Икона святого преподобного Михаила Малеина
(к проблеме бытования на Вятской земле)

Г. А. Мохова

Исследование посвящено редкому образу святого преподобного Михаила Малеина начала XVII в., который хранится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых. Икона никогда не изучалась и не воспроизводилась.

Представленный на иконе святой изображён в монашеской одежде, в полный рост, в развороте к центру, стоящим на поземе. Молитвенно простирая руки к Спасителю, запечатлённому вверху в облачном сегменте, он всем своим видом выражает кротость и смирение. Господь беседует с преподобным, благословляя его перстом. Подобная иконографическая схема широко распространена в древнерусском искусстве.

Ковчег иконы решён лаконично. Фигура стоящего святого вытянута по вертикали. Монашеская одежда мягко обтекает её, складки одеяния прописаны в цвет основного тона с притенениями. Колорит построен на сочетании ярких чистых тонов охристого, зелёного и тёмного цветов.

Икона украшена серебряным басменным окладом с растительным орнаментом в виде цветков и завитков. Фон ковчега выполнен из серебряных лент с чешуйчатым узором, на которых можно заметить следы позолоты. На изображениях имеются два серебряных венчика, серебряные килевидная цата и накладка со словами «преподобный Михаил Малеин».

Для украшения оклада применялись разные техники: скань, эмаль, гравировка, тиснение.

Михаил Малеин (в миру – Мануил), грек по происхождению, родился ок. 894 г. в Харсианской области в Каппадокии в знатной семье. Состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886–911), а его племянником являлся будущий византийский император Никифор Фока.

Получив прекрасное образование, он занял значительную должность при дворе императора Льва Мудрого. Но после его кончины Мануил последовал давнему влечению своего сердца – к монашеской жизни и оставил шумную и суетную жизнь при дворе.

В 18 лет он ушёл в Вифинию в Кименскую обитель, где был пострижен в монашество с именем Михаил, а позднее рукоположен в иеромонаха. По благословению старца Иоанна вёл уединённую жизнь в пещере. Пять дней в неделю проводил в молитве и лишь на субботу и воскресенье шёл в монастырь для участия в богослужении. В течение своей жизни основал ряд монастырей на Кименской горе, состоял игуменом Афонской Кименской обители.

Одним из учеников Михаила был Афанасий Метеорский, впоследствии основавший знаменитую Афонскую лавру, первый общежительный монастырь на Святой горе. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов в 963 г. преподобный Михаил Малеин мирно скончался. Память святого – 12 июля.

Цель этой работы – показать, как появилась икона преподобного Михаила Малеина на Вятской земле, проследить основные этапы её бытования до момента появления в Вятском областном художественном музее.

Документальной базой послужили фонды РГАДА, ГАКО и иные письменные источники XIX – начала XX вв.

В 1489 г. Вятская земля была присоединена к Московскому государству и стала находиться в ведении московских владык. На Вятку начался приток икон московской школы. Так, ещё Трифон Вятский, строитель и первый игумен Успенского мужского монастыря г. Хлынова, в 1589 г. привёз их из Москвы в большом количестве. А царь Алексей Михайлович послал икону своего ангела Алексия, человека Божия в г. Котельнич.

С воцарением Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, начали строиться церкви в честь святого преподобного Михаила Малеина, ангела Михаила Фёдоровича, приобретались иконы в Москве из кремлёвской иконописной мастерской.

Первый на Вятской земле девичий монастырь в г. Хлынове появился в первой четверти XVII в. Основательницей, строителем и первой игуменьей его была Евфимия (Силуянова). Она по примеру Трифона ходила в Москву за благословением на учреждение монастыря и ходатайством о государственной дотации на его строительство и содержание (денежной руге). По преданию, в 1628 г. икона преподобного Михаила Малеина была пожертвована обители царём Михаилом Фёдоровичем. Это событие отмечено вятским историком А. Спицыным в 1881 г., протоиереем Вятского Преображенского девичьего монастыря Д. Рязанцевым в 1887 г., в «Известиях Императорской археологической комиссии» 1912 г.1

Из благословенной грамоты патриарха Никона 1654 г. известно, что в 1623 г. в монастыре построена тёплая деревянная церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами – Благовещения Пречистой Богородицы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Через тридцать лет церковь так обветшала, что в ней стало невозможно проводить службы. Тогда по благословению патриарха Никона на новом месте игуменьей Евфимией был поставлен новый деревянный храм во имя Преображения Господня с теми же приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина, в котором и находилась икона, подаренная царём2.

Икона Михаила Малеина – редкий образ святого. Она была единственной в Хлынове и находилась в девичьем монастыре. Местонахождение её подтверждает «Каталог древностей Вятского края» (1882), составленный и изданный А. Спицыным. Из 85 древних образцов, сохранившихся в Вятке и уездах губернии, обозначена только одна икона преподобного Михаила Малеина, пожертвованная в 1628 г. царём Михаилом Фёдоровичем3.

Многие этапы в жизни этого образа совпадают с историей Преображенского монастыря. Разрушительные пожары в обители (а их было пять – в 1632, 1635, 1679, 1682, 1696 гг.) на протяжении XVII в. пощадили древний образ, хотя в огне погибло немало церковного имущества и значительная часть монастырского архива.

Первые документальные сведения об иконе Михаила Малеина дошли до нас благодаря сохранившейся приходно-расходной книге монастыря за 1696 г., из которой узнаём, что икона находилась в Ильинском каменном храме Преображенской обители.

За четыре века существования древнего образа авторская живопись претерпела несколько поновлений. Самое раннее из них относится к августу 1696 г., когда икона была поновлена суздальским иконником4. Наиболее позднее поновление датируется 2003 г.5

Кроме самого памятника, до настоящего времени дошли описи Преображенского монастыря второй половины XVIII – начала XX вв., из которых явствует, что образ святого преподобного Михаила Малеина был единственным в обители на протяжении трёх столетий. Икона хорошо просматривается по всем документам монастырского имущества до двадцатых годов XX в.

В самой ранней из церковных описей, датируемой 1764 г., икона указана стоящей в киоте в алтаре холодной Ильинской церкви: «…Обр. св. Михаила Малеина в молении Господу Иисусу в киоте, два венца, цата и оклад серебряные ветхие цырованные, на киоте том образа девять венцов небольших»6.

В документе 1786 г. указание местонахождения иконы изменилось. Она уже находилась в алтаре нового придела той же церкви, посвящённого святым великомученикам Гурию, Самону и Авиву, и в том же ветхом состоянии. Справа на полях описи сделана отметка: «Киот за ветхостью упразднён»7.

В 1826 г. образ Михаила Малеина поместили в алтарь другого придела – пророка Ильи того же Преображенского храма. Серебряный оклад был по-прежнему в ветхом состоянии8.

В описях 1839 и 1854 гг. об иконе нет сведений, но во времена правления игуменьи Емерентианы появился список церковного имущества, не включённого «в старую опись». Под цифрой «1» сделана запись: «Икона препод. Михаила Малеина, древняя, пожертвованная царём Михаилом Фёдоровичем, на сей иконе наверху Спаситель. Оклад, свет цата и венцы серебрянные без пробы, мерою 6 вершков вышины и 5,5 вершка ширины в позолоченной на полимент раме»9.

В документе второй половины XIX в. отмечены детали изображения на иконе и её размер, который совпадает с размерами подлинника.

О ветхости оклада в списке уже не упоминается. В январе 1863 г. он находился в починке у мастера золотых и серебряных дел, мещанина Трифона Гуняева, одного из лучших ювелиров Вятки10.

Каждый год, как отмечал протоиерей Преображенского монастыря Д. Рязанцев, перед иконой 12 июля после литургии отправлялся молебен с каноном преподобному Михаилу Малеину11.

Тучи над Преображенской обителью стали сгущаться вскоре после установления Советской власти в Вятке. Городские власти то и дело посылали в монастырь комиссии «на предмет обследования и уплотнения населения». В течение 1918–1919 гг. не раз производились обыски с конфискацией имущества.

В октябре 1918 г. на территории монастыря разместился воинский батальон. Советские органы власти г. Вятки начали активно перестраивать монастырь под учреждения и жильё. Вскоре встал вопрос о закрытии храмов обители.

Следующий шаг на пути к уничтожению монастыря – решение Комиссии по изъятию церковных ценностей (согласно Декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г.) о передаче их в пользу голодающих.

При изъятии церковных ценностей 11 марта того же года была составлена опись имущества храмов обители, которая подтверждала, что образ преподобного Михаила Малеина, находившийся всё это время в ризнице, подлежал изъятию в числе остальных предметов и сдаче его в фонд Центральной комиссии помощи голодающим.

Но на полях списка вскоре появилась новая запись: «Оставлена как древняя и малоценная»12. Это положило начало странствиям иконы в 1920-х годах. 23 июля 1923 г. городские власти приняли документ, согласно которому «для проведения в жизнь по изъятию церквей женского монастыря и передаче его имущества выделить комиссию из представителей Рабоче-крестьянской инспекции, Губкоммунотдела и милиции под председательством первого»13.

После закрытия Преображенского девичьего монастыря сёстры во главе с игуменьей Рафаилой были выселены из обители, но часть насельниц поселилась в Тихвинской церкви. Что делать монахиням и послушницам, посвятившим свою жизнь Богу? В регистрации религиозной общины при Тихвинской церкви бывшего монастыря им было отказано. Они обратились в городской совет Вятки с заявлением-просьбой разрешить присоединить их религиозную общину к религиозной общине Успенского собора, закрытого Вятского Трифонова мужского монастыря, «предоставив наименование “Успенская религиозная община”».

Всё церковное имущество из бывшего Преображенского монастыря 22 января 1928 г. по описи передано группе верующих Успенского собора. Так, под номером 210 документа «икона преподобного Михаила Малеина, обложенная с лицевой стороны старым серебром» переехала в Успенский собор г. Вятки14. Но недолго ей пришлось там находиться. 15 мая 1928 г. было принято постановление горсовета о закрытии Успенского собора.

20 февраля 1929 г. специальная комиссия, в составе которой находился и представитель Губмузея Н. Н. Румянцев, по акту приняла от группы верующих Успенского собора «церковное здание и всё церковное имущество, числящееся по церковной описи и переданное им по договору от 22 января 1928 года»15. Образ святого Михаила Малеина был перевезён из Успенского собора в помещение Губмузея.

Но и там икона долго не задержалась. 25 мая 1929 г. из Губернского комитета по делам музеев она была передана художественному отделу государственного областного музея в числе пятнадцати предметов. В акте передачи отмечено: «3. Икона преподобного Михаила Малеина обложена с лицевой стороны старым серебром.

Сдал: Председатель Губернского комитета по делам музеев Г. Боголюбов.

Приняла: научный сотрудник Е. Москалец»16.

Такова непростая судьба этого древнего памятника, являвшегося даром царя Михаила Фёдоровича Романова на основание Новодевичьего монастыря в г. Хлынове. Образ выполнен профессиональным мастером из кремлёвской иконописной мастерской в 20-х годах XVII в.

Примечания

1 ВГВ. 1886. 1 нояб. (№ 88) ; Рязанцев Д. Вятский Преображенский девичий монастырь: История и современное его состояние. Вятка, 1887. С. 15 ; Изв. Имп. археол. комиссии. Вып. 44. СПб., 1912. С. 112.
2 Никитников Г. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С. 96–98.
3  Календарь Вятской губернии. Вятка, 1882. С. 78.
4 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 7. Л. 39.
5 Фонды КОХМ.
6 Вятка : материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887. С. 307.
7 ГАКО. Ф. 246. Оп. 1. Д. 14. Л. 9.
8 Там же. Д. 63. Л. 7.
9 Там же. Д. 103. Л. 131.
10  Там же. Д. 134. Л. 24.
11 Рязанцев Д. Указ. соч. С. 15.
12 ГАКО. Ф. Р.-340. Оп. 1. Д. 416. Л. 105.
13 Там же. Ф. Р.-1258. Оп. 1. Д. 99. Л. 31 об.
14 Там же. Д. 1789. Л. 7 об.
15 Там же. Л. 66.
16 Там же. Ф. Р.-2327. Оп. 1. Д. 87. Л. 13.

Икона «Преп. Михаил Малеин». Первая четверть XVII в.