Талант братьев вызрел в гуще простого народа

Старшему брату Николаю (1845–1893) к тому времени было 25 лет. Он окончил Вятскую духовную семинарию «по первому разряду», то есть отлично, и был направлен на родину в село Лопьял наставником начального училища. Через несколько лет определён заведующим Шурминского двухклассного училища, где преподавал русский язык, арифметику, историю, естествознание, земледелие, черчение, Закон Божий. По своей инициативе дополнительно к программе вёл уроки географии, истории Вятского края, считая главным в своей работе «освятить душу и сердце ребёнка».

Художественный талант Николая Васнецова проявился в создании моде­лей древних крестьянских изб, школьных зданий, церквей и соборов, кото­рые были показаны на Казанской выставке 1890 г. и удостоены медали.

2009_15.jpg

Дом Васнецовых в селе Рябово. В настоящее время в доме музей братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых – филиал Кировского областного художественного музея им. В. М. и A. M. Васнецовых

Но совершенно уникальным его трудом, ценность и значимость которого увеличивается с каждым годом, являются «Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора», изданные в 1908 г. губернским статистическим комитетом. К счастью, факсимильное переиздание их было осуществлено в Вятке в 1995 г. В предисловии приведены слова самого автора, снова уносящие к истокам сельской жизни в Рябове: «В словарь вошли слова, к которым я прислушивался ещё с детства и с которыми потом сроднился в продолжение двадцати лет сельским учителем». Многие из них давно вышли из употребления, значительно обеднив наш язык.

Пятеро других детей о. Михаила Васнецова тоже получили духовное обра­зование и воспитание. Аркадий и Александр окончили ещё и Вятское земское училище для распространения сельскохозяйственных и техничес­ких знаний и приготовления учителей, где учились вместе с Николаем Хохряковым, впоследствии известным художником, и будущим народоволь­цем Степаном Халтуриным. После окончания семинарии и училища Пётр, Аркадий и Александр уехали учительствовать в село Шурма Уржумского уезда, где жил и работал старший брат Николай.

Впоследствии у каждого из них сложилась своя судьба.

Пётр (1852–1899) увлекался сельским хозяйством и стал агрономом. Жил в Тульской и Пензенской губерниях.

Аркадий (1858–1924) – потомственный почётный гражданин Вятки, член городского общественного правления, заместитель городского головы, в 1908 и 1910 гг. исполнял обязанности городского головы, занимаясь расширением городской электростанции, прокладкой новых линий водопровода. Благодаря его стараниям состоялось торжественное открытие Вятской городской телефонной станции, становится престижной служба пожарного – в Александровском саду по воскресеньям стали играть духовые оркестры пожарных команд. Он принял активное участие в окончании строительства желез­ной дороги и обоих вокзалов Вятки.

Художественные способности Аркадия Васнецова проявились в резьбе по дереву и созданию по собственным рисункам и эскизам Виктора Михайловича мебели, которая украшала многие дома Вятки и Москвы.

Александр (1860–1927) учительствовал в сёлах Уржумского уезда, где неоднократно отмечался среди лучших учителей «за усердную деятельность». Все уроки вёл «понятно, оживлённо и как-то приподнято». Позднее, в 1901 г., работал в Вятке учителем «образцовой при семинарии школе», в послереволюционные годы – в трудовой и заводской школах.

Александр Михайлович был наделён редкой музыкальностью и прекрасным голосом. На протяжении тридцати лет он собирал и хранил народные «домашние» хоровые песни – и сам исполнял их с большим искусством. «Собрал он очень много песен, когда учительствовал в селе, и многое за­помнил с детства с рябовских деревень», – вспоминала его племянница, дочь Аркадия Михайловича, Любовь Аркадьевна Васнецова (сама бывший член Вятского певческого общества) о встрече многочисленных васнецовских родственников в 1914 г., когда Виктор Михайлович в последний раз приезжал на родину. «В этот вечер начали петь Виктор Михайлович и дядя Саша какие-то совсем неизвестные нам песни – замечательные, с неуловимыми переливами, то один дядя зальётся, то другой, то сольются вместе. Это они вспоминали свои песни села Рябово... Они так воодушевились, что на­чали быстро притоптывать, «дробить», как «дробили» когда-то на рябовских вечеринках... Мы сидели совершенно зачарованные».

Книга Александра Васнецова «Песни Северо-Восточной России» вышла в Вятке в 1894 г. Уникальность её оценили современники и потомки. Переиздание в 1949 г. было осуществлено усилиями вятского писателя и поэта Леонида Дьяконова, который в предисловии написал: «Это самое крупное из изданных до сих пор старых вятских песен, по содержанию книга была настолько значительна, что опрокинула господствующее до той поры в науке мнение о чрезвычайной бедности вятского песенного репертуара».