждому человеку для угождения Богу и спасения души». В четвертом классе у нас появился другой законоучитель – елейный о. Сергий Акишев. Перед выпускным экзаменом он несколько уроков подряд спрашивал учеников, причем каждого – всё об одном и том же событии из священной истории. Мне, например, всё время доставалось рассказывать о воскресении Христа, пока я не выучил этот эпизод наизусть. Оказалось, что это была просто накачка: на экзамене каждого из нас батюшка спрашивал именно о том событии, о котором ученик уже рассказывал несколько раз. Эту невинную хитрость все ученики легко разгадали, и она не способствовала укреплению батюшкиного авторитета. Когда я достиг до 4-го класса, в феврале 1911 года, случился 50-летний юбилей со дня «освобождения крестьян». По этому поводу в школе был утренник, на котором я с эстрады декламировал какое-то соответствующее по теме стихотворение.

Осенью 1911 года в Шурме было открыто «высшее начальное училище», занявшее большое здание школы. Классы начальной школы стали ютиться в крестьянских домах в – большой тесноте. Аркадий Никандрович сделался заведующим ВНУ, а Михаил Иванович Репин – заведующим начальной школой. Меня отдали в 1-ый класс ВНУ. В один из дней ранней осени занятия в школе были прекращены и всех школьников повели в церковь, где мы присутствовали на панихиде по поводу смерти «болярина Петра» (Столыпина)28. Политика начала вторгаться в школьную жизнь. В 1912 году праздновался столетний юбилей Отечественной войны («галлы и с ними двенадесять языков»), а в 1913 году – возникли юбилейные торжества по поводу 300-летия дома Романовых. На обоих юбилеях я произносил стихи и стал понемногу привыкать к публичным выступлениям.

После смерти Аркадия Никандровича приехал новый директор ВНУ – Проскуров. По специальности он был, кажется, математиком, но, приходя в гости, развлекал общество приличными загадками, более относящимися к словесности, вроде: «Какие три слова в русском языке оканчиваются на зо?» Иностранные слова, например – Крузо – не годились. Никто не мог догадаться. Тогда он отвечал сам: «Первое слово – желеЗО, второе – пуЗО» (Здесь Михаил Иванович говорил, что это уже и не вполне прилично) – «А вот третье?» – этой тайны он так и не открыл. Подозреваю, что такого слова в русском языке и нет29. Таких загадок и побасенок у Проскурова было великое множество, так что повторялся он нечасто.

Моя первая любовь относится к 7-летнему возрасту, когда я кончил второй класс начальной школы. Всю жизнь я был страшно влюбчив, но только два раза возникла любовь с первого взгляда – «озарение». Все остальные влюбленности развивались с постепенным разогреванием. Первое озарение случилось летней ночью. Дядя с тётей нередко уходили в гости. Брат Ваня шел с ними, сидел дома или гулял отдельно, а я оставался около ворот в компании прислуг и других деревенских женщин. Все эти девушки и бабочки из околотка, собирались на лавочках около наших ворот и судачили на разные темы. Около мам, сестер и тёток ютились и подростки разных лет. Вот тогда и появилась она – Саня Воробьёва, беленькая девочка с льняными волосами, озарённая луной. Сердце мое сразу дрогнуло и заныло при виде этой Маргариты. Я смотрел на неё с открытым ртом. С таким ртом я и оставался в течение всего этого времени смутной влюблённости. Я почти и не говорил с Саней, однако моё поклонение было заметно не только ей, так что остальные сверстники и сверстницы по уличному обычаю дразнили нас «женихом» и «невестой».

Из шурминских увлечений вспоминаю ещё одно: преклонение перед красивой, деревенской девочкой Анисьей Носковой, которая училась вместе со мной в высшей начальной школе.

На этом заканчивается шурминский период моей жизни и начинается следующий – уржумский30.

Примечания

1 Николай Алексеевич Фирсов (1831–1896) – историк, педагог, профессор Казанского университета; был не ректором, а проректором университета (1872–1875, 1881–1885).
2 Степняк-Кравчинский С. М. Россия под властью царей / пер. с англ. М. Ермашевой. М., 1965. С. 250.
3 Речь идет о магистерской «Положение инородцев северо-восточной России в Московском государстве» (Казань, 1866) и докторской «Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время» (Казань, 1869) диссертациях Н. А. Фирсова.
4 Ермолаев И. П. Проблемы колонизации Среднего Поволжья и Приуралья в русской историографии (вторая половина XIX – начало XX вв.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Куйбышев, 1965. С. 22.
5 Айплатов Г. Н. Социально-экономическое развитие и классовая борьба в Марийском крае в XVII в. : автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1966. С. 1.
6 Малый энциклопедический словарь. Изд. 2-е, вновь перераб. и значительно доп. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 4 : Почва – Иссоп. Стб. 2214.
7 Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1956. Т. 45 : Фидер – Фурьеризм. С. 204. В обоих случаях Касьянов приводит статьи о своём родственнике целиком.
8 Ермолаев И. П. Указ. соч. С. 17.
9 Там же. С. 26–27.
10 Наталия Александровна Суворова (в замужестве – Зубова; 1775–1844) по выходе из Смольного института благородных девиц жила некоторое время под надзором графа Д. И. Хвостова. В письмах А. В. Суворов называл дочь Суворочкой. В 1795 году вышла замуж за графа Н. А. Зубова.
11 Поэт Дмитрий Иванович Хвостов (1757–1835) был женат не на дочери, а на племяннице Суворова, княжне А. И. Горчаковой. Несмотря на репутацию бездарного рифмоплёта, оказал влияние на поэтику Заболоцкого. В воспоминаниях Т. Л. Никольской об А. Н. Егунове (А. Николеве) говорится: «Егунов серьезно относился к осмеянному графу Д. Хвостову. К сожалению, осталась неопубликованной его статья, в которой сравнительно анализировались “Екатерингофское гуляние” Хвостова и “Народный дом” Заболоцкого. Совпадения в этих текстах были удивительные и говорили о знании Заболоцким поэмы Хвостова, повлиявшей на поэтику Заболоцкого обэриутского периода» (Никольская Т. Л. Авангард и окрестности. СПб., 2002. С. 263). Текст статьи Егунова не найден; Т. Л. Никольская допускает, что замысел так и остался нереализованным (устное сообщение). Речь идёт о большом и осмеянном ещё Кюхельбекером (Дневник В. К. Кюхельбекера. Л., 1929. С. 148) стихотворении «Майское гулянье в Екатерингофе. 1824 года», посвящённом графу М. А. Милорадовичу (Полное собрание стихотворений графа Хвостова. СПб., 1829. Т. 2 : Стихотворения о разных предметах. С. 122–139). Элементы абсурда в творениях графа Хвостова иногда напоминают об экстравагантных чертах поэтики Д. И. Хармса и А. И. Введенского, но это сходство носит скорее типологический, чем генетических характер; см.: Кобринский А. А. «Вольный каменщик бессмыслицы», или Был ли граф Хвостов предтечей обэриутов? // Кобринский А. А. О Хармсе и не только : статьи о рус. литературе. СПб., 2007. С. 3–16.
12 Пушкин А. С. Медный всадник: Петербургская повесть // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. : в 16 т. М. ; Л., 1948. Т. 5 : Поэмы, 1825–1833. С. 145.
13 Расхожая шутка, обыгрывающая фамилии политических деятелей дореволюционной России Г. Е. Распутина (Новых), И. Л. Горемыкина, А. А. и А. Н. Хвостовых (дядя и племянник) и А. Ф. Головина. Возможно, восходит к сатирическому стихотворению В. М. Пуришкевича «Горе-кабинет» (см.: Пуришкевич В. М. Дневник «Как я убил Распутина». М., 1990 [Репр. воспроизведение с изд.: Рига, 1924]. С. 106–107.
14 Огородников Владимир Иванович (1886–1938) – историк, исследователь прошлого Сибири и Дальнего Востока; работал в Казани, в Иркутске, в Чите, во Владивостоке, в Петропавловске-Камчатском. Был арестован в 1933 г. по делу организации «Автономная Чукотка»; погиб в лагере.
15 Недостоверно; министром народного просвещения в колчаковском правительстве 1918–1919 гг. был географ и ботаник В. В. Сапожников, а в правительстве 1919–1920 гг. – геолог П. И. Преображенский.
16 Знаменитый живописец Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) был уроженцем с. Лопьял Вятской губернии.
17 Иоанн Кронштадтский (настоящее имя Иван Ильич Сергиев; 1829–1908) – священник, проповедник, духовный писатель, церковный и политический деятель право-консервативного толка. Канонизирован Русской православной церковью заграницей в 1964 г., а в 1990 г. Русской православной церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
18 Крупный мятеж против Советов на юге Вятской губернии в августе 1918 г. (Уржум, Нолинск, Лебяжье) возглавил капитан А. П. Степанов.
19 Привитать – жить, проживать (устар.)
20 Фарсовая версия «Лизистраты» Аристофана (1923) шла в Музыкальной студии Московского Художественного театра в постановке В. И. Немировича-Данченко и Л. В. Баратова.
21 Двухнедельный «журнал для детей младшего возраста» «Светлячок» выходил в Москве в 1905–1918 гг. Речь идёт, вероятно, о бесплатном приложении к журналу, носившем название «Куколка» (выходило в 1909 г.; в 1911–1914 гг. к журналу прилагались выпуски «Картинной галереи “Светлячков”»).
22 Сказки Деда-Всеведа : сб. детских сказок / собрал по различным источникам Николай Гарвей. СПб., 1894. В 1902 и 1913 гг. сборник роскошно переиздавался без указания имени составителя. Существовало и московское издание: Рождественская ночь : сказки Деда-Всеведа. [М., 1907].
23 Агафодор (Павел Флегонтович Преображенский; 1837–1920) – архиепископ Кавказский и Ставропольский, духовный писатель; автор многократно переиздававшейся учебной книги «Наставления в Законе Божием для начальных училищ разных направлений и ведомств». Священная история Ветхого и Нового Заветов изучалась в школах, гимназиях и реальных училищах по книгам протоиерея Петра Алексеевича Смирнова (1831–1907).
24 Учебная книга «Родное слово» Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870) впервые была напечатана в 1864 г. и до революции выдержала около полутора сотен изданий.
25 Начало акафиста Пресвятой Богородице.
26 Тарновская Мария Николаевна (урожд. О’Рурк) в 1907 г. подговорила любовника убить своего жениха с целью получения страховки. Скандальное судебное дело, слушавшееся в 1910 г., отразилось в сочинениях В. Я. Брюсова и Игоря-Северянина (И. В. Лотарёва).
27 Имеется в виду скандально известный духовный и политический деятель иеромонах Илиодор (Сергей Михайлович Труфанов; 1880–1952).
28 Петр Аркадьевич Столыпин погиб от смертельного ранения, полученного 5 (18) сентября 1911 г.
29 Современная лексикография предлагает следующий ряд: безо, железо, пезо (песо), изо, авизо, ариозо, маэстозо, пузо (Обратный словарь русского языка : (ок. 100 000 слов) / сост.: И. М. Карпешин, Т. Н. Совчина. М., 2007. С. 416).
30 Следующие две главы «Телеги жизни», освещающие уржумский период и московское студенчество М. И. Касьянова, вошли в публикацию: Лощилов И. Е. Материалы о Николае Заболоцком в домашнем архиве его друга Михаила Касьянова // Текстологический временник. Русская литература XX века: вопросы текстологии и источниковедения / под ред. Н. В. Корниенко. Вып. 2. М. [В печати].

Публикация М. Н. Липатовой
Подготовил текст и примечания
И. Е Лощилов