«Твоих оград узор чугунный»

(к 510-летию города Слободского)

Т. М. Долматова, С. М. Бушмакин,
А. Ф. Куракина, И. А. Повышев

В последнее время у жителей и гостей г. Слободского всё более проявляется живой интерес к истории этого древнего поселения и, в частности, к художественно-декоративному оформлению многих его заветных и памятных мест, которые со временем становятся важными культурно-историческими символами города и всей земли Вятской. Издавна уездный торгово-купеческий и промышленный город Слободской славился яркими творческими работами своих мастеров по художественной обработке металла: кузнецов, литейщиков, жестянщиков, чеканщиков и многих других народных умельцев и ремесленников. И по настоящее время во многих вятских музеях бережно хранятся уникальные коллекции редких образцов металлического убранства и утвари, различного высокохудожественного цветного и чугунного литья, а также кузнечно-кованых поделок старых слободских мастеров тех далёких лет.

Бродя по узким переулкам и улочкам старинного, и по-своему прекрасного, провинциального города, часто ли мы останавливаем свой взор на редких и поистине удивительных металло-декоративных фрагментах городского ландшафта? Умеем ли мы с вами, хотя бы виртуально, погрузиться в атмосферу XVII–ХIX вв. и почувствовать – мимо какой красоты мы иногда проходим? Не об этом ли так тонко и лирично говорит в своём творчестве замечательная слободская поэтесса Вера Лалетина?
Многие из уличных экспозиций этого развёрнутого под открытым небом музея в действительности являются истинными шедеврами высокого художественно-кузнечного искусства, которые Время сохранило до наших дней и которые украшают заповедный вятский город, эту жемчужину нашего края, город древних православных храмов и монастырей (только к началу XX в. здесь было 16 богослужебных заведений). Например, когда приближаешься к главному городскому Свято-Екатерининскому кафедральному собору (1699), невольно обращаешь внимание на то, как строго и величественно смотрится решётка-ограда. Её уникальность и значимость подчёркивается неповторимой красотой и безупречностью высокого художественно-кузнечного исполнения тончайшей дизайнерской работы, что создаёт ощущение утренней свежести и удивительной изящности всего архитектурно-декоративного сооружения. Многие фрагменты и секции церковной ограды дополняет и венчает изумительная кирпичная кладка, создавая тем самым законченность чудной и прекрасной композиции, показывая всю красоту гармонии классического сочетания камня и художественного орнамента кованого металла. Решётка-ограда Свято-Екатерининской церкви была изготовлена в начале ХХ в. по проекту известного архитектора
И. А. Чарушина и заказу Вятской епархии. В настоящее время она является одним из значительных памятников кузнечно-декоративного церковного зодчества и продолжает привлекать к себе внимание многих прихожан и паломников.

Практически не уступает по восприятию художественной композиции декоративная решётка из кованых звеньев (с рисунком функционально строгим, метрическим) в оправе кирпичной ограды (окрашенной в белый цвет) старого городского центрального кладбища с его Свято-Троицкой церковью (1773 г.), часовней-ротондой Иоанна Предтечи, каменными вратами и входными калитками. Используемые здесь архитектурно-ритуальные подходы к художественно-декоративному оформлению уникального мемориального комплекса способствуют созданию атмосферы покоя и тишины, а также вызывают у всех посетителей ощущение уместной сдержанности, мирского уважения и скорби к тем, кто здесь погребён. Применение такого дизайнерского решения позволяет утверждать, что используемый декоративно-строгий узор решётки старой кладбищенской ограды есть выражение людской светлой памяти и скорби, воплощённой в художественной форме кованого металла.

Особым художественно-декоратив­ным и конструкторским решением выделяются главные въездные двухстворчатые ворота («Святые врата») Крестовоздвиженского мужского монастыря (основан в 1567 г., одно время здесь жил и проходил духовное служение со своими учениками преподобный Трифон, Вятский чудотворец). Кузнечно-кованые декоративные решётки ворот с просматривающимися чертами древне-византийского стиля являются составной частью общего декора центральной плоскости несущих полотен дверной конструкции. Выполнены они в традиционных мотивах основных канонов эпохи классического ренессанса, характерного для России конца ХIХ в. Сама конструкция главных монастырских ворот с их декоративными решётками, как достаточно сложное инженерное сооружение, представляет собой высокохудожественное произведение кузнечно-декоративного искусства. Ворота были изготовлены на Белохолуницком металлургическом заводе методом ручной художественной ковки в лучших традициях вятской школы кузнечного мастерства. Руководил всем комплексом тончайших, почти ювелирных работ, известный специалист в области обработки металлов давлением, управляющий завода А. А. фон Зигель. Сложнейшая паутина ажурных кружев и чугунных узоров решёток выполнена в стиле барочного декора, и в полной рабочей сборке конструкция является копией парадных ворот знаменитой церкви Святого Клемента в Праге. Выполненные искусными белохолуницкими мастерами двухстворчатые монастырские «Святые врата» представляют собой замечательный памятник архитектурно-декоративного зодчества на Вятской земле. Редкая красота гармонии и романтического звучания безупречно найденных художественных форм и пропорций кованого орнамента узоров решёток была по достоинству оценена в начале ХХ в. на международной выставке в Париже. Сегодня декоративные решётки Крестовоздвиженского монастыря являются уникальным памятником исторического и культурного наследия в области применения монументальных и малых художественных форм декора в городской и церковной архитектурной среде. В годы советской власти решётки монастырских ворот были демонтированы для отправки их в металлолом. Восстановление этого шедевра кузнечно-дизайнерского зодчества, как одного из художественно-декоративных элементов всего монастырского ансамбля, может стать наглядным показателем реальной градостроительной политики Слободской администрации в сфере сохранения архитектурно-декоративной городской среды и важным символом возрождения подлинного церковно-исторического фона нашего древнего города. В настоящее время декоративные решётки главных (парадных) монастырских ворот, учитывая их особую историческую и культурную значимость, находятся под присмотром дирекции профессионального училища № 17, расположенного на территории монастыря, и давно ждут своих ремонтно-восстановительных и реставрационных работ.

Тысячи горожан ежедневно проходят мимо ажурной решётки-ограды городского центрального стадиона, которая своей лицевой стороной выходит на одну из главных улиц города. Обращает на себя внимание её особая красота и торжественность, строгость соотношения художественных форм и пропорций, что делает это изящное ковано-сварное сооружение общепризнанным шедевром высокого кузнечно-декоративного зодчества и важной частью слободской архитектурной среды. Элементы европейского городского дизайна подчёркивают индивидуальность и неповторимость используемого стилевого художественного решения в реальных условиях архитектурно-исторического фона города. Это придаёт особый уличный динамизм конструкции и создаёт ощущение дополнительного простора и свободного пространства на территории стадиона. По своей красоте, функциональной значимости и мастерству художественного исполнения ограда-решётка стадиона во многом напоминает величественность и торжественность знаменитой решётки Летнего сада в Петербурге. Нельзя не отметить, что эту удивительную красоту решётки-ограды городского стадиона создавали искусные мастера-металлообработчики Слободского машиностроительного завода, которые активно участвуют в возрождении малых художественных форм городской архитектурной среды и часто радуют слобожан своими высокопрофессиональными реставрационными работами, интересными творческими проектами. К творению рук этих мастеров следует отнести также многие другие кузнечно-декоративные работы, в том числе изготовление фрагментов изящного уличного ограждения и въездных ворот транспортной площадки городского почтамта, ажурную и изумительную по красоте узорчатую ограду особняка федерального медицинского центра донорства, расположенного по улице Ленина напротив Слободской гимназии, и многие другие ковано-сварные конструкции, которые сегодня являются предметом гордости города и во многом определяют его художественно-декоративный облик. Сюда можно также отнести и отдельные фрагменты почти километрового защитного ограждения прогулочной набережной аллеи в городском парке. Будем надеяться, что настанет время, когда прекрасная аллея с её замечательными беседками-ротондами и другими садово-парковыми сооружениями будет отреставрирована. Это ещё более облагородит заповедную узкую полоску набережной реки Вятки, и она станет таким же пейзажно-архитектурным шедевром, каким является прогулочная Набережная Александра Грина в г. Кирове, одно из красивейших садово-парковых ландшафтных мест земли Вятской.

При выходе с аллеи, спускаясь к мосту через красавицу-реку Вятку по направлению к Заречному парку, к городским пляжам, мы видим на всём полукилометровом протяжении моста (открыт в 1966 г.) простой и строгий «узор чугунный» его перил-ограждений и лестничных смотровых балконов. Оправданно скромный дизайн геометрически правильных ограждающих перил подчеркивает главное функциональное назначение сложнейшей и красивой мостовой конструкции, создаёт ощущение спокойной уверенности в высокой эксплуатационной надёжности и безопасности работы этого перегруженного транспортным потоком дорожного сооружения. По набору современных решений, эффективности их использования в проекте при художественном оформлении литых чугунных перил и другого инженерного интерьера важную транспортную переправу федерального значения можно с полным основанием отнести к одному из красивейших мостов Вятки.

Наше путешествие по примечательным местам архитектурно-декора­тивной среды города Слободского может быть не только познавательно-увлекательным, но и бесконечным. Давайте же не будем забывать, оставлять без внимания эти замечательные произведения кузнечно-декоративного ремесла, будем отдавать дань искреннего уважения искусным мастерам и народным умельцам художественной обработки металла, которые внесли свой творческий вклад в красоту и неповторимый колорит нашего древнего города, сумели оставить свой добрый след в истории земли Вятской.

Сегодня развитие монументальных и малых художественно-архитектурных форм городской среды переживает свой ренессанс и период обновления, всё более становится неотъемлемым атрибутом современной градостроительной политики и формирования городского ландшафта. Вновь наблюдается возрождение живого интереса к широкому использованию художественной металлопродукции в городской и дачной среде. Появились ограждения, козырьки, балконы, фонари и другие элементы городского, паркового и уличного интерьера тончайшей и виртуозной работы, выполненные по новым современным технологиям, не уступающие по красоте и художественной значимости изделиям старых мастеров. Этот кузнечно-кованый и сборно-сварной декор востребован и находит всё более широкий спрос в архитектурном украшении городских и пригородных домов, коттеджей и особняков. Архитекторы современного городского ландшафта смело вводят в свои авторские дизайнерские проекты новые творческие фантазии и самые последние композиционные разработки, отмеченные высоким художественным вкусом и отвечающие требованиям нашего времени.