Главная > Выпуск №18 > 12.  Историческая интерпретация

12.  Историческая интерпретация

В принципе, история появления удмуртов на средней Вятке вблизи устья Чепцы и их расселения по Чепце прослеживается по историческим документам и на их основе описана П. Н. Лупповым [3, 17], а с привлечением более широкого круга источников – ижевским историком В. С. Чураковым [7, 49, 50].

Началась она с пожалования великим князем Московским Иваном III около 1462 г. выходцу из Мангытского юрта Кара-беку земель вблизи устья Чепцы, что дало начало династии так называемых арских (каринских) князей. Кара-бек (Шайх-Мансур) основал на этих землях селение Нукрат (Карино).

Важным для этнической истории региона явился тот факт, что Кара-беку и его потомкам было предписано великими князьями «звати … к себе жити людей из зарубежья, а не из моей вотчины великого княжества». Это было вызвано острой нехваткой в то время людских ресурсов в Московском государстве. Вскоре после окончательного покорения Хлынова (1489 г.) и присоединения Вятской земли к Москве, в самом начале XVI в., каринским князьям была дарована обширная территория по Чепце «от истоков ее до устья» и её притокам. После заката чепецкой культуры она оставалась незаселённой (см. выше).

В этих условиях каринским князьям ничего не оставалось делать, как переманивать людей из сопредельного государства, то есть Казанского ханства. А в самом ханстве, видимо, были условия, способствующее тому, что находились люди, которые решились искать счастье за границей. Этнически это были удмурты, бесермяне (этническая группа, отличная от удмуртов, говорящая на особом диалекте удмуртского языка) и, может быть, небольшое число татар. Исходной местностью была, скорее всего, северная часть Казанского ханства, то есть низовья Вятки и прилегающие территории. В дальнейшем каринские удмурты постепенно осваивали новые территории, продвигаясь на восток, вверх по Чепце, а также по её притокам. Схему миграции удмуртов в конце XV–XVII вв. см. на рис. 3 [по В. С. Чуракову – 50].

Поскольку продвижение их по Чепце происходило со стороны Вятки, потомки переселенцев стали считать Вятку своей «исторической родиной». Появились предания, что даже на месте главного вятского города Хлынова было в незапамятные времена удмуртское святилище. Склонность к мифологизации своего исторического прошлого присуще человеку любой национальности. А поскольку северные удмурты считали себя вятскими, то и стали называть себя ватка «Вятка, вятский».

Оставшиеся на нижней Вятке удмурты, вытесняемые с части своей территории татарами и, может быть, марийцами, освоили бассейн реки Кильмезь (удм. Калмез) и стали называть себя калмезами.

Эта картина расселения удмуртов подтверждается не только историческими документами, но и схемой движения удмуртских родов (называемых некоторыми авторами воршудами), составленной В. С. Чураковым [50]. Согласно этой схеме, исходной территорией их расселения была нижняя Вятка и правобережье нижней Камы (см. рис. 3).

Рис. 3

В эту схему логично вписывается и тот факт, что название реки Чепцы было заимствовано удмуртами у русских, так как, разумеется, в конце XV в. русское население в устье Чепцы уже прочно обосновалось.

Но если верны выкладки раздела 9 о том, что заимствование этого гидронима произошло не позднее X в., то картину появления удмуртов (или праудмуртов-пермян) на средней Вятке следует уточнить. Если это так, то, значит, какие-то группы ещё не разделённого пермского населения появились вблизи Чепцы значительно раньше. Скорее всего, их было немного, и их потомки не принимали активного участия в бурной политической жизни региона в XV в., поэтому не попали на страницы документов и летописей. Но именно они (повторяю, если наши рассуждения раздела 9 верны) передали близким по языку удмуртским иммигрантам название Чепцы (в форме *Чопчи или Чупчи). Поскольку это была немногочисленная группа, то в дальнейшем она, видимо, была ассимилирована преобладающим населением.

Откуда же появилась эта группа парапермяков (то есть говоривших на одном из диалектов пермской языковой общности, но не оставивших прямых языковых потомков)? Со средней Камы по Чепце они прийти не могли, поскольку в этом случае они познакомились бы с Чепцой в её верхнем течении, а славян там заведомо не было, и они не могли бы воспринять её славянское название. С нижней Вятки (как в последующем основная масса удмуртов) – сомнительно, так как, скорее всего, в X в. предков удмуртов там ещё не было [см. далее раздел 13]. Остаются два пути: либо с северо-востока, с верхней Камы через верховья Вятки, либо с севера, с Вычегды, через правый приток Вятки Летку (что, правда, менее вероятно).