Село Рябово. Истоки

В конце января 1850 г. молодой священник Михаил Васнецов с матуш­кой Аполлинарией, происходящей из священнического рода Кибардиных, и двумя сыновьями – четырёхлетним Николаем и полуторагодовалым Виктором – на «двух своих подводах и пяти наёмных» приехал в село Рябово, отсто­ящее от губернского города Вятки в 75 верстах.

До этого важного и переломного события в семье Васнецовых Михаил Васильевич окончил духовное училище и Вятскую семинарию «с успехом весьма хорошим, прилежанием очень ревностным и поведением очень честном и скромном», показав «на окончательном испытании успехи хорошие, доволь­но хорошие и очень хорошие» в знании Священного Писания, в науках бого­словских, словесных, философских, в церковной истории, математике, греческом, латинском и немецком языках.

В Вятском кафедральном соборе Михаил Васильевич был посвящён в иерея и в возрасте 21 года получил, «согласно прошению», назначение в село Лопьяльское Уржумского уезда «на первое священническое место» в Троицкую церковь. Там же был назначен наставником сельского училища, где обучал крестьянских детей закону Божию, грамматике и арифметике.

Село Рябово по сравнению с прежним местом службы о. Михаила, где было более 200 дворов, оказалось на удивление маленьким. Жили в нём, в основном, церковные служители. Судя по более позднему документу 1870 г., «в селе Рябовском имеется пять духовных домов в коих в одном проживает диакон в двух притчи в четвёртом просвирница с сестрой в пятом сироты Васнецовы… Деревень ближе тоже нет... Каменного здания при церкви тоже нет...».

Над этим небольшим селом высоко в небо поднималась белокаменная церковь Рождества Иоанна Предтечи. На рубеже ХVIII–ХIХ вв. проектировал храм губернский архитектор Филимон Росляков. Он же выполнил для холодной церкви «план с фасадом» на иконостас, который имел «трёхъярусное построение с богато декорированными резьбой царскими вратами под бал­дахином, резными киотами и клеймами». Убранство дополняли головки анге­лов, витые колонны и пилястры. Став иконостаса тогда же позолотили. Иконы для него писали четыре местных иконописца.

К приезду о. Михаила храмовый ансамбль полностью был завершён. Он состоял из тёплой церкви с приделами Рождества Иоанна Предтечи, Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, холодного храма Покрова Пресвятой Богородицы и высокой трёхъярусной колокольни со шпилем. Всё это было обнесено каменной оградой с арочными однопролётными воротами с западной стороны. Именно здесь, всю отмеренную ему судьбой жизнь – двадцать лет – служил о. Михаил, потомок славного рода Васнецовых.

«Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам, от имени живущего в нашей стороне Василия... Васи – Васины дети, Васинцы, Васнецовы». Так толковал древнейшие истоки своего рода художник Виктор Михайлович Васнецов.

На новом месте в селе Рябово, куда о. Михаил переехал, «согласно прошению», поближе к родовым гнёздам, он построил деревянный дом «по городскому образцу с мезонином в пять окон на загляденье всем, кто проходил и проезжал мимо». Вернее всего, столь большой дом он проектировал и планировал сам. К тому же семейство его постоянно росло. В течение десяти лет родилось ещё четыре сына: Пётр, Аполлинарий, Аркадий, Александр. В доме жили двоюродные сёстры Михаила Васильевича. В нём же, за неимением в селе здания школы, о. Михаил обучал грамоте и Закону Божиему приходских детей, потому от Вятской епархии получил благодарность «за труды по обучению приходских детей в домашних условиях…».

Первоначальное образование все шестеро сыновей Михаила Васильевича получили дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого ран­него детства, – вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже известным в России художни­ком, – и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сра­жения – это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и проч.) по воспоминанию...».

2009_15.jpg

В.М. Васнецов. Портрет отца. 1870 г. (выполнен по памяти)

Безусловно, различные таланты, впоследствии проявившиеся в братьях, имеют наследственные корни от дедов и прадедов – Васнецовых, Кибардиных, Вечтомовых.