Страницы истории Кировского областного драматического театра

Л. В. Арасланова

Накануне Великой Отечественной…

Время 1930-х приближало наш народ и его культуру к страшным испытаниям Великой Отечественной войны. Кировский областной драматический театр им. С. М. Кирова ещё не знал о своей будущей участи – эвакуации в Слободской, не знал о том, что часть творческого коллектива уйдёт на фронт и не вернётся назад, не мог и думать о предстоящих ужасах голода, тифа, холодных зим. Для работников драмтеатра на календаре были ещё 1930-е, предвоенные….

В 1935 г. впервые в стране на сцене вятского театра была сыграна на русском языке пьеса «Платон Кречет» украинского драматурга А. Е. Корнейчука. Автор пьесы присутствовал на одном из первых спектаклей и остался вполне довольным игрой вятских артистов.

В 1936 г. состоялась постановка по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Режиссёром выступил актер Вятского театра А. Сасс-Тисовский. Специально для спектакля наиболее сложные костюмы театр шил в центральной театральной костюмерной. В библиотеке им. А. И. Герцена был модный журнал за 1880 г. В нём художники «нашли указания о том, как причесать парик и уложить шиньоны для Анны». Для новой версии «Анны Карениной» дирижёр театра С. Дрягин взял музыкальные фрагменты из произведений П. И. Чайковского. Художником спектакля выступил П. П. Воскресенский.

В 1930-е гг. артисты вятского театра устраивали встречи со зрителями – рассказывали о своих планах, показывали и юным, и взрослым фрагменты своих новых работ. В 1939 г. газета «Комсомольское племя» писала: «В кировской средней школе № 3 состоялась встреча учащихся старших классов с артистами областного драмтеатра. Школьники с увлечением прослушали выступление режиссёра-постановщика пьесы “Человек с ружьем” товарища Шевелёва о том, как создавался спектакль. Особенный интерес вызвали рассказы артистов тт. Колобаева и Гольдштаба об их работе над образами гениев человечества, вождей трудящихся всего мира тов. Ленина и Сталина. После дружеских бесед был устроен концерт».

Актёры проводили большую массовую работу с народными коллективами. Театральные протоколы за 1936 г. сохранили следующие записи: в пединституте прошла читка пьесы «Дубровский»; артисты драмтеатра совместно со стахановцами кировских предприятий обсуждали спектакль «Большой день»; рабочим коллективам города была оказана помощь в самодеятельности в Пушкинские дни; шла шефская работа с детьми в кировских школах.

Сезон 1938-1939 гг. в областном драматическом театре был интересным. Шли «Женитьба Белугина» А. Н. Островского, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше, «Таня» А. Н. Арбузова, «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина и, наконец, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.

2009_15.jpg

Артист К. Верховенский в роли Шпигельберга в «Разбойниках»
Ф. Шиллера. 1937 г.

2009_15.jpg

Артист Б. Щукин в роли
Ивана Грозного. 1940 г.

2009_15.jpg

Сцена из спектакля «Богдан Хмельницкий» в постановке И. Ефремова. 1940 г.

С большим успехом прошла премьера исторической пьесы «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (режиссёр – засл. артист РСФСР Л. Лукьянов). Кировский театровед Владислав Заболотский сразу же откликнулся такими строчками: «Основной удачей спектакля является образ Фёдора Иоанновича, талантливо и своеобразно созданный А. А. Колобаевым. Ярко и выпукло им переданы все стороны этого сложного образа. Артистка Т. Ф. Градова в роли Ирины Фёдоровны хорошо передаёт её чуткость, но в образе не хватает уверенности, силы царицы, сестры Годунова.

Убедительно, исторически правдиво показал образ Ивана Петровича Шуйского артист С. Курский. Роль Бориса Годунова, человека с сильной волей, ясным умом – талантливо сыграл артист Б. Щукин, колоритно передав невозмутимую уверенность государственного деятеля ХVI в.

Удачным стало оформление художника А. А. Блохина. Расписные своды царских палат, стильная древняя живопись в доме Годунова, обстановка ночного сада, паперть собора – всё дано в скупых, но выразительных красках с большим художественным вкусом».

Спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный к 375-летию со дня рождения великого английского драматурга, стал последней премьерой на сцене старого деревянного театра, прослужившего вятчанам более шестидесяти лет.

7 ноября 1939 г. свой очередной зимний сезон театр открыл спектаклем «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (режиссёр Л. Самборская) в новом здании, которое поныне украшает наш город.

В декабре 1940 г. состоялась премьера спектакля «На дне» по пьесе А. М. Горького. Местный критик Марк Тверской написал: «Хорошо сыграл артист Верховенский роль Актёра. Зрителям надолго запомнится его страшная фигура, с безумными глазами. Артист Щукин хорошо изобразил Барона, этого аристократа, опустившегося «на дно», он тонко иронизирует над представителем «светского общества», превратившегося в пьяного босяка».

Накануне войны в театр приехал в качестве художника В. П. Некрасов, будущий писатель-диссидент, автор романа «В окопах Сталинграда». «Кировская правда» за 1940 г. писала: «Красочно оформил спектакль «Сады цветут» по пьесе В. Масс и Н. Куличенко – молодой художник В. П. Некрасов».

В 1940 г. коллектив драмтеатра отметил 40-летний юбилей артистической деятельности артиста С. И. Курского. В кировском театре он начал работать с сезона 1936-1937 гг. Театралам особенно нравились образы, созданные артистом в пьесах, шедших накануне войны: «Профессор Полежаев» Л. Н. Рахманова (профессор), «Павел Греков» Войтехова и Ленча (Ковалёв), «Царь Фёдор» А. К. Толстого (Шуйский), «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (Ванюшин), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (Лоренцо), «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (Горностаев), «Волки и овцы» А. Н. Островского (Лызяев) и т. д.

На пороге уже стоял 1941-й…

БДТ на Вятской земле

Вспоминая историю Кировского областного драматического театра им. С. М. Кирова, давайте перелистаем её на 60 с лишним лет назад. Да, это время начала Великой Отечественной, но именно эти годы – с 1941-го по 1943-й – подарили нашим зрителям незабываемые встречи с творчеством прославленного Большого драматического театра (БДТ) из Ленинграда.

Война застала коллектив ленинградского театра в Баку, куда он выехал на гастроли. Оказавшись в Кирове, многое приходилось делать заново – декорации, костюмы – всё это приспосабливать к новой сцене.

Часть сотрудников театра разместилась в общежитии Кировского областного драматического театра, часть – в самом театре, в мало приспособленных для житья помещениях. Надо было налаживать всё: и питание, и стирку, и снабжение продуктами, необходимой одеждой – осень и зима в 1941 г. были необычайно суровыми. Конечно, не сразу, но большинство проблем было решено. Кировчане сделали для театра всё, что могли. Они сами жили трудно, бедно, тесно, но приезжим, особенно из блокадного Ленинграда, старались помочь в первую очередь.

Вот воспоминания Изольды Ивановой, попавшей ребёнком в эвакуацию в Киров. Её мать, актриса Кольцова, входила в труппу БДТ им. А. М. Горького. «В Кирове нас привезли с вокзала прямо в театр. Простое фойе разгородили занавесками, и мы поселились в этих «шатрах» маленькими коммунами. Пока взрослые занимались своими театральными делами, дети играли меж занавесей в прятки и «казаки-разбойники». Чтобы не путались под ногами, нам пристроили фанерную «ложу» к осветительной будке, и все спектакли мы смотрели помногу раз. Помню, что «Кремлёвские куранты» я видела четырнадцать раз. Наверное, из-за Виталия Павловича Полицеймако, всегда весёлого и приветливого».

С начала войны в театре срочно репетировали и ставили спектакли на военные темы. Шли «Русские люди», «Фронт». А потом оказалось, что людям всё ещё нужны и «Стакан воды», и «Слуга двух господ», и весёлые водевили.

Зал всегда был полон. Особенно много сюда приходило военных – раненых, выписавшихся из госпиталей, курсантов военных училищ.

Театр не отапливался. Зрители сидели в накинутых на плечи шинелях и прятали руки в карманы.

От актёров на сцене шёл пар. Синели от холода плечи дам в декольтированных платьях на представляемых балах, но никто не жаловался. Любую работу нужно было делать хорошо, если даже шла война.

Кроме спектаклей, актёры Большого драматического постоянно выступали с шефскими концертами в госпиталях и формирующихся в Кирове воинских частях. Как играли, как читали стихи и монологи Грановская, Казико и Полицеймако, Сафронов и Лариков!

Назло войне, назло всем невзгодам они высоко несли своё искусство. И зрители, многие из которых завтра уезжали на фронт, твёрдо помнили, что можно умереть, но нельзя оставить врагу землю Пушкина и Толстого, Чехова и Горького.

Вместе с театром в Киров приехал драматург Е. И. Шварц. Здесь он написал две пьесы. «Одна ночь» была посвящена людям блокадного Ленинграда, воспоминаниям о кошмаре ежедневных бомбардировок, мужеству тех, кто противостоял зверствам фашистов. В основу «Далёкого края» легли впечатления от поездок по детским домам Кировской области, где жили сотни ленинградских детей. Здесь же в Кирове была написана большая часть едва ли не лучшей пьесы Шварца «Дракон».

Постепенно театр обжился, работал напряжённо. Кроме ежедневных спектаклей, кроме утренников для детей, было дано более 80 концертов, сбор с которых шёл в фонд обороны. Артисты выступали в госпиталях, школах, перед новобранцами, участвовали в литературных вечерах вместе с кировскими и эвакуированными писателями, в библиотеке им. А. И. Герцена, в доме офицеров, на ёлках для школьников. Сотрудники БДТ помогали и Кировскому драматическому театру, который работал в Слободском. Ленинградцы консультировали, оценивали спектакли в прессе и сами ставили спектакли в театре кировчан. Заслуженный артист РСФСР Ефим Альтус поставил в Кировском драматическом театре спектакль по пьесе Леонида Леонова «Нашествие».

Начало 1943 г. ознаменовалось премьерой исторической комедии А. К. Гладкова «Давным-давно». Оказалось, что эта премьера – последняя в Кирове. Ленинградская блокада была прорвана, и театр стал собираться в Ленинград. 28-го января в «Кировской правде» руководители театра Л. Рудник и Л. Малюгин писали о том, что не ожидали встретить в небольшом городе такого понимающего и требовательного зрителя. По их словам, это помогло театру работать, не снижая качества спектаклей. Назывались и цифры, весьма впечатляющие: например, в театре за два театральных сезона побывало почти полмиллиона зрителей. Были возобновлены старые спектакли, которыми гордился театр, – «Дон Карлос» и «Слуга двух господ», поставлены новые, вошедшие надолго в репертуар театра – «Фельдмаршал Кутузов», «Русские люди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина и другие.

1 февраля 1943 г. БДТ вернулся в Ленинград. Евгений Шварц остался ещё на полгода в качестве завлита Кировского драматического – театр вернулся из Слободского на старое место.

Безусловно, ленинградский Большой драматический театр внёс в культуру нашего города незабываемые страницы. Кировчане, особенно люди, пережившие то тяжёлое лихолетье, благодарны ему за многие и многие спектакли, показанные в войну.

Можно было бы закончить на этом рассказ о связи БДТ с нашим городом, если бы не ещё один факт. Дело в том, что недавно ушедший из жизни художественный руководитель ленинградского театра Кирилл Юрьевич Лавров первую свою роль сыграл в Кировской области. В то время, когда БДТ работал в Кирове, в селе Сорвижи Арбажского района был организован детский дом для ленинградских детей. Директором назначили мать Лаврова – артистку Ольгу Ивановну Гудим-Левкович. Здесь она организовала детский театр с участием воспитанников. В одном из спектаклей Ольга Ивановна уговорила сына, 14-летнего Кирилла, сыграть главную мужскую роль. А значит, первые сценические шаги он сделал на вятской земле.

Через 40 с лишним лет, в 1987 г. вновь состоялась долгожданная встреча кировчан с артистами Большого драматического театра. Двухнедельные июньские гастроли, которые прошли на сцене Кировского драматического театра вновь напомнили о днях военного времени. На встрече со зрителями художественный руководитель, народный артист СССР К. Ю. Лавров сказал: «Для нашего театра Киров – не просто город. Ваши отцы и деды приютили нас в годы военного лихолетья, и за это мы бесконечно благодарны им».

Премьера «Молодой гвардии»

Немало ярких слов посвящено поистине театральной звезде кировской сцены – Тамаре Ивановне Ветко, сложная судьба которой писалась в разных театрах страны. И всё же первая её роль, по-настоящему значимая, родилась именно здесь в Кирове, говоря её словами: «в белом, как лебедь, театре». Шестьдесят с лишним лет назад, в тяжёлый послевоенный 1947-й, наши земляки увидели премьеру спектакля «Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева.

В майские дни 1947 г. новый режиссёр театра, только что вернувшийся с фронта, Исай Борисович Шойхет взялся за постановку пьесы «Молодая гвардия». Герои известного романа были в то время любимыми и близкими всем. А. А. Фадеев сделал образы краснодонцев реальными, нашедшими отклик в душе. Как же хотелось Шойхету показать молодогвардейцев средствами театрального искусства по-фадеевски ярко. И это удалось благодаря мастерству режиссёра и прекрасному актёрскому коллективу – ощущение ансамбля не покидало зрителей с начала до конца спектакля.

«Раздвигается занавес. На сцене – памятник-обелиск молодогвардейцам. У подножья его – они, знакомые, дорогие для зрителя герои-краснодонцы. Волнующе звучит в оркестре песня – гимн боевой юности: «Вперёд, заре навстречу, товарищи в борьбе…» Но передвинулся круг сцены, и пошли перед зрителями действующие лица. Особо удалась работа Олега Кошевого (в исполнении В. Деньгина) – артист нарисовал образ динамично, порывисто, эмоционально. Темпераментно, страстно, с горением в душе играл молодой артист Г. Ложкин образ Серёжи Тюленина. Задушевно, трогательно дал образ Вани Земнухова артист К. Кумакшев. Правдиво нарисовал портрет Жоры Арутюнянц артист О. Рымкевич.

Уля Громова, которую исполнила юная Т. Ветко – «проходит через всю пьесу, как обаятельная молодость. Артистка сумела показать моральную красоту облика Ули, поэтичность её натуры». Сложна и интересна оказалась роль Любы Шевцовой (артистка Е. Головина). Игра артистки отличалась гибкостью переходов от озорства к глубокому, простому исполнению, показывающему волевую, советскую девушку-патриотку». Хорошо исполнили роль матери Олега Кошевого – артистка Е. Одоевская и бабушки Олега – артистка М. Ольшевская.

Художественное оформление, сделанное художником А. К. Грозиным, удачно вписалось в ход действия, оно буквально соединилось с творческой игрой актёров. Помогла раскрытию образов и музыка спектакля, написанная композитором В. Н. Липатовым. Всё вместе и создало яркий героико-романтический спектакль. Особо зрителей взволновал финал «Молодой гвардии», когда Иван Проценко (засл. арт. Дагестанской ССР Н. И. Ладыженский) обратился в зал со словами: «Встаньте, товарищи». Весь зал в напряжённом безмолвии поднимается, как один человек, и невольные слёзы от полноты чувства и гордости за наше юношество появляются на глазах многих зрителей». (Из статьи доцента Кировского педагогического института И. Сметанина).

2009_15.jpg

Тамара Ветко в роли Ульяны Громовой в спектакле «Молодая гвардия». 1946 г.

После премьеры спектакля весть о постановке «Молодой гвардии» быстро разлетелась по городу. Зрители разных возрастов спешили увидеть талантливую игру молодёжи Кировского драмтеатра. Газета «Кировская правда» за 1947 г. печатала статистику посещения нового спектакля: «Молодая гвардия» идёт с небывалым успехом. Зал переполнен. На четырёх представлениях «Молодой гвардии» побывало 4 тыс. зрителей. Кроме того, театр дал один шефский спектакль. 40% зрителей посетили театр по коллективным заявкам. Заявки продолжают поступать от предприятий, институтов, школ, учреждений».

Да, это, пожалуй, был первый спектакль, где в основном участвовали молодые актёры. К радости театральной публики, они хорошо исполнили свои роли, искренней и правдивой игрой покорили всех зрителей, и конечно, в первую очередь, в этом была заслуга режиссёра Шойхета.

Множество зрительских отзывов полетело в газету со словами восхищения и благодарности, одно из них было написано студентом пединститута К. Вершининым: «Кончился спектакль. Не хочется уходить из зала. Образы славных людей окружают вас. Какие горячие сердца бились в груди наших сверстников, имена которых мы никогда не забудем».