Главная > Выпуск №15 > Хорошие помощники и добрые...

Хорошие помощники и добрые советчики

Впервые желание вятских художников – собирать картины и создать Художественный музей – было высказано Николаем Хохряковым в письме в Москву своему большому другу Аполлинарию Васнецову в 1899 г. От прекрасной идеи до реальных дел прошло десять лет, когда 137 вят­ских художников и любителей искусства создали в 1909 г. художественный кружок, программа и деятельность которого удивляет до сих пор своими масштабами. Помимо устройства выставок, содействия молодё­жи в получении художественного образования, организации рисовальной школы и художественного базара, в работе кружка значилось ещё одно дело – создание художественно-исторического музея с гравюрным каби­нетом и библиотекой при нём. И как показало время, организация музея – одно из самых значительных дел кружка.

Душой всех начинаний были братья Васнецовы – Виктор, Аполлинарий, Аркадий. 28 августа 1908 г. на заседании правления кружка Аркадий Васнецов передал желание своих братьев, живших тогда в Москве, «устроить в Вятке галерею и дать для неё свои произведения, а так же содействовать в приобретении картин других художников».

Действитель­но, именно они стали одними из первых живописцев, кто дарил свои произведения во вновь создаваемый музей. Председатель кружка Сергей Лобовиков, посетивший в Москве многих художников, докладывал на правлении: «Виктор Михайлович, даря «Спасителя», сказал: «Это лишь для начала, как благословение... «Спасителя’’, если бы отдал куда-то, только в Третьяковскую галерею». Настолько он ценит его. «Спас в терновом венке» (1901, бум. кар. уголь) создавался художником для Семёновской церкви в Петербурге.

Аполлинарий Васнецов, жертвуя первые вещи – «Оренбургские степи», «Кипарисы», «Старая Москва», «Лиственница», «Отзвуки минувшего», так же добавил: «Это на первое время, устраивай­тесь, я дам ещё».

Все последующие годы Васнецовы были добрыми помощниками и хорошими советчиками. Музей пополнялся первоклассными произведени­ями русских художников, но, пожалуй, самым крупным и значительным по художественной ценности благодаря Аполлинарию Васнецову было поступление в октябре 1910 г. от московской меценатки М. К. Морозовой двенадцати полотен, в числе которых В. И. Суриков, М. В. Нестеров, К. А. Коро­вин, В. М. и А. М. Васнецовы.

Жившие в Вятке художники горячо поддержали идею Васнецовых о том, что такая сокровищница как музей «явится лучшей школой для изучения старины». 38 уникальных произведений положили начало открывшемуся в центре Вятки в помещении книжного склада художественно-историческому музею, который нынче хранит более 18 тысяч памятников искусства.

Вятские художники высоко ценили своих земляков. Избрали их почётными членами Художественного кружка, а несколько позднее единодушно решили отвести в помещении музея (к тому времени музей располагался в доме купца И. Репина) отдельную комнату для произведений Виктора Михайловича, чтобы «отметить его как крупнейшего художника Вятского края и вдохновителя создания музея». Исполнить свою мечту в то время не смогли. Да и сегодня не представляется возможным их желание, правда, по другой причине – невозможно отделить наследие крупнейшего худож­ника России от общего развития национального искусства. И только в 1989 г. строительство нового здания музея, открытие памятника братьям Васнецовым и присвоение музею их имени стало долгожданным и запоздалым венком благодарных потомков знаменитым землякам.

За пределами этой статьи осталось многое. Участие Виктора Михайловича в жизни рано осиротевших братьев, в судьбе Аполлинария, который утверждал, что «и художником-то стал потому, что с детства видел его рисунки и работы». Его трепетное и взволнованное выступление в печати в защиту подлинных живописных икон в связи с появлением в начале XX в. большого количества печатных литограф­ских изданий.

Самые различные вопросы развития русского искусства и культуры, художественного образования, исторической памяти всю жизнь волновали художника Виктора Михайловича Васнецова. Труд его по праву отмечен многими званиями.

Действительный член Императорской Академии Художеств, Почётный член Рейнской Академии живописи, Почётный член Московской духовной Академии, Почётный член Киевского общества древностей, профессор живописи, действительный член Музея изящных искусств в Москве, Почётный член Строгановского училища, действительный член Исторического музея, Почётный член «Общества им. А. И. Куинджи», член Союза художников России, награждён орденом «почётного легиона» (Франция) «за заслуги на поприще человеческой мысли и деятельности».

Я не рассказала о создании Виктором Васнецовым живописных картин. Он их писал много. Все они связаны с древней историей, сказками, былинами и современной художнику жизнью.

Прожил Виктор Михайлович Васнецов на свете 78 лет... «Я только Русью и жил... Что касается религиозной моей живописи... я как православный и искренне верующий русский, не мог хоть на копеечку свечку не поставить Господу Богу. Может, свечка эта из грубого воска, но поставлена она от души. В Православной церкви мы родились, Православными дай Бог и помереть».

Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 г. в своём доме в Третьем Троицком переулке. Похоронен на Введенском кладбище. «Это был учитель, друг, заботливый брат, память о котором внесла огромное опустошение в душу и похолодила сердце».

Аполлинарий Михайлович Васнецов в январе 1933 г. упокоился рядом со старшим братом.

Но остались их наследники – художники, музыканты, учёные, которые сегодня продолжают знаменитый род Васнецовых.