Главная > Выпуск №18 > К. П. Анисова – хозяйка бесценной коллекции

К. П. Анисова – хозяйка бесценной коллекции

Г. Г. Киселёва

Судьба нашей бесценной коллекции тесно связана с людьми, их преданным и верным служением главному делу своей жизни – музею. Вклад каждого сравним с маленьким кирпичиком или огромным фундаментом, из которых складывается общий дом – одно из крупнейших областных собраний России – Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. За столетнюю историю многие люди служили ему: художники, краеведы, журналисты, историки.

Историк искусства Клавдия Павловна Анисова – первый профессионал в музее, одна из одержимых руководителей. Она приехала в Киров в 1949 г. после окончания Ленинградского государственного университета, была старшим научным сотрудником, с 1954 по 1960 гг. возглавляла музей.

Служащий в музее человек, считала Клавдия Павловна, должен полностью отдать себя во власть всех муз: знать и любить литературу, музыку, мировое изобразительное искусство. Любя искусство больше жизни, служить ему бескорыстно, создавая, в первую очередь, себя как личность. Но это «благое дело устроения своей души» она не считала самоцелью, находя большую радость в возможности поделиться с людьми знаниями, открытиями и опытом.

Было ей тогда 28 лет – самые деятельные годы в жизни каждого человека. К тому же в университете она прошла школу Н. Н. Пунина (1888–1953), «блистательного лектора, выдающегося художественного критика и теоретика искусства, искренне и бескомпромиссно отстаивающего ценности искусства». Он высоко оценил искусствоведческие способности своей ученицы: «У Анисовой есть глаз». «Это была высшая оценка, – написала мне Клавдия Павловна почти полвека спустя, – вот с таким напутствием я поехала в Вятку».

Действительно, сочетание университетских знаний с активными деловыми качествами К. П. Анисовой, её всепоглощающая любовь к искусству и профессионализм вскоре получили в нашем городе огромный резонанс. Многие жители впервые узнали о музее и буквально повалили в него.

Из университета – на этюды к вятским художникам. К. П. Анисова. Киров, дворик музея. 1949 г., авг.

«Лицо» музея складывается из хранительской, реставрационной, собирательской, выставочной, пропагандистской, лекционной, экскурсионной работы, изучения коллекции, творчества вятских художников, истории и культуры края. Всем этим в 1950-е гг. в музее занималась Клавдия Павловна Анисова. Понимая, хозяйкой какой бесценной коллекции является, она сумела не только сохранить её, но и значительно пополнить. За годы её директорства 350 единиц хранения поступили в музей. Через Министерства культуры СССР и РСФСР она сумела отобрать и получить, по моим неполным сведениям, более 80 работ первоклассных русских и советских художников, таким образом, укрепив и расширив отдел современного искусства.

Среди поступлений – акварель Карла Брюллова «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне». Известно, что А. С. Пушкин, который был дружен с художником, «за два дня до гибели, стоя на коленях перед Брюлловым, умолял подарить ему эту акварель».

В министерских поступлениях – графический лист Виктора Васнецова «Иван-царевич и лебедь», работы Сергея Коровина, Абрама Архипова, Сергея и Александра Герасимовых, Эльвиро Андриолли, Сергея Коненкова, литографии Юрия Васнецова. Всего не перечислить.

Тогда же К. П. Анисова положила начало собранию уникальных изделий с. Палех, продолжала комплектовать коллекцию фарфора и мелкой пластики.

Невероятных усилий стоило ей другое пополнение фондов музея – 115 произведений из районных краеведческих музеев Советска, Халтурина, Яранска, Нолинска. Эти невостребованные работы хранились в запасниках. «Жалко было произведений – они лежали в жутких условиях. Писала письма «начальству», нам разрешили брать в фонды, всё-таки у нас работы могли выжить». Это были этюды Василия Сурикова, картины Петра Кончаловского и Константина Коровина, портреты Николая Фешина, 40 рисунков и живописных пейзажей Николая Хохрякова, вышивки бисером, изделия из капо-корня и много других не менее ценных работ, которые значительно обогатили отделы русского, декоративно-прикладного и народного искусства.

У флигеля художников Инна Широкова, К. П. и Л. П. Анисовы. Киров. 1951 г.

За годы правления К. Анисовой музей многократно получал дары. В 1954 г. – 170 оригинальных фотографий Сергея Лобовикова, около 2 тыс. негативов, документальный архив и аппаратуру отца передали его сыновья, что составляет в музее основу бесценной коллекции фотомастера – самую крупную в мире.

Кировская учительница Е. Ф. Чарушникова в 1956 г. принесла в музей холст, где с трудом читалось имя автора – И. Машков. Это было изображение нежных чайных роз и колючего чертополоха. На обороте картины на бумажной наклейке сообщалось, что работа экспонировалась в 1915 г. на выставке «Бубнового валета».

 

К. П. Анисова (вторая слева) с кураторами выставки «Прикладное искусство Китая». Киров. 1950-е гг.

На наклейке имелась приписка: «Посмертный дар любителя искусств Чарушникова Христофора Александровича, посвящённый памяти сына Николая – юного художника, гвардии старшего лейтенанта артиллерии, погибшего под Старой Руссой 24 февраля 1943 года». Поскольку в музее тогда не было реставраторов, картину «лечили» в Москве, в Центральных государственных мастерских. Реставрация – ещё одна заслуга К. П. Анисовой, которая, кроме отдельных произведений, сумела добиться восстановления многих полотен вятского художника Михаила Демидова (1885–1928), его картины «предстают сейчас перед нами такими же, как были во время создания автором».

К. П. Анисова была первым человеком из музейных сотрудников, кто постоянно работал в архивах с документами по истории музея и художественной жизни Вятки. «Вятский художественный кружок» – тема её кандидатской работы. Сдав на «отлично» английский язык, исторический и диалектический материализм, советское изобразительное искусство и зачисленная в Ленинградский университет «соискателем на соискание кандидатской диссертации», последнего пути она не прошла. «На защиту, конечно, времени не оказалось. Все другие дела были важнее. Ну и правильно», – так написала она мне о том времени.

В Кирове Клавдия Павловна Анисова попала в среду вятской интеллигенции – журналистов, писателей, краеведов, художников. Тогда работали скульпторы Михаил Кошкин, Вадим Рязанцев и Фаина Шпак, живописцы Алексей Потехин и Сергей Мезенцев, график Александр Люстрицкий. Они сразу приняли искусствоведа в свой коллектив, тем более, что мастерские многих из них находились во дворе музея. Ввели К. П. Анисову в состав художественного совета и выставкомов, открыли для неё свои творческие мастерские, куда она могла приходить в любое время, глубоко убеждённая, что критиком можно стать только непосредственно участвуя в творческом процессе автора. Кировские художники безмерно уважали Клавдию Анисову. Она же постоянно следила за их развитием, помогая своими советами. Много писала для местной и центральной печати, где стала публиковаться первой из вятских искусствоведов, создала десятки каталогов областных и персональных выставок кировских художников. Всё, написанное ею, – профессионально, с большой любовью и уважением к авторам, пониманием значимости творца в истории современного искусства. Она всегда писала по-новому, с годами более глубоко, без скидок на былые заслуги и авторитеты.

Сотрудники Кировского областного художественного музея. 10 марта 1960 г.

Так постепенно К. П. Анисова сама росла творчески, благодаря огромной работоспособности, трудолюбию, самообразованию, любви к искусству, людям, с кем сводила судьба, решению задач и проблем в области культуры и искусства, которые ставило время. «Мы жили там, а время жило в нас, и то, что оно жило в нас... было могущественнее нашей личной жизни... Впрочем, каждый всё равно сохраняет личные ко всему отношения, дающие теплоту эпохе», – так высоко оценивал роль творческого человека любимый университетский педагог К. П. Анисовой Н. Н. Пунин. Личное ко всему отношение было во всех делах К. П. Анисовой, Особенно, когда она – снова первая – стала собирать для музея работы кировских художников, положив начало уникальной коллекции своих современников. Только за три года, с 1954-го по 1956-й, в собрание поступило 60 произведений – закупки по мизерным ценам и щедрые дары авторов: Сергея Мезенцева, Петра Вершигорова, Фаины Шпак, Вадима Рязанцева, Виталия Удова, Галины и Ильяса Юмагуловых и многих других кировчан. Высоко оценила Клавдия Павловна творчество молодого Петра Вершигорова, которое, считала, «знаменовало собой новый уровень художественности».

Одним из любимых мест К. П. Анисовой в музее была библиотека, созданная художниками в начале XX в. Она собирала репродукции, создала богатейший фонд открыток с работ художников мира. Это служило незаменимым материалом для наших лекций, передвижных выставок в районах и особенно в колхозах.

В самом же музее К. П. Анисова организовывала разнообразные выставки. От редчайшей – «Прикладное искусство Китая» из собрания Государственного Эрмитажа до сенсационного смотра – «О хорошем и дурном вкусе», на который собрала из галантерейных магазинов города разные товары. Таким образом, воспитывала музейного зрителя, стремясь показать, что хорошо и плохо в украшении квартир вятских жителей.

Возьмём для примера только один год её директорства. В музее открыто восемь выставок на самые разнообразные темы, в залах начал работать лекторий по изобразительному искусству, такие же были в Доме культуры железнодорожников, в вагонном и локомотивном депо. К. П. Анисова проводила экскурсии, читала лекции, делала экспозиции выставок, писала монографию о С. А. Вшивцеве, которая вышла год спустя в московском издательстве «Советский художник». Напечатала в газетах десятки информаций о культурных событиях в жизни города, музея и Союза художников, большое количество проблемных статей. В этой работе я вижу попытку изменить окружающий мир через людей.

Нашему общему делу К. П. Анисова служила верой и правдой без малого полтора десятка лет, искренне убеждённая в преобразующей роли искусства. Не случайно, даже по прошествии многих лет, она написала в Вятку директору музея Алле Анатольевне Носковой: «Нас всегда объединял музей, любовь к нему. Всё остальное – случайно и преходяще...»

Я счастлива, что попала в её руки. «Лепила» она меня без скидок на молодость и полное незнание истории искусства, что заставляло работать над собой. С тех пор нахожусь в этом доме полвека, искренне благодарная Клавдии Павловне Анисовой за те уроки, которые она преподала мне своим личным примером.