Памяти отца Алексия Сухих

Батюшка Алексий Сухих

О. В. Бакина

…Большая и шумная баба Дуня, жившая на улице моего сибирского детства в избушке напротив, несколько раз затевала говорить отцу: «Давай свожу Олю в Уяр окрещу». «Крести, – махал рукой отец, – мне то что?! У неё спроси». Я же изо всех сил отнекивалась. Совсем меня не прельщало ехать с пропахшей чёрной огородной землёй бабой Дуней за тридцать километров в незнакомый Уяр, в единственную, по словам отца, сохранившуюся на сотни вёрст церковь, да ведь и в школе засмеют, как узнают!

Родная баба Шура, мать отца, о крещении не говорила, но дважды в год особо отмечала свою выпечку. Пекла она мастерски в русской печи огромные круглые караваи, пышные шаньги, пирожки с груздями, наивкуснющие сладкие булочки. К Рождеству всегда были калачи, нечерствевшие неделями, терпко пахнущие с мороза. Баба Шура приносила их в корзине, завернутыми в светлое холщовое полотенце и, доставая, торжественно объявляла: «С Рожжеством!» К Пасхе на украшенном вышитыми салфетками комоде появлялись куличи, облитые «помадкой» и посыпанные круглыми разноцветными конфетками – горошками, которые она почему-то называла «пасками», как и сам праздник, через «к» – Паска. В бабушкином доме висела в углу икона Божией Матери. Редко оставаясь ночевать у бабы (в селе нашем именно так называли бабушек внуки и внучки), я всё же слышала иногда, как вечерами она что-то шепчет скорбно смотрящему тёмному лику за стеклом.

Пожалуй, боле ничего, связанного с церковью и верой, из своего далёкого детства не вспомнить. Росли, как в поле травка, особо не задумываясь, почему всё в этом мире так и никак иначе. Правда, в сильно горестные минуты невольно вырывалось: «Господи, за что?» Надо было пройти многим-многим годам, чтоб зазвучал этот вопрос иначе: «Господи, для чего?»

…Вразуми и настави, Господи! Спасибо Тебе за всё, что подаёшь мне в этой жизни! Спасибо за радости, беды и горести, спасибо, что не забываешь меня! Спасибо, что послал мне в жизни встречу, ставшую спасительным моим якорем...

Встреча

…То был седьмой год моей работы на областном радио, жизни в Вятке после окончания факультета журналистики Уральского университета. Радостное время поисков своего слова, поздних разговоров с мужем на кухне о «своей теме» в журналистике, рождения сыновей, больших компаний друзей со спорами, что главнее в этой жизни: «бытие» или «сознание»… Но главное тогда уже случилось, не прошли даром студенческие искания смысла жизни, обретение вятских воцерковленных друзей, чтение русских религиозных философов, стремление поделиться узнанным со своими радиослушателями: в один день со старшим сыном окрестилась в только что открывшейся Свято-Троицкой церкви в Макарье, а с младшим и вопроса не было – крестины состоялись вскоре после его рождения. Не было только радости единения с церковным народом, службы по-прежнему были непонятны, не раз начатое чтение Биб-лии столько же раз и откладывалось, чувство родства со всем происходящим в церковных стенах не приходило. Накатывало отчаяние: ты не такая, как все, хуже, коли время идёт, а ты так и стоишь на церковном пороге, и нет в твоей душе никакого сдвига… Пусто знание, если сердце холодно.

…Холодным осенним днем 1994-го года с робостью, несвойственной молодой корреспондентке, поднималась я по скрипучим деревянным ступеням на второй этаж старого здания епархии на улице Герцена. К одному из первых интервью со владыкой Хрисанфом (Царствие ему Небесное! Горькая потеря постигла Вятку!) готовилась долго и усердно, очень боялась спросить чего-нибудь совсем «не то», но так радушно он меня принял, так душевно проговорили мы добрый час времени, что, оказавшись снова в приёмной и складывая громоздкий радийный магнитофон, за крайним своим воодушевлением не сразу обратила внимание на присутствующих там. Римму Яковлевну Лаптеву, режиссёра с телевидения, конечно, знала, а вот высокого осанистого священника с рыжеватой бородой и живыми-живыми глазами видела впервые. Слово за слово, разговорились, познакомились. Отец Алексий Сухих, настоятель Свято-Никольского собора в г. Вятские Поляны. Снимают телевизионную передачу. Сейчас едут в скором времени в открываемый женский монастырь в селе Макарье.

– Поехали с нами, – предложил отец Алексий.
– А можно?
– Отчего ж нельзя?!

Так начался многолетний путь под чутким окормлением моего дорогого батюшки, трагически оборвавшийся телефонными звонками из Вятских Полян в октябре 2010-го с известиями о его гибели… За нахлынувшими горькими слезами только и смогла произнести: «Как же я теперь без него?!» Сорок дней минуло и ещё столько же, и ещё… И за это время увидела, узнала, как много людей согрел он своей любовью, поняла, какое бесценное наследие оставил он нам в своих словах. Перечитывая тексты радиопередач, слышу голос его и все интонации, и представляю, чтобы мог сказать в ответ на вопросы нынешние…

Из сценария радиопередачи
«Время и судьбы»
(7 января 1995 г.)

ВЕД.: Возникло село (ныне – город Вятские Поляны) 400 лет назад, когда Вятский Успенский Трифонов монастырь решил освоить эти земли. В 1595 году царь Федор Иоанович выдал по просьбе игумена Трифона дарственную грамоту на владение пустующими пахотными, лесными, луговыми угодиями по обеим берегам реки Вятки. Много воды в ней с тех пор утекло. Река времени изменила город и людей, но в памяти всегда можно вернуться к её истокам, а, познав их, может и понять для себя потаённый смысл того, о чём наша нынешняя передача. Без помощи тут не обойтись. И к кому за ней идти, как не к служителю храма Божьего?! В данном случае – к настоятелю Никольского собора в городе Вятские Поляны, протоиерею Алексию Сухих.

ОТЕЦ АЛЕКСИЙ: 400 лет назад по благословению святого Трифона был заложен город Вятские Поляны. 400 лет назад преподобный, прибыв в это место, был пленён и поражён такой красотой, что дал благословение не только град заложить, но и заложить монастырь. В этом монастыре было более 100 человек, из них 15 старцев – это тех людей, по молитвам которых стоял и держался, да и сейчас стоит и держится весь мир поднебесный. Село назвали Рождественским в честь славного Рождества Христова.

…Рождество Христово. Родился Христос, Спаситель мира, родился для того, чтобы спасти создание своё, привести к Отцу своему для вечного упокоения, вечного ублажения. Ведь человек был создан для вечной жизни. И Господь, когда творил человека, то он не вложил в него, а «вдохнул в человека душу живую» и стал человек душою живой. И вот в эти святые дни хочется сказать, чтобы каждый человек, каждое создание Божие не утеряло душу живую, которую дал Господь, и чтобы каждый человек стремился к самосовершенствованию, стремился к Богу и, распиная себя вместе со страстями, человек как бы по ступенечке приближался к Богу. В эти святые дни всем желаю здоровья, радостного соединения с Христом и обновления вашей жизни!

КОРР.: Вот Вы сейчас такие тёплые, хорошие пожелания сказали, а ведь обидно, если Вы говорите, но не бываете услышаны?

ОТЕЦ АЛЕКСИЙ: Священник – это такой же человек, как и все. Конечно, чисто по-человечески бывает и обидно, и больно, и горестно, когда слово пастыря не доходит до сердца и ума человека. Но отчаиваться нельзя. Священник обязан стучаться в каждую душу человеческую, потому что Спаситель сказал: «Стучащемуся да отверзится». И так бывает на самом деле. Ведь за 70 лет пытались искоренить из человека всё, что только можно, его Божий образ, но земля русская стояла и стоит праведниками. На заповедях Божиих стоит жизнь. А что может быть ценнее человеческой жизни? Каждая душа для Господа бесценна. И он, как чадолюбивый отец, призывает каждого из нас приблизиться к нему, искоренить в себе то волчье, что есть в каждом человеке: жадность, гордость, прелюбодеяние, ненависть. Искоренить, то есть переродить себя посредством покаяния. И Церковь, и Бог дал великое дело человечеству – это покаяние. Молитву.

За всех и за вся молятся монахи. И вот на Вятской земле, овеянной молитвами преподобного Трифона, совершенно недавно открыт женский Свято-Троицкий монастырь. Это – чудо! Потому что последнюю монахиню из вятских монастырей, а её звали Олимпиада, отправили на Соловки и, как рассказывают очевидцы, она была с камнем на шее утоплена в море. И вот сейчас эти небесные труженицы, а их иначе не назовёшь, молитвенницы за мир, трудятся и несут свет миру, слово Божие, несут чистоту веры и православие. Они несут людям добро. Монахини, несмотря на всё «человеческое», всё же является звездочками, свечушками в том море темноты, горя, ненависти и прочего, что есть в миру, это те маячки, к которым должна стремиться каждая православная душа. Монахиня – это всё же тот островок надежды и спасения, данный Богом для человечества.

С настоятельницей бывшего Свято-Троицкого, ныне Свято-Преображенского женского монастыря игуменией Софией не расстаёмся с той самой, состоявшейся при участии отца Алексия, встречи. Как-то после всенощной задержались одни в храме. В чудной храмовой тишине с благолепием святых, озаряемых лампадами, утешительны были слова матушки: «Господь не оставит сиротства твоего, всё устроится, всё придёт».

«Всё слава Богу! Господь не оставит», – так всегда говорил батюшка.

Буквально за неделю до его гибели звонила ему, спрашивала, получил ли приглашение на вечер встречи участников радиопередачи «Вятка православная», посвящённой 15-летию со дня выхода передачи в эфир. Сказал, что получил, что очень бы хотел приехать, да не может, ложится в больницу на операцию. А на моё расстроенное: «Жалко, вместе начинали передачу – вместе бы и вспомнить о ней», услышала: «Не переживай, всё будет, слава Богу, хорошо!» Его молитвами, его помощью создавалась передача. Бывало, в первые годы выхода «Вятки православной» отец Алексий у себя в Вятских Полянах наговаривал на магнитофонную плёнку беседу с ответами на письма радиослушателей и пересылал с кем-нибудь поездом.

Из книги «Двадцать лет в эфире»
(О. Бакина. Киров, 2007).

«Не важно упасть, важно встать», – рефреном прошли через все годы «Вятки православной» слова дорогого батюшки, отца Алексия Сухих, благочинного Вятскополянского благочиния, настоятеля Никольского храма в Вятских Полянах. Вот кому ведомы все мои сомнения-мучения, беды-тревоги в слёзном раскаянии изливаемые… Кому низкий поклон за душевное тепло и любовь, многие годы согревающие меня. Если поступала в жизни, не испросив его благословения, ничего хорошего из этого не получалось.

Наверное, трудно было ему согласиться на мой окончательный переход в институт. Но так того требовали обстоятельства. Три года пробыв совместителем – деканом факультета журналистики Кировского филиала МГЭИ, накануне первой государственной аккредитации я, скрепя сердце, едва не со слезами забрала трудовую книжку из ГТРК «Вятка». Ведь разве комиссия аккредитует, если декан факультета – совместитель?! Так в 2001-м радио и институт поменялись местами. Я стала внештатным автором на радио, передача, как и прежде, выходила в эфир дважды в месяц по пятницам. Её материалы легли в основу кандидатской диссертации, которую в том же 2001-м защитила на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. А ещё спустя три года меня пригласили на работу в департамент культуры, информации и общественных связей Кировской области. Тогда отец Алексий на мой вечерний телефонный звонок ответил благословением не сразу. Сказал: «Буду молиться. Перезвони утром». А наутро услышала: «Дело хорошее. Иди. Только передачу не оставляй».

Я и не оставляла её, пока окончательно не победила «информационная составляющая», и тематические передачи на областном радио закрыли. Один из последних выпусков «Вятки православной» был с отцом Алексием.

Сценарий передачи
«Вятка православная»
(8 октября 2004 г., в 6 час. 10 мин.)

ВЕД.: …Через месяц будет день рождения нашей передачи. Девять лет назад, 3 ноября, по благословению (тогда – архиепископа) ныне – митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа вышел в эфир первый выпуск «Вятки православной». Есть ли сейчас среди наших слушателей те, кто прошёл вместе с нами этот путь – от поиска дороги к храму к воцерковлению? Есть ли те, кто писал нам письма с вопросами и предложениями, кто писал столь дорогие нам слова поддержки, что помогали и помогают уже в течение девяти лет? Вспомните наши былые выпуски и напишите, кого из участников передачи вы бы хотели услышать в честь дня рождения передачи, в первом её ноябрьском выпуске. Понимаю трудность такой просьбы: за эти годы многие и многие вятские священники говорили с вами о важных духовных вопросах, о вере, спасении, о том, каким должно быть христианину, что несёт в себе православие, да мне и не перечесть всех наших тем… Важно, наверное, то, что беседы эти всегда несли в себе главное – духовное окормление, в коем все мы так сегодня нуждаемся. Лично мне практически невозможно представить, как сложилась бы собственная и «Вятки православной» жизнь без участия в ней настоятеля Никольского собора в городе Вятские Поляны, протоиерея Алексия Сухих, сегодняшнюю встречу с которым начинаю с просьбы – рассказать о своём служении. 

О. АЛЕКСИЙ СУХИХ: Службы в нашем храме начались во время перестройки, когда в 1987 году Совет по делам религий принял решение зарегистрировать здесь общину, и вот с того дня по благословению владыки Хрисанфа я являюсь здесь настоятелем. Конечно, за эти годы сделано много, очень много, но беда в том, что люди очень плохо, тихо, слабо воцерковляются. Десятилетия коммунистического режима наложили определенную печать. Люди редко задумываются о смысле своего существования, смысле своего бытия, о том, нужно молиться – не нужно молиться, потому что сейчас само время уводит человека в другую сторону, то есть уводит человека от Бога. Вроде на первый взгляд сейчас время благоприятное и для Церкви, и для людей, для материального положения (и зарплаты прибавляют, и пенсии добавляют), и, кажется, человек начинает жить гораздо легче, но в духовном смысле он живёт гораздо тяжелей, потому что погоня за этим же рублём, за работой, за платной учёбой – всё это уводит человека от Церкви. А кто уводит? Уводит диавол, который делает всё возможное и невозможное, чтобы человек не познал Евангельской истины, не познал Евангельского учения. Если даже человек и прочитал Евангелие, лукавый делает так, чтобы он не задумывался, а что же там сказано, а что же там написано. Прочитал и на этом кончено. И вот Церковь должна, по словам апостолов, идти и учить народы. «Шедши, научите все языцы». А затем уже нужно людей крестить. В первую очередь необходимо сейчас преподавание Закона Божия в детских садиках, в школах. И этого бояться нельзя. У нас вот приход многонациональный, но бояться не надо, что в школах будет священник. А так как у нас здесь всё же мусульманский край, то я думаю, что должен в школе быть и мулла, потому что нужно и детям, и взрослым дать возможность самим выбрать, но чтобы выбирать – нужно знать. Ведь не надо забывать, что когда с Господом распяли двух разбойников, то один раскаялся и сказал: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствие Свое», на что Господь ответил: «Отныне со Мною будешь и в Раи», а ведь другому разбойнику он не сказал ни слова, а ведь мог бы предложить, ну что ж ты меня ругаешь?! Да пойдём со мной! Туда, где радость, блаженство. Но Господь промолчал. Вот это один из множества примеров того, когда Господь даёт человеку выбор. Ведь когда Господь жил на земле, то и в это время он давал человеку выбор. Всё равно что две дорожки: одна широкая, которая, по словам Спасителя, ведёт туда, где плач и скрежет зубов, другая – узкая, где – радость, счастье, мир и любовь, то есть жизнь с Богом. По какой дорожке идти и должен выбрать человек.

К сожалению, сейчас во многих храмах, во многих монастырях процветает младостарчество. То есть люди, которые не познали на себе силу Духа Святаго, начинают учить православный народ как жить, как спасаться, как идти ко Христу. Но как может человек учить и приказывать, что именно вот тот путь правильный, когда он сам не знает глубины силы Духа Святаго?! Многие ищут каких-то старцев, прозорливцев, каких-то людей не от мира сего, которые беседуют «усты с устами» с ангелами Божиими, и вот таким людям верят, идут за ними, выполняют всё, что они говорят, и итог-то порой получается очень и очень плачевный. Ведь многие попадают и в психбольницы, просто в больницы от того, что без рассуждения следуют приказам вот этих младостарцев. Ведь Бог никогда никого не принуждал, Господь есть любовь, любовь всепрощающая, всепобеждающая и всех спасающая. И если даже в очень хорошем священнике, проповеднике не существует вот этого дара любви, дара всепрощения, то нужно задуматься, а можно ли следовать полностью его советам. Можно ли отдать свою душу для руководства такому человеку. Ведь Господь не наказывает даже отъявленного грешника, он ждёт его преображения, ждёт покаяния грешника, приближения к Себе. И если у такого грешника появляется желание покаяться в своих грехах, то Господь с распростёртыми руками его принимает, прощает и желает, чтобы этот человек после исповеди начал свою совершенно другую жизнь, жизнь богоугодную, жизнь ради спасения своей души. А если человек будет жить ради угождения Богу, ради спасения своей души, то возле него тысячи будут спасаться, потому что, видя его жизнь, будут брать её за пример, будут подражать ему. А это значит, что через человека, живущего по Закону Божию, узнают истину Божию, узнают свет Христов, увидят Его и, конечно же, пойдут через покаяние, через крещение, через приобщение Святых Христовых Тайн к Самому Христу. А если человек приходит к самому Христу, то он в первую очередь чувствует в своём сердце неизъяснимую радость и любовь. Любовь вот именно ко грешнику, не к праведнику, а к грешнику. Ведь не надо забывать, что Господь пришёл не праведников спасти, а грешников привести к покаянию, и через покаяние привести в Царство Божие. Ведь несть человека без греха. Ни одного человека, живущего на земле, нет, чтобы не было у него греха. Но ведь не важно упасть, важно встать, то есть важно покаяться и начать с Богом новую жизнь. Одному человеку по своей силе, по своей «самости» это невозможно. На это должна быть помощь Божия, благословение Божие. А чтобы благословение Божие было, и помощь Божия богато изливалась на человека, нужно человеческое простое желание исправиться, прийти с покаянием и быть верным человеком, верным сыном или дочерью Христа Спасителя. А это очень и очень важно для будущей жизни человека. Человек строит планы, где больше взять денег, как выучить своих детей, где найти работу, чтобы она обеспечивала семью, в – общем, планирует своё будущее. Но строит-то он планы сам по себе, не испрашивая на это благословения Божия. Вот и получается, что куда ни кинь – везде клин. Если человек будет спрашивать благословения Божия при помощи молитв, то и жизнь гораздо-гораздо будет легче и проще, и все вот эти временные проблемы отойдут на второй план. Прежде всего, для человека важна милость Божия, а где милость, там опять же и радость, там любовь, там всё, что нужно для спасения человека и для жизни его здесь, во временном мире.

КОРР: А вот за эти двадцать лет, батюшка, в Вятских Полянах сильно изменился Ваш приход?

О. АЛЕКСИЙ СУХИХ: За двадцать лет приход изменился очень сильно. Практически уже три поколения сошли на нет. То есть вот тех людей, которые были до войны (а я ещё застал тех, кто потрудился в храмах и до революции), они уже все ушли. Сейчас люди совершенно другие, совершенно с другой культурой, с другим воспитанием, с другим настроем и поэтому вот те старые наработки, которые были у духовенства, они уже не срабатывают. Потому что по старым меркам подходить к теперешнему молодому человеку уже нельзя. Да, Евангелие не изменилось, оно и не изменится, оно и не должно меняться, это – основа основ, это – жизнь, но одному нужно «прописать» пластырь какой-то, другому – какие-то таблетки, третьему – припарки и всё это от одной и той же болезни. И поэтому сейчас на священника накладывается особая ответственность. Не только перед Богом, но и ответственность перед людьми. Куда же тот или иной священник ведёт свою паству? Либо он ведёт её к спасению, либо это получается стоячее болото, которое ни туда и ни сюда, либо священник ведёт свою паству совершенно в другую сторону от спасения. К сожалению и это есть. Поэтому нужно сейчас учиться: и самому учиться, и людей учить. Но всё обучение должно основываться на Евангелии, потому что это – краеугольный камень, без которого жизнь на свете бессмысленна. И если мы сейчас начнём смотреть на Евангелие какими-то другими глазами, значит, мы по-прежнему увидим, что Евангелие – это, прежде всего, любовь. И вот эта любовь должна распространяться на новое поколение, которое сейчас приходит. Оно многого не знает, не понимает, да даже и не хочет знать, изучать, думать, но всё же священник обязан стучаться в каждое сердце. И вот нынче так получилось, что мне неоднократно пришлось в течение года бывать во многих школах города. И что же я заметил? Школьники 8, 9, 10, 11 классов слушают с большим интересом, задают потрясающие вопросы, на которые иной раз трудно бывает ответить. У меня сложилось впечатление, что люди начинают думать. Думать и искать. И вот когда были встречи, организованные в школах со мной, то оказалось, что на эти встречи приходили и мусульмане. Хотя им говорили, что если вы не хотите, то можете эту встречу не посещать. Они приходили и задавали конкретные, очень интересные вопросы, на которые приходилось отвечать. И они, как стало потом известно, даже родителям своим рассказывали о том, что говорил на встречах священник. Вот это уже хорошо, потому что через детей начинают воспитываться и родители. Это очень важно. В одной из школ города у нас организована библиотека православная, там книги берут, книги читают, они не лежат на полках. В нашем храме есть большая библиотека православной литературы.

Допустим, если возьмём хор наш, то он полностью изменился за двадцать лет. Пришли молодые, умные, опытные люди. Есть среди них и учителя, и врачи. Люди пришли не ради там каких-то денег, не ради заработка, а ради того, чтобы своим умением, своим талантом похвалить Христа и воспеть Его премудрость. Это самое главное. Пение, служба – это ведь ангельское служение. Певчие уподобляются хору ангельскому. Те, кто приходит в хор, работая на основной работе, они совершают подвиг ради спасения своей души. Подвиг ради того, чтобы будущее поколение жило в мире со своей душой, знало Бога и посещало церковь, жило в Церкви, потому что без церкви, без Бога – это не жизнь, это – прозябание. Человек, не знающий Бога, не знающий церкви, не знающий учения Христова, это – живой покойник. И вот многие молодые люди задумываются сейчас о том, как бы не быть такими живыми покойниками, а жить полнокровной церковной жизнью, жизнью православного человека и быть угодным не только на светской работе, но быть и полезным Церкви. Вот такая жизнь настраивает человека на мирный лад, а где мир – там уже и успокоенность, там и бытовая обустроенность, крепкие семьи и прочее, и прочее.

КОРР: Батюшка, скажите, пожалуйста, почему всё-таки сейчас большинство в приходе – женщины?

О. АЛЕКСИЙ СУХИХ: В связи с этим мне приходят на память слова митрополита Николая Ярушевича, ныне покойного. Однажды он, приехав в храм, увидел море женщин и сказал: «Как хорошо, что вы есть. Этими платочками спаслась Церковь, спаслась Россия». То есть вот именно молитвами матерей, бабушек спаслась Россия. Они пронесли веру через все испытания, которые выпали на их долю. И вот смотрите, давайте опять вернёмся к Евангелию, потому что от этой книги, ну, никуда уйти нельзя! Кто первым пришёл ко гробу Христа? Не апостолы, не Его ученики, а пришли Мария Магдалина, Саломия, Пресвятая Богородица и другие женщины. Кто увидел первым Христа Спасителя? Мария Магдалина, женщина. Кто понёс весть о воскресшем Христе безбоязненно? Опять же женщины. То есть они по натуре своей более восприимчивы к святости, более восприимчивы к получению благодати, их сердца более открыты для веры и вот поэтому большинство в храмах – женщины. Ведь и раньше, хоть и при царской власти возьмём, мужчин в храмах было много, но большинство прихожан всё равно – женщины. Вот так эта традиция и осталась. Мужчины несколько ленивы к молитве, ленивы к получению благодати, но ради жён, матерей Господь и мужчин не забывает. Мужчины у нас ходят, особенно, конечно, в воскресенье. Есть и молодые, есть и пожилые, средних лет. Но это не значит, что уж очень много ходит мужчин. А ведь и по статистике женщин-то чуть не в два раза больше мужчин.

Конечно, до осознания, до покаяния нужно дойти. Но чтобы до этого дойти, нужно знать, думать, читать, сравнивать, смотреть и, в первую очередь, нужно изучать Священное Евангелие. Если человек будет Его изучать – у него на многие вещи изменится мнение и такой человек, рано распознавший Христа, он никуда больше не уйдёт от спасительного корабля церковного. Всегда будет на нём, а это значит – в нём он и спасётся.

ВЕД.: (на музыке) Любви вам и добра желает передача «Вятка православная». Пишите нам: 610000, город Киров, улица Урицкого, 34, областное радио. Пишите настоятелю Никольского храма в городе Вятские Поляны, протоиерею Алексию Сухих, принимавшему участие в сегодняшнем выпуске «Вятки православной». Совсем недавно им издана третья книга «Вспомним поимённо», где идёт речь о 25 подвижниках веры и благочестия, связанных своей жизнью с вятской землей. Письма с воспоминаниями о священнослужителях и мирянах, посвятивших свою жизнь служению Богу и людям, связанные с ними документы и фотографии следует направлять по адресу: 612963, город Вятские Поляны, улица Зои Космодемьянской, дом 9-а.

…Помнится, как однажды с мужем подзадержались в дороге, заплутали в Вятских Полянах по темноте, и давай спрашивать у редких ночных прохожих, как найти улицу Зои Космодемьянской. Одного, второго, третьего, ну, всё безуспешно, никто не знает. В сердцах воскликнула: «Да что ж вы не знаете, где у вас священник живёт?!» «Вы ж про улицу спрашиваете! Так бы и сказали, что дом священника нужен!» И буквально через несколько минут уже рассказывали мы батюшке, как его искали…

Приехав в Поляны на похороны, не решилась я идти к этому дому, принимавшему всегда как родную. Рассказали, что остался первый, кирпичный этаж, вместо второго, деревянного – пепелище. Во внезапном ночном пожаре сгорели уникальные краеведческие документы, исторические архивы, что по крупицам собирал долгие годы отец Алексий. Вместе с ними погиб и он сам, придя домой из больницы на выходные…

Уже потом неведомо как появилась вызывающе беспощадная мысль, что не мог он уйти из жизни «обычно». Будучи при жизни не обычным священником (таких, уверена, единицы!), он и смертью своей мученической это засвидетельствовал.

Перечитывая его бережно хранимые письма, поняла, как нужны его слова не мне одной…

Письмо № 1

Дорогая Оленька, здравствуй, Господь да благословит тебя!

Сейчас получил твоё тревожное письмо, прошу тебя – не расстраивайся. Все хорошо, всё Слава Богу!
Дорогая моя духовная дочка, жизнь без Христа – случайный сон, жизнь без покаяния – духовная смерть, жизнь без молитвы – ад. Дорогая моя, людей бояться – грех, бойся Бога и люби Его – это наше спасение, наша жизнь, наше будущее.

Я не смог повидаться с тобой, так как срочно пришлось выехать обратно домой, да и уехал на попутной машине. Сейчас собираюсь через три недели, даю тебе слово – обязательно встретимся, поговорим.

Церковь ведь не для праведников, Церковь для грешников и Господь рад об одном кающемся грешнике, чем о 99 праведниках. Так и священник любит больше тех, кто искренне приносит покаяние, кто желает в сердце своём иметь высеченным Имя – Бог.

Дорогая моя Олечка, не сердись на меня, что мало обратил на тебя внимания, согласись, что и ты была не расположена к длительному разговору. Теперешняя твоя должность не позволяет расслабиться, занимает много времени и сил, терпи, и паки реку терпи. Человек, исполняющий свои обязанности с душой и терпением, работает ради Господа, если он к этому прикладывает и усердие.

Я молюсь за тебя и всех домашних, да и ты помогай мне, совместная молитва доходит быстрее до Бога, а Он ведь Любовь и Любовь неизречённая, и по молитве нашей воздаст нам всё к нашему спасению, исправлению и подаст слёзы обильные и утешительные, слёзы огненные для попаления нашей душевной болезни – греха. И будет тогда на душе мир, спокой, тишина, в душе поселится Сам Господь!

Не думай, что обиделся на тебя, стал относиться к тебе с пренебрежением. Помни, что в мире есть с рогами и копытами, вот он и наводит на тебя такие мысли, сеет смуту. Гони его от себя, бей молитвой, жги Крестом Святым и поверь – победим!

Желаю тебе мудрости, крепости и главное – духовного рассуждения. Помоги тебе Господь!

С уважением протоиерей А. Сухих. 05.11.1998.

Письмо № 2

Дорогая Оленька, Господь да благословит и наставит, и спасёт тебя!

Письмо твоё получил пять дней назад, прочитал очень внимательно и помолился о тебе. Спаси тебя Христос за искренность и доверие. Что человек разрешает здесь, на земле, то и Господь разрешает там, на небе. Читая твоё послание, я мысленно пробегал по своей жизни, как бы давая отчёт перед Богом, своей совестью и что я нашёл – терния, и если бы Господь призвал меня сейчас к ответу, что я мог сказать, чем оправдаться, что принести к Ногам Христа – пусто, одни грехи. Как страшно и больно сознавать, что самое дорогое для каждого человека – время для спасения проходит впустую, оно летит быстрее света, приближая нас к Любвеобильному Отцу нашему, который ждёт, терпеливо ждёт нашего обращения, нашего покаянного вздоха, нашей слезы скупой, которая омоет нашу душу, смывая наши грехи. Вспомни благоразумного разбойника, блудницу евангельскую, мытаря. Самое главное, каждый человек должен хранить в бодрости свой дух, который возводит человека в Горняя, а плоть – она всегда немощна, но в немощи сила Божия совершается. Нужно вставать, как можно быстрее вставать и начинать подвизаться снова, чистосердечно раскаиваясь в своём падении. А Господь, который рядом с нами, конечно, поможет в спасительном пути.

Причащение – это благодеяние, не измеряемое для человека, со стороны Создателя. Это благословение, это залог будущей жизни, да и настоящей тоже. Это тот Живой Источник, который наполняет всю вселенную, соединяя с Собой, Живая Вода, смывающая всю скверну душевную, очищающая человека. При причащении Кровь Христа соединяется с нашею кровию, Тело Христово соединяется с телом нашим, а это значит, что Христос в нас, а мы во Христе. И можем ли мы отказаться от такого соединения, можем ли мы отвернуться от благословляющей Десницы Спасителя, можем ли мы уклониться от распростёртых рук Христа Спасителя?! И если человек отказывается от этого, то только если душа человека полностью в руках врага, который прилагает все силы для нашей погибели. А ведь гордость и желание быть «как Бог» низринула Адама и Еву из райских обителей. Гордость – матерь всех наших падений, наших грехов. Не подчиняйся гордости, гони её, извлекай из своего сердца, да быстрее, жги её пламенной молитвой, уничтожай Благодатью Божией, прояви усердие и настойчивость, и Христос спасёт тебя, облегчит ношу и восставит от падения. Приобщаться нужно обязательно, не бери больше, чем можешь поднять и понести. Настраивая себя, что нынче причащаться не буду, ты добровольно, по наущению вражескому уходишь от Христа, отталкиваешь Его Святые Руки, спасающие тебя. Образумься, одумайся.

Желаю в духовной радости встретить Светлое Христово Воскресение, когда всё «исполнится света»! Когда смерть побеждена, воссияла Радость, можем ли мы печалиться, горевать, – нет, потому что Христос Воскрес и нас совокресил с Собою, очистив, освятив и открыв райские обители, возгласив: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененныя и Аз упокою вы!»

Твой недостойный молитвенник о. А. С. 10.04.1998.

Письмо № 3

Дорогая Оленька, здравствуй! Господь да благословит тебя и всех живущих с тобою при домашней Церкви!

Сердечно благодарю за письмо и фотографию. Сидим, как два «ученых секретаря». Спасибо!

Смирение – это самая высокая добродетель. Вспомни, как смирялся Спаситель, святые, а ведь мы тоже образ и подобие Божие, т. е. мы дети Божии и мы должны, да просто обязаны брать пример со своего Отца Небесного. К смирению прикладывай терпение и усердие. Только так можно достичь единения со своим Отцом, соединиться с ним духовно. Всмотрись хорошенько в Животворящий Крест. Господь раскинул руки – обнимает весь грешный мир, защищает Свое создание, пусть и падшее, но Свое от тех невзгод и неприятностей, которые нас подстерегают на каждом шагу в жизни, но и призывает: приходи ко Мне каждый человек и я приму тебя. Иди добровольно, направляй свою жизнь и вечно будешь любим Мною, обласкан, не будешь нуждаться ни в чем. Он как бы говорит: «Человече, Я ведь спасу тебя и сейчас, как никогда, Я распинаюсь за тебя вновь и вновь, а ты видишь Мои страдания и смеешься над ними, но я не обижаюсь, не злюсь, не посылаю на твою голову проклятий, а только скорблю, терплю, смиряюсь и молюсь… Прости им, Отче, не ведают, что творят. Но и надеюсь, и знаю, что Любовь победит и Мои муки, Мое страдание и скорбь будут вознаграждены. И всех соберу, как курица собирает своих птенцов  под крылья, всех обниму и упокою в «месте светле, в месте покойне», где нет воздыхания, слез и печалей».

Ты знаешь, когда душа и сердце сливается при помощи молитвы с Господом – это радость всех радостей, за этот миг можно отдать всю свою жизнь, жизнь земную. Отдать за то, чтобы этот миг длился как можно дольше. Но такие миги в жизни бывают редки, по нашим грехам, лености, нерадивости, но отчаиваться – грех, нужно искать, упорно искать потерянное, а Господь всегда и в нужный момент даст всё необходимое, и в душе вновь зацветут райские цветы и их благоухание сопровождает человека очень долго, а порой – до нового цветения, и терпение всегда вознаграждается!

Вот расписался как! Читай мои каракули. А у нас радость райская. Получили частички Гроба Господня и Св. Гологофы. Я скорбел душой, что поехать в Иерусалим нет средств, а Господь сам ко мне грешному приехал, то-то ли не чудо! Вот как Он о нас печётся! Хоть мы и не достойны, но Боговы, а это главное. Господи, спаси и помилуй нас!

Желаю тебе всего самого хорошего! Помоги Господи во всем!

Твой молитвенник – духовник
недостойный Алексий. 6.11.1998.

Письмо № 4

Дорогая Оленька, здравствуй, Благословение Господне да будет с тобой!

«Будь мудрой пчелкой: заимствуй отовсюду одно хорошее, а на худое не обращай внимания».

«Помни, человеку свойственно падать и вставать, а бесу свойственно лежать».

«Есть гордость мирская – это мудрование, а есть гордость духовная – это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются да от него всего ожидают. А куда же нашему уму ничтожному и заражённому браться не за своё дело? Бери от него то, что он может дать, а больше не требуй… Наш учитель – смирение. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. А благодать Божия – это всё… Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты слушаешь, да скажи себе: “Хоть я песчинка земная, но и обо мне печётся Господь и да свершится надо мною воля Божия”. Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и, действительно, смело, как и подобает истинному христианину положись на Господа, с твердым намерением подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеется перед тобой тучи и выглянет солнышко, и осветит тебя, и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все тебе покажется ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет на душе».

Преподобный Анатолий Оптинский. И далее он же: «Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму, да на его один полагаться. Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяческих испытаний – все это посещения Божии, тебе же на пользу».

Сердечно благодарю тебя за тёплое поздравление к празднику. Взаимно желаю и тебе всяческой крепости. Помоги тебе Господь!

После Святого Крещения напишу подробней.

Крепись, бодрись, спасайся!

С уважением о. А. Сухих. 14.01.1999.

Письмо № 5

Дорогая Оленька, здравствуй!

Что-то заболело сердце о тебе, вот и решил написать. Тебя не слышно и не видно, как идут дела, как здоровье, дома как? Мы живём всё по-старому: служим Богу да людям, вот и весь от нас толк. Строимся помаленьку. Храм получается на заглядение, просто чудо. Сейчас делаем вход, будет, как в Троице-Сергиевой Лавре, с надвратным храмом в честь преп. Онуфрия Великого. Конечно, движется тихо, хотелось бы быстрее, но разные причины, в т.ч. и финансовые. В Вятке бываю очень редко. Работаю дома. Дали послушание – председатель епархиальной канонизационной комиссии. Писем море. Только за прошедшую неделю отправил более 70 штук, а получил 120. Читаю да даю ответы. Секретаря нет, да рука ещё порой подводит. Но всё Слава Богу. Думаю, что к осени прославим о. Стефана Филейского. Помолись об этом деле.

Сильно соскучился, хочется повидаться. При первой возможности поездки в Вятку сообщу. Помню, молюсь и часто болит сердце за тебя, т. к. обратной молитвы я не чувствую. Находи время, хоть минуточку, уделяй Спасителю и тогда все дела пойдут легче, не торопись, не гони и не пытайся обогнать время, не получится. Одна Милость Божия поможет нам, не отказывайся от Нее. Приготовил тебе подарок – иконочку Св. Троицы с частичкой дуба Маврикийского. Приеду – привезу и подарю на память.

С пишущей братией теперь встречаюсь редко, но передачи на местном телевидении веду регулярно – раз в неделю. Вчера заходила твоя студентка, поговорили, рассказала все новости. Желаю тебе всего самого лучшего, а главное – не унывай.

С искренним уважением о. А. С. 27.07.2001.

Письмо № 6

Дорогая Оленька, Господь да благословит тебя и даст силы и мудрость для преодоления житейских нестроений!

Вот, выполняю своё давнишнее обещание – присылаю в благословение икону Святой Троицы с частичкой того самого дуба, у которого и явилась Аврааму Св. Троица.

Как твоё духовное здоровье? Как молитва, а на Афоне говорят: «Как спасаешься?» Вот и я задаю тот же вопрос: «Как спасаешься?» Молитва – всему голова. Только веруй и молись, а Господь всегда слышит каждое наше воздыхание и даёт просимое, если оно направлено для нашего спасения. Я часто думаю о спасении, о суде, о грехах и ужасаюсь, как ещё Господь терпит, прощает, даёт время на покаяние. А мы ленивы и нерадивы. Хотим спастись, хотим быт в райских обителях, а трудиться забываем. Забываем, что Царство Небесное силой берётся – трудом, молитвенным подвигом, и добрым делом. Что из этого есть у нас? Да и любовь забываем к творению Божию – Человеку, не берём пример с Христа Спасителя, а Он ведь страдал до крови на Кресте за нас, за каждого, а любить не переставал. Вот эта-то жертвенная любовь и спасла человечество от праведного гнева Божия и нам поступать нужно так же. Понуждать себя, заставлять, вот тогда и будет радость и на Небе, и на земле.

Дорогая Оленька, соскучился по тебе. Теперь как мы живём. По милости Божией освятили нижний храм и начали службу. Радуется душа и ликует – храм воскрес, зажил литургической жизнью. Мы обрели ещёе одну молитвенницу у Престола Божия – св. муч. Параскеву Пятницу, ведь нижний храм посвящён ей. Сейчас начали выделывать ещё один храм – надвратную церковь в честь прем Онуфрия Великого. Ну, а доживём до лета, то и сам Михайловский храм начнём делать. Теперь с уверенностью можно сказать, что складывается целый ансамбль в том виде, как был в 16 веке. Помолись за успешное продолжение работ. Трудно, сложно, особенно сейчас, но мы уповаем на помощь и милость Божию. Господь нас не оставит.

Здоровье, Слава Богу, только рука иногда плохо слушается, это видно по письму. Всё хорошо – тоже нехорошо. Всяческими искушениями мы закаляемся, очищаемся и с покаянием идем к Богу, к радости и Любви.

Всего тебе доброго и хорошего.

Храни тебя Господь.

С искренним уважением о. А. С. 13.02.2002.

Письмо № 7

Дорогая Оленька, здравствуй!

Рад был получить от тебя весточку. Конечно, начинать работу после отдыха трудновато, но не забывай, что и Царство Небесное «нудится», нужен труд и упорный труд для спасения. Труд не только физический, но особенно труд для души, для вечной жизни – перевоспитание самого себя, а это – каторжный труд, но с помощью Божией всё можно превозмочь. Помоги тебе в этом Господь!

Огромное спасибо за рекламу книжки в передаче. Пока, правда, писем нет, но звонок один был и очень интересный. Откликнулся сын священника, который в 50–70-е годы собирал материал о духовенстве Шабалинского, Свечинского районов. Обещал прислать кое-что, да и в гости пригласил. Результат от передачи есть. Слава Богу!

Дай Бог тебе терпения, усердия и здоровья того и другого, и всяческого благополучия. Помню и молюсь.

С искренним уважением о. Алексий Сухих. 08.09.2003.

Письмо № 8

Дорогая Оленька, здравствуй!
Господь да благословит тебя!

Оба письма, бандероль получил в срок. “Не живи, как хочешь, а как Бог приведет”, – слыхала такую пословицу? Я знал, что обратной дороги тебе в институт нет, но старался не расстраивать. Всё, что ни делается, то к лучшему. Конечно, скверный характер у тебя, но и Бог не без милости. Он даёт тебе время на размышления и покаяние. Конечно, каждый священник разный, но ведь и пальцы на руке разные, каждый ведёт духовное чадо так, как только ему и видится. Но самая большая добродетель в человеке – рассуждение. Это бесценный дар Божий. И блажен тот человек, кто умеет, желает пользоваться этим Даром. Так и духовное чадо должно уметь рассуждать и своё рассуждение строить на камне Священного Писания, Евангелия. И вот когда человек научится этому, то ему будет всегда легко разрешать любые ситуации в жизни и за всё будет он благодарить Бога!

Смелее иди на новую работу, не сомневайся, всё будет по милости Божией хорошо. У тебя появится возможность больше заняться собой, больше писать, публиковаться. Нет у нас в области православного писателя. Люди ждут, жаждут услышать истины Божии на примерах из жизни людей простым доходчивым русским языком. А талантом тебя Господь не обидел, используй, не ленись!

Открыта новая, белая, чистая страница в твоей биографии. Вот и попытайся в ней записать то, что соблаговолит Господь. Свою самость убери подальше, гонор умири, загляни в тайники своей души и оцени, что там есть. Постарайся вымести всё дрянное и не нужное, наполни тем богатством, которым пользуется Бог – смирением и добродетелью, молитвой, усердием и терпением, а самое главное – всепрощением. И начинай жить, трудиться и бороться (но прежде научись бороться сама с собой) и не только бороться, но и побеждать.

Дорогая Оленька, я тоже переживаю за тебя, молюсь. Ведь за эти годы ты мне стала родной, дорогой. Твоя боль отзывается и в моём сердце, а радость твоя отзывается ликованием и в моей душе. Дай Бог, дай Бог тебе терпения. Пусть народивыйся Христос Бог поможет тебе в разрешении всех жизненных вопросов. Не унывай, только веруй и «будет по слову твоему». Всего тебе доброго и хорошего!

С поклоном грешный, недостойный прот.  Алексий Сухих. 08.01.2005.

Испрашиваю твоих святых молитв.

P. S. Присланную книгу Виктора «Война матерей» прочитал. Такие книги без лекарства читать нельзя. Благодарю за правдивый рассказ.

Поздравляю с праздником Рождества Христова и Новолетием. Всего вам доброго, счастья, мира, здравия. А самое главное – это то, чтобы благословение Божие не отымалось от вашей домашней Церкви.

Я отдал в печать четвёртый сборничек «Чтобы помнили». Думаю, что в конце января выйдет. Обязательно пришлю.

Письмо № 9

Дорогая Оленька, здравствуй,
Господь да благословит тебя и через тебя весь ваш дом!

Вот исполняю обещанное – присылаю небольшие книжицы на память и не только: жду вашего с Виктором мнения, а особенно – критики, она выводит на прямую дорогу, помогает человеку жить.
Как дела, как здоровье, а самое главное – как разрешился вопрос с сыном. Болит у меня сердце за него, колышется. Может, что я лишнее ему сказал, то не обижайтесь, не со зла.

Этот месяц был для меня трудным, много различных поездок, но все они радостные. Благодарю Господа за милость ко мне грешному. Из поездок привёз интересный материал для следующих сборничков, особенно по надписям на книгах (я забыл, как называется эта наука, уж больно мудрено), которых разыскал более двадцати и все – начала восемнадцатого – начало девятнадцатого веков. Очень интересные, а самое главное, что нигде не публиковались.

Как твоё духовное состояние, как спасаешься? Когда возносишь молитву, то прежде смири сердце и дух, встань перед Образом, вздохни от всей смирившейся души, начинай молиться и Господь услышит и будет по Воле Его, а тебе будет отрада и веселие от Его посещения.

Дай Господь вам всем мира, любви, а самое главное – терпения.

С искренним пожеланием всегда помнящий вас, прот. А. Сухих. 27.07.2005.

P. S. Книгу ещё не прочитал. Лежит на очереди.

Письмо № 10

Дорогая Оленька и все домашние!

 Сердечно поздравляю всех вас с Рождеством Христовым и Новым годом. Искренне желаю всего только самого доброго, хорошего, счастливого! С праздничными благопожеланиями прот. А. Сухих, ваш Богомолец недостойный. 03.01.2007.

P. S. Да, слышу о твоих трудах праведных в новой должности. Рассуждение – ступенечка к спасению, не отталкивай её, а вставай на неё крепко и основательно. И тогда всё будет хорошо и для души спасение. А молиться и каяться можно в любом месте и в любое время. Даже покаянный вздох и то Господь приемлет. Хоть минуточку от своей бурной деятельности оставляй для духовного размышления, для беседы с Богом. Дорожи этим общением. Сейчас они для тебя редки, но старайся их умножать количественно и качественно. И сама поймешь, что такое Благодать!

Письмо № 11

Дорогая Оленька, Господь да благословит тебя!

Твоих два письма получил давно, но ответить сразу не мог, прошу прощения за задержку. Вступление к новой книге прочитал с интересом. Молодец! Нашла время, замечательно. Теперь не останавливаться, продолжать дальше. Время летит, торопится, торопит и нас.

Вот я и дожил до 25-летнего юбилея своего служения в священном сане. Время пролетело, а что сделано… 4 апреля попадает на Страстную седмицу. Все приурочиваю ко Дню Ангела, 30 марта. Святейший Патриарх по представлению митрополита Хрисанфа наградил меня, недостойного, митрой. Приеду получать в Вербное Воскресение в Успенский собор.

Прошу прощения за плохое письмо, что-то опять рука подводит немного. Весна, болячки обостряются.
Испрашиваю твоих святых молитв.

Всего доброго и хорошего.

Храни всех Господь!

Прот. А. Сухих. 27.03.2007.

Письмо № 12

Дорогие мои, любимые Ольга и Виктор!

Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова и Новолетием! Дай вам Господь, прежде всего, желания к спасению и упорства в его достижении, а остальное все приложится. Храни вас господь на многая лета!

P. S. Книжку получил, читаю, радуюсь. А теперь дальше, вперёд, не стоять на месте. Господь да благословит на покорение более высоких вершин.

Прот. А. Сухих.
07.01.2008. г. В-Поляны.

Письмо № 13

Дорогая Оленька, Господь да благословит тебя!

Время 2 часа 20 минут ночи, а я решил написать тебе письмо. Сегодня получил бандероль с книгой. Сердечно благодарю. Посмотрел на твой  портрет на стене у себя  и порадовался от встречи. Спаси тебя Христос!

А, знаешь, замечательно, что мало кто из авторов издаваемых тобою книг, благодарит тебя, ведь у Господа награда больше и желанней. Он не забывает ни одного доброго дела. А людская благодарность предвосхищает долг Божий за доброе дело. Молодец, что помогаешь, делаешь хорошее дело и забудь. А ведь рано или поздно всё возвратится, всё встанет на свои места. И может получиться так, что вот это доброе дело перевесит все наши грехи и неправды, содеянные за жизнь. Так что благодари Господа за то, что Он дал возможность не на словах, а на деле быть христианином, быть любимым чадом своего Создателя! Радуйся!

Конечно, 29 февраля душой я буду на презентации твоей книжки в Герценке. Поздравляю и надеюсь, что всёе пройдёт замечательно. Дело хорошее, богоугодное. Но руки не опускай, вперёед, к следующему препятствию. И я уверен, что и его возьмёшь.

Дорогая Оленька, да, далеко мы живём друг от друга, но для молитвы расстояний нет. Не забывай молитву, не ленись. Это зёрнышки, которыми насыщается душа наша и получает силу для дальнейшего совершенствования и жизни в единстве духа, и союзе мира со своим Создателем. Будет молитва – будет всё. Рад был повидать тебя в епархии, правда, быстро.

Всего доброго и хорошего, а главное – помощи Божией во всех твоих добрых делах.

Храни тебя Господь!

С искренним уважением прот. А. Сухих. 20.02.2008.

Письмо № 14

Христос Воскресе!

Дорогая Оленька, сердечно благодарю за письма и фотографии, которые получил давно, но сразу ответить времени не хватает. Сейчас я «воюю» с болезнью – диабет. Приспособиться и соблюдать порядок во всём трудно, но стараюсь. Устаю очень быстро. А, в общем, всё – Слава Богу! Болезнь заставила на многое посмотреть с другой стороны и это хорошо, что Господь не забыл. Вот «состряпал» двухтомник о Владимире Крупине, который и посылаю. Здесь есть страничка и о Викторе. Сейчас есть материал и для следующей книги, надеюсь, что Господь поможет к осени издать.

Как дела у тебя, особенно дела духовные? Все пройдёт, всё исчезнет, а только молитва да любовь и добрые дела дадут нам возможность встречи, а самое главное – жизни с Господом и здесь, и там. Копи это богатство, складывай, оно пригодится.

Поклон Виктору, береги его. Это опора и надёжная опора.

Искренне всех обнимаю и целую.

А. Сухих. 03.05.2010, г. В-Поляны.

P. S. Хотелось бы услышать твоё мнение об издании. Интересно.

В конце мая мы виделись в посёлке Кильмезь на Крупинских чтениях. Два незабываемых дня общения с ним оказались последними…

Прощание

Раннее воскресное утро октября двадцать четвертого началось с телефонного звонка из Вятских Полян. Звонил Владимир Трефилов, директор детской музыкальной школы духовых и ударных инструментов: «Несчастье у нас…» Сердце ёкнуло: «Что-то с батюшкой?» «Сгорел он…» Почему то вырвалось: «Да что ты!? Он же на операцию лёг в больницу!» «Домой пришёл на выходные, а ночью пожар случился…» Потом звонила Наталья Суворова, директор детской школы театрального искусства им. А. Калягина, потом из администрации Вятских Полян, потом пошли кировские звонки, ещё и ещё, а всё не укладывалась в голове страшная весть… Услышала от Анатолия Гребнева: «Маковка моя! Горе-то какое!» и слёзы хлынули неостановимые… Когда бывшая заведующая культурой Полян Валентина Агафонова предложила свою помощь с машиной – только и смогла, что сказать: «Спасибо!»

По дороге говорили с ней, что не было, наверное, в городе и окрест человека, который бы не знал отца Алексия. Кто-то называл его батюшкой, кто-то Алексеем Алексеевичем, но слово он для всех имел веское. Потому что любил людей. Скольких привёл в храм, скольких добрым словом обогрел, скольким помог… Ни одно много или мало значимое событие не обходилось без его инициативного участия, будь то городской праздник или открытие благотворительной столовой... Он жил жизнью этого города, знал его горожан, много сделал хороших дел и заслуженно носил звание почётного гражданина города.

Прощаться с ним шли в храм до поздней ночи. А в день похорон собор не смог вместить всех пришедших, да и церковный двор оказался мал. По пути траурной процессии из Никольского собора в церковь Михаила Архангела по обеим сторонам улиц стояли люди. В будний день два с лишним часа вилась беспрерывная людская нить для последнего перед захоронением прощания с батюшкой.

Что ещё тут скажешь?!

…На пороге храма задержалась, собираясь с силами. Как тогда, много лет назад, перед первой исповедью у батюшки, первой в жизни. Сначала увидела его портрет, потом огромные охапки цветов… С колен у гроба, закрытого покрывалом («Батюшка, я приехала! Как же так, батюшка?! Как же я без тебя теперь?!!»), подняла матушка Галина. Обнялись. У ней глаза сухие: «Чего плачешь? Молись! Только молитвой ему и себе поможешь! Разве не помнишь, он чёток из рук не выпускал». К ней подходили люди, она тихонько отвечала на соболезнования и их же утешала. Возвращалась, садилась рядом и мы так же тихонько, под чтение молитв, долго переговаривались, то ли вспоминая, то ли переживая батюшкины слова, фрагменты встреч… Отец Александр Попов привёл в небольшую комнатку при храме, где собрались священники, круглые сутки ежечасно менявшие друг друга на молитве. У каждого было что вспомнить о благочинном Вятско-Полянского благочиния, как учил служить, как наставлял… Как последнее время собирал экспонаты и материалы для открытия литературного музея. В подвальном помещении храма хотел открыть выставочный зал. Выпустить много ценных книжек. 

Я сидела в батюшкином креслице, слушала, рассказывала, как много лет вели мы с батюшкой секцию для журналистов на Трифоновских чтениях и какие порой нелепые вопросы ему задавали, а он всё равно на них отвечал. В какой-то момент увидела себя в этой же комнатке после той, далёкой первой исповеди. Пришло запоздалое раскаяние, как же редко я сюда приезжала, как много драгоценного времени общения упустила. Жила с ощущением присутствия батюшки в своей жизни как навсегда данным. И вдруг от этой мысли стало странно легко. Он не оставил своей паствы. Просто молитва его теперь в мире ином…

На снимке: настоятель Свято-Никольского собора в г. Вятские Поляны, почётный гражданин г. Вятские Поляны, митрофорный протоиерей Алексий Сухих и директор учебно-методического центра повышения  квалификации работников культуры и искусства, член Союза журналистов России,  кандидат филологических наук Ольга Бакина.
Февраль, 2010 г. Фотография О. Бороздина