Уникальный баян

И. Я. Богуславская

В Санкт-Петербурге, в отделе народного искусства Русского музея, хранится уникальный музыкальный инструмент – баян, украшенный пластинами из капо-корешка, на которых расположены изображения дымковских игрушек1. Поступил этот необычный предмет в музей в 1947 г. по приказу Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР. Как сказано в приказе, баян «корешковый, украшенный вставками перламутра и инкрустациями из раскрашенной кости в виде изображений фигурок дымковской игрушки» был приобретен за 28 тысяч рублей из специально выделенного Комитету фонда2.  Однако в документе не были указаны ни место создания, ни автор этого своеобразного шедевра. И до сих пор в инвентарных книгах Русского музея он числится «инкогнито».

Вместе с тем известно, что соединившиеся в этом предмете баян как музыкальный инструмент, капо-корешок как материал обшивки и дымковская игрушка как элемент декора представляют народные промыслы Вятского края, богатого различными кустарными ремеслами3.  И гармонный промысел, и резьба по капу, и дымковская игрушка развивались на вятской земле с давних времен. Дымковская игрушка впервые упоминается в начале XIX в., хотя истоки её уходят в более далекие времена4.  По письменным источникам, обработка капо-корешка была известна уже в XVIII в., а как промыслом она стала в 1820-е гг.5 Создание гармоник относится к началу 1840-х гг.6 У каждого из этих промыслов – своя история, свои мастера, свои работы и их судьбы. Но если о дымковской игрушке написано немало, о каповом мастерстве также есть литература, то гармонный промысел оказался в тени более знаменитых ремесел края.

Пролить свет на уникальный предмет в собрании Русского музея помогло недавно вышедшее фундаментальное издание коллектива авторов о вятских ремеслах в серии «Энциклопедия земли Вятской»7.  В статье писательницы Н. И. Перминовой, известной книгами о капо-корешке и дымковской игрушке,8  не только рассказано об авторе нашего баяна, но, по счастливой случайности, приведена редкая фотография, где он снят за сборкой этого инструмента9.  Мастер сидит на фоне рисунка баяна и его фрагмента, а перед ним лежат части корпуса инструмента с уже выполненными инкрустациями по мотивам дымковской игрушки, которые есть на нём и поныне, в том же расположении.

Автор декора баяна – резчик по капу и инкрустатор Александр Иванович Васнецов (1895–1962)10. Н. И. Перминова назвала свой очерк о нем «Инкрустатор из рода Васнецовых», не приведя никаких доказательств причастности мастера к династии знаменитых художников. Учитывая годы его жизни и имеющиеся в литературе сведения о братьях Васнецовых, их ближайших родственниках и потомках, и не найдя ни у кого из них имени Иван, мы склонны видеть в А. И. Васнецове скорее не родственника, а однофамильца.

Но как бы то ни было, А. И. Васнецов – талантливый мастер, создававший уникальные произведения искусства. Н. И. Перминова приводит сведения из различных источников о работах мастера, выполненных в разные годы, из чего можно сделать вывод о его высоком мастерстве и пристрастии к созданию штучных уникальных изделий, хотя известны его образцы и для массового производства.
Он начал работать как резчик-инкрустатор в 1920-е гг. и уже в 1936 г. участвовал в Первой краевой выставке культтоваров.

Работы А. И. Васнецова привлекали внимание местной прессы, о них не раз писала «Кировская правда». В 1936 г. он сделал альбом на тему пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» со страницами из капо-корешка, с рисунками и текстом сказок в инкрустации11. Альбом экспонировался на юбилейной Пушкинской выставке в 1937 г. Затем им был выполнен чернильный прибор из 18 предметов на тему экспедиции папанинцев на Северный полюс12. Эти и последующие работы направлялись в Москву и нередко оказывались подарками знаменитым людям13.

В начале 1946 г. «Кировская правда» написала о том, что А. И. Васнецов получил заказ на инкрустацию для выставки баянов кировских кустарей в Москве и задумал инкрустировать корпуса четырех баянов. «Один он украшает на тему дымковской народной игрушки. Второй будет украшен на тему «Богатыри». На корпусе третьего баяна т. Васнецов изобразит гроздья рябины, а четвертый баян предполагается украсить луговыми цветами»14.

Выполнил ли мастер все четыре баяна и существуют ли они где-нибудь – неизвестно. А баян на тему дымковской игрушки был передан Русскому музею.

Обратимся к самому предмету. Баян отличается красивыми пропорциями в соотношении корпуса, мехов и двух клавиатур. Корпус целиком обложен пластинами капо-корешка, в которые инкрустированы изображения дымковских игрушек в наиболее популярных сюжетах. Поверхность каповых пластин полирована, красивого цвета и текстуры. Каждая прикреплена к корпусу латунными винтами с подложенными под них костяными розетками.

Особенно насыщена украшениями главная, лицевая сторона инструмента. Изображения расположены сверху вниз. Слева гуляющая пара – дама и военный, типичное по рисунку и композиции дымковское дерево, птички; ниже – всадник на коне, маленький конёк и собачка; внизу – гармонист и плясунья, дерево с птичкой, козлик и барыня. В правой части: три летящих птички, барыня, двуглавый конёк, два поросёнка, дерево с птичками и трубач. На верхней крышке изображения расположены лицом к играющему на баяне. Слева – две нарядные барыни и два зайца-музыканта, трубач и бьющий в тарелки. Справа – две смешные глазастые птички, деревце и птенцы. На задней стенке слева деревце с птицами, нарядная кормилица, глазастая птица и птенцы. Справа – военный в мундире стоит на круглом основании, а внизу медведь лезет на дерево. В свободные пространства фона между фигурами помещены орнаментальные мотивы – типичные для дымковской игрушки горошины, розетки, круги разного размера, рисунка и цвета. В них использованы мотивы юбок и передников персонажей. Они же, а также кружки и точки в различных комбинациях и разного цвета украшают клапаны клавиатуры. Местами поблёскивают характерные для дымковской игрушки ромбики сусального золота.

2009_15.jpg

Уникальный баян из отдела народного искусства Русского музея

Наверное, всякий творческий человек воспринимает дымковскую игрушку по-своему. Не был исключением и А. И. Васнецов. Воспроизводя игрушки на стенках баяна, он не стремился делать точные копии конкретных произведений, а исходил из собственных впечатлений о них. На наш взгляд, не пользовался он и рисунками А. И. Деньшина в известных изданиях, которые также нельзя рассматривать как копии игрушек15. В них очевиден активный почерк самого художника с характерными округлыми линиями, упругими формами, энергичными абрисами и яркими красками росписи, нивелирующими индивидуальные авторские манеры мастериц. Изображения на баяне Васнецова также выполнены в единой манере и в них тоже виден собственный почерк автора и особенности его восприятия игрушек. Но, на наш взгляд, они ближе к оригиналам, чем рисунки Деньшина. Они овеяны добрым юмором и сохраняют непосредственность образов народного искусства.

Васнецов стремится передать особенности дымковских игрушек не только избранными персонажами, но и их одеждой с характерными клетчатыми юбками, кофтами в талию, передниками с оборками и нарядными головными уборами.

Воспроизведениям игрушек присущ выразительный рисунок фигур и их силуэтов. Сохраняя фронтальность в изображении людей, автор всё же слегка нарушает присущую игрушкам статичность и наделяет их некоторым движением. Ещё более свободен он в образах зверей и птиц, переданных в ракурсе. Динамичности образов способствует и рисунок лиц с чёрными точками глаз, придающими персонажам выражение наивного удивления и даже испуга, нередко свойственных подлинным игрушкам.

В цветовом решении мастер исходил из колорита и сочетаний красок в подлинных игрушках, но тоже в собственной интерпретации и с учетом фона капо-корешка. Он совсем не использует малиновый фуксин, столь характерный для игрушек того времени. Цвет в его изображениях передаёт нарядные костюмы персонажей, он более гармоничен в оттенках и выделяется на тёплом янтарном фоне капа. Мастер применяет светло и тёмно-зеленую, серо-голубую, жёлтую, коричневатую, неяркую красную краски, в целом создающие впечатление о нарядности игрушек. В распределении цветовых пятен соблюдено определённое равновесие и гармония.

А. И. Васнецов писал о своей работе: «Главной своей специальностью я всё-таки считаю художественную инкрустацию. Это процесс творческий, здесь в работу надо вовлекать все свои способности. Инкрустация требует не только умения рисовать, но и умения тонко разбираться в цвете, требует очень тщательной техники. При инкрустации я обычно использую древесную фанеру, слоновую кость, перламутр, цветной целлулойд. Составленный из всех этих материалов рисунок вклеивается в вырезанное на дереве гнездо. Нужно, чтобы отдельные кусочки пластинок очень плотно примыкали друг к другу. После этого рисунок чистится, и, наконец, производится лакировка»16

Каждая деталь в баяне выполнена точно и тонко, от элементов орнамента и сюжетных изображений до инкрустированных перламутром пластин с фигурными сетками для регулировки воздуха. Инструмент можно долго рассматривать, проникаясь мастерством исполнения фрагментов.

Как справедливо замечает Н. И. Перминова, А. И. Васнецов был кустарь-одиночка. У него были ученики, но никто из них не достиг вершин его мастерства и не смог продолжить искусство инкрустации по капу17

Таким образом, исполненный в 1946–1947 гг. баян из собрания Русского музея является уникальным шедевром, совершенным по мастерству произведением вятского мастера-художника А. И. Васнецова, свидетельством его яркого индивидуального таланта.

Примечания

1 Собр. ГРМ ОНИ. Инв. № Д-1318. Размер 38,5 х 21 х 40 КП 2280.
2 Приказ № 687 от 25 июля 1947 г. Акт приёма № 1790-г от 27 июля 1947 г.
3 См. : Шатров М. Н. Кировские кустари.  Киров, 1938.
4 Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Л., 1988.
5 Шатров М. Н. Указ. соч. С. 15-16.
6 Там же. С. 33.
7 ЭЗВ. Т. 10 : Ремесла. Киров, 2000.
8 Перминова Н. И. Каповая шкатулка. Горький, 1984; Её же. Дымковская расписная. Горький, 1979 ; Киров, 1998.
9 ЭЗВ. Т. 10. С. 425.
10 Там же. С. 422-426.
11 Там же. С. 423.
12 Там же. С. 424.
13 Там же. С. 425, 426.
14 Там же. С. 424.
15 Деньшин А. И. Вятская глиняная игрушка в рисунках. М., 1917; Его же. Вятские старинные глиняные игрушки. Вятка, 1926; Русская глиняная игрушка. М., 1929. Вып. 1 : Вятская, лепная, глиняная / текст А. В. Бакушинского.
16 ЭЗВ. Т. 10. С. 424.
17 Там же. С. 425.