Общественная деятельность татарского купечества Вятской губернии в конце XIX – начале XX вв.
Елабужские купцы Заитовы

А. М. Рафиков

Знаменитые купеческие династии Мамонтовых, Морозовых, Гарелиных, Рябушинских, Коноваловых, Поляковых, Стахеевых и другие оставили яркий след в истории страны. Дореволюционное российское купечество принимало активное участие, как в экономической, так и в общественной жизни государства.

Активная жизненная позиция отличала не только столичное купечество, деятельность которого на общероссийском уровне исследована достаточно многоаспектно, но и купечество провинциальное. Наглядным примером в этом отношении является общественная деятельность купечества Вятской губернии. Вятский край отличался от других регионов Российской империи малочисленностью дворянства. После проведения императором Александром II реформ городского, местного самоуправления доминирующее положение в местных органах власти получила городская и сельская буржуазия1. По данным М. С. Судовикова, к 1875 г. численность купцов и почётных граждан в уездных земских собраниях губернии составляла 21,3%, а в 1900 г. – 22 %2. На этом фоне Елабужский уезд Вятской губернии, в котором представители торгово-предпринимательского сословия традиционно занимали доминирующие позиции, не являлся исключением. Уездный центр Елабуга по численности гильдейского купечества в конце XIX в. занимал третье место в крае, уступая лишь Вятке и Сарапулу3. Этим объясняется широкое представительство купечества в органах местного самоуправления края. Например, в Елабужской городской Думе купцы и почётные граждане составляли 77,8%4. Елабужское купечество значительно укрепило свои позиции в местном земстве в период контрреформ, проводимых императором Александром III. Так, видный историк российского земства Б. Б. Веселовский (1880–1954) в многотомном исследовании «История земства» пишет, что «с 80-х годов в Елабужском земстве влияние переходит к купцам»5.

Характеризуя общественную деятельность вятского купечества, важно отметить основные побудительные мотивы его высокой социальной активности. В числе многочисленных факторов, стимулирующих купцов принимать участие в работе органов местного самоуправления, различных комиссий, присутствий и представительств, следует выделить два основных – благородные, альтруистические мотивы и желание повысить свой социальный статус, добиться правительственных наград и поощрений. Выборные должности, которые занимали купцы, условно можно разделить на две группы. «К первым относились должности городского головы, членов управы городской Думы, купеческого старосты… Менее почётным считалось избрание в члены разного рода ревизионных комиссий, в гласные городской Думы»6. Будучи избранными в органы местного самоуправления, купцы одновременно становились попечителями народных школ, больниц, входили в состав различных комиссий и комитетов при управах.

Доминирующее положение в органах местного самоуправления Вятской губернии, безусловно, принадлежало русскому купечеству. Участие представителей купечества других национальностей в общественной жизни Вятского края обязывает исследователей объективно и беспристрастно рассмотреть эту проблему. На сегодняшний день практически не исследованы, не собраны и не проанализированы факты о социальном положении, хозяйственной и благотворительной деятельности татарских купцов. Между тем, численность татарского населения в некоторых уездах края, например, в Малмыжском, Уржумском, Елабужском, была достаточно велика. Татарское купечество, являвшееся наиболее образованной и прогрессивно мыслящей частью своего этноса, внесло значительный вклад в социально-экономической развитие Вятской губернии. Ярким примером активной общественной работы татарского купечества является жизнь и деятельность елабужских купцов Шигабутдина и Шакира Заитовых.

Купцы Заитовы были видными представителями татарского торгового мира Вятской губернии. В число гильдейского купечества они не входили, однако по размерам имевшегося в их собственности капитала вполне могли претендовать на высшие ступени купеческой иерархии. Так, например, старший брат, Шигабутдин Заитов, являлся владельцем недвижимости, земельной собственности, крупных торговых лавок (годовой оборот некоторых доходил до 20 тыс. руб.), занимался строительными и извозными подрядами. Шакир Заитов был ведущим хлеботорговцем среди татарского купечества Елабужского уезда. В собственности купца находилось два имения, торговые лавки, жилые дома, сдаваемые им в аренду. Наличие крупных финансовых средств позволяло купцам заниматься широкой общественной и благотворительной деятельностью.

Карьеру на общественном поприще братья Заитовы начали с работы в Елабужском земстве. Первым из братьев в гласные Елабужского уездного земского собрания был избран Шигабутдин Заитов, который исполнял обязанности гласного с 1886 по 1888 гг. Характеризуя деятельность Елабужского земства, следует отметить, что основное внимание в его работе уделялось развитию просвещения, здравоохранения и культуры в крае. Как отмечает Н. Г. Валеева, оно «с первых лет деятельности особое внимание обратило на создание школ и санитарно-медицинских учреждений»7. Социальный состав гласных Елабужского земства был обусловлен спецификой общественно-экономического развития края. Земство стремилось обеспечить жизненно-важные потребности многонационального населения уезда8.

С первых дней своей работы Шигабутдин Заитов включился в деятельность органов местного самоуправления. Он регулярно посещал заседания земского собрания, принимал участие в прениях по вопросам организации хлеботорговых магазинов, строительства дорог, по организации санитарной службы и земской почты. Следует отметить, что в силу консервативного образа жизни и религиозных убеждений татары не проявляли социальной активности. Заитов являлся одним из немногих представителей своей национальности, принимавших участие в работе выборных органов местного самоуправления (следует назвать также имя гласного крестьянина Гильметдина Ишманова).

Добросовестная и активная работа позволила Шигабутдину Заитову быстро завоевать доверие и уважение коллег. Подтверждением этого является неоднократное избрание его на различные должности. Так, уже в первый год своей работы он был избран в уездное по воинской повинности присутствие, представителем от третьего призывного участка. При голосовании Заитов получил 15 голосов из 17 возможных и занимал эту должность в течение трёх лет (1887–1889 гг.)9.

Ещё более плодотворно купец работал в следующем году. Признанием заслуг Заитова явилось избрание его вместе с гласным А. Е. Гоголевым и В. Ф. Пекенем «членом особой комиссии, которая должна была путём личного присутствия в расценочной комиссии следить за денежными сборами с городских базарных площадей»10.

Шакир Заитов исполнял обязанности земского гласного в трёхлетие с 1906 по 1908 гг. Этот период характеризовался активизацией политической жизни в губернии после событий 1905 г. В эти годы Елабужское земство придерживалось гуманно-просветительской стратегической линии, пристальное внимание уделяло совершенствованию хозяйственного механизма, формированию инфраструктуры уездного города. Открывались народные школы, больницы, акушерские и фельдшерские пункты и т. д.

Должность земского гласного Шакир Заитов занимал наряду с такими крупными и уважаемыми предпринимателями, как Стахеевы, Гирбасовы, Ушковы и др. Например, его коллегами по земскому собранию в 1907 г. являлись И. И. Стахеев, А. К. Стахеев, И. П. Ушков, Н. В. Гирбасов11. Отличительной особенностью Шакира Заитова, как гласного Елабужского уездного земского собрания, была высокая дисциплинированность и инициативность. Так, например, в 1907 г. купец пропустил всего 3 заседания земского собрания из 14, проводившихся в эту сессию. Для сравнения: иные гласные пропустили гораздо больше заседаний. В их числе следует выделить А. П. Сырнева, князя Чингиза Измаил Бек Ахматгиреевича, П. Ф. Гирбасова, С. А. Шишкова, И. И. Стахеева и других12. Необходимо отметить, что отсутствие гласных на заседаниях земских собраний подтверждалось специальными документами, например, справками от лечащих врачей. Многие гласные пренебрегали этим правилом, и лишь некоторые проявляли добросовестность. К числу последних можно отнести и Шакира Заитова. Так, пропустив собрание 5 октября 1907 г., он в письменной форме уведомил коллег о том, что болен и поэтому не может прибыть в город. Эта причина была признана собранием уважительной13.

Подтверждением активной работы и инициативности Заитова является неоднократное избрание гласного открытым голосованием земского собрания в члены различных комиссий, присутствий, попечителем школ и больниц уезда. В марте 1907 г. на чрезвычайной сессии земского собрания купец был избран председателем «подготовительной комиссии, касающейся нормального отдыха служащих в торговых и промышленных заведениях»14. Вместе с Шакиром Заитовым в её работе принимали участие И. И. Стахеев, И. Н. Зубарев, И. П. Ушков и др. По итогам своей работы комиссия пришла к выводу о необходимости введения в уезде 14-часовой торговли в дни страды, с 20 июля по 1 сентября, проведения ярмарок, торжков и базаров. Кроме этого члены комиссии выработали положение об организации более удобных условий торговли в так называемых инословных и иноверных селениях, представленных в уезде, в основном, удмуртскими и татарскими деревнями. Комиссия решила, что наиболее удобна в инословных селениях будет торговля по воскресеньям и другим христианским праздникам, кроме первого дня Святой Пасхи, Рождества Христова, Святой Троицы: «Для иноверцев с часу дня и кончая в 6 часов и для русских православных с 12 часов и кончать торговлю в 5 часов»15. В остальные дни в инословных селениях торговля должна была осуществляться на общих основаниях, с 7 часов утра до 7 вечера, за исключением трёх дней при праздновании Байрама.

В октябре 1907 г. Шакир Заитов был избран попечителем Граховской больницы16. Важно отметить, что Заитов не присутствовал на заседании 13 октября и был избран на должность попечителя заочно, что подтверждало большое доверие коллег и авторитет купца. При голосовании 12 земских гласных из 13 поддержали его кандидатуру. В 1908 г. данная ситуация повторилась. В этом году купец сильно болел и смог посетить лишь два сентябрьских собрания из пяти17. Тем не менее, уже на первом заседании 26 сентября Заитов вновь заочно был избран членом «временной ревизионной комиссии»18.

Особо в деятельности Шакира Заитова в должности земского гласного необходимо выделить его заслуги в отстаивании интересов татарского населения уезда, о чём свидетельствует его работа в «комиссии по распределению и выдаче средств на приобретение учебных пособий и содержание медресе и мектебе». Заитов стал одним из наиболее деятельных членов данной комиссии. Кроме него в её состав входили князь Чингиз Измаил Бек Ахматгиреевич и имам елабужской мечети Закий Хузяханов. На заседании 18 апреля 1908 г. комиссия распределила между 13 мечетями Елабуги и Елабужского уезда 1000 руб., выделенных земством19. Естественно, что этих средств было не достаточно. В земскую управу неоднократно поступали жалобы имамов. Исходя из этих жалоб, на заседании 2 октября 1908 г. гласными был поставлен вопрос о «преобразовании мусульманских медресе в нормальные начальные училища с программами, установленными для земских школ»20. В этом случае земство могло ассигновать их на общих основаниях в достаточном количестве. Однако это грозило полной ликвидацией национального образования в уезде. Прекрасно это сознавая, «гласные мусульмане высказались против, желая сохранить существующее положение дел, и потребовали на 1909 г. вновь выделить 1000 рублей»21.

Оставив должности земских гласных, братья Заитовы не перестали заниматься общественной деятельностью. В частности, они неоднократно избирались попечителями различных учебных заведений уезда. Так, в 1915 г. Шигабутдин Заитов стал попечителем Сарсазского училища Салушской волости22. Шакир Заитов в 1908 г. был избран попечителем Шадринского русско-татарского училища23. Второй раз он стал попечителем Ново-Аккузского училища в 1912 г.24. Наконец, в третий раз он вошёл в число семи попечителей Камаевского училища Кураковской волости в 1915 г.25. Кроме этого, будучи человеком неравнодушным к образовательной сфере, Шакир Заитов на собственные средства открыл русско-татарские школы в двух родовых имениях семьи – Чучкан и Соклово. В Соклове им была построена ещё и одноэтажная каменная мечеть26.
В 1907, 1912 и 1914 гг. купец входил в состав «раскладочного по промысловому налогу присутствия». Работа в присутствии была достаточно сложной и ответственной. В основном, она заключалась в составлении различного рода запросов, требований, объявлений и извещений, которые рассылались плательщикам раскладочного сбора. Кроме этого, члены присутствия устанавливали нормы оплаты раскладочного сбора, распределяли торговые и промышленные заведения, личные промысловые занятия по родам и видам коммерческой деятельности.

Также Шакир Заитов принимал участие в работе «комиссии по устройству водопроводных сооружений». Данные комиссии создавались по циркуляру Министра внутренних дел от 3 февраля 1903 г. Главное их назначение состояло в проведении осушительных, обводнительных и оросительных работ. Выборы в комиссии проводились из числа местных землевладельцев. В первый раз Заитов вошёл в состав комиссии ещё в 1903 г.27 В последующем купец избирался на эту должность вновь в 1907 г.28 Повторное избрание Шакира Заитова членом указанной комиссии свидетельствует о том, что он был опытным хозяйственником (возможно, имел техническое образование), добросовестно и грамотно, со знанием дела выполнял свои обязанности.

Общественная деятельность братьев Заитовых даёт конкретный материал для понимания роли и места татарского купечества в работе органов местного самоуправления и в социальной жизни провинциальных регионов страны. Заитовы являлись носителями как характерных, так и индивидуальных черт своего этноса, что в значительной степени сказывалось на благотворительной и общественной деятельности купцов.

Примечания

Статья написана на материалах исследований, проведенных в рамках Молодежного научного гранта АН РТ.

1 История Кировской области : учеб. пособие.  Киров, 1975.  С. 52.
2 Судовиков М. С. Участие регионального купечества в работе земских учреждений  // Земские учреждения : организация, деятельность, персоналии : материалы науч.-практ. конф.  Киров, 2007.  С. 8.
3 Маслова И. В. Купеческая династия Стахеевых.  Елабуга, 2007.  С. 34.
4 Судовиков М. С. Указ. соч. С. 9.
5 Веселовский Б. Б. История земства СПб., 1911. Т. 4.  С. 60.
6 ЭЗВ. Т. 6 : Знатные люди.  С. 62–63.
7 Валеева Н. Г. Елабужское земство и Россия : гуманитарно-просветительская деятельность Елабужского земства (1867–1917).  М., 2002.  С. 20.
8 Её же. Купцы Стахеевы – гласные Вятского земства // Третьи Стахеевские чтения : материалы междунар. науч. конф. Елабуга, 2008. С. 21.
9 Журн. XXI очеред. сессии Елабуж. уезд. зем. собр., 6–27 окт. 1887 г. Елабуга, 1887. С. 208.
10 Там же. С. 372.
11 Журн. XXXXI очеред. сессии Елабуж. уезд. зем. собр., 3–15 окт. 1907 г. Елабуга, 1908. С. 1.
12 Там же. С. 8.
13 Там же. С. 19.
14 Там же. С. 9.
15 Там же. С. 642.
16 Там же. – С. 850.
17 Журн. XXXXII очеред. сессии Елабуж. уезд. зем. собр., 26 сент.–7 окт. 1908 г. Елабуга, 1909. С. 9.
18 Там же. С. 25.
19 Там же. С. 166.
20 Там же. С. 167.
21 Там же.
22 Доклад № 38 Елабужской уездной земской управы по протесту г. начальника губернии на постановление уездного земского собрания 48-й очередной сессии об отклонении избрания попечителей народных земских училищ // Журн. XXXXVIII очеред. сессии Елабуж. уезд. зем. собр., 5–16 окт. 1915 г. Елабуга, 1916. С. 1186.
23 Там же С. 686.
24 Доклад № 8 о выборах попечителей земских школ Елабужского уезда // Журн. XXXXVI очеред. сессии Елабуж. уезд. зем. собр., 25 сент.–6 окт. 1912 г. Елабуга, 1913. С. 336.
25 Доклад № 38 Елабужской уездной земской управы...
26 Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Казань, 1999. С. 15.
27 Журналы XXXVI очеред. сессии Елабуж. уезд. зем. собр., 20–28 сент. 1903 г. Елабуга, 1904. С. 728.
28 Журн. XXXXI очеред. сессии... С 642.