Главная > Выпуск №17 > Наука – на всю жизнь ...

Наука – на всю жизнь
(К юбилею профессора Н. М. Валеева)

С. И. Грахова, И. В. Корнилова

Родился Н. М. Валеев 3 сентября 1949 г. в городе Чистополе в обычной семье. Отец, Мансур Хузиахметович (1923–1998), – инвалид Великой Отечественной войны второй группы, всю жизнь проработал шофёром. Силою жизненных обстоятельств он окончил всего лишь 4 класса начальной школы, хотя практической сметки ему было не занимать. Не случайно он – войсковой разведчик, неоднократно ходивший в тыл врага за «языком», награждённый орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» и др., – остался жив, хотя и пришлось ему с осени 1943 до 1949 г. передвигаться на костылях. Мать, Масхуда Ахметовна (1918–1996), – инвалид детства, всю жизнь проработала портнихой, в артели шила фуфайки для армии, а затем трудилась надомницей. На рубеже 1920–1930-х годов семью раскулачили, отобрали скот, дом, выбросили на улицу; пять девочек и их братишку изгнали из школы, несмотря на то, что дети учились очень хорошо. Если учесть, что в родословном древе легко восстанавливаются семь поколений мулл, то можно без особого напряжения понять, что династия Исламшиных (девичья фамилия матери) была достаточно образованной. Дед Наиля в 1913 г. окончил медресе в Казани (в семье помнят его рассказы о похоронах Габдуллы Тукая, в которых он принял участие) и стал муллой в родном Апастовском районе. Его «крестный путь» обстоятельно задокументирован НКВД, но это уже другая тема. Но хочется отметить, что в семье Ахметша Исламшиевич (1891–1966) имел непререкаемый авторитет. Наиль вспоминает, как жестоко, несправедливо отнеслись к дедушке, который в 1920–1940-е годы скитался по стране: был на принудительных работах в Карелии, рабочим на Метрострое, землекопом на Доме печати, грузчиком, возчиком и т. д. В конце 1949-го был арестован и осужден по ст. 58-10 за призывы населения к массовому забою скота (почему-то власти забывали, что мулла не мог в курбан-байрам не призывать к этому) и получил 10 лет лагерей строгого режима. Вернулся он с Колымы в 1956 г., позже был полностью реабилитирован.

Мать Наиля Мансуровича радовалась, что сын пошёл в дедушку, и изо всех сил старалась дать ему высшее образование, и когда Наиль в 1967 г. окончил Чистопольскую среднюю школу № 16, она посоветовала ему пойти на филологический факультет педагогического института в Елабуге. Велика была радость в семье, когда сын стал студентом, предметом гордости забитых жизнью родителей.

В конце второго курса Наиль Мансурович встретился с замечательным человеком, ставшим для него духовным отцом, – Евгением Петровичем Барышниковым (1929–1991), доцентом кафедры русской и зарубежной литературы ЕГПИ, который и привил своему воспитаннику страсть к научным изысканиям, любовь к великой русской литературе, философии, к книге вообще. Будучи человеком широчайшей души, он познакомил Наиля Мансуровича со своими друзьями и однокашниками по МГУ – выдающимся филологом и историком В. В. Кожиновым, теоретиком литературы П. В. Палиевским, толстоведом и историком литературы С. Г. Бочаровым, известным теоретиком литературы В. Е. Хализевым и многими другими. И все они стали настоящими друзьями Наиля Мансуровича, хотя дружба со столь известными в литературном мире и почитаемыми людьми – дело далеко не простое.

В. В. Кожинов осенью 1996 г. погостил в Елабуге, встретился с коллективом института и с восторгом вспоминал дни, проведённые им с женой Е. В Ермиловой в древнем провинциальном городке.

Е. П. Барышников для Н. М. Валеева – маяк и светоч, на которого он равняется и по сей день. После отъезда Евгения Петровича на работу в Липецкий ГПИ, где он стал профессором и зав. кафедрой русской литературы, друзья ежегодно, а иногда несколько раз в год, встречались. Приезжая в Москву, Наиль Мансурович всегда старался вырваться в Липецк. Примечателен такой факт: в их переписке за 1971–1991 годы – более 250 писем от Евгения Петровича и свыше 300 – от его ученика. Они – живые свидетели духовного родства и общения двух умных высокообразованных людей.

Окончив институт, Наиль Мансурович, несмотря на предложение, не остался в alma mater, а решил испытать себя на учительском поприще. Четыре года отдал он учащимся средней школы № 3 родного города Чистополя, они стали временем его формирования как человека и педагога. Сам он с радостью и даже с гордостью за то, что состоялся как учитель, вспоминает эти годы. Его благодарная судьба оказалась к нему благосклонной: здесь он нашёл свой «компас земной», Надежду, лучшую ученицу, с которой они поженились в 1975 г. и вместе воспитали достойных детей, сына и дочь. Ныне Надежда Геннадьевна – доктор исторических наук, учёный от Бога; сын Эмиль – работает над докторской диссертацией. Дочь Юлия – студентка IV курса факультета романо-германской филологии КГУ, увлеченно изучает языки, развивая гуманитарные традиции уникальной семьи.

Весной 1975 г. ректор родного института Т. Н. Галиуллин предложил Наилю Валееву вернуться на работу в ЕГПИ. И с этого времени начался новый отсчет «елабужским страницам» жизни молодого ассистента кафедры русской и зарубежной литературы. Главным его консультантом и наставником оставался Е. П. Барышников, письма от него были для Н.М. Валеева душевным праздником и духовным ориентиром.

В конце 1977 г. Наиль Валеев поступил в аспирантуру при Институте языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, где под руководством известного татарского литературоведа, профессора Н. Г. Юзеева начал писать кандидатскую диссертацию по проблемам русско-татарских литературных связей. При этом основной упор делался на творчество классика татарской литературы Фатыха Амирхана, который с глубоким знанием усвоил и воспроизводил на национальной почве традиции великой русской литературы и культуры. Получилась интересная работа, которая вышла в свет в Татарском книжном издательстве в 1985 г. под названием «В мире нравственных исканий». Первым оппонентом на защите диссертации в спецсовете при Башкирском госуниверситете был известный учёный, влюблённый в татарскую литературу и очень многое сделавший для неё, профессор КГУ И. З. Нуруллин. Он высоко оценил работу (настоял на публикации), отметив её необычность для татарского литературоведения и редкую в исследованиях подобного рода новизну.

Н.М. Валеев с супругой Надеждой Геннадьевной, сыном Эмилем
и дочерью Юлией, июнь 2005 г.

Поразительные, судьбоносные мысли высказал В. В. Кожинов Наилю Мансуровичу в письме от 8 октября 1982 г. в ответ на вопрос, по какому направлению идти дальше в науке: «Советую Вам заняться проблемой глубинного соотношения татарской литературы конца XIX века с исканиями русской литературы в плане философском, нравственном, эстетическом. Это соотношение берется обычно в плане узко социальном. Между тем даже у такого всем известного художника, как Габдулла Тукай, есть искания в духе вечных, высших проблем, перекликающиеся с русской литературой конца XIX – начала ХХ веков (и, конечно, русской мыслью – даже богословской). Ещё более это относится к незаслуженно забываемому Дердменду (Закир Рамиев, 1859–1921).

Я понимаю, что выявить эти глубинные духовные искания не так легко. Но именно сейчас это поистине необходимо. Уверен, что многие современные деятели татарской литературы поддержат Вас, если Вы этим займетесь, – то есть покажете, что у татарских писателей (начиная хотя бы с Дердменда) есть искания, сближающие их с главным в творчестве Ф. Достоевского, В. Соловьева, А. Блока и т. д.

Работа должна строиться как бы на грани русской и татарской литератур. И прежде всего Вам надо глубже вглядеться в искания татарских писателей конца XIX – начала ХХ веков. Увидеть их не только в «текущих» заботах (об этом только и пишут), но и в освоении цельного бытия народа и человечества. Вот что я Вам советую».

И ещё раз конкретизирует свою мысль учёный-интернационалист в письме от 1 ноября 1982 г.: «Дорогой Наиль! Очень рад, что Вам пришлось по душе мое предложение о направлении работы. Это ведь действительно необходимое и, не сомневаюсь, плодотворное направление. Глубокая его разработка способна обогатить понимание в равной мере и татарской, и русской культуры».
Можно пожалеть, что Наиль Мансурович всё-таки избрал иной (но тоже свой) путь в науке. Думается, и на параллелях, высказанных Кожиновым, могли быть сделаны замечательные открытия. Но у каждого свой путь, своя судьба, и если вспомнить классику:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется...

Аспирантские годы – особые годы. Чаще всего они обременены бытовыми, семейными проблемами, мизерной стипендией, вечной нехваткой денег. Наиль Мансурович в полную меру испытал всё это на себе, чтобы как-то получить служебную комнату, около года работал дворником, но с комнатой не получилось, пришлось искать другую работу. Стал воспитателем в рабочем общежитии, где «продержался» более года. Сыну год-два, жена – студентка-заочница института культуры и библиотекарь Республиканской юношеской библиотеки. И вот в последний аспирантский год семью приютили известные артисты театра им. Г. Камала А. Гайнуллина и И. Хайруллин, что и дало возможность диссертанту завершить работу в срок.

Наиль Мансурович всегда говорит, что в друзьях он особенно счастлив. В Казани он сблизился с глубоко мыслящим, талантливым литературоведом и библиофилом, деканом филологического факультета КГУ Я. Г. Сафиуллиным. По сей день они общаются тепло и искренне. Ямиль Галимович – один из тех близких духовных собратьев, кто также помог Н. М. Валееву духовно самоопределиться, найти своё место в науке и жизни.

Немалую роль в судьбе семьи сыграл и Т. Н. Галиуллин. Ещё в студенческие годы он заметил активного в научной работе филолога Наиля Валеева, а затем, после четырёх лет школы, пригласил его в ЕГПИ. Подыскал начинающему учёному научного руководителя. Поначалу это был профессор И. З. Нуруллин, затем профессор Н. Г. Юзеев, заведующий отделом татарской литературы ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова.

Работа на кафедре по окончании аспирантуры не была легкой. Шёл процесс созревания личности, активного формирования мировоззрения, вырабатывались определенные критерии взаимоотношений с коллегами.

В 1983 г. Наиль Валеев возглавил кафедру литературы, и нужно было определить новую линию жизнедеятельности её небольшого коллектива. С течением времени стало очевидным, что политика ректората по «выращиванию» своих кадров из своих выпускников полностью оправдала себя. Из Наиля Мансуровича, как и из многих других выпускников ЕГПИ, получился хороший зав. кафедрой, которую он возглавлял до 2007 г. Эта кафедра стала одной из ведущих и стабильных в институте, где нет утечки кадров и есть большой интерес к творческой работе, активно поддерживаются молодые учёные.

Наиль Валеев с середины 1980-х годов начал заниматься литературно-краеведческими разысканиями, ставшими со временем «коронкой» его научных устремлений. От разработки большой темы «Русские писатели в Елабуге в XVIII–XX вв.» он постепенно подошёл к теме «Судьба и творчество Д. И. Стахеева (1840–1918)». Она стала для него основополагающей. Изучение жизни и творческого наследия Дмитрия Ивановича Стахеева, продолжающееся и по сей день, вывело Н. М. Валеева на свою научную стезю. Здесь он пошёл, как говорится, по целине. Академик М. Х. Хасанов в предисловии к преддокторской монографии «Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя», изданной в Казани в 1995 г., справедливо отметил «архиважность проделанной Наилем Валеевым работы...»

Важно не упустить и сам факт давней творческой дружбы М. Х. Хасанова с Н. М. Валеевым и то, что именно Мансур Хасанович был одним из инициаторов написания и защиты докторской диссертации и постоянно настаивал на скорейшем завершении её. И Наиль Мансурович, не уходя в докторантуру, без длительных творческих отпусков, находясь на конвейере «текучки», сумел в короткие сроки оформить в виде докторской диссертации плоды своих многолетних изысканий.
Годы общения с М. Х. Хасановым Наиль Мансурович называет великой школой для себя, ибо спектр деятельности в недалеком прошлом президента АНТ, доктора филологических наук, профессора очень широк. Он – тончайший политик, настоящий учёный-аналитик и обаятельный человек редкой душевной доброты, щедро раздающий себя людям. Несмотря на непомерную занятость, он всегда находил время для общения со своим елабужским другом.

Творческая деятельность Н. М. Валеева по изучению стахеевского наследия вылилась в целый ряд серьезных результатов: в 1990 г. в ЕГПИ была проведена Всесоюзная научно-практическая конференция, посвящённая изучению закрытой до того времени темы – роли российского купечества в жизни страны. В 1992 г. в Таткнигоиздате вышла первая после 1917 г. книга избранных сочинений Д. И. Стахеева «Духа не угашайте», в 1994–1996 годах в различных издательствах были опубликованы монографии Н. М. Валеева о Д. И. Стахееве. Кульминацией изучения данной темы стала защита докторской диссертации по стахеевскому творчеству в Институте мировой литературы им. М. Горького РАН в Москве в июне 1996 г. Ведущей организацией был назначен не менее известный Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в Санкт-Петербурге, положительное заключение на диссертацию подписал академик РАН А. М. Панченко.

Защита диссертации заставила учёных страны признать, что Н. М. Валеев открыл литературному миру несправедливо забытого классика русской литературы XIX в. и что это имя должно по праву войти в ее историю.

Слева направо: М. Ш. Шаймиев, муфтий РТ Г. Г. Исхаков, Н. М. Валеев,
Д. А. Медведев, Р. М. Мухаметшин

Интересно проследить, как оценивают известные ученые деятельность своего елабужского коллеги. В. В. Кожинов 2 марта 1994 г. говорил: «Книга «Духа не угашайте» очень поразила меня, особенно первый роман о трагической любви («Избранник сердца»). Стахеев – большой, настоящий писатель, и хорошо, что в глубинке ты сумел поднять такую тему. Вступительная статья хороша, она очень проблематичная. Я обязательно вставлю в статью о русской классической литературе раздел о Стахееве и твоей деятельности и напишу официальный отзыв на докторскую диссертацию».

Обещанный отзыв В. В. Кожиновым был подготовлен и направлен в спецсовет ИМЛИ 26 июня 1996 г. Он представляется очень важным для понимания того, чем Наиль Мансурович занимался последние 10 лет.

«Уже довольно давно было утверждено положение о том, что главным критерием ценности диссертации – в особенности, докторской – является внесение в науку нового, – то есть, говоря более торжественно, – открытие. К сожалению, во многих ситуациях эта самая «новизна» с трудом выискивается в диссертационных сочинениях; речь идет о каких-либо имеющих частный характер «уточнениях», о не очень существенном – подчас даже искусственном – «повороте» темы.

Диссертация Наиля Мансуровича является открытием уже с точки зрения её предмета. Нельзя не оценить научную смелость диссертанта: он давно взялся за трудоёмкое исследование творчества начисто «забытого» художника слова, взялся с риском не получить никакого признания своего многолетнего труда, никакого одобрения, ибо имя Д. И. Стахеева отсутствовало даже в литературных справочных изданиях.

Наиль Мансурович сумел и показать (добившись переиздания ряда произведений Д. И. Стахеева), и исследовательски доказать, что писатель достоин стоять в ряду классических имён отечественной литературы и что постигшее его «забвение» всецело обусловлено его последовательно консервативными убеждениями (сложившимися в его зрелые годы), его противостоянием неотвратимо надвигающимся революционным катаклизмам.

Для открытия творческого и человеческого облика Д. И. Стахеева диссертанту пришлось проделать многостороннюю работу, – начиная с создания не существовавшей ранее библиографии, выявления литературных и житейских связей писателя и т. д. Словом, перед нами действительно диссертация-открытие, и я призываю членов высокоуважаемого Учёного совета оценить труд Наиля Мансуровича по заслугам и присудить ему искомую ученую степень».

Нелегкая процедура защиты завершилась подведением итогов. П. В. Палиевский, в недалеком прошлом зам. директора ИМЛИ по науке, один из крупных исследователей мировой литературы и её теории, пушкинист, отметил: «Наиль Валеев – это классическое воплощение идеала Евразии, той самой Евразии, к которой стремятся теперь взамен якобы рухнувшего и навсегда исчезнувшего коммунизма, что, конечно, вопрос, большой вопрос. Во всяком случае, это тот человек, в котором ищут всякие там ученые, что такое Евразия, какие там она народы объединяет, какие она идеологии объединяет. А вот человек, на наших глазах, без всяких этих теорий воплотил это единение наших культурных научных сил. Удивительно, что эта самая Евразия произошла не (с этих крайних точек) где-то там, в далекой Азии или в далекой Европе, а в самом центре Европы, в самом центре нас, нашей единственной части эта Евразия существует. Существует в самом деле глубокое единство между этими двумя когда-то буйно противопоставленными друг другу народами, а теперь, особенно в нашем тяжелом состоянии, сообразившими, что они друг без друга жить не в состоянии, не могут и никогда этой тяжелой нынешней обстановки не осилят, если они не поймут, что они также принадлежат единому, единому и неделимому корню, какие бы национальные обличия они ни принимали.

И вот это непростое явление, социально справедливое начало которого воплощают коммунисты, и одновременно купеческое, т.е. давнее, традиционно-русское, неискоренимое начало которого воплощает в себе Наиль Мансурович, единит, как цемент, эти будто бы несоединимые гигантские глыбы и камни, позволяет их сложить в единое здание, духовное здание. Это, конечно, величайшее достижение его как личности, и хорошо, что мы в Институте мировой литературы задумали все-таки эту диссертацию к защите принять и привести ее к этому замечательному завершению».

А вот что говорил зав. отделом современной русской литературы А. М. Ушаков: «Я хочу отметить мудрость и справедливость нашего специализированного Совета, который не положил ни одного чёрного голоса, и я объясняю это следующим образом. Во-первых, Наиль Мансурович – не из нашего института; во-вторых, он написал хорошую диссертацию, показал хороший уровень. В-третьих, все члены Совета увидели очень симпатичного человека, потому что Вы, Наиль Мансурович, вызываете это чувство. Кто-то, может, не читал диссертации, но слышит отзывы оппонентов и говорит: я верю диссертанту и надо голосовать «за». Все еще в процессе обсуждения диссертации на предзащите определились однозначно: эта работа достойна защиты в нашем спецсовете и является вкладом в современное литературоведение».

Высокую оценку диссертации дали такие крупные литературоведы страны, как Л. Д. Опульская-Громова, В. Ю. Троицкий, директор ИМЛИ, членкор РАН Ф. Ф. Кузнецов, которые подчеркивали, что она, как и другие книги Н. М. Валеева, является крупным вкладом в общероссийскую науку. А в экспертизе по поводу представления Н. М. Валеева к званию профессора, подготовленной известными учёными кафедры мировой культуры и кафедры литературы Московского государственного лингвистического университета профессорами С. П. Мамонтовым, П. И. Пучковым, А. П. Бондаревым и др., выделяется та важная деталь, что «представитель братского Татарстана, доктор филологических наук Н. М. Валеев, несмотря на достаточно трудные условия для исследовательской и научно-педагогической деятельности в г. Елабуге, с истинной самоотверженностью и любовью посвятил себя возврату из незаслуженного забвения одного из тех русских деятелей культуры, которые до 1917 года боролись за ее самобытность и единство с культурами других народов России».

В марте 1997 г. В. В. Кожинов резюмировал: «Получение тобой диплома – заслуженное завершение того важного этапа работы, которому ты отдал немало лет своей жизни. Самое важное во всем этом, что диплом, звание не пробивались по блату, так как ты сделал серьезное открытие и продолжаешь работу».

В феврале 1999 г. В. В. Кожинов ещё раз высказался о Н. М. Валееве: «Он не просто написал о каком-то писателе, он сначала открыл нам этого писателя, причем писателя очень высокого ранга, вполне сопоставимого и никак не уступающего рангу Писемского, но, с моей точки зрения, он даже может быть поставлен в один ряд с Гончаровым. Это редчайший случай в истории защиты литературоведческих диссертаций, где открытием является сам предмет исследования и, конечно, совершить такое дело мог человек, действительно с благоговением относящийся к русской литературе, стремящийся не потерять, сохранить все ценное».

Защита в ИМЛИ привлекла внимание к диссертанту, его начали приглашать на работу в вузы Москвы и Казани, но он устоял: остался в родном институте. В 1997 г. его научные заслуги Указом Президента были отмечены присуждением почетного звания Заслуженного деятеля науки РТ.

Несмотря на столь серьезные успехи и достижения, Наиль Мансурович не успокоился, почивая на лаврах, а как ни в чём ни бывало продолжил свою научную работу. Параллельно с изучением наследия Д. И. Стахеева он поднимает новую и не менее значимую тему – разыскивает в архивах и библиотеках страны материалы о великом русском археологе, археографе, филологе, члене-корреспонденте Российской академии наук, профессоре Капитоне Ивановиче Невоструеве (1815–1872) и делает ряд публикаций о нём. В конце 1998 г. в издательстве ЕГПИ опубликована первая научно-популярная книга об учёном-елабужанине, которая получила положительные отклики известных ученых страны и переиздана в 2000 г.

Н. М. Валеев – не только крупный современный ученый, но и талантливый педагог. Свои исследования он оперативно внедряет в практику вузовского преподавания. Не один год студенты занимаются по разработанным и опубликованным им спецкурсам, работают в его спецсеминаре. Как любой истинный учёный, Н. М. Валеев заботится о подготовке молодых научных кадров. В этой области сделано им немало, особенно в должности проректора по научной работе ЕГПИ, которая была доверена ему в 39-летнем возрасте. Здесь проявились его организаторские способности и человеческие качества. Он сделал всё возможное для реализации творческого потенциала коллектива преподавателей и студентов.

Если раньше за пятилетие защищалась одна – редко две докторских диссертации, то в бытность ректором Н. М. Валеева ежегодно 2–3 преподавателя становились докторами наук, профессорами. Регулярно приглашались в вуз учёные из других учебных заведений. Провинциальный институт в кадровом плане имеет соответствующие общероссийским показатели. По инициативе Н. М. Валеева и при его непосредственном участии в ЕГПИ была открыта аспирантура по 7 специальностям. Причем, как правило, молодое научное поколение вуза составляют его выпускники. Н. М. Валеева можно по праву считать основателем научной школы по изучению истории российского купечества, его меценатской деятельности, его вклада в русскую литературу и культуру в целом. Много аспирантов и соискателей занимаются под научным руководством Н. М. Валеева. Есть и успехи – защищённые и завершённые кандидатские диссертации.

Профессор Н. М. Валеев в должности ректора с 2000 по 2007 годы постоянно работал над тем, как обустроить свой вуз, как преумножить его достижения. Особая ответственность лежит на руководителе, который возглавляет одно из старейших учебных заведений республики в пору крупных перемен, политических и социальных потрясений, способных опрокинуть сложившиеся устои не только те, с которыми следует не скорбя расстаться, но и те, от которых зависит устойчивость и дальнейшее развитие университета.

Неоценимые заслуги в деле просвещения многонационального населения Прикамского края, глубокие традиции подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений страны, мощный научно-педагогический потенциал послужили основанием для преобразования института в 2003 г. в государственный педагогический университет. Столь высокое признание значимости учебного заведения, во многом обусловленное инициативами ректора вуза, профессора Н. М. Валеева, словно вдохнуло новую жизнь в университет. За короткое время обновились учебные корпуса, качественно улучшилось материально-техническое обеспечение, значительно расширились библиотечные фонды, сложился стабильный коллектив учёных и преподавателей, увеличилось число преподавателей, защищающих кандидатские и докторские диссертации в ведущих научных центрах страны.

На рубеже ХХ–XXI вв. литературоведческое и краеведческое научное «гнездо» в Елабуге признано ведущими российскими специалистами. Н. М.  Валеев становится членом Президиума Союза краеведов России, куда его рекомендовал выдающийся учёный, академик РАО С. О. Шмидт, тогда председатель Союза. Он возглавляет координационный совет по взаимодействию вузов, а также учёных Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и Института мировой литературы им. М. Горького РАН с научными учреждениями Республики Татарстан, академиками Академии наук Республики Татарстан.

В июне 2007 г. по инициативе Н. М. Валеева в Елабуге было учреждено региональное отделение Союза краеведов России, которое в своей работе объединяет научно-педагогических работников и заинтересованную в краеведческой работе общественность, укрепляет связь науки и школы, и которое он возглавляет и по сей день.

Его фундаментальные труды, опубликованные в последние годы – «Гармония культур», «Фатих ?мирханны? рухи мирасы», «Елабуга. Харбин. Сидней», «Краеведы Елабуги», говорят сами за себя.

Результатами своих краеведческих изысканий, глубоким пониманием избранного научного направления Наиль Мансурович щедро делится с коллегами, студентами, аспирантами, общественностью на лекционных занятиях по литературно-историческому краеведению, в чтении цикла открытых лекций для студентов и преподавателей, организации регулярных Международных Стахеевских чтений, которые вывели Елабугу из круга провинции и сделали ее центром гуманитарных исследований в указанной области. Своеобразным духовным символом всего российского купечества и благотворительной деятельности династии Стахеевых стал воздвигнутый на университетской площади в 2003 г. памятник писателю-купцу Д. И. Стахееву со справедливой надписью: «Российскому купечеству – благодарные потомки». В июне 2006 г. в университете был установлен бюст Глафире Фёдоровне Стахеевой, построившей на свои средства здание епархиального училища, ныне ЕГПУ.

Широчайший резонанс в стране и мире вызвали Международные Цветаевские чтения (2002, 2004, 2006, 2008), инициированные профессором Н. Г. Валеевой и проведённые при активном участии учёных университета под руководством Н. М. Валеева. Н. М. Валеев стал инициатором проведения в 2007 г. Международных Бехтеревских чтений, приуроченных к празднованию 150-летия со дня рождения выдающегося земляка, всемирно известного российского невролога, психиатра, основателя научной школы психиатрии В. М. Бехтерева (1857–1927).
Н. М. Валеев прошёл в родном вузе путь от студента до профессора и ректора, совмещая научные исследования с напряженным административно-организаторским и педагогическим трудом, что свидетельствует о таланте учёного, и об исключительной работоспособности и целеустремлённости.

В 2007 г. указом президента РТ М. Ш. Шаймиевым Наиль Мансурович был назначен министром образования и науки РТ. Его работа на благо республики, её образования и науки, в решении актуальных проблем, стоящих перед образовательной системой республики, реализация приоритетного национального проекта «Образование» стала важным фактором модернизации всего российского образования.

Избрание в марте 2009 г. Наиля Мансуровича депутатом Государственного Совета РТ, вице-президентом Академии наук РТ дало возможность значительно больше внимания уделять научной деятельности.

Сейчас Наиль Мансурович все тот же неугомонный исследователь, продолжающий поиск в области литературного и исторического краеведения, связанный с Прикамьем, Татарстаном.
Н.М. Валеев продолжает традицию возвращения в отечественную культуру несправедливо забытых имен выдающихся сынов России.

Стараниями Н.М. Валеева создана целая научная школа, изучающая вклад выдающихся елабужан в историю и культуру России. Теперь уже его ученики и последователи работают в Елабужском педуниверситете, вдохновленные на творчество, научные поиски и достижения его примером – кропотливым, подвижническим трудом.

Авторы этой статьи – ученики Н.М. Валеева, много лет проработавшие под его непосредственным руководством, переняли стиль его работы и оценили во всей полноте его замечательные профессиональные качества педагога, ученого, человека, отдающего всего себя высокому служению науке и образованию. Наиль Мансурович – тот единственный Учитель и сегодня для нас – самый мудрый. Это человек высокой души, не испорченной ни злобными интригами, ни деньгами, ни суетностью мира. Тот единственный Учитель, для которого понятия Добро, Справедливость, Честь – основа воспитания людей высоких, чистых, благородных. Тот единственный учитель, который приобщает к высшим духовным ценностям и тем самым продолжает бесконечную цепочку Учитель – ученик – Учитель... Он принадлежит к тому типу руководителей, авторитет которых держится на умении создать благоприятный психологический климат в коллективе, увлечь коллег идеей постоянного творческого поиска и стремления к достижению поставленных целей. Он человек колоссальных знаний, неиссякаемой энергии и изумительного трудолюбия. Безусловно, Наиль Мансурович Валеев – человек неповторимого, чарующего обаяния, ученый, обладающий природным талантом сердечного общения, глубиной мышления, привлекающий тех, кто имеет возможность быть с ним в диалоге. Под этими словами могут подписаться многие его ученики, благодарные ему за яркую дорогу в жизни, которую они нашли с помощью своего Учителя.