Главная > Выпуск №19 > Рукописи не горят?..

Рукописи не горят?..

(о неопубликованной работе М. С. Елабужского)

А. А. Туранов

Вот, говорят, рукописи не горят… И в это очень хочется верить!

…История эта началась неожиданно. В сборнике статей, посвящённом 90-летию Вятской учёной архивной комиссии (ВУАК), автору на глаза попалось сообщение малмыжского краеведа, утверждавшего, что в Трудах ВУАК была опубликована работа М. С. Елабужского «Предания вотяков о заселении северного угла Малмыжского уезда»1.

Михаил Степанович Елабужский (1869–1937) – протоиерей, выпускник Вятской духовной семинарии. По окончании семинарии с 1889 г. был учителем в с. Старые Зятцы Малмыжского уезда. В январе 1891 г. рукоположен в сан иерея в с. Алнаши Елабужского уезда. В 1895 г. переведён в с. Удугучин Малмыжского уезда. Здесь с 1904 г. являлся инородческим миссионером. В 1908 г. переведён в с. Вагино Слободского уезда, а в 1912 г. обратно в Малмыжский уезд – в с. Вавож, с которым и связана вся его последующая жизнь2. Исследовательской работой среди удмуртов М. Елабужский начал заниматься с первых лет своей пастырской деятельности, и уже в 1890-х им был опубликован ряд работ, освещающих стороны жизни удмуртов, связанные с их языческими представлениями3. В июне 1907 г. на заседании ВУАК «и. о. председателя и непременный член предложили к избранию в действительные члены Комиссии присутствовавшего на заседании священника с. Удугучина, Малмыжского уезда, о. Михаила Степановича Елабужского, как известного уже своими трудами по местной этнографии»4. 27 июня 1907 г. он был утверждён действительным членом ВУАК5.

В настоящее время хорошо известны этнографические работы М. С. Елабужского, касающиеся удмуртов Елабужского уезда, а о Малмыжском уезде опубликовано лишь несколько заметок, связанных с его просветительской деятельностью в с. Удугучин. Поэтому сообщение о работе «Предания вотяков о заселении северного угла Малмыжского уезда» вызвало у автора глубокий интерес.

Вместе с тем, попытка найти названную работу в Трудах ВУАК окончилась неудачей – среди опубликованных материалов её не оказалось. Не оказалось её и среди неопубликованных работ, хранящихся в фонде ВУАК в ГАКО6. Предполагая, что статья могла быть опубликована в каком-либо другом вятском издании, автор воспользовался в поиске помощью сотрудников краеведческого отдела Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, однако и эти надежды не оправдались – работа обнаружена не была.

Изучение журналов заседаний ВУАК позволило выявить вероятный источник информации малмыжского краеведа: в журнале за 17 ноября 1911 г. указаны материалы, поступившие для напечатания в Трудах, среди них «от члена Архивной Комиссии священника М. С. Елабужского рукопись «Предание вотяков о заселении северного угла Малмыжского уезда»»7. На этом же заседании было решено «рукопись «Предание вотяков» передать А. А. Столбову для ознакомления и даче о ней своего заключения»8. К сожалению, ни заключения Столбова, ни сведений о том, как он распорядился рукописью, обнаружить не удалось – никаких дополнительных сведений по этому вопросу Труды ВУАК не содержат9.

На этом, казалось бы, история поиска статьи ничем и закончилась… Ан нет – новые сведения удалось обнаружить в опубликованных дневниках М. С. Елабужского. Вот что сам он пишет по поводу этой статьи 14 июля 1926 г.: «В Удугучине в конце 90-х годов, вплотную засевши за приходскую летопись, набрал некоторые материалы из прежней жизни вотяков. Но главные материалы, методически собираемые, я начал накапливать в 1904–1908 гг., когда по должности инородческого миссионера посетил весьма многие вотские селения округа. Из Вагина я послал в Вятскую Ученую Архивную Комиссию доклад “Предание вотяков о заселении северного угла Малм. уезда”. Мой доклад Комиссия передала одному из своих членов для просмотра, – и более об нем ни слуху, ни духу. Черновик у меня остался»10. Здесь же отмечает, что закончил писать очерки по истории вотяков, материалы для которых собирал с первых лет своего священничества. Общий объём очерков составил 17 листов; работа делится на три части: «В первой – “На границе истории” говорю главным образом о родстве дравидов с вотяками. Вторая часть “Эпоха переселения” дает сводку движения вотяков от Сибири до Малмыжского уезда, с некоторым оригинальным взглядом на пути их переселений. Третья часть “На современные позиции” дает сводку собранных мною преданий о заселении малм. края, и есть расширенный доклад Арх. Комиссии. Первая и третья части почти целиком дают много нового; вторая же – сводка бывших уже в печати сведений, местами с оригинальным освещением»11. Таким образом, содержание разыскиваемой статьи в дополненном виде могло сохраниться как часть новых очерков.

Однако, судьба и этих очерков до конца не известна. При работе над ними, возможно, была надежда на сотрудничество с удмуртским обществом «Боляк», созданным К. П. Гердом в Москве ещё в 1924 г. Елабужский обещал Герду написать ряд очерков по истории удмуртов для сборника, издаваемого обществом12. Но по их завершении в 1926 г. Елабужский отмечает: «Куда передать свой труд, пока еще не решил»13. По-видимому, при новом режиме опубликовать работу, даже представляющую интерес для науки, священнику было непросто.

В последующее десятилетие о. Михаил, как и всё духовенство страны, подвергся гонениям и репрессиям. За это время ему вынужденно пришлось сменить несколько квартир. 7 января 1930 г. при обыске была отобрана библиотека, изъяты переписка и рукописи14. Спустя несколько месяцев изъятое формально, было возвращено хозяину однако часть книг и рукописей безвозвратно исчезла15.

К счастью, рукопись по истории удмуртов уцелела. 17 июня 1936 г. с этой работой ознакомился и очень заинтересовался ею учёный-археолог А. П. Смирнов16. Он испросил у М.С. Елабужского разрешение предложить научно-исследовательскому институту (УНИИ) напечатать её17. Спустя несколько дней произошла новая встреча с А. П. Смирновым и сотрудницей этого института Г. А. Лаговой, на которой шёл разговор об условиях печатания трудов вообще и в УНИИ в частности, и о возможных перспективах и замедлениях печатания труда М.С. Елабужского18. Позднее, в статье-отчёте об экспедиции А. П. Смирновым в качестве примера был использован эпизод, возможно, из этих именно очерков, о котором в примечании говорится: «Сообщено экспедиции в числе некоторых материалов священником Вавожской церкви гр. Елабужским»19.

Дальнейшая судьба очерков неизвестна. Точных сведений о том, были ли они переданы для напечатания в УНИИ, найти не удалось – в сохранившемся дневнике о них больше не упоминается; последняя запись здесь сделана 26 мая 1937 г., а 19 сентября того же года М. Елабужский умирает. Предпринятая автором, на удачу, попытка найти работу в рукописном фонде Удмуртского института истории, языка и литературы и в фондах Национального музея УР им. К. Герда не увенчалась успехом.

Есть ещё надежда, что рукописи работ Михаила Елабужского могли сохраниться в частных архивах Кировской области или Удмуртии, как сохранились его дневники. Быть может, наступит час, и они выйдут на свет.

Говорят:

– Рукописи не горят!

Дай-то бог!

Примечания

1 Сапегина Ю. П. Вятская ученая архивная комиссия и Малмыж // История и культура Волго-Вятского края : (к 90-летию Вят. учён. арх. комис.) : тез. докл. и сообщ. к межрегион. науч. конф. Киров, 1995. С. 498.
2 ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 3. Д. 657.Л. 93 об.–95.
3 В частности: «Боги некрещеных вотяков Елабужского уезда» (1894), «К демонологии некрещеных вотяков Елабужского уезда» (1894), «Поверья некрещеных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах» (1894), «Моления некрещеных вотяков Елабужского уезда» (1895), «Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда» (1895), «Крепость вотского язычества» (1903).
4 Тр. ВУАК. 1907. Вып. 1. С. 25 (Отд. 1).
5 Там же. С. 29 (Отд. 1).
6 ГАКО. Ф. 170. Оп. 1.
7 Тр. ВУАК. 1912. Вып. 3. С. 18 (Отд. 1).
8 Там же. С. 19 (Отд. 1).
9 Столбов Алексей Артемиевич – г. Вятка; чиновник Акцизного управления; действительный член ВУАК с 17 марта 1909 г.; 9 апреля 1909 г. принял обязанности заведующего историческим архивом Комиссии; в середине 1911 г. избран непременным членом Комиссии.
10 10-й дневник прот. М. Елабужского, запись 14 июля 1926 г. URL: http://pravosludm.narod.ru/lib/melabug/dn1001.html
11 Там же.
12 9-й дневник прот. М. Елабужского, запись 27 июня 1924 г.
URL: http://pravosludm.narod.ru/lib/melabug/dn0901.html
13 10-й дневник прот. М. Елабужского, запись 14 июля 1926 г.
URL: http://pravosludm.narod.ru/lib/melabug/dn1001.html
14 13-й дневник прот. М. Елабужского, запись 7 марта 1930 г.
URL: http://pravosludm.narod.ru/lib/melabug/dn1301.html
15 Там же. Записи 12 и 28 марта 1930 г.; 14-й дневник прот. М. Елабужского, запись 21мая 1930 г. URL: http://pravosludm.narod.ru/lib/melabug/dn1401.html
16 Смирнов Алексей Петрович (1899–1974) – исследователь ключевых проблем древней и средневековой истории Восточной Европы. На момент встречи с М.С. Елабужским – член Академии истории материальной культуры, профе­ссор Археологического института. В 1936 г. производил археологическое исследование по р. Вале.
17 18-й дневник прот. М. Елабужского, запись 17 июня 1936 г.
URL: http://pravosludm.narod.ru/lib/melabug/dn1801.html
18 Там же. Запись 24 июня 1936 г.
19 Смирнов А. П. Памятники феодального строя среди удмуртов (IX–XIII вв.) : (отчёт археологической экспедиции по изучению реки Валы) // Записки Удмуртского научно-исследовательского института социальной культуры. Вып. 7.Ижевск, 1937. С. 195.