Главная > Выпуск №18 > Глава 14. Одежда и...

Глава 14.
Одежда и обувь вятчан в 90-х годах XIX в.

Я присматривался к разнообразию одежды приезжающих в город крестьян, а также и городских обывателей, к их головным уборам и к обуви, которую они носили.

Крестьяне-мужчины летом были одеты большей частью в одежду, сшитую из домотканых холстов: холщёвые рубахи и шаровары. Рубахи подпоясывались кушаком или ремнём, а шаровары заправлялись в сапоги, или концы их забинтовывались онучами из серого холста. На онучи надевались лапти. Они прикреплялись к ногам верёвками из лыка, которые обматывались вокруг ног и закреплялись узлом в верхней части онуч. Кожаные сапоги крестьяне носили редко из-за дороговизны. Их носили только молодые франты и то в редких случаях: на ярмарках, на посиделках и тому подобных местах, где собирается много народа.

Крестьянки носили кофты и юбки или сарафаны также из домотканого холста. Холсты были самые разные по толщине и расцветкам. Основной цвет шаровар и юбок был синий, иногда натуральный серо-белый. Холсты в полоску и в клетку употреблялись на рубахи и кофты, также синего, красного и других цветов. Рисунки были самой простой формы, более удобной для тканья на ручных станках. Кофты и рубахи иногда были вышиты разными фигурками, цветками, в ёлочку и т. п. Рисунки зависели от умения и «вкуса» мастериц, желающих угодить тем, кто должен будет носить продукцию их труда.

Крестьяне и крестьянки редко носили одежду из материи, купленной в мануфактурных магазинах города или на ярмарках. Однако последнее время появились в носке и пиджаки, и брюки, купленные в магазинах. Этому способствовали балаганы на местных ярмарках, куда городские купцы завозили на продажу готовое платье для мужчин и для женщин.

Окрестности Вятки. Деревенские типы

Все эти виды женской одежды имели одну общую характерную особенность: юбки были настолько длинные, что совершенно прикрывали ноги. Видны были только ботинки или туфли. Чтобы ходить по земле, по траве, подниматься по ступеням лестницы, приходилось одной рукой, а чаще обеими руками, поднимать края юбок, так называемый подол. Самое название это показывает, что эта часть юбки доходила до самого низа. При этом кроме верхней юбки, сшитой из какой-либо плотной материи, под неё поддевали ещё одну или две юбки из белой лёгкой материи, из них одна подкрахмаливалась для шуршания при ходьбе хозяйки.

Юбки выходные имели много складок, оборок, плиссе и т. п. украшений, чтобы сделать юбку более пышной, а фигуру её владелицы более объёмистой. Под такие юбки модницы иногда поддевали полукруглые подушечки, привязывали их к талии тесьмой, а поверх юбки прикрепляли пышный бант.

Выходные кофточки также были различных фасонов: они делались большею частью из той же материи, что и юбки, но иногда из материи другого цвета, вида и качества, и украшались кружевами, оборками, рюшками, бахромой и  подобными «акцессуарами» (так у автора. – Ред.). При этом рукава были, большею частью, гладкими, которые сменили большие пуфы, носимые ранее на плечах.

Театральные и бальные платья делались обычно из одной и той же материи, и юбки, и кофточки, причём последние имели на груди и на спине так называемые декольте или вырезы, величина которых зависела от красоты той формы тела, которую женщина желала показать. Материи, из которых шили платья специальные портнихи, были шёлковые, разных цветов и рисунков, или тонкие суконные, вигоневые и т. п., тонкие шерстяные.

Домашние платья большею частью шили из одной материи, и юбки, и кофты: из недорогого ситца, мягкого и удобного для носки и стирки. Фасоны были значительно проще, главным образом по фигуре, гладкие и слегка с оборками, без добавочных украшений, но юбки были обычно длинные.

Позднее, когда пришла мода на более короткие юбки, их стали шить до полуколен.

В качестве украшений женщины носили брошки из золота, редко из серебра, с цветными драгоценными камнями: аметистами, хризолитами, изумрудами, сапфирами и реже с бриллиантами. Простые броши делали из яшмы, малахита и других полудрагоценных камней: бирюзы, опалов и прочих. Эти последние броши носили только «простые» люди, а другие модницы носить их избегали.

На шее состоятельные женщины в торжественных случаях носили золотые часики на такой же цепочке, но тогда брошки не надевались. На запястьях рук надевались браслеты самого разнообразного вида: гладкие с драгоценными камнями, крученные канатиком, из золотой проволоки с застёжками из полудрагоценных камней и прочие. Качество и ценность женских украшений зависели от материального благосостояния самой женщины или главы семьи.

Мужская одежда была тоже разнообразна, в зависимости от того, кто, где и когда её носил.

Непременной верхней мужской одеждой были брюки из сукна, трико или иной материи, в соответствии со временем года и погодой. В домашней обстановке надевался либо халат, подпоясанный поясом самого разнообразного вида, или короткий пиджак, а то пижама. Халаты и пижамы шили из тёплой материи в зимнее время, и из лёгкой в тёплое время года. В зимнее время под халат или под пижаму надевался жилет-безрукавка, сшитый из какой-либо цветной и тёплой материи, из бархата, атласа и т. п.

Некоторые мужчины, вместо халата и пижамы носили обыкновенный пиджак из плотной материи: сукна, трико и т. п., а летом из китайской материи «чесучи».

Выходным костюмом мужчин был сюртук или визитка. Первый шили из тонкого чёрного сукна длиной до колен, а то и ниже, двубортным фасоном. Второй – для выхода в гости, в театр или на концерты – шили из трико в полоску однобортного фасона с закруглёнными фалдами спереди и с разрезом сзади. Такой же разрез был и у сюртуков, чтобы было удобнее садиться на стулья или в кресло. В задних фалдах делались внутренние карманы для носового платка.

Под сюртуком и визиткой носили обычно жилеты с карманами для часов с цепочкой, зубочисток, иногда для табакерок небольшого размера.

Парадным мужским костюмом для балов, для выступления на эстраде, для приёмов был фрак из тонкого чёрного сукна с фалдами сзади и вырезом спереди. Жилеты к фраку также имели большой вырез на груди. При этом с фраком носили обычно крахмальные сорочки со стоячим воротником (с чёрным или белым галстуком), носили большею частью длинные галстуки разных фасонов.

Украшением мужского костюма были золотые часы с цепочкой через весь живот, с брелоками, и булавка в галстуке из золота с каким-либо драгоценным камнем. Других украшений мужчины не носили, не считая золотых обручальных колец. На правой стороне сюртуков и фраков носили также значки об окончании университета, института и о принадлежности к тому или иному обществу: например, Красного Креста, Добровольного пожарного общества и т. п.

У государственных служащих первоначально никаких эполет на плечах не было, затем появились узкие продольные и, наконец, поперечные со звёздочками, обозначающими чин владельца.

Ордена и медали носили только в торжественных случаях, при парадах и приёмах у начальства, при торжественных службах в соборах с участием высшего духовенства и т. п. При этом надевались мундиры со стоячим воротником, вышитым золотым галуном, с золочёными пуговицами с гербом в виде двуглавого орла. Пуговицы были спереди мундира в один ряд и маленькие на обшлагах рукавов. При мундире надевалась также тонкая короткая шпага в лакированном футляре с эфесом из кисти и позолоченной ленты. На футляре был также позолоченный металлический конец.

Купечество в торжественных случаях обходилось чёрными сюртуками, поддёвками и пиджаками.

Одежда молодёжи дошкольного возраста (мальчиков и девочек) состояла из следующих предметов: мальчики носили костюмчики из самой разнообразной материи, смотря по сезону, рубашки из ситца, кашемира и других шерстяных, тонких тканей и штанишки из разной материи, ниже колен. Летом штанишки шились из прочной тёмно-серой материи, так называемой чёртовой кожи, чтобы они были более устойчивы для носки. На летнее время, для торжественных случаев, мальчики надевали парусиновые костюмчики и штанишки. Рубашки подпоясывались обычно ременным кушаком или мягкими поясами.

Девочки носили платьица из самой разнообразной тонкой материи: ситца, батиста, шёлка и других, смотря по достатку родителей. Платьица украшались кружевами, прошивками, бантиками и другими предметами.

Молодёжь школьного возраста обязана была и в школе, и на улице носить форменную одежду.

Форменная одежда учащихся в гимназии состояла из следующих предметов: в торжественных случаях носили мундир (полукафтан) тёмно-синего сукна, однобортный, почти до колен, застёгиваемый на 9 пуговиц посеребренного цвета с такими же 4 пуговицами сзади по концам карманных клапанов.

Воротник мундира стоячий, несколько скошенный и обшлага на рукава прямые, одинакового цвета с мундиром. По верху воротника нашивался узкий серебряный галун, а у обшлагов, где был разрез, пришивались по две малых пуговицы.

Шаровары (брюки) были также тёмно-серого сукна. Пальто серого сукна, двубортное, офицерского образца. Петлицы на воротнике одинакового с полукафтаном сукна, с белой выпушкой и с пуговицей. Реалисты носили форму чёрного цвета.

Фуражка одинакового с полукафтаном сукна, по военному образцу, с белыми выпушками вокруг тульи и верхнего края околыша. На нём над козырьком полагалось носить жёсткий посеребренный знак, состоявший из двух лавровых листьев, перекрещивавшихся стеблями, а между листьями помещались прописные буквы В. Г., что обозначало «Вятская гимназия».

Зимой разрешалось носить башлык из верблюжьего сукна, без галуна и шинель серого сукна с таким же воротником, но без петлиц. Пальто могло быть на стяжи с каракулевым воротником.

До 1902 года для ношения в школу книг и тетрадей употреблялись ранцы обыкновенной военной формы.

В летнее время носили парусиновые брюки с чёрным ременным кушаком-поясом и парусиновые брюки. Вместо суконных фуражек – парусиновые или из белой материи с установленными гербами.

Для ношения в классе и в домашней обстановке была блуза из серой шерстяной материи зимой и брюки из той же материи, блуза делалась с низким воротником и подпоясывалась обычным кушаком, воротник застёгивался на две малых пуговицы из посеребренного металла.

Хотя отступление от формы строго каралось, но в девятисотых годах любители пофрантить шили мундиры (кафтаны) длиннее, а именно ниже колен, а пальто из светло-серого сукна.

Одежда учащихся в реальном училище отличалась от гимназистов цветом: вместо серого цвета сукно было чёрное, а окантовка и герб на фуражке позолоченного цвета, мундиры-полукафтаны реалисты не носили.

Девушки-гимназистки и епархиалки носили платья из коричневой материи с воротничком или пелериной из белой материи, редко из кружев. Непременным добавлением к платью был передник из тёмной материи, а в праздники из белой.

Городские мужчины зимой носили меховые шапки разных фасонов из каракуля, выхухоли, бобра, а небогатые – из мерлушки, искусственного каракуля, летом – шляпы из разной соломки с полями. Весной же и осенью мужчины носили шляпы из вельвета, сукна и других плотных материй с полями и ленточкой вокруг тульи. Носили также фуражки либо форменные с соответствующей кокардой, либо партикулярные из лёгкой материи, летом – из белой материи с чёрным лакированным козырьком, а иногда и с ремешком над козырьком. В торжественных случаях иногда носили «треуголки» из чёрного сукна с украшениями сбоку в виде кружка и ленты. Треуголки носили только при форменной одежде, а в других случаях при штатской одежде носили цилиндры из лоснящейся специальной твёрдой материи или же «котелки» также чёрного цвета, а модники носили котелки и из светлого сукна.

Женские головные уборы были самые разнообразные, какие только ни придумает мода. Зимние были меховые с украшениями тоже из мехов и перьев. Летом шляпки были из соломки или шёлка, украшались перьями страуса, ласточек, попугаев, райских птиц и других пернатых, имеющих цветное оперение. Иногда на шляпах можно было увидеть целое чучело какой-либо фантастической птицы. При выезде на экипажах для прогулок надевались шляпки со страусовыми длинными перьями или с «эспри», развевающимися при движении. Школьницы носили скромные шапочки из каракуля или мерлушки в зимнее время и соломенные шляпки весной, летом и осенью, украшенные разноцветными лентами.

Гимназистка Л. К. Невоструева (Заболотская)

Вятские модницы

Городской простой народ носил зимой меховые шапки, а летом картузы из чёрной материи. Женщины носили косынки и головные платки, а также шали, надеваемые зимой на голову.

Горожане обувь носили либо купленную в магазинах в готовом виде, либо сшитую по заказу в тех же магазинах или кустарями-сапожниками. Они шили всякую обувь – и мужскую, и женскую, и детскую. Предварительно с ноги заказчика снималась мерка, затем полуготовая обувь примерялась, и только после этого заказчик получал свой заказ. По этой причине такая обувь всегда была по ноге, удобна и прочна. Носилась она долго и передавалась по наследству от одного сына другому.

Мужчины и мальчики в 90-х годах носили сапоги с голенищами и широкими носками, только в конце носки стали делать с округлым носком.

Женщины и девушки носили ботинки с нешироким носком и с резинками по бокам, а спереди и сзади были петельки из тесьмы для удобства надевания этой обуви. Носили также туфли из кожи разных цветов, особенно в летнее время. Только позднее, когда платья стали носить короче, чуть ниже колен, появились сапожки из разноцветной кожи на пуговках или на крючках со шнурками на каблуках средней высоты. Девочки и простые женщины носили туфли лодочкой, иногда с бантиками из кожи.

В сырую погоду поверх кожаной обуви надевали галоши, обычно полуглубокие, не боящиеся вятской грязи, а потом стали носить мелкие. Глубокие галоши у женщин и девушек имели резинки по бокам и петельки сзади и спереди. Мужчины иногда носили высокие резиновые боты и редко – кожаные. Для сапог иногда заказывались мелкие кожаные галоши с твёрдым каблуком.

Зимой крестьяне, а иногда и горожане, при выезде за город носили валенки, а весной и в сырую погоду зимой на них надевали галоши. Обувь всегда приспосабливали к условиям, в которых её приходилось носить.

Некоторые военные, которым полагалось носить на сапогах шпоры, носили галоши с прорезями на пятках. Прорезь была для прочности покрыта медными пластинками.