Главная > Выпуск №15 > Двухклассная церковно-приходская...

Двухклассная церковно-приходская школа при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке

Л. Б. Безверхова

Появление в Вятке близ Иоанно-Предтеченской площади кирпичного здания градской двухклассной церковно-приходской школы, построенной в 1903 г. по проекту архитектора И. А. Чарушина, стало символом своего времени.

2009_15.jpg

Градская двухклассная церковно-приходская школа при церкви Иоанна Предтечи на ул. Пятницкой в г.Вятке.1903 г. Арх. И. А.Чарушин

Последние десятилетия XIX – начало XX столетия для неспешной, тихой, патриархальной Вятки были временем промышленно-экономического подъема, обусловленного важными градоформирующими факторами – началом строительства железной дороги, активизацией регулярного грузового, а затем и пассажирского сообщения по реке Вятке. С развитием путей сообщения, связавших промышленные предприятия с рынком сбыта, в конце XIX в. начинается интенсивное промышленное строительство. Возникают новые предприятия, реконструируются и расширяются старые заводы. В последнем десятилетии XIX в. город стал застраиваться особенно быстро. Вятка из торгово-ремесленного превращалась в промышленный центр. Процесс сопровождался миграционным притоком населения. Так, с 1895 по 1912 г. оно увеличилось с 26814 до 48630 чел. Быстрый количественный рост населения, основную массу которого составляло неграмотное крестьянство, требовал от власти, кроме решения чисто утилитарных задач, принятия действенных мер по созданию сети учреждений, направленных на повышение нравственного и физического здоровья народа, на возрастание его образовательного уровня. Необходимо было строить медицинские учреждения и особенно школьные здания. Подобная ситуация типична для всей страны. «Постепенный рост объёмов строительства учебных заведений, характерный для середины XIX столетия, сменяется во второй половине XIX и начале XX века лавинообразным», – отмечает Е. И. Кириченко1. К началу XX в. Вятская губерния по количеству школ занимала первое место среди 14 губерний Казанского учебного округа2.

В ходе великих реформ Александра II, в связи с созданием в 1864 г. земств появляются земские школы. В 1872 г. была проведена общая реорганизация системы народного образования. В 1877 г. в соответствии с правительственным указом забота о начальном образовании перешла в ведение городских дум.

В 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах». Заметно активизировалась деятельность Церкви после императорского указания Св. Правительствующему Синоду оказать помощь Министерству народного просвещения в области народных школ открытием приходских школ при церквах, что позволило одновременно с распространением земских увеличить масштабы и темпы строительства церковно-приходских школ3. Императорским указом дело создания сети церковно-приходских школ из сугубо местного явления превратилось в общегосударственное. Церковно-приходские школы подразделялись на второклассные, двухклассные, одноклассные школы грамоты. Министерством народного просвещения были разработаны нормы проектирования школьных зданий. Издавались альбомы образцовых фасадов и планов для активного распространения наработанного практического архитектурно-строительного опыта. Нет сомнения, что всеми этими рекомендациями пользовались архитекторы Вятской губернии, о чём свидетельствуют построенные ими многочисленные учебные здания, сохранившиеся и успешно эксплуатируемые до сегодняшнего дня.

В 1902–1904 гг. на Гласисной улице земство строит новое здание Вятского сельскохозяйственного училища. В 1906 г. на углу улиц Копанской и Царёвской по проекту И. А. Чарушина был построен пансион мужской гимназии, вскоре превращенный в учебное здание 2-й мужской гимназии. В последующие годы было построено несколько начальных школ на улицах: Казанской (1912), Преображенской (1914), Морозовской (1914), Кукарской (1916). Из вновь выстроенных школ на рубеже XIX –XX вв. в Вятской губернии особенно выделялись здания Петровской, Лажской, Пустопольской школ Уржумского уезда; Котельничского приходского училища; Екатерининского и Сорвижского училищ Котельничского уезда; Лобановского, Верхосунского, Ошетского училищ Нолинского уезда; Успенского, Троицко-Мокинского училищ Яранского уезда; Кругловского и Совьинского училищ Слободского уезда и др.4 Замечательные по архитектурному решению школы и училища были построены на рубеже веков в уездных городах: Орлове, Слободском, Сарапуле, Елабуге, Глазове, Нолинске, слободе Кукарке. Все эти здания возведены в кирпичном исполнении, традиционном для русской архитектуры, но без штукатурной отделки, в новом, «кирпичном» стиле.

К началу XX в. «кирпичный» стиль превратился в заметное течение архитектурной практики России, ему прочили «обширную будущность». «Строение с кирпичной облицовкой фасада имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок», – считал один из идеологов «кирпичного» стиля И. С. Китнер5. Многие архитекторы, инженеры отмечали ещё преимущество: большая дешевизна при возведении и в последующем ремонте зданий. Так или иначе «кирпичный» стиль явился отражением практических устремлений века, материалом и стилем массового, дешёвого строительства. В «кирпичном» стиле возводились больницы, школы, доходные дома, промышленные сооружения.

2009_15.jpg

Образец «кирпичного» стиля – сельскохозяйственное техническое училище имени Императора Александра II на ул. Гласисной в г.Вятке. 1904 г.

Повышенные требования предъявлялись именно к школьным зданиям. Нормативные указания Министерства народного просвещения регламентировали физико-технические параметры, определяли требования к инсоляции (максимальному естественному солнечному освещению), вентиляции, температуре воздуха. Задавался обязательный набор и состав помещений, их площади, объемы и функциональная взаимосвязь. При этом подчёркивалось особо, что здание школы и в городе, и на селе должно быть «солидным», «особенным в архитектурном решении». Потому разработку проектов учебных зданий доверяли классным архитекторам, а строительство – высококлассным мастерам. В Вятской губернии на поприще школьного строительства ярко проявили своё творчество архитекторы А. С. Андреев, В. М. Дружинин и особенно И. А. Чарушин. Благодаря их талантливым архитектурным решениям школьные здания, построенные в «кирпичном» стиле на основе образцовых проектов, становились провозвестниками новых идей во всё увеличивающемся размахе строительства.

Функциональная необходимость размещения школьных зданий в центрах сёл, в центральных кварталах городов, ставила перед архитекторами строго определённые задачи, требовала ответственных решений, которые могли изменить не только архитектурно-композиционную, но и их духовную суть. Подобное явление становится общероссийским. В конце XIX – начале XX в. общественный центр в городах России перестает быть синонимом религиозного и торгового центра. Светские сооружения занимают наряду с храмами своё место в ансамбле площади, улицы, выделяясь из общей жилой застройки величиной и богатством архитектурной отделки, материалом6.

Именно таким светским сооружением предстало новое здание градской женской церковно-приходской школы, возведенной в 1903 г. в Вятке, в комплексе Иоанно-Предтеченской площади. Со строительством школы ансамбль исторически сложившейся площади получил новое звучание.

2009_15.jpg

План г. Хлынова. 1759.

Площадь при церкви Иоанна Предтечи – одна из старейших в городе. Первоначальное местоположение ее зафиксировано на плане Хлынова 1759 г., снятом с натуры при государственном размежевании земель, предпринятом императрицей Елизаветой Петровной. Возникновение площади относится к Петровским временам. В 1711 г. в конце Воскресенской улицы, идущей в северо-западном направлении от Воскресенской башни Хлыновского кремля, в слободке за старым земляным валом была поставлена церковь, которую освятили во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1717 г. рядом с первой деревянной возвели каменную церковь. За свою почти 300-летнюю историю храм претерпел многочисленные перестройки по усовершенствованию, пережил утраты советского периода и дошёл до нас в воссозданном виде7. Церковь Иоанна Предтечи – памятник архитектуры начала XVIII века, является идейной и архитектурно-композиционной доминантой, определяющей характер окружающей застройки исторической площади.

2009_15.jpg

План г. Вятки. 1786 г. Привязка плана 1784 г.

В конце XVIII в. в соответствии с планом перепланировки Хлынова–Вятки, утверждённым Екатериной II в 1784 г., площадь (при церкви) Иоанна Предтечи была включена в систему городских прихрамовых площадей. Сохранив своё местоположение, она получила правильные геометрические очертания и заняла юго-западную часть квартала, ограниченного улицами Царево-Константиновской (Свободы), Вознесенской (Ленина), Раздерихинской (Труда) и Пятницкой (С. Халтурина). С северо-востока Иоанно-Предтеченская площадь примкнула к пересечению улиц Царево-Константиновской и Пятницкой, что обусловило её угловое архитектурно-планировочное решение. Формирование регулярных границ обновленной площади началось с отвода пяти усадебных участков (1794–1798) по северной и восточной её сторонам. Застройка активизировалась в конце XVIII – начале XIX вв. В квартале вокруг Иоанно-Предтеченской церкви обосновывались церковный причт и городские обыватели, что зафиксировано на плане 1804 г. Усадьбы имели внутриквартальное планировочное развитие. Главные дома были обращены парадными фасадами к храму. Новые здания ставились по строго узаконенным генеральным планом пограничным (красным) линиям кварталов, фиксируя их углы. Соединенные оградами с воротами, они составляли единый ряд периметральной застройки формирующейся площади. Классический стиль зданий и сооружений определялся образцовыми проектами, по которым велась застройка Вятки по новому генеральному плану. Масштаб и пропорции застройки соотносились с параметрами площади. Объёмно-пространственное и архитектурное решение, наряду с регламентом, подчинялись архитектурно-композиционной доминанте – церкви Иоанна Предтечи.

Одним их первых в конце XVIII в. напротив церкви был построен одноэтажный деревянный дом, обозначивший северную красную линию площади (ул. С. Халтурина, 17). В начале XIX в. возвели угловой двухэтажный полукаменный дом на Царево-Константиновской улице, он «закрепил» северо-западный угол площади (ул. Свободы, 54б). В 1820-е гг. на Пятницкой улице был построен каменный двухэтажный дом служителей церкви Иоанна Предтечи, который зафиксировал собой юго-восточный угол площади (ул. С. Халтурина, 11). К середине XIX в. севернее от него, по восточной красной линии площади, на территории церковно-приходской школы построили одноэтажный полукаменный жилой дом для церковного причта (ул. С. Халтурина, 13).

В конце XIX – начале XX вв. архитектурный комплекс площади был сформирован. В сложившемся архитектурном ансамбле доминирующий объем – церковь Иоанна-Предтечи, контрастно подчёркивали жилые здания, решённые в едином классическом стиле. Особое место в периметральной застройке занимал главный дом усадьбы, располагавшейся в северо-восточной оконечности Иоанно-Предтеченской площади (ул. С. Халтурина, 15). В 1895 г. усадьбу и дом приобрел архитектор И. А. Чарушин, сразу приступив к их благоустройству и совершенствованию. Местоположение усадьбы выдвинуло перед зодчим сложные архитектурно-градостроительные задачи, с решением которых мастер справился виртуозно. Двухэтажный полукаменный дом, построенный в 1802 г. и перестроенный после пожара в 1809 г., Иван Аполлонович расширяет (1897), пристроив с западной стороны дополнительные помещения. Главный фасад здания был развернут лицом к храму и своим архитектурным решением включался в панораму Пятницкой улицы на правах второстепенной линии. Через 10 лет к основному объёму пристраивается северное крыло – летняя комната, обращённая окнами в уникальный, рукотворный сад. Дом получил инженерное оснащение по последнему слову технических достижений начала XX в. Талантливый архитектор обновил архитектурно-художественное решение интерьеров и экстерьеров. Перестраивая дом, Чарушин сохранил масштаб и пропорции здания, материалы конструкций. Лишь деревянные стены жилого этажа были оштукатурены «под камень» и декорированы каменной «резьбой», парадный вход акцентирован световым фонарем, аттиком и нарядным крыльцом, что составило изысканное созвучие дома Чарушина с храмом, царящим на площади и давало определяющий посыл на перспективу.

Дом архитектора И. А. Чарушина – памятник истории и архитектуры конца XIX – начала XX вв. Вместе с церковью Иоанна Предтечи они несут печать одновременной мастерской реконструкции и являются ориентирами для нового строительства на исторической городской площади.

2009_15.jpg

Дом архитектора И. А.Чарушина в г.Вятке. Арх. Ф. М. Росляков. 1802 г. Перестроен И. А.Чарушиным в 1897, 1907 гг.

Единый архитектурный комплекс площади органично дополняет здание церковно-приходской школы, построенное на участке, принадлежавшем Иоанно-Предтеченской церкви (ул. С. Халтурина, 9). Решение о строительстве двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи было принято собранием духовенства, старост церквей и соборов г. Вятки и утверждено постановлением от 3 декабря 1900 г. Совершался сей шаг под сенью молитвенной благодарности Богу, «даровавшему Государю Императору Николаю II исцеление от тяжёлой болезни». Вятской градской двухклассной церковно-приходской школе предстояло выпускать учительниц деревенских школ грамоты и быть единственным учебным заведением города, которое готовило бы девочек из различных семей для поступления в гимназию.

Выполнение проекта необычной новой школы взял на себя архитектор-художник 1-го класса Иван Аполлонович Чарушин. Проработав к тому времени в Вятской губернии 6 лет в должности губернского архитектора, И. А. Чарушин переходил на более значимую должность губернского инженера8. Архитектор имел за плечами солидный практический и творческий опыт, большое число завершенных строительством объектов, учебных заведений в том числе. В 1899 г. по проекту И. А. Чарушина был осуществлен проект расширения Вятской Мариинской женской гимназии; в том же году построен «сказочный терем» второклассной школы при Слободском Христорождественском монастыре; продолжалось строительство грандиозного Епархиального училища в г. Елабуге (1889–1905); разрабатывался проект женской гимназии для г. Сарапула (1900–1904). Все объекты различны по масштабу, но едины по стилю, одинаково талантливы и безупречны по исполнению.

В разработке проекта двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи И. А. Чарушин опирался на типовые предложения, вносил свои коррективы. Кроме обязательного соблюдения нормативных правил, учреждённых министерством народного просвещения, регламентирующих перечень необходимых помещений, их параметры и вместимость, архитектор должен был прежде всего учитывать конкретную градостроительную ситуацию, характер ландшафта и окружающей застройки. Требование «Избежать близости школы от всего, что может мешать занятиям, угрожать здоровью учащихся или дурно влиять на их нравственность» – было выполнено: школа размещена в непосредственной близости к храму. А вот предписание «Располагать школу не при самой улице, но отступив в глубину сажени на две, три и более» – нарушено. В данном случае архитектор должен был подчиняться градостроительной ситуации и «выдерживать» красную линию улицы. И. А. Чарушин разместил здание школы в юго-восточной части предложенного участка как главный дом усадьбы, имевшей внутриквартальное планировочное развитие. В глубину двора, где находились служебные строения и сад, вёл восточный пограничный въезд. Его нарядные ворота и ограда, симметрично примкнувшая к дому с западной стороны, «закрепляли» красную линию улицы Пятницкой. Таким образом, в архитектурно-планировочном решении школьного комплекса архитектор повторил классический градостроительный принцип периметральной застройки соседней площади. Соответствуя ей своими габаритами и пропорциями, новое здание школы «архитектурным отголоском» площади включалось в «интерьерную» застройку улицы, поддерживая её масштаб и ритм, композиционно соединяя их в гармоничный архитектурный ансамбль.

19 сентября 1901 г. «Проект на постройку церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке» был представлен на 4-х графических листах. Он включал генеральный план места, главный фасад, планы нижнего и верхнего этажей, разрез по лестнице. Чертежи, выполненные в виртуозной графической технике с обозначением материалов конструкций, имеют авторскую подпись. Проект архитектора И. А. Чарушина был рассмотрен и одобрен строительным отделением Вятского губернского правления, подписан губернатором для исполнения.

2009_15.jpg

Проект на постройку церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке. 1901 г. Арх. И. А.Чарушин. Лист 2. Фасад южный

24 сентября 1901 г. преосвященный Алексий II (Опоцкий) на заглавном листе проекта И. А. Чарушина начертал: «Благословляем приступить к устроению здания для церковной приходской школы по сему проекту. Алексий II Епископ Вятский и Слободской». Через три года при епископе Вятском и Слободском Никоне (Софийском) новую школу освятили. Строительство школьного здания велось очень быстро. Уже 18 апреля 1902 г. «Вятские губернские ведомости» сообщили, что кладка здания для женской приходской школы закончена: «Здание в архитектурном отношении очень красиво»9. 30 августа 1903 г. тот же источник уведомлял о том, что «завтра в воскресенье, в 12 час. дня будет совершено освящение здания двухклассной церковно-приходской школы, открываемой в память выздоровления Императора. Школа устроена на средства городских церквей и жителей г. Вятки»10. Освящение состоялось 31 августа 1903 г.

Двухэтажное здание школы проектировалось и строилось специально для учебной деятельности, как двухклассная церковно-приходская школа пансионного типа при церкви Иоанна Предтечи. У архитектора И. А. Чарушина было осмыслено и предусмотрено всё. Функциональное содержание находило отражение в логичном объемно-планировочном и конструктивном решениях, что в свою очередь определяло архитектурно-композиционные задачи, с которыми автор справился в свойственной ему деликатной и изысканной манере. В соответствии с нормами помещения подразделяются на две основные функциональные, горизонтально-зонированные группы: учебную и административно-хозяйственную. Первую группу составляют три классные и учительская комнаты, расположенные на втором этаже, вторую – жилые комнаты учащихся, квартиры учителей, технические и туалетные помещения, размещённые на первом этаже и в подвальной части здания. Объемно-пространственная композиция развивается по оси юг-север. Основные группы помещений объединяет рекреационный центр, представленный просторными вестибюлями первого и второго этажей, сообщающимися широкой открытой двухмаршевой лестницей. Лестница размещена в активно выступающем северном эркере. Парадный характер ей придают «покойный» ход за счёт небольшой высоты ступеней, широкая междуэтажная площадка с высоким северным окном, нарядные, кованые ограждения лестничных маршей и балкона верхнего вестибюля. На первом этаже с восточной стороны к центральному вестибюлю примыкает коридор, соединяющий квартиры учителей. Коридор имеет специальный тамбур, который объединил входы в подлестничную комнату сторожа, одноэтажную туалетную группу и выход в северном направлении на хозяйственный двор. С западной стороны на первом этаже к вестибюлю примыкают две жилые комнаты для учениц, объединённые широким арочным проёмом. Высота помещений первого этажа 3,84 м. Высота помещений второго этажа 4,48 м. На втором этаже располагаются три изолированные классные комнаты: две на пять окон и одна на восемь окон, правильно обращенных на юг, восток и запад. Физические параметры классов, их ориентация также соответствуют общегосударственным требованиям. Учительская комната занимает центральное место вестибюля второго этажа и обращена на юг большим парадным трехстворчатым окном. Интерьеры дополняют печи, стены завершают лепные многообломные карнизы. Высокие внутренние двери классов филенчатые и наполовину застеклённые (утрачены), что способствовало, вместе с высоким окном на лестничной площадке дополнительной инсоляции вестибюля.

В архитектурном решении равноценно разработанных западного, южного и восточного фасадов – сочетание классической тектонической ясности с активным использованием декоративных приёмов и средств «кирпичного» стиля. Северный фасад предельно лаконичен при полном отсутствии декора. Главный, южный фасад, в соответствии с министерскими требованиями, отличается «солидным», «особенным архитектурным решением». По классическому принципу второй этаж повышен, отделён от первого междуэтажным карнизом. Он парадно акцентирован пышным, венчающим карнизом, кирпичными столбиками парапета, «пронизанными» металлической решеткой. Небольшие размеры, ковровый рисунок рельефных деталей, их обилие и многозвучие в верхней части здания делают второй учебный этаж многозначительно главенствующим. В контрасте с парадным скромно решён первый хозяйственный этаж. Архитектурными средствами активно выделена входная группа в центральном ризалите11 (дверь, два фланкирующих узких окна, козырёк) и сам ризалит, увенчанный фронтоном с тремя малыми слуховыми окнами. Вход акцентирует металлический козырёк на узорчатых кронштейнах и парадная филенчатая дверь, украшенная накладной объёмной резьбой (утрачена).
Здание двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи является одним из лучших образцов «кирпичного» стиля архитектора И. А. Чарушина.

Следует заметить, что входная группа здания школы созвучна с входной группой собственного дома И. А. Чарушина (оба здания главными фасадами ориентированы на ул. Пятницкую), что ещё раз подчеркивает комплексный подход архитектора к решению локальных задач, пространственное градостроительное видение. В архитектурном решении школы как части большого архитектурного целого «ощущается» соседство площади. В конце XIX – начале XX в. архитектурный ансамбль площади Иоанна Предтечи принял завершённый облик. Доминирующий главный объем – белокаменный храм – подчёркивали жилые здания, решённые в едином классическом стиле. В архитектурный ансамбль площади органично вошло краснокирпичное здание двухклассной церковно-приходской школы. Новое здание стало новой идейно-композиционной доминантой, определяющей дальнейшее развитие Иоанно-Предтеченской площади и Пятницкой улицы как единого общественно-духовного просветительского центра нового типа.

Площадь Иоанна Предтечи насыщена произведениями И. А. Чарушина. В едином архитектурном ансамбле – собственный дом архитектора, школа на улице Пятницкой, храм – главная доминанта площади, которая несёт отпечаток его мастерской реконструкции. Сегодня – это архитектурный заповедник творчества вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.

Архитектурный ансамбль XVIII – начала XX вв. Иоанно-Предтеченской площади дошёл до наших дней с искажениями (дом по ул. Свободы, 54), но без существенных потерь и представляет ценность как памятник градостроительного искусства. В составе «Территории градостроительного комплекса» (заповедной территории) он внесен в систему зон охраны памятников истории и культуры для включения в генеральный план города Кирова. На весь участок площади и окружающих кварталов распространяется влияние зоны охраняемого культурного слоя. Основным видом деятельности на Территории градостроительного комплекса и в зоне охраняемого культурного слоя является регенерация – сохранение и восстановление расположенных на ней памятников и окружающей застройки. Любые земляные работы должны проводиться под наблюдением археологов. Комплексная реконструкция на этой территории включает реставрацию памятников, санацию существующей застройки, реставрацию или модернизацию сохраняемых зданий, компенсационное новое строительство взамен утраченных зданий. К новой застройке ведущими становятся требования по высоте, площади фасадов и силуэту зданий и сооружений, полное подчинение сложившейся застройке, историческим традициям.

2009_15.jpg

Концептуальный проект реконструкции прицерковной площади Иоанна Предтеци и дома И. А. Чарушина. Проект реконструкции Архитектурного студенческого центра ВятГУ. Макет.

 

Примечания

1 Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX – начала XX. Кн. 2 / под общ. ред. Е. И. Кириченко. М.: Прогресс – Традиция, 2003.
2 ЭЗВ. Т 9: Культура. Искусство. Киров, 1999.
3 Энциклопедия российской монархии. М. : Эксмо, 2002.
4 ЭЗВ. Т. 9.
5 Китнер И.С. Кирпичная архитектура // Зодчий. 1872. № 6.
6 Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX – начала XX. Кн. 2 / под общ. ред. Е. И. Кириченко. М., 2003.
7 1729 – придел, 1735 – колокольня, 1781 – новый купол, 1793 – второй придел, 1828–1839 – единый трехпрестольный храм, 1898 – последняя перестройка была осуществлена по проекту И. А. Чарушина. В 1930-е гг. храм обезглавлен, разрушена колокольня, разобрана ограда. С 1993 г. восстановлены: колокольня, венчающие восьмерики храма, церковная ограда, сторожка.
8 И. А. Чарушин работал в должности губернского архитектора в 1893–1901 гг., губернского инженера – в 1901–1917 гг.
9 Прил. к ВГВ. 1902. 18 июня (№72).
10 Там же.
11 Ризалит – выступающая часть фасада.